Сельские педагоги-новаторы
статья

Леонов Илья Александрович

Преемственность и новаторство в деятельности выдающихся сельских педагогов Сергея Александровича Рачинского и Владимира Сергеевича Мартышина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selskie_pedagogi_-_novatory.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая - очевидным отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом. Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных отношений, как правило, становятся известны всем.
Малочисленность учащихся порождает потребность сельской школы в различных образовательных программах. Чем более сельская школа удалена от города, тем меньшими возможностями она располагает для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, тем слабее профессиональные контакты работников школы со специалистами аналогичного профиля, тем более затруднен доступ к новейшей информации и объектам культуры.
В то же время сельская школа имеет более весомый общественный статус в социуме, чем городская. Она - носитель культуры, образованности, интеллигентности. Поэтому здесь педагогу легче состояться профессионально.
Необходимость создания оптимальных стартовых условий для развития сельских детей в этих специфических условиях заставляли и продолжают заставлять педагогов искать особые подходы в своей педагогической деятельности. Ниже речь пойдет о двух педагогах-новаторах, деятельность которых протекала в разных столетиях, но является продолжением одна другой.

Педагог-новатор сельской школы XIX в. Сергей Александрович Рачинский

Сергей Александрович Рачинский родился 2(14) мая 1833 года в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских, в родовом поместье в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области).

Получив прекрасное домашнее образование, он в 1849 году поступил в Московский университет. Сферой его научных интересов стала ботаника, физиология растений. В 1866 году он защищает докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей». Но его интересы не ограничивались естественными науками. Рачинский активно занимается философией, а также общественной и преподавательской деятельностью. У него как человека энциклопедических знаний был широкий круг друзей и знакомых. Он общался с философами А.С. Хомяковым, братьями Киреевскими, В.В. Розановым, С.М. Соловьевым, был дружен с В.П.Боткиным и зоологом К.Ф. Рулье. Желанными гостями в доме Рачинского в Москве были: Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, братья Аксаковы, историк В.И. Герье и многие другие.

Уйдя в 1868 году в отставку с должности профессора Московского университета, С.А. Рачинский поселился в своем родовом имении Татеве. Здесь он основал школу и еще 18 школ в округе, которые образовали некое воспитательное и образовательное пространство. Возникло сообщество педагогов, объединенных одной идеей и одним лидером. Влияние С.А. Рачинского и созданных им школ на школьное дело оказалось столь значительным, что споры о его роли в отечественной педагогике не стихают до настоящего времени. Ключом к пониманию всей педагогической концепции этого ученого и педагога-практика является, по мнению исследователей, то, что в основе его школы, лежали семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои.

С.А. Рачинский стал народным педагогом в 42 года, в расцвете творческих сил, с ясно определившимся мировоззрением, но все же в системе просвещения он был новичком. Он вскоре убедился, что начальные школы нуждаются не в частных поправках, а в коренной реформе. В основе его школы лежали семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои. После 6—7 лет учительства С.А. Рачинский пришел к выводу, что родители-крестьяне отдавали ребенка в школу не только для обучения грамоте и счету, а потому, что были уверены, что школа заложит в ребенке христианскую основу: в народном понимании это идеал человека с присущими ему национальными чертами — теплотой и сердечностью отношений, нравственностью, бескорыстием, гражданственностью, патриотизмом и православной верой.
   С.А. Рачинский видел, что 90% сельских учеников северо-западного края не могут ходить в школу каждый день, а вынуждены жить в ней из-за отдаленности от дома. Для таких детей Рачинский построил новое здание школы с общежитием, с комнатами для учителей, обустроил в ней все так, как в лучшей крестьянской семье. Даже внешний вид школы напоминал крестьянский двор заботливого хозяина: чистый двор, огород, цветник, высокое красивое здание с большой террасой, в теплое время увитой диким виноградом. Внутри школы просторные классные комнаты, украшенные картинами Н.П. Богданова-Бельского и В.М. Васнецова, фотографиями, рисунками учеников. В комнате для рукоделия была большая коллекция русских вышитых полотенец, изделий народных промыслов. В правой части здания надстроен второй этаж для певческой и художественной мастерских, где одна из стен была застеклена, а в ней — выход на балкон, с которого открывался прекрасный вид.
   Весь день Рачинский вместе с учителями проводил среди детей: учил, обедал, отдыхал, трудился, играл, молился. Особенность работы школы с общежитием требовала от него и особенной постановки учебно-воспитательного процесса, поэтому стали необходимы вечерние занятия и расширение программ. Треть его учеников были сиротами, что не позволяло закрывать школу на лето, и она работала круглый год, а это была еще одна возможность готовить одаренных детей к будущей профессии, в первую очередь учителя, живописца, священника.
   В школе с общежитием усиливалось воспитательное влияние школы, стал возможен индивидуальный подход в воспитании и обучении учеников. Личность ребенка раскрывалась в обстановке внимания, сердечности, доброты со стороны всех сотрудников школы. Сергей Александрович считал существенным недостатком в воспитании крестьянских детей отсутствие, гуманного отношения к ним окружающих. Воспитывал детей, учителей, родителей-крестьян и пример высоконравственной личности С.А. Рачинского. В первую очередь он был опекуном, воспитателем, отцом, для которого все равны и любимы, а потом уже учителем.
   Дети болезненные и с физическими недостатками (горбуны и заики) не ощущали своей неполноценности. Педагог старался обучить их таким ремеслам и специальностям, которые помогли бы им жить и работать среди здоровых людей. С.А. Рачинский лечил заикание у детей средствами народной логопедии, дававшей положительные результаты в условиях сельской школы. Рядом со школой была построена больница, где за больными ухаживали сестра Сергея Александровича, он сам и врач. Работа врача оплачивалась из средств С.А. Рачинского. Ученики приходили играть с выздоравливающими, читали им книги. В школе старшие дети дополнительно занимались с отстающими, играли с младшими, опекали их в походах, помогали новичкам освоиться с условиями жизни в школе. Забота детей друг о друге, по мнению педагога, приобретенная в семье и развиваемая в школе, проявлялась во всем и сопровождалась изумительным терпением и умением обращаться с детьми младшего возраста.
   Особого внимания заслуживает кропотливый труд Рачинского с одаренными детьми. Он помог получить дальнейшее образование трем талантливым художникам: Т. Никонову, И. Петерсону, Н.П. Богданову-Бельскому. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С.А. Рачинский заметил в нем нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нем трудолюбию, Т. Никонов закончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. С.А. Рачинский направил его учиться в иконописную мастерскую в Троице-Сергиеву лавру. После ее окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Тамбовской губернии.
   Но наиболее яркий талант открыл и воспитал Рачинский в пастушке Богданове, сыне одинокой батрачки, к которому он относился как к родному.
   В доме Рачинских для Н.П. Богданова-Вельского была устроена мастерская. Татевская школа, ее ученики и учителя были запечатлены на его известных полотнах: «У дверей школы», «Устный счет», «Сочинение», «Ученицы», «Новички» и др.
   В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э.А. Дмитриев-Мамонтов, и художник, который специально приглашался летом для занятий с учениками.
