Формирование национального самосознания школьника – задача каждого учителя.
материал

Уважаемые коллеги, важнейшей функцией воспитания подрастающего поколения страны является формирование у детей национального самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samosoznanie.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование национального самосознания школьника

– задача каждого учителя.

Уважаемые коллеги, важнейшей функцией воспитания подрастающего поколения страны является формирование у детей национального самосознания.

Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальное сознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях и настроениях.

Выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей.

С изменением социально- экономических условий менялись и меняются нормы и правила взаимоотношений человека и общества, взаимоотношений между людьми и каждой личности к саму себе. Рост возможностей человечества, который особенно стал заметен в настоящее время, часто просто мешает духовному и моральному развитию человека. Цивилизация вместе со всеми присущими ей благами, в то же время несет в себе массу негативных проявлений.

Разрушение моральных ориентиров, усиление  бездуховности, рост преступности, усиление эгоцентризма и многое другое. Особенно велико это воздействие на подрастающее поколение и как следствие- скептицизм, забвение национальных чувств, иждивенчество. Подростку трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед  ними жизнь. Сместились нравственные человеческие ориентиры.

Социологическое бюро  РАН провело социологическое исследование в московских школах в 2011году. Учащимся был задан один единственный вопрос: «Кто из известных исторических личностей России мог бы являться для них образцом для подражания». Затем полученные ответы сравнили с ответами на этот же вопрос, но заданный московским школьникам  1980 году. На слайде самые популярные ответы.

Выборка 1980 год.

Выборка 2011 год.

1.

Петр 1

Бизнесмены

2.

Юрий Гагарин

Олигархи

3.

Михаил Ломоносов

Группа «ВИА гра»

4.

Спортсмены

Дима Билан

5.

Александр Невский

Представители модельного бизнеса

6.

Военные

Представители силовых структур

7.

Путешественники и исследователи

RammShtain

Обращает на себя внимание обезличенность второй выборки, не понятно , какое отношение имеет к историческим личностям России немецкая рок-группа.

Даже естественные общечеловеческие понятия и термины иногда ставят подростков в тупик, нормы и правила, выработанные человечеством и дошедшие до нашего времени, ставшие общепринятыми, интернациональными вызывают  затруднения, даже в их  интерпритации.

Среди учащихся нашей школы так же был проведен опрос. Ученики 6,8,9 классов ответили на два вопроса:

Кого можно назвать патриотом? Кого можно назвать гражданином?

Кого можно назвать патриотом?

Количество респондентов – 110 человек

Человек, любящий Родину

45 человек

В.В.Путин

30 человек

Герой ВОВ

35 человек

Анализируя ответы и обсуждая их с учащимися, я пришла к выводу, что большинство ребят считают патриотом человека , совершившего подвиг или значимый поступок для Родины. А, то, что патриотизм заключается еще и в гордости за успехи своего народа в области науки и культуры, в отношении к атрибутам своего государства, в сохранении природы, уважению к законам, труду, традициям и обычаям. ( сл.13 – таблица)

Кого можно назвать гражданином?

Количество респондентов – 82 человека

Коренной житель страны

36 человек

Имеющий постоянное место жительства

24 человека

Русский

12 человек

Не раб

10 человек

Формирование гражданина в условиях современных социальных и политических реалий становится объективным требованием. Это объясняется рядом причин. Важнейшей из которых является то, что не возможно существование самостоятельного правового государства без  активного участия граждан в государственных делах. Поэтому роль  формирования гражданских качеств подростков возрастает. Необходимо воспитать  граждан. Считающих своим моральным долгом участвовать в формировании и выполнении законов. Следовательно, для национальной системы воспитания, формирование национального самосознания является одной из важнейших задач.

Без чувства гордости за свою Родину нельзя стать гражданином своего Отечества. Надо только понимать, что чувство национального самосознания не означает отчуждения, оно не должно стать фактором противостояния с другими народами, оно должно способствовать тому, чтобы чувствовать себя равным среди равных в семье народов мира.

На школу, на систему образования в целом ложится тяжелый, но посильный труд в формировании у подрастающего поколения национального самосознания, но мы должны хорошо понимать о каком образовании идет речь, должны видеть его многогранность, духовность, индивидуальный подход, его качественную составляющую.

И здесь мне хотелось бы обратиться к словам Ивана Александровича Ильина, русского мыслителя, филосова, публициста и общественного деятеля. Иван Александрович в своих статьях, научных трудах пролангирует традиции русской духовной философии. И вот, что он сказал об образовании в своей работе «О воспитании в грядущей России».

Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном питании русского духовного характера, не просто в "образовании" (ныне обозначаемом   в  Советии пошлым и постылым словом "учеба"), ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он,- бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный,- и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек н лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь. Более полувека назад. Были написаны эти строки и я бы не сказала. Что они выглядят устаревшими.

Трудно перечислить все разнообразие форм организации воспитательной работы в современной школе. Учителя постоянно ищут и внедряют в практику воспитания все новые и новые формы работы по формированию национального самосознания у школьников. Участвовать в этом процессе способны все учителя – предметники в рамках своих уроков, будь то история, литература или физика. Я предлагаю нашим педагогам поделиться опытом работы в этом направлении. Показать возможности своего предмета в рамках формирования национального самосознания. Возможно, то, что мы сегодня услышим, позволит нам наполнить новым содержанием традиционные формы воспитательной работы и найти новые пути воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании подрастающего поколения. Поэтому школа, решая задачи образования, должна не забывать о разумном и нравственном в человеке, помогать каждому ученику определить ценностные основы собственной жизни.

О возможной необходимости защищать свою Родину. Должен помнить и знать каждый гражданин. Но это знание не должно быть навязанным, неосознанным. Со школьной скамьи мы должны прививать детям уважение к военным профессиям, чувства долга, как первого мотивирующего элемента для службы в армии.

Уроки труда и краеведения в огромной мере способствуют воспитанию у школьника чувства национального самосознания, об этом нам расскажет учитель технологии и заведующая краеведческим музеем школы Нефедова Ю.В.

Невозможно переоценить  формирование национального самосознания через национально-культурный компонент (искусство, традиции, обряды). Это воспитывает в учащихся уважение и гордость к национальной культуре, ставит культуру в один ряд с другими основами национального самосознания.

Национальное самосознание базируется не только на культурном наследии, воинской доблести. Научные достижения вознесли Россию до недосигаемых высот и дополнили ее славу. Гафилина Г.П.

Традиционную форму работы классного руководителя так же необходимо наполнять новым содержанием, которое способствовало бы формированию у школьника национального самосознания. О волонтерстве сообщение учителя физической культуры и классного руководителя 11 класса Шульги Е.В.

Подводя итог, всему услышанному, я  должны заметить следующее. Задача формирования у учащихся национального самосознания , в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок важна и актуальна. Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа -непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством,  не станет добиваться признания, унижая и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что развитое

национальное самосознание – является своего рода гарантией  от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.

В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все звенья

педагогической системы. Классный руководитель, педагог, на  чьи плечи

традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может и в данном случае является  важным звеном в деле формирования национального самосознания, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и языка своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетентностей учащихся – задача каждого учителя-предметника

Формирование ИКТ-компетентности учащихся должно осуществляться на уроках по всем учебным дисциплинам. Задача учителя делать в своей работе акцент на формирование этих умений в соответствии с тр...

Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел

Презентация Формирование национального самосознания у школьников на  примере народных традиционных ремёсел...

Исследовательская работа «Влияние исторических событий на формирование национального самосознания»

Исследовательская работа по истории РоссииНаправление: «Из истории народной жизни Руси-России (быт, традиции, духовная жизнь)»Работа была представлена на конкурсе  исследовательских работ шк...

Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста.

Только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, поможет учителю воспитать яркую личность, сформировать национальное самосознание учащихся....

Конспект урока по проблеме формирования национального самосознания :"Толерантен ли Пьер Безухов?"

Цель:  * знакомство с понятием толерантность;             * анализ литературного героя;             * развитие способности к ...

Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения

О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации....