Технологии , методы достижения и оценки предметных и метапредметных результатов по истории и обществознания
методическая разработка

Тютрина Людмила Анатольевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutrina_lyudmila_anatolevna.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тютрина Людмила Анатольевна

Учитель истории и обществознания первой категории

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

Республика Бурятия

Технологии , методы достижения и оценки   предметных и метапредметных результатов  по  истории и обществознания

            На современном этапе историко-обществоведческое  образование служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Все это порождает    новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

     Роль учебных предметов «История» и «Обществознание» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

     Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

      Установленные новые требования к результатам обучающих свызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качеств образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 
       Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

     Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.             

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности. Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко, доктор психологических наук, профессор, директор НИИ ИСРОО ). Это составление деревьев понятий, кластеров, приемы сворачивания информации(конспект,таблица,схема)ипр. 
     Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

    Начиная работу в школах по реализации принципа метапредметности, мы тщательно стараемся изучить все документы по стандартам. 

    Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории, человек в обществе. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

    Предполагается, что результатом изучения истории и обществознания  в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной(гражданственной),когнитивной(познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Содержание подготовки школьников по истории и обществознанию на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность».   Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Дети должны владеть приемами аргументации, целеполагания,  публичного выступления, уметь написать эссе рефлексивного характера, смысловым чтением и пересказем.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ, чаще всего,  тематических по всем предметам (в нашем случае, по истории и обществознанию). Задания на уроке формулируем таким образом, чтобы ребенок не только получил определенные знания по предмету, но и смог ими пользоваться в жизненных ситуациях, т. е. задания, которые требуют от ученика преимущественно познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, нацеленные на воспроизведение информации, а продуктивные по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Свои уроки  выстраиваю в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает определение темы, формулировку целей и задач урока, планирование работы на уроке самостоятельно учащимися, поэтому для меня очень важно отследить формирование данных умений. В данном случае я пользуюсь теми же знаками, что и при самооценке ("+" – знаю или умею очень хорошо; «?» – иногда ошибаюсь; «-»  – пока самостоятельно не выполняю). Благодаря заданиям такого рода дети учатся рассуждать, анализировать, классифицировать, т. е. работают на метапредметный результат. Оценивание уровня сформированности метапредметных результатов (целеполагание, планирование) может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой и парной  работе. Здесь очень важную роль играет самооценка учащегося. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Данный алгоритм я даю на первых уроках, дети записывают схему тетради алгоритмов и в любой момент могут обратиться к нему за помощью. Ребята быстро усваивают, как правильно оценить выполнение определенного задания. Невозможно опросить всех учеников на уроке, поэтому договариваемся с ребятами, что они ставят на полях тетради напротив выполненного упражнения соответствующий знак. Ребята знают, что если они не справились с работой, или допустили ошибки им обязательно нужно этот материал доработать дома или обратиться за помощью к учителю.

Существенную роль играет алгоритм самооценки, т.е. вопросы, на которые отвечает ученик:

1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение, либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью?

Важен тот момент, что обучающиеся должны

  • иметь четкое представление о цели учебной деятельности;
  • иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;
  • четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе;
  • понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а, следовательно, более эффективным.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:

       В рамках ФГОС  использую активные и интерактивные методы.

Кейс-метод. Задаю ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности). Ученики исследуют  ситуацию, предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Эвристический метод — применяю  разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

                                   Предназначение дидактических средств

  1. содействовать осознанию  содержания учебных тем
  2. способствовать прочному усвоению учащимися программного материала

Средства обучения.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

На уровне урока

  • языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
  • произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);
  • средства наглядности (схемы, карты, рисунки,  диаграммы, фото и т.п.);
  • учебные компьютерные программы по теме урока;
  • Интернет;
  • деятельность учителя;
  • уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
  • формы организации учебной деятельности на уроке.
  • отдельные тексты из учебника, пособий, книг, энциклопедий, справочников;
  • отдельные задания дидактических материалов;
  • тестовый материал;
  • технические средства обучения;

На уровне предмета

  • система условных обозначений различных дисциплин:
  • искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;
  • учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.
  • учебники и учебные пособия;
  • дидактические материалы;
  • методические разработки (рекомендации) по предмету;
  • книги-первоисточники;
  • справочники, энциклопедии, словари.

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной  деятельности ученика,  для привития интереса к учебе. 

                                 

                                   Основные типы  уроков:

1. Урок изучения нового- традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

 2. Урок закрепление знаний – практикум экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

 4. Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

5. Урок контроля, оценки, коррекции знаний – контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. – имеет целью определить уровень знаниями, умениями и навыков.

      Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

1. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.

2.Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ.

3. ФГОС ООО (пункт№12) Система оценки достижений планируемых результатов.