Макстер-класс "Кейс- метод"
методическая разработка

Соян Чодураа Александровна

Кейс-метод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-metod_master_klass.pptx342.25 КБ
Microsoft Office document icon master-klass.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кейс - технология » Учитель истории и обществознания Куулар Чодураа Александровна

Слайд 2

Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Слайд 3

Хотите, чтобы ваши дети не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали, чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя, чтобы соотносили теорию с реальной жизнью, могли формулировать вопрос и аргументировать ответ, делать собственные выводы и отстаивать своё мнение? Значит, этот метод для вас.

Слайд 4

Историческая справка Кейс-метод ( Case study ) - метод анализа ситуаций. Название технологии произошло от от английского « case » - казус, запутанный или необычный случай. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е годы. У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В России данная технология стала внедряться лишь последние 4-5 года .

Слайд 5

Суть его в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей , учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний , который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Слайд 6

Классическое образование Постклассическое образование Массовость Стабильность Традиционализм Завершённость Нормативность Цель Результат – знания Индивидуальность Неустойчивость Инновации Непрерывность Творчество и неповторимость Самоцель Результат–компетентность , самостоятельность

Слайд 7

Кейс-стади – метод, позволяющий учащемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.

Слайд 8

Цели использования метода: « погружение », в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки) способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор развитие компетентностей учащихся

Слайд 9

Учебно-информационные (интеллектуальные) компетенции Социальные компетенции Освоение методов анализа и критического мышления Умение работать с текстом Создание авторского продукта Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем Освоение методов сбора данных Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе Получение коммуникативных навыков Развитие презентационных умения Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

Слайд 11

Виды кейсов: обучающие кейсы - основной задачей которых выступает обучение; практические кейсы - которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; научно-исследовательские кейсы - ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Структура кейса: Ситуация; Проблема; Сюжет.

Слайд 12

К кейс технологиям относятся: метод инцидента ; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа.

Слайд 13

Источники кейсов: Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса. Образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания. Наука задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

Слайд 14

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему . Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму - игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля.

Слайд 15

Преимущества кейс-метода: Акцент обучения переносится на выработку знаний , а не на овладение готовым знанием. Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов. Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем , возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде . Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений , что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие. В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить , формулировать вопрос , аргументировать ответ , делать собственные выводы , отстаивать свое мнение . Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности .

Слайд 17

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Слайд 18

Функции конфликтов Позитивная 1.Вскрывают назревшие проблемы. 2.Стимулируют исправление недостатков. 3.Способствуют обновлению жизни. 4.Снимают напряженность в обществе. Негативная 1.Создают стрессовые ситуации. 2.Могут дезорганизовать жизнь людей. 3.Могут разрушить социальные связи. 4.Могут вызвать раскол общества.

Слайд 19

Причины конфликтов Социальное неравенство Эгоистичность людей Несовпадение ценностей индивидов в обществе Несовершенство человеческой психики Религиозные различия Противоположность интересов

Слайд 20

«Коробка печенья». Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» — закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» — девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» — снова закричал брат. «Нет, мне!» — заверещала девочка. Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», — сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила. Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.

Слайд 21

Вопросы к тексту - Какие чувства испытывала девочка во время спора? - Чего она хотела на самом деле? - Какие чувства испытывал мальчик? - Чего он хотел на самом деле? - Какова причина их конфликта? - Как мать решила конфликт детей? -Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?

Слайд 22

Составление алгоритма преодоления конфликта в группах. - Используя знания, полученные на занятии, выведите в группах алгоритм мирного разрешения конфликта.

Слайд 23

Способы решения конфликтов Компромисс Переговоры Посредничество Арбитраж Применение силы

Слайд 24

Конфликты в обществе Синквейн 1) Слово - конфликт 2) Два прилагательных 3) Три глагола 4) Короткое предложение 5) Синоним

Слайд 25

Пользуетесь ли Вы методом Кейс-стади в своей профессиональной деятельности? 2 . Интересен ли этот метод для Вас? Будете ли Вы его использовать? 3. Возможно ли использовать данную технологию в преподавании вашего предмета?

Слайд 26

«2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия – страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты) Вопросы к тексту: В чем заключается проблема? Как государство ее решает? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

Слайд 27

« Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?» Вопросы: Какое право нарушено? Кем нарушено? На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право? Что нужно сделать для его восстановления? Кто обязан это сделать? Документы : «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Слайд 28

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Куулар Ч.А.

Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания»

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Сам термин усвоения может пониматься по-разному. Что значит усвоить знания?   Если ученик прекрасно пересказывает учебный материал, то можно ли сказать, что знания этого материала усвоены им? Все мы понимаем, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут воспользоваться ими, применить полученные знания на практике, в незнакомых ситуациях. Но, как правило, учащиеся не знают, как это сделать, поэтому умение применять знания является одним из видов общеучебных умений, которому из урока в урок на разных предметах необходимо обучать, а не надеяться на то, что ученик это умеет делать сразу, как только он сел за парту. Научить применять знания, значит, научить ученика набору умственных действий, проделав которые он смог бы выдать готовый продукт.

Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Хотите, чтобы ваши дети

  • не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,
  • чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,
  •  чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,
  • могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,
  • делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?  

Значит, этот метод для вас.

Метод кейс-стади  это не просто методическое нововведение,  распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной   ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

         Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Сегодня становится очевидным, что молодёжь больше чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.

Мыслить критически – значит проявлять любознательность и использовать исследовательские методы.

Таким образом, учебный процесс должен быть ориентирован не на передачу знаний и развитие навыков, а на формирование определённого отношения и стиля поведения в конкретной ситуации. Это изменение в обучении  проявилось в смене целей и ценностей образования.

Классическое    образование

Постклассическое образование

  • Массовость
  • Стабильность
  • Традиционализм
  • Завершённость
  • Нормативность
  • Цель
  • Результат – знания
  • Индивидуальность
  • Неустойчивость
  • Инновации
  • Непрерывность
  • Творчество и неповторимость
  • Самоцель
  • Результат – компетентность, самостоятельность

Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

 

Историческая справка:

 Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е годы. У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В России данная технология стала внедряться лишь последние 4-5 года.

Технология реализации идеи: 

  • Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина,   В.В. Давыдова , А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова С.Е.Шишова   и др.,  на идеях Концепции модернизации российского образования
  • Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)

Кейс- технология-  технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.

 Сущность технологии

        Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии  произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай. 

Схема

распределения функций между учащимися и преподавателем

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося

До занятия

1.        Подбирает кейс

2.        Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3.        Разрабатывает сценарий
занятия

1.        Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.        Индивидуально готовится
к занятию

Во время занятия

1.        Организует предварительное обсуждение кейса

2.        Делит группу на подгруппы

3.        Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1.        Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2.        Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3.        Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1.        Оценивает работу учащихся

2.        Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

Используя кейс- технологию,  я преследую следующие  цели

  1. «погружение в историю», в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)
  2. способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой  ситуации существует много выходов, и определили, от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей  за выбор
  3. развитие компетентностей учащихся

Роль кейс-технологии в формировании компетентностей

Учебно-информационные  (интеллектуальные) компетенции

Социальные компетенции

  • Освоение методов анализа и критического мышления
  • Умение работать с текстом
  • Создание авторского продукта
  • Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
  • Освоение методов сбора данных
  • Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе
  • Получение коммуникативных навыков
  • Развитие презентационных умений
  • Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

     

Структура процесса обучения по Кейс-Технологии

  1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

-  он должен быть проблемным

- имеющий прецеденты,

- должен допускать  альтернативные варианты решения

- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т. д.

  1. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации)- ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно-информационные компетентности),
  2. выявляется ПОЗИЦИЯ школьника  по сути ситуации  (формируется альтернативное мышление).

Коллективное обсуждение вариантов  решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности. В кейсе описывается конкретная ситуация, которая могла иметь место или реально происходила. Рассматриваются факты, решения, принятые в течение определенного времени, которые описываются не абсолютно исчерпывающе, а скорее как система ориентиров. Недостающую информацию участники обсуждения и принятия решения  могут домысливать и строить на основе этого прогноза.

Преподаватель играет роль супервизора и фасилитатора — он может обобщать, пояснять, обращать внимание на логические ошибки, давать ссылки на специальную литературу.

Подгруппы могут работать в течение всех занятий только по одной теме (каждая по своей) или все группы одновременно работают по одним и тем же разделам кейса, конкурируя между собой в поиске лучшего решения.

Ключевым моментом для успешного обучения методом кейсов является работа модератора. Он стремится к тому, чтобы учащиеся научились работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченного времени и дефицита информации. В его функции входит организация открытого обмена мнениями и создание условий для реализации возможностей каждого участника действовать в качестве эксперта, аналитика или экспериментатора. Он фиксирует все идеи, высказанные в ходе обсуждения (аналог приемов «мозгового штурма»); не допускает их критики; группирует высказывания и мнения о высказанных идеях; регулирует поток высказываний.

В процессе непосредственной работы над кейсом рекомендуется:

  • записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе:
  • выписать вопросы по теме;
  • по каждому вопросу дать кратко высказаться всем желающим и обеспечить фиксацию (запись) высказываний;
  • сформулировать результирующее мнение, выступающее в качестве решения поставленной задачи;
  • подготовить резюме в виде выводов — с текстом, графиками, таблицами.

Другие подгруппы слушают и оценивают доклад модератора, преподаватель подводит общие итоги занятия.

 Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Критерии, позволяющие отличить кейс от других учебных занятий:

  • источник. Источником для материала любого кейса являются люди, вовлеченные в ситуацию, требующие принятия решения;
  • процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес;
  • содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы учащемуся быстро войти в проблему, иметь все обходимые для решения данные, но он не должен быть перегружен  избыточной информацией; проверка. Одна из форм проверки — выяснение реакции учащихся на кейс в группах, где он уже был опробован или в новой группе, непосредственно в ходе занятия;
  • устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, поскольку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять;
  • модерация работы с кейсом. Для того чтобы максимально активировать работу с кейсом, вовлечь учащихся в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая подгруппа должна состоять из 3 — 5 человек и выбрать себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения, именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.

Образовательные цели метода кейсов:

  1. учащийся должен научиться принимать конкретные решения по материалам кейса и применять свои знания в конкретных ситуациях
  2. учащийся должен продемонстрировать способность мыслить логически, ясно и последовательно, а также понимать смысл исходных данных и предположений;
  3. учащийся должен уметь представлять результаты своего анализа убедительно и обоснованно;
  4. учащийся должен обладать здравым смыслом, т.е. видеть очевидное и уместное, выделять то существенное, что имеет отношение к основным вопросам кейса. Реакции со стороны группы должны пресекать попытки демагогии, резонерства и разные софистские уловки;
  5. учащийся должен показать готовность и способность применять методы количественного анализа, где это необходимо;
  6. лучшие учащиеся (претендующие на высокую оценку) должны уметь в своем анализе выходить за рамки конкретной ситуации и проявлять широкую компетентность.

Учебные цели метода кейсов

Оценивание – формирование критерия исследования ситуации, суждения, пути решения и т.п.

Синтез -  продуцирование новых комбинаций методов и средств решения, оригинальность, креативность.

Анализ – идентификация компонентов, как они связаны и организованы, селекция фактов от догадок и т.п.

Применение–как применить имеющееся понимание проблемы или задачи в условиях, когда пути решения не ясны.

Осознание – поиск приемлемых интерпретаций для решения задач и их последующей экстраполяции (распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления не другую часть его, нахождение по ряду данных значений функции других его значений, находящихся вне этого ряда).

Знание – утверждение новых фактов, определение новых понятий, категорий, путей достижения результатов в контексте данной ситуации).

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:

  1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
  2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
  3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
  4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
  5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков -  логических и т.п.).

Другая классификация кейсов основана на учете их формы и внутренней структуры:

  • комплексный (модульный) кейс — содержит не менее 20страниц информации, первичных данных, образцов документов и т.п.;
  • кейс-изложение — включает факты: рассказ о какой-либо ситуации, явлении, проблеме, путях ее решения и основные выводы;
  • кейс-иллюстрация — обычно небольшой по объему и содержит некоторый пример по изучаемой теме;
  • кейс-практическая задача — содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой учащиеся должны выполнить некоторое задание по теме;
  • кейс со структурированными вопросами — предполагает наличие некого перечня вопросов, следующих после основного текста, на которых строится обсуждение кейса;
  • кейс без структурированных вопросов. В этом случае после основного текста следует предложение выявить и обосновать пути решия проблемы, которая заключается в описанной ситуации.

Вопросы к кейсу можно разделить на обучающие (направленные на закрепление полученных знаний и умений) и проблемные (направленные на развитие мышления, в том числе творческого).

