Использование опыта педагогов-новаторов в современных педагогических технологиях на уроках кубановедения и истории
методическая разработка

Елена Александровна Шевченко

Использование опыта педагогов-новаторов в современных педагогических  технологиях на уроках кубановедения  и истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispozovanie_opyta_pedagogov_novatorov_shevchenko_e.a.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование опыта педагогов-новаторов в современных педагогических  технологиях

на уроках кубановедения

и истории

МБОУ СОШ №2  Е.А Шевченко

Успех достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Успех – это состояние,  это наше внутренние чувства и ощущения.

От чего он зависит?

“Педагогическая технология – это продуманная  модель совместной деятельности учащихся и учителя”

Рассмотрим некоторые из них.

  • Игровые технологии. Организационно-деятельностная игра  (ОДИ).  Г.П. Щедровицкий.
  •  Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. В.Ф.Шаталов
  •  Педагогика сотрудничества. С.Л. Соловейчик,

 Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов и др.

1. Организационно-деятельностная  игра  (ОДИ) 

Георгий Петрович Щедровицкий (1929–1994) 

Советский философ, социальный теоретик, методолог, общественный и культурный деятель, создатель школы системо-мыследеятельностной методологии, основатель Московского методологического кружка

А. П. Зинченко: «Мы понимаем образование не как передачу, освоение знаний, но как развитие способности к экспериментальному исследованию жизни».

По мысли Г. П. Щедровицкого, методологическое мышление должно было выработать новые средства и новую технологию надпредметного мышления

С середины 50-х годов в Москве  стала разрабатываться особая форма интеллектуальных  игр, которая затем, в конце 70-х годов, была преобразована в иную форму игр, получивших название организационно-деятельностных (далее - ОДИ).  Весь  долгий период с 1952 по 1976 г. можно считать первым, «инкубационным» периодом становления ОДИ.


ОДИ создавались как новая, комплексная и системная форма организации коллективной мыследеятельности. Они применялись для исследовательских и проектных разработок, включая отрасли народного хозяйства, крупные промышленные объекты, муниципальные образования, образовательные системы и крупные
 учреждения.

В 1980−1990-е гг. ОДИ  приобрели известность в СССР (России).

В 2000-е гг  подход становится известным в мире.

Практика организационно-деятельностной педагогики. 

Покажем применение СМД-методологии в образовательной практике на конкретных примерах.  

С 1991 г. в Москве работает Новая Гуманитарная Школа, обучение мышлению, основанное на методологии Г. П. Щедровицкого.

Во главу угла ставится обучение «внепредметным (надпредметным) умениям»: предметные умения рассматриваются как база для развития надпредметных умений – мыслительных, общеинтеллектуальных, речевых и организационно-деятельностных, а также развития памяти, воображения, внимания, творческих способностей каждого ребенка.

Обучение можно назвать проблемным, исследовательским.

В структуру такого содержания входят метапредметы.

-   новую технологию надпредметного мышления;

  • соединение  учебно-деловых игр и интеллектуального    методологического дискурса;
  • коллективная мыследеятельность;
  • стержень  - обучение «внепредметным (надпредметным) умениям»: предметные умения это база для развития надпредметных умений;
  • обучение можно назвать проблемным, исследовательским.

2. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала 

Виктор Федорович Шаталов (1927)

Народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные резервы традиционного классно-урочного способа обучения.

Общепедагогическая технология В.Ф.Шаталова реализована в предметных технологиях В.М.Шеймана (физика), Ю.С.Меженко (русский язык), А.Г.Гайштута (математика), С.Д.Шевченко (история) и др.

Особенности содержания

•  Материал вводится крупными дозами.

•  Поблочная компоновка материала.

•  Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов •  Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).

Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Особенности методики

 Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.

1.      Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по красочному плакату - опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими кон спектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.

2.      Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование - декодирование); запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

3.      Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идет «тихий» и магнитофонный опрос; после письменной работы - громкий опрос.

4.      Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.

5.   Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).

Контроль, оценка

        В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.

Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

Кубановедение и история – предметы, прежде всего, нравственно - этические и их задача – воспитать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать исторические факты. Историческое преподавание в школе страдает, прежде всего, дроблённостью материала, событий. Нередко изученное на прошлых уроках ученик забывает еще до того, как узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь. Если материал просто передается через лекцию, рассказ, беседу, то это может запутать ученика. Поэтому разработана система использования знаков-опор.