   Занятия музыкой и пением в школе вели Варвара Александровна и Сергей Александрович Рачинские. Во время посещений Татева со школьным хором занимался музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы С.В. Смоленский. Он же отбирал лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища. В Татевской школе учили игре на пианино, скрипке, фисгармонии; музыка заполняла школу вечерами и в дни праздников.
   Вместе с учениками С.А. Рачинский собирал песни и сказки Смоленского и Тверского края, использовал материалы фольклора на уроках и внешкольных занятиях, на праздниках. Он знакомил учеников с историей и культурой древней Русской земли, возрождал угасающие народные ремесла и традиции. По его разработкам проводились детские праздники с народными играми и хороводами. Наиболее любимыми были рождественские праздники у новогодней елки и праздник славянской письменности, посвященный славянам-просветителям Кириллу и Мефодию, совпадающий с окончанием учебного года — 11 (24) мая. На него собирались выпускники всех школ С.А. Рачинского, около 200 мальчиков и девочек; каждый из них уходил с праздника с подарками. В школе Рачинского учились дети разных национальностей.
   С.А. Рачинский видел в образованной женщине-матери «хранительницу добрых заветов минувшего и носительницу добрых чаяний будущего» и отводил ей главную роль в семейном воспитании детей, в передаче жизненно необходимых навыков и знаний. Поэтому он первым открыл в своем уезде школы для девочек, ввел совместное обучение девочек с мальчиками в своей школе, считая это первоочередной задачей.
   Весьма серьезные требования С.А. Рачинский предъявлял к подготовке учителей, приравнивая ежедневную учительскую деятельность к подвигу. Он считал, что учитель начальной школы должен уметь хорошо рисовать, петь, владеть несколькими ремеслами, нужными в крестьянском быту. Но кроме этого, учитель должен любить свой труд, и только тогда его результаты будут ощутимыми. Учить не для экзамена, а для жизни — основное дидактическое требование С.А. Рачинского.
   Закону Божию и церковно-славянскому языку С.А. Рачинский отводил немало места в учебном процессе. Закон Божий он поручал вести только священнику и в форме задушевной беседы, церковно-славянский язык вел сам, считая, что чтение на церковно-славянском языке — это прямой путь к осознанному чтению на русском языке, т.е. путь к прочной грамотности. Высокая грамотность, прочность знаний, умении и навыков учеников отличали его школу от других. Что же касается преподавания Закона Божия в школах С.А. Рачинского, то основное внимание уделялось не столько сообщению массы религиозных сведений, сколько его нравственному и воспитательному значению. Следует отметить, что Рачинский построил около 30 школ и ни одной церкви.
   В обучении русскому языку С.А. Рачинский использовал «Новую азбуку» и «Книгу для чтения» Л.Н. Толстого, «Родное слово» К.Д. Ушинского, произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, С.Т. Аксакова. «Родное слово» К.Д. Ушинского ценилось им за легко применимую систему. Учебные книги АН. Толстого пригодны во всех школах, так как «ни в одной европейской литературе ничего подобного не существует, потому что великий писатель несколько лет своей жизни посвятил сельской школе, где много учил и многому в ней научился».
   Вместо сухого, формалистического изучения школьниками чисел появились предпосылки для живого развития их математических способностей. При обучении устному счету педагог учил думать, рассуждать. Каждый его пример и каждая задача носили аналитический характер. «В быстроте устных вычислений состязаться с его учениками было нелегко даже взрослому и образованному человеку», — вспоминал выпускник С.А. Рачинского — учитель А.А. Серяков. Не будучи удовлетворенным существующими учебниками но арифметике, С.А. Рачинский издал пособия по математике: «1001 задача для умственного счета», «Арифметичекие забавы» и «Геометрические забавы».
   Желание расширить кругозор школьников, пробудить интерес к самообразованию привели Рачинского к необходимости расширения учебных программ. В учебный план им были введены геометрия, основы физики, черчение, география, естествознание. Зная бедность народных школ России и весьма несовершенную подготовку учителей, Рачинский понимал, что очень нескоро придет то время, когда станет возможным преподавание этих предметов, необходимых, по его мнению, в начальной школе, но пытался пробудить инициативу среди деятелей народного образования. Особого внимания в системе обучения и образовательных программ С.А. Рачинского заслуживает его неутомимая деятельность в распространении сельских школ, готовивших умелых земледельцев по специальным программам после окончания начальной школы. В школах же Рачинского с 5—6-летним курсом обучения, где имелись средства содержать ремесленные классы, ученики параллельно с обучением традиционным школьным дисциплинам приобретали профессию столяра, плотника, пчеловода, кружевницы, портнихи.

С.А Рачинский верил, что посредством воспитания и образования можно вывести народ из нищеты и бесправия.


Педагог-новатор сельской школы XXI века Владимир Сергеевич Мартышин

В Ярославской области есть Ивановская на Лехте школа, известная авторской программой, созданной педагогом Владимиром Сергеевичем Мартышиным на основе методики С.А. Рачинского.

Директор Ивановской на Лехте школы В.С. Мартышин родом с новгородской земли, он – известный журналист, член Союза писателей России, его статьи отмечены премией имени В. Гиляровского. Перед своим отъездом в деревню Мартышин работал редактором отдела публицистики журнала «Москва». Супруга В.С. Мартышина Татьяна Викторовна – филолог, специалист по финскому языку.  К 1990 г., когда Мартышины переехали из Москвы в село Ивановское, в школе было 62 ученика. Сегодня здесь учатся 185 школьников. Не каждый желающий может попасть сюда учиться – в учебное заведение большой конкурс. Для сравнения: в такой же сельской татевской школе им. С.А. Рачинского (Тверская область) на данный момент всего 16 учеников, а полтора столетия назад, при четырехгодичном обучении, было полсотни. На территории окрест Татева до революции было 30 школ, а сегодня их всего семь.

Но идея С.А.Рачинского по устроению русской сельской школы, которая успешно работала в Татеве с 1870 до 1917 гг., не менее успешно осуществляется и сегодня: основу педагогической концепции Владимира Сергеевича Мартышина составляет идеал целостности, которая есть одна из главных, стержневых тем не только русской философии, но и педагогики. В.С. Мартышин многое воспринял из педагогической методики С.А. Рачинского – воспитанника Московского, а далее Берлинского и Веймарского университетов.

Владимир Мартышин действует, используя дореволюционный опыт Рачинского в соответствии с культурными и историческими изменениями советской и постсоветской эпох.

Ивановская школа целостного развития стала таковой с 1994 г., когда В.С. Мартышин, преподававший там три года историю, разработал и ввёл в практику концепцию целостного развития школьников, которая включает в себя ряд авторских педагогических программ. Это обычная общеобразовательная школа, где углубленно преподаются не те предметы, которые требуются для поступления в престижные вузы, а те, которые дают основательную почву для здоровой духовной жизни, полноценную картину мира, целостное эстетическое развитие. А духовная культура органично входит в атмосферу, в дыхание школьной жизни.

В Ивановской на Лехте школе дети изучают красноречие и каллиграфию, живопись, музыку и хореографию. Особая роль в созданной воспитательно-образовательной системе «Школы целостного развития» отводится изучению курса «Церковнославянский язык». Он преподаётся здесь на протяжении четырёх лет. И преподавание его в школе имеет исключительное значение. В свое время на это обращал внимание и профессор С.А. Рачинский: «Обязательное изучение языка мёртвого, обособленного от отечественного целым рядом синтаксических и грамматических форм, а между тем столь к нему близкого, что изучение его доступно на первых ступенях грамотности, это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придаёт жизнь и смысл изучению русского языка, придаёт незыблемую прочность приобретённой в школе грамотности».

Едва ли не основным в Ивановской школе является программный блок предмета «Отечествоведение», который преподаётся с 1 по 10 класс. Дети изучают этнографию, географию, словесность, фольклор. Изучение начинается с родного дома и двора, села, далее – Ивановской волости, Борисоглебска с их историей, промыслами, культурой, а с 4 класса идёт интегрирование местной истории во всероссийскую и мировую. И здесь есть над чем задуматься педагогам, задача которых состоит в разработке своей программы по типу программы Ивановской школы – «История Борисоглебского края в лицах: от Святогора до Федора Абрамова»; история Ростовского уезда Ярославской губернии, её культуры, этнографии, экономики, быта.

В предмет «Отечествоведение» входят разделы «Народный календарь и фенология», «Мир русской деревни», «Сеятели и хранители», посвященный русским учёным, которые внесли значительный вклад в науку земледелия, лесоводство России, «Русский народ. Основы самосознания», где рассказывается о характере народа, укладе русской жизни, национальных традициях.

Одним из предметов Ивановской школы, направленных на духовно-нравственное воспитание, является «Добротолюбие». В этом курсе изучается церковная жизнь, то, как усваивал народ евангельские заповеди, которые стали для него нравственным законом, голосом совести. Детям рассказывают о тех достопамятных людях, которые строили свою жизнь в соответствии с Евангелием: от Владимира Крестителя и Ильи Муромца, Ломоносова и Суворова до П.А. Столыпина и маршала Г.К. Жукова. Изучаются исторические и литературные источники, в которых отражена семейная духовная традиция. А такие разделы, как «Порядок жизни», «Стержень духовной жизни», «Создание духовно-нравственной атмосферы», «Нравственные устои семьи», «Устроение семьи», «Знаменитые русские семьи» дают детям ориентир в современной жизни, где так усердно стираются границы нравственного закона. В старших классах школьники изучают историю христианства, русскую духовную литературу, труды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского.

Все дисциплины в Ивановской школе преподают профессионалы. За последние семь лет в село и окружающие его деревни со всех уголков страны и из ближнего зарубежья переехало жить больше 250 человек, то есть более 50 семей, среди которых и учительские семьи. Учителя сами построили в селе церковь по образцам XVII в. на месте бывшего каменного храма, уничтоженного в хрущёвское время.

В школе работает более двадцати бесплатных кружков, где школьники учатся петь, играть на фортепьяно, скрипке, гитаре, флейте, старинных инструментах, танцевать классические танцы, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить.

Владимир Сергеевич Мартышин стал достойным последователем педагогических идей Сергея Александровича Рачинского, внеся в сельское школьное образование ключ к дальнейшему развитию, открыв перспективы развития и значимость сельской школы в современных российских реалиях.

 

Заключение

Сегодня сельские школы переживают сложные времена: помимо систематической нехватки финансирования они ежедневно сталкиваются с деградирующей социальной средой, с отсутствием должного внимание и заботы к детям со стороны родителей. Это напрямую сказывается на настрой учеников получать знания, на отношение учеников к школе и педагогическому коллективу. В современных реалиях многие директора сельских школ находят выход в сознании кадетских классов, внедрению военно-патриотического воспитания. С помощью внедрения кадетского и казачьего направления удается привлечь детей к созидательному труду над собой, удается оградить их от социальных пороков. Духовным наполнением жизни в таких школах зачастую становятся традиционные ценности нашего народа, нашей культуры. В этой связи особую актуальность для сельских школ приобретает опыт Сергея Александровича Рачинского и Владимира Сергеевича Мартышина. Без идеологической, духовной платформы и органичному ее вплетению в образовательный процесс невозможно достичь успехов в воспитании подростков, обделенных родительским вниманием и заботой.

Список литературы

1. Латышина Д.И. История педагогики. М.: Гардарики, 2005. — 603 с.

2. Семенов В.И. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня  М.: Педагогическое общество России, 1998. – 112 с.

3. Мартышин В.С. Школа для детей или дети для школы// http://ruskline.ru/special_opinion/2016/oktyabr/shkola_dlya_detej_ili_deti_dlya_shkoly/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация автобиографий в Энциклопедии «Педагоги-новаторы XX-XXI вв.»

Глубокоуважаемые коллеги!Научно-инновационный центрПРИГЛАШАЕТ К ПУБЛИКАЦИИ АВТОБИОГРАФИЙ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ «ПЕДАГОГИ-НОВАТОРЫ XX-XXI ВВ.»Сотрудники всех типов образовательных организаций, дости...

2016 Энциклопедия «Педагоги-новаторы XX-XXI вв.». Том 2

Публикация автобиографий работников науки и образования, а также очерков об организациях и научных коллективах...

«Урок литературы – это искусство, а учитель – художник своего урока». Мастер-класс по методической системе педагога-новатора Е.Н. Ильина

laquo;Главная цель преподавания литературы в ее воспитательной функции, а уже потом в познавательной»Е.Н. Ильин«В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока л...

Педагог-новатор

Ноябрь-декабрь 2018 гРуководитель практики от профильной организации студента курса профессиональной переподготовки "Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психол...

Использование опыта педагогов-новаторов в современных педагогических технологиях на уроках кубановедения и истории

Использование опыта педагогов-новаторов в современных педагогических  технологиях на уроках кубановедения  и истории...

Педагог – новатор в рамках УМК по английскому языку «Английский в фокусе» в 5 классе

Данная статья содержит  информацию по работе с разделом "Culture corner" учебника "Английский в фокусе" 5 класс, а именно рекомендации учителям, желающим организовать проектну...