Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении на тему "Оценки предметных и метапредметных результатов в условиях ФГОС"
    материал по информатике и икт на тему

    Скамейкина Ольга Романовна

    Выступление на методическом объединении на тему "Оценки предметных и метапредметных результатов в условиях ФГОС"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx53.04 КБ
    Файл otsenka_rezultatov.pptx255.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    1 СЛАЙД Добрый день уважаемые коллеги! Требования ФГОС ООО заставляют учителя информатики переосмыслить систему оценки достижения обучающимся предметных результатов. У каждого учителя, в начале пути перехода на ФГОС, возникают вопросы "Что оценивается в рамках ФГОС ООО?", "Кем оценивается?", "Как оценивается?" и "Где фиксируются образовательные достижения?".

    2 СЛАЙД В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников . Одной из особенностей системы оценки являЕтся комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных, личностных результатов.

    3 СЛАЙД Предмет оценки личностных результатов представлен в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

    Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

    1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

    2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации,

    3) сформированность социальных компетенций

    В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся.

    Оценка этих результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.

    4 СЛАЙД Оценка метапредметных результатов - это оценка достижений, представленных в разделах «Регулятивные…», «Коммуникативные…», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

     регулятивные УУД (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)

    • коммуникативные  УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества)
    • познавательные УУД (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения,  анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие)

    т.е. оценивается умение учиться.

    Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

    • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу;

    • способность к сотрудничеству и коммуникации;

    • использованию ИКТ в целях обучения и развития;

    • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

    Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

    5 СЛАЙД Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга для оценки метапредметного результата являются материалы:

    • стартовой диагностики;

    • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов и защиты итогового индивидуального проекта

    • материалов комплексных работ на межпредметной основе

    6 СЛАЙД Существуют Методики для оценивания метапредметных результатов в виде типовых вопросов, которыя основывается на уровневом понимании (может быть направлена на работу с  понятиями, отрывком учебного текста или текста в целом):

    1 уровень – репродуктивный (опознание  элементов информации; выявление фактов; использование ранее усвоенных понятий; словесное и визуальное описание объектов, которые обладают определенными свойствами- Когда…? Где…? Что...? )

    2 уровень –предметный  (выделение главного; установление связей между понятиями; объяснение причин; использование разных способов интерпретации фактов и явлений; обобщение объектов, отношений и действий; соотнесение своих действий с целями собственной деятельности - Как…? Каким образом…? Каким способом…? Как связаны между собой..? Почему? )

    3 уровень- творческий (функциональный):

    • предвосхищение последствий принимаемых решений, а также прогноз возможных изменений проблемной ситуации;
    • учет разных мнений и познавательных позиций;
    • готовность принимать любые необычные сведения, уметь анализировать провокационные ситуации;
    • способность к свертыванию процесса рассуждения и системы соответствующих действий;
    • осознание возможности множества разнообразных, в том числе альтернативных мысленных "взглядов" на одно и то же явление

        (Предположите, что будет, если..? Что произойдет, если...? В чем значимость..? Можете ли вы предположить…? С какой еще точки зрения можно взглянуть на эту проблему…?)

    7-8 СЛАЙД Про этом важно фиксировать достижение обучающихся, что можно сделать с помощью карт и графиков мониторинга по каждому из уровней.

    9 СЛАЙД Все же  Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является  защита итогового индивидуального проекта.

    10 СЛАЙД В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением  для  каждого  обучающегося  разрабатываются  план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:

    • организация проектной деятельности;

    • содержание и направленность проекта;

    • защита проекта;

     • критерии оценки проектной деятельности.

    11 СЛАЙД Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

    1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

    2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы

    3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью

    4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

    Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

    12 СЛАЙД ПРИМЕР Проект «Компьютерные сети»

    Содержание обучения соответствует этапам проекта (см. табл.1).

    1. СЛАЙД В ходе проекта учащиеся знакомятся с понятиями компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, сетевая технология, корпоративная сеть, глобальная сеть, WWW, HTTP. Проект  позволяет  развивать  коммуникативные  навыки,  навыки исследовательской,  коллективной  работы,  а  также  позволит  проявить  творческие способности и анализировать выполненную работу.
    2. СЛАЙД Основополагающий вопрос:

    Что нас объединяет?

      Проблемные вопросы:

    1. Как научно-технический прогресс помогает общаться друг с другом?

    2. Какие существуют способы передачи информации?