При работе с ситуационным кейсом необходимо при его анализе ответить на следующие вопросы:

кто? (научиться идентифицировать ситуацию или точку зрения действующего лица, принимать позицию другого человека);

что? (научиться идентифицировать решения, связанные с той или иной позицией действующего лица и других участников, выяснить меру ответственности);

почему? (научиться определять причины и следствия, хронологическую последовательность событий в изучаемой ситуации);

когда? (научиться разрабатывать план действий, реально оценивать время на выполнение задач, осознавать ограничения по времени);

как? (уметь оценивать ситуацию с точки зрения системного подхода – учет внутренних связей компонентов совместно с внешним содержанием, использовать ее в дальнейшем решении проблем).

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

  •      - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив,    предложение решения или рекомендуемого действия);
  •      - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
  •      - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

   К кейс технологиям относятся:

  • метод инцидента;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • метод ситуационного анализа.

Метод инцидента.

  Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

   Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения  и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:

В чем заключается проблема?

Как государство ее решает?

Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.

И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод разбора деловой корреспонденции.

  Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

   Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

Какое право нарушено?

Кем нарушено?

На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Что нужно сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Метод ситуационного анализа.

   Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).          Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

 Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс   не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не   имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

  • Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
  • Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
  • Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
  • У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
  • Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
  • В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
  • Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

Важной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.

 

Как видно из таблицы, разные  методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-метод.

 Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Так как в образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу учащихся, то кейс-стади сегодня наиболее эффективный метод образования, у которого,  несомненно, большое будущее.

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Кейс – это не просто правдивое описание, а единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умение самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор. Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологию, имея собственную методику и используя разные формы работы с учащимися, сможет это сделать вполне профессионально.

Практика применения этой формы обучения  дает возможность сделать выводы:

 -учащиеся работают более активно, целеустремленно;

 -повышается стимул к получению  прогнозируемого результата;

 -отрабатывается мобильность и оперативность в работе;

 -создаются равные условия для каждого;

 -выпускники адаптируются в новых  социальных условиях.

Проблемы с использованием кейс-метода заключаются в том, что материалы для него, т.е. источники, подготовить непросто. В странах, в учебных заведениях которых применяют эту технологию (а это – университеты), готовят кейс-материалы специальные группы людей.

        Тем не менее, в наших школах такой метод должен иметь место, и подготовить уроки с его использованием возможно и интересно.

        

Фрагмент урока «Радости и сложности общения»

«Искусство разрешения конфликта». (8 кл.)

  1. Инсценирование конфликтной ситуации.

Демонстрация мультфильма.

- Что вам было  продемонстрировано? (конфликт).

- Одна из сложностей общения – это конфликты. Они бывают самые разнообразные: личные и межнациональные, бытовые и профессиональные. А что такое конфликт?

- Закройте глаза и представьте свою недавнюю конфликтную ситуацию. Какие чувства и эмоции это у вас вызвало? (отрицательные)

- А можно искоренить конфликты раз и навсегда? (нет)

- Так что же люди обречены портить друг другу жизнь из поколения в поколение? Сегодня мы попытаемся научить их цивилизованно решить проблему, т.е. постичь искусство разрешения конфликта.

  1. Выявление функций конфликта. Задание по группам.

- Как ведут себя большинство людей во время конфликта? Перед вами список действий людей во время конфликта. Обсудите и выберите в группе 3 тезиса, с которыми согласны все.

(участники высказывают свои мнения)

- К чему ведёт такое поведение? (ухудшение отношений, разрыв)

- Неужели в конфликтах нет ничего хорошего?

  • Показывает состояние отношений между людьми (сигнальная функция);
  • Способствует переменам в обществе, обеспечивает движение (динамическая функция).

  1. «Корзина идей» - выявление причин конфликтов.

- Кто-то пошутил, что в мире конфликтов больше, чем в пустыне песчинок. Хоть конфликтов и много, количество причин, их порождающих на удивление невелико. Давайте заполним «Корзину» вашими идеями. В чём причины конфликтов?

(Идёт обсуждение, учитель записывает все предложения на доске. После обсуждения появляются слайды. Учитель предлагает привести примеры.)

  • Различия интересов
  • Различия в потребностях
  • Различия в восприятии предметов и явлений
  • Различия в ценностях
  • Нехватка ресурсов.
  1. Анализ практической ситуации.

- Наше поведение во многом зависит от того, что мы думаем и чувствуем. Поэтому, если мы вовлечены в конфликт и хотим его урегулировать, мы должны хорошо понимать свои мысли и чувства и отделять одно от другого.

- Познакомьтесь с текстом и приготовьтесь в группах ответить на вопросы к нему.

Вопросы.

- Какие чувства испытывала девочка во время спора?

- Чего она хотела на самом деле?

- Какие чувства испытывал мальчик?

- Чего он хотел на самом деле?

- Какова причина их конфликта?

- Как мать решила конфликт детей?

- Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?

  1. Анализ начального конфликта между матерью и дочкой.

-Как же разрешить конфликт и получить то, что каждый желает.

-Давайте вспомним, в чём суть конфликта?

- Что чувствует каждый из участников конфликта?

- Что каждый хочет получить?

- Предложите свои способы, когда конфликт разрешится мирно?

(ситуация проигрывается заново)

  1. Составление алгоритма преодоления конфликта в группах.

- Используя знания, полученные на занятии, опираясь на вопросы на слайде, выведите в группах алгоритм мирного разрешения конфликта.

(Выступления от групп)

  1. Рефлексия (приём «Синквейн»)

Участникам предлагается составить пятистишие о конфликтах.

Во время конфликта большинство людей:

Спорят,                                                           лгут друг другу,

Доверяют друг другу,                                   улыбаются,

Пытаются понять друг друга,                      соревнуются друг с другом,

Помогают друг другу,                                   дерутся,

Кричат друг на друга,                                   подшучивают,

Внимательно слушают друг друга,             обвиняют друг друга,

Подозревают друг друга,                             пытаются победить,

Прощают друг друга,                                   стараются закончить разговор,

Сердятся друг на друга,                               обращаются к другим за помощью.

Прочитайте текст. Обсудите ситуацию в группе и ответьте на вопросы:

«Коробка печенья».

   Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» - закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» - девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» - снова закричал брат. «Нет, мне!» - заверещала девочка.

   Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», - сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила.

   Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.

Вопросы:

  1. Какие чувства испытывала девочка во время спора?
  2. Чего она хотела на самом деле?
  3. Какие чувства испытывал мальчик во время спора?
  4. Чего он хотел на самом деле?
  5. Какова причина конфликта?
  6. Как мать решила конфликт детей?
  7. Что могла спросить мать, чтобы удовлетворить глубинные интересы детей?
  8. Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?

Памятка для учащихся при работе с кейсом:

Анализа ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;

Корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное четкости формулировки;

Успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;

Необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;

При выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

При составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.

На данном этапе после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса:

Почему ситуация выглядит как дилемма?

Кто принимал решения?

Какие варианты решения имели место?

Что надо было делать? Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.

 

Методические рекомендации по разработке кейса

1.Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2.Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.

3.Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).

4.Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науки.

5.Определение источников и методов сбора информации.

6.Выбор техник работы с данным кейсом.

7.Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).

8.Создание заданной модели.

9.Апробация в работе обучения.

Система требований к кейсам, обеспечивающим хороший обучающий эффект:

  • хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы, он должен иметь фабулу;
  • хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. В нем должно быть напряжение, драматизм и какая-то развязка;
  • хороший кейс по временной шкале не выхолит за пределы последних пяти лет; строить его желательно на современном материале;
  • хорошо подобранный кейс должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Для этого желательно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация главных персонажей;
  • желательно, чтобы кейс включал в себя материалы из официальных или неофициальных источников, что добавляет ему реализма и конкретики. Знания учащихся о людях, чьи высказывания цитируются, помогают интерпретации ситуации в целом;
  • хороший кейс должен содержать примеры решений, заслуживающих высокой оценки, которые могли бы использоваться в качестве прецедента для будущих решений;
  • желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;
  • хороший кейс прививает навыки, необходимые в дальнейшей деятельности, давая учащемуся модель, которую можно взять за образец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Метод критического мышления и метод эмпатии

Методытехнологии развития критического мышленияи метод эмпатии(эвристический метод)...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...


 

Комментарии

Хорошая разработка. Очень пригодится для самообразования учителей. Узнала много интересного и полезного. Спасибо.

Ооржак Азиана Александровна

Спасибо, за интересный мастер класс!