Доклад на тему: «Формы самоподготовки, направленные на развитие мотивации к учению у воспитанников»
методическая разработка

Старшова  Дарья Игоревна

2018 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka_doklad.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад

на тему:

«Формы самоподготовки, направленные на развитие  мотивации к учению у воспитанников»

Воспитатель: Егорева Д.И

2018

Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка  в этой работе  сочетаются образовательные, воспитательные, коррекционные  цели и задачи:  это не только форма проведения и закрепления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой.

Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера:

закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т. д.

выработка рациональных методов и приемов организации труда;

обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;

расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т. д.)

В процессе самоподготовки решаются воспитательные, коррекционные развивающие задачи:

развитие воли, умения преодолевать трудности;

формирование характера;

выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т. д. ;

совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.

Реализация этих целей и задач позволит воспитанникам центра успешно учиться в условиях школы.

Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков.

Работая самостоятельно, воспитанники примерно одинаковых способностей и возможностей на одно и тоже задание тратят разное время.

Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам. Поэтому третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т. д.

Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

Воспитатель приучает воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания.

Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике, и далее по расписанию на следующий день. Но такой порядок не является обязательным. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у воспитателя появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельностью работы каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.

Воспитателю необходимо знать  основные индивидуальные особенности каждого воспитанника: его общее развитие, интересы, стремления; отношение к учению, степень его работоспособности; темперамент, основные черты характера; особенности развития внимания, памяти, мышления – насколько быстро и глубоко или медленно и поверхностно воспринимает и мыслит ученик, в какой мере самостоятельны его суждения, прочно ли его запоминание; особенности чувств, восприятия, представления и других психических особенностей.

Знание индивидуальных особенностей воспитанников – это еще половина успеха работы воспитателя. Надо научиться учитывать эти особенности, т. е. овладеть методикой руководства самоподготовкой воспитанников с учетом их возможностей, интересов и склонностей.

Большую помощь в работе воспитателя оказывают группы консультантов – 2-3 хорошо успевающих ученика по какому – либо предмету, выделенных по рекомендации учителя. консультанты помогают слабоуспевающим воспитанникам выполнять задания, проверяют их. консультантам лучше поручать оказывать помощь не самым слабым учащимся, а тем, у которых еще достаточно не сформировались навыки самоконтроля, кто не научился работать точно по плану, невнимателен, имеет частичные пробелы в знаниях.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.

В условиях школы-интерната домашние задания выполняются воспитанниками самостоятельно под контролем педагога. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке.

С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки:

1.      Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.

2.      Формирование у воспитанников устойчивого желания самостоятельно трудиться, пробуждение у них чувства долга по отношению друг к другу, к коллективу группы, к учителю и воспитателю.

3.      Воспитание упорства, усердия, целеустремленности, воли и любви к учению.

4.      Развитие у воспитанников активности и интереса к выполняемой работе.

5.      Воспитание чувства ответственности, формирование умения работать в коллективе.

К задачам воспитателя при проведении самоподготовки относится также формирование у учащихся умения распределять время, отведенное на самоподготовку, и определять порядок выполнения домашних заданий, воспитание у них чувства взаимопомощи и доброжелательного отношения к товарищам.

В  школе домашние задания воспитанники выполняют в тех же классных комнатах, где проходят уроки, за своей партой. Группа для занятий должны быть чистыми и проветренными. За воспитанниками закрепляются постоянные рабочие места. Дежурные протирают парты, подметают пол, по указанию воспитателя развешивают карты, таблицы, картины, другие наглядные пособия, которые понадобятся при выполнении заданий. На специальном столе раскладывают справочники, дидактические материалы, запасные учебные принадлежности, книги для внеклассного и дополнительного чтения, которые заранее подбирают учитель и воспитатель.

Постепенно учащиеся, привыкают ежедневно перед началом самоподготовки просматривать расписание уроков на следующий день и заранее подготавливать все необходимое для выполнения домашних заданий. Учебники, тетради и пособия они раскладывают в нужной последовательности, в соответствии с порядком выполнения заданий по учебным предметам.

Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей, или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто отвлекаются и в результате сами нарушают дисциплину. Некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному плану и т.д. Я помогаю  таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанникам разрешаю приготовление уроков вне групповой комнаты – в своей комнате, в других, специально отведенных воспитателем для этого местах. Однако  я все время держу этих воспитанников в поле зрения и время от времени проверяю ход их работы.

Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить как это делалось на уроке, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнок должен мне показать, что было им сделано до этого.

         В группе исключена возможность списывания. Соседом по парте, как правило, является ученик другого класса. Во время самоподготовки я всегда делаю акцент на том, что своим поступком (дав списать однокласснику) ребята лишают своих товарищей возможности развиваться, запоминать информацию, обогащать словарный запас и. т. д. Учу детей уважительно относиться к особенностям развития своих сверстников.

Рабочий шум вполне допустим в группе, и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже моих громких замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Нужно строго следить, чтобы родители тоже планировали своё время, не нарушая режим самоподготовки, не отвлекали детей во время выполнения домашней работы. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.

Методов много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. Категорически нельзя копировать урок и подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе-интернате и для них это огромный труд. А чтобы для учеников самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.

За время работы в интернате я поняла, что самоподготовку лучше проводить в классной комнате. Рабочая обстановка, дает возможность использовать наглядные пособия, справочники,  После первых 30 - 40 минут самоподготовки Я разрешаю обмен мнениями, передвижения по комнате.

Место воспитателя в начале самоподготовки – у стола. Я должна убедиться, что все воспитанники включились в работу: приготовили учебные принадлежности и начали работать.

Создать определенный настрой ходе самоподготовки поможет и музыка.  Музыка поможет сосредоточиться, создаст иллюзию уединения, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной работе.

Я стараюсь  использовать разнообразные формы контроля: устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, устный или письменный план – ответ по заданию урока, индивидуальное задание на карточке, фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания.

Так же я использую метод самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй оценить свои знания.

Завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Обязательно отмечаю тех,  кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формы организации учебной деятельности на уроке"

В докладе рассмотрены : Фронтальная , индивидуальная, групповая формы организации учебной  деятельности на уроке....

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по теме: «Формы обучения в современных условиях»

Цель доклада – проанализировать тенденции их развития. Большинство научных дидактических работ посвящено обучению в средней школе, и набор форм обучения, как правило, ограничен (урок, экскурсии и т.д....

Доклад на тему: "Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности".

Доклад на темe"Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности.В докладе раскрывается залог обеспечения успешности уч...

доклад на тему: "Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции у воспитанников школы – интерната".

quot; Через активную организацию жизни в школе ребёнок придёт к умению войти в жизнь"Лев Семёнович Выготский...