Особо необходимо выделить значение опорного конспекта для «слабых» учащихся. Запомнить даже отдельный факт, событие, дату для них сложно. Такие ученики теряются, замыкаются и теряют интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае становится действительно опорой для него, который позволяет без подсказки вспомнить и воспроизвести материал, построить связное предложение, а ответ сильного ученика становиться более полным, последовательным, чётким

Система знаков-опор это символы, слова, даты, стрелки и рисунки. 

Методами моей работы являются:

- использование системы опорных сигналов;

- применение иконического моделирования.

Иконические знаки – это схематичное изображение людей и предметов. 

При выборе знака главное – показать существенную характеристику, значимую черту, отличающую данный объект (предмет) от других. Например: раб – это несвободный человек, следовательно, изображаем его закованного в цепи. Или символом власти является корона, поэтому, говоря о царе, изображаем корону; воина от других отличает, в частности, наличие оружия, изображая воина, показываем человека с оружием (копьем). Использовать иконическое моделирование можно практически на каждом уроке истории и Кубановедения в среднем звене (5 – 7 классы). Педагогу для этого необходимо, читая текст параграфа, выделять главное и изображать его схематически при помощи знаков. Из опыта видно, что освоившие метод иконического моделирования, увереннее могут выделять в тексте главное и второстепенное, логически мыслить и говорить, без особого труда усваивать большой объём материала.

Образ – носитель понятия - не создает у школьников новых представлений об исторических явлениях. Это сигнал, знак, наглядный образ, но за ним богатое содержание. Поэтому каждый образ должен быть тщательно продуман. Главная суть опорного конспекта на уроках истории и Кубановедения - цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий. Поэтому по мере работы с опорными конспектами учащиеся старших классов выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорный конспект и предлагать свои оригинальные значки и символы для отдельных тем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделить главное в тексте или рассказе учителя.

3. Педагогика сотрудничества 

— направление в педагогике,возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»). 

  • как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися
  • Представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

 Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся 

Симон Львович Соловейчик.

Основателями педагогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы, такие, как:

 Педагоги—новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности,помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

На первой встрече педагогов- новаторов были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения 

зубрежки материала

  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

Применяемые мной технологии

  • Информационная;
  •  Поисково-исследовательская;
  •  Проектная;
  •  Игровая технология;
  •  Объяснительно-иллюстративная;
  •  Коллективные способы обучения.

Ключевые компетенции учащихся

  •    работа с числами
  •   коммуникативные (работа в группе)
  •   проектно-исследовательская
  •   информационные
  •   решение проблем, исторических задач
  •  личностные

Мнение учащихся

  1. Что такое успех?

2. Как достичь успеха?

3. От кого (чего) зависит ваш успех?

4. Что (кто) мешает вам

 успешно учиться?

Личность учителя

Оптимизм

Любовь к детям

Эрудированность

Личный пример

Нравственность

Творчество                Думай-делай-достигай! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Публикация автобиографий в Энциклопедии «Педагоги-новаторы XX-XXI вв.»

Глубокоуважаемые коллеги!Научно-инновационный центрПРИГЛАШАЕТ К ПУБЛИКАЦИИ АВТОБИОГРАФИЙ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ «ПЕДАГОГИ-НОВАТОРЫ XX-XXI ВВ.»Сотрудники всех типов образовательных организаций, дости...

2016 Энциклопедия «Педагоги-новаторы XX-XXI вв.». Том 2

Публикация автобиографий работников науки и образования, а также очерков об организациях и научных коллективах...

«Урок литературы – это искусство, а учитель – художник своего урока». Мастер-класс по методической системе педагога-новатора Е.Н. Ильина

laquo;Главная цель преподавания литературы в ее воспитательной функции, а уже потом в познавательной»Е.Н. Ильин«В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока л...

Педагог-новатор

Ноябрь-декабрь 2018 гРуководитель практики от профильной организации студента курса профессиональной переподготовки "Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психол...

Педагог – новатор в рамках УМК по английскому языку «Английский в фокусе» в 5 классе

Данная статья содержит  информацию по работе с разделом "Culture corner" учебника "Английский в фокусе" 5 класс, а именно рекомендации учителям, желающим организовать проектну...

Сельские педагоги-новаторы

Преемственность и новаторство в деятельности выдающихся сельских педагогов Сергея Александровича Рачинского и Владимира Сергеевича Мартышина....