    3. Почему информацию лучше передавать по компьютерным сетям?

     Учебные вопросы:

    1. Что такое компьютерная  сеть?

    2. В чем отличие функций локальной, глобальной и корпоративных сетей?

    3. Какие возможности сетей вы используете для учебы, общения, развлечения? Ваши родители? Дома на работе?

    4. Как построить компьютерную сеть, какие способы подключения существуют?

    5. Как настроить сетевое оборудование?

    6. Как передавать файлы по сети?

    7. Дальнейшие перспективы развития сетей?

    15-16 СЛАЙД Проводятся занятия по подготовке проекта и после защиты можно провести самоанализ работы, который можно зафиксировать в виде таблицы.

    17 СЛАЙД Оценка предметных результатов - это оценка достижения планируемых результатов по отдельным предметам.

    Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

    Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале

    Оценка достижения предметных результатов, ведется в ходе выполнения проверочных работ текущего и промежуточного оценивания.

    Полученные результаты фиксируются в накопительной системе оценки и учитываться при определении итоговой оценки.

    18 СЛАЙД Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки.

    Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

    19 СЛАЙД Установлено пять уровней достижений:

    1. Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

    Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

    2. повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

    3. высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

    Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

    4. пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

    5. низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

    20 СЛАЙД СРАВНИМ ШКАЛЫ Фгос И стандарта 2004 года

    21 СЛАЙД Инструментами динамики образовательных достижений выступают:  

     стартовая диагностика;

     тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам;

     творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты;

     «Портфолио» («Портфель достижений»);

     Внутришкольный мониторинг (карты наблюдений, классные журналы, дневники учащихся и другие формы накопительной системы оценки).

    22 СЛАЙД Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

    Результаты промежуточной аттестации - это результаты внутришкольного мониторинга. Промежуточная аттестация. является внутренней оценкой

    Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем и фиксируется с помощью оценочных листов и пр документации 

    Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.

    ЧИТАТЬ Таким образом, система оценки образовательных достижений в новых стандартах имеет ряд особенностей

    • Она включает в себя внешнюю оценку и внутреннюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.
    • Имеет комплексный характер
    • Она предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.  

    За точку отсчета принимается опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ООО

    Слайд 2

    Образовательные результаты личностные метапредметные предметные

    Слайд 3

    Оценка личностных результатов предмет объект личностные УУД процедура внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования гражданская идентичность самообразование социальные компетенции

    Слайд 4

    Оценка метапредметных результатов предмет объект -регулятивные УУД -коммуникативные УУД -познавательные УУД -междисциплинарные учебные программы процедура -индивидуальный проект -комплексные работы Способность к : -освоению знаний -сотрудничеству -использованию ИКТ - саморегуляции

    Слайд 5

    Оценка метапредметных результатов стартовая диагностика проект комплексные работы Программа проектной деятельности

    Слайд 6

    Методики для оценивания метапредметных результатов Типология вопросов , которая основывается на уровневом понимании (может быть направлена на работу с понятиями, отрывком учебного текста или текста в целом): 1 уровень – репродуктивный Когда…? Где…? Что...? 2 уровень –предметный Как…? Каким образом…? Каким способом…? Как связаны между собой..? Почему? 3 уровень- творческий (функциональный): Предположите, что будет, если..? Что произойдет, если...? В чем значимость..? Можете ли вы предположить…? С какой еще точки зрения можно взглянуть на эту проблему…?

    Слайд 7

    Карта мониторинга сформированности информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся 5 кл . ФИ 1 уровень (3б) 2 уровень (3б) 3 уровень (3б) 24. 09 24. 12 май 24.09 24.12 май 24.09 24.12 май Алексеев И. 2 2 2 2 1 1 Бакулина Д. 3 3 3 3 2 2 Жукова М. 2 3 2 3 1 1 Каякин Д. 2 3 2 3 0 1 Киселев И. 3 3 2 3 1 2 Кошелев И. 3 3 3 3 2 1 Кузнецова Н. 2 2 1 3 1 1 Торгова К. 3 3 2 3 1 1 Радаева Н. 2 3 2 2 1 1 Перов И. 3 3 2 3 1 2

    Слайд 8

    График мониторинга сформированности информационной и коммуникативной компетентностей ученика 5 класса Петрова И.

    Слайд 9

    Основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов - защита итогового проекта

    Слайд 10

    В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам: • организация проектной деятельности; • содержание и направленность проекта; • защита проекта; • критерии оценки проектной деятельности.

    Слайд 11

    Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы 3. Сформированность регулятивных действий 4. Сформированность коммуникативных действий

    Слайд 12

    Проект «Компьютерные сети» Содержание обучения соответствует этапам проекта

    Слайд 13

    В ходе проекта учащиеся знакомятся с понятиями компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, сетевая технология, корпоративная сеть, глобальная сеть, WWW, HTTP. Проект позволяет развивать коммуникативные навыки, навыки исследовательской, коллективной работы, а также позволит проявить творческие способности и анализировать выполненную работу.

    Слайд 14

    Основополагающий вопрос: Что нас объединяет? Проблемные вопросы: 1. Как научно-технический прогресс помогает общаться друг с другом? 2. Какие существуют способы передачи информации? 3. Почему информацию лучше передавать по компьютерным сетям? Учебные вопросы: 1. Что такое компьютерная сеть? 2. В чем отличие функций локальной, глобальной и корпоративных сетей? 3. Какие возможности сетей вы используете для учебы, общения, развлечения? Ваши родители? Дома на работе? 4. Как построить компьютерную сеть, какие способы подключения существуют? 5. Как настроить сетевое оборудование? 6. Как передавать файлы по сети? 7. Дальнейшие перспективы развития сетей?

    Слайд 15

    Методики для оценивания метапредметных результатов 0 – Не выполнял данный вид работы; 1 - Внес небольшой вклад; 2 - Активно работал над этим вопросом; 3 - Очень успешно выполнил данную работу.

    Слайд 16

    30б. – 33б. - «5»; 22б. – 29б. - «4»; 17б. – 21б. - «3» № Вид работы Фамилии участников группы 1. Участвовал в выборе темы исследований 2. Определял цели исследований 3. Составлял план работы над темой 4. Всегда выполнял свои обязательства вовремя 5. Искал материал по теме исследований 6. Подбирал рисунки для оформления работы 7. Делал фотографии 8. Проводил практические опыты для успешной защиты исследований 9. Участвовал в оформлении собранных материалов по выбранной теме 10. Участвовал в устной защите темы 11. Отвечал на вопросы, заданные в ходе защиты работы ВСЕГО: 0– Не выполнял данный вид работы ; 1 - Внес небольшой вклад ; 2 - Активно работал над этим вопросом; 3 - Очень успешно выполнил данную работу.

    Слайд 17

    Оценка предметных результатов предмет объект планируемые результаты по отдельным предметам процедура -проверочные работы -индивидуальные проекты способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

    Слайд 18

    Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения .

    Слайд 19

    Шкала оценивания Предметные результаты Качество освоения программы Уровень достижений Отметка в 5 балльной шкале 90-100% высокий «5» 66 -89% повышенный «4» 50 -65 % средний «3» меньше 50% ниже среднего «2»

    Слайд 20

    Сравнительная характеристика ФГОС и стандартов 2004 стандарт 2004 ФГОС Качество освоения программы Отметка в 5 балльной шкале Качество освоения программы Отметка в 5 балльной шкале 88 -100% «5» 90-100% «5» 61 -87% «4» 66 -89% «4» 31 -60 % «3» 50 -65 % «3» меньше 30% «2» меньше 50% «2»

    Слайд 21

    Инструментами динамики образовательных достижений выступают:  стартовая диагностика;  тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам;  творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты;  « Портфолио » («Портфель достижений»);  Внутришкольный мониторинг (карты наблюдений, классные журналы, дневники  учащихся и другие формы накопительной системы оценки).

    Слайд 22

    Итоговая оценка Результаты итоговой аттестации Результаты промежуточной аттестации внутренняя оценка внешняя оценка

    Слайд 23

    Особенности системы оценки Опорный уровень УСПЕХ ПРЕВЫШЕНИЕ

    Слайд 24

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.

    Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

    В статье рассматриваются формы, методы и приемы формирования на уроках и во внеурочной деятельности предметных и метапредметных результатов при изучении математики в условиях перехода на ФГОС ООО...

    Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках физики

         Когда людей станут учить не тому,что они должны думать,а тому, как они должны думать,то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг...

    Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках географии.

    Выступление на ГМО учителей географии г. Нижневартовска от 19.12.2018г. по теме "Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках географии". Важнейшей задачей современ...

    Выступление на методическом объединении учителей «Модель урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС»

    Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить ...