Здоровьесберегающие технологии в профессиональном обучении
учебно-методический материал

Шмыгова Ольга Валерьевна

Здоровьесберегающие технологии в профессиональном обучении (методические рекомендации для педагогов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в профессиональном обучении (методические рекомендации для педагогов)

Шмыгова Ольга Валерьевна,

преподаватель физвоспитания

ГПОУ КМТ

г. Новокузнецк

Введение

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние учебных заведений на здоровье подростков. Обучающимся, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, преподаватели и мастера производственного обучения, должны помочь им справиться с этими трудностями. Поэтому, здоровье обучающихся, как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования.

За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья подростков. Анализ причин «подростковых болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования относятся: недостаточная освещенность кабинетов и мастерских, плохое проветривание помещений, неправильная форма и высота ученических столов, перегрузка учебными занятиями.

Таким образом, проблема здоровьесберегающей среды учащейся молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом.


Здоровьесберегающие технологии в профессиональном обучении

Установлено, что здоровье людей на 8-10% зависит от уровня развития медицинской помощи, на 20-40% - от наследственных и экологических факторов, и на 50-70% - от образа жизни человека. Следовательно, даже при наилучшем уровне развития медицинской помощи, благоприятном генетическом и экологическом фоне, здоровье наполовину зависит от образа жизни.

Таблица 1.

Факторы, определяющие здоровье человека

Сфера влияния факторов

Факторы, влияющие на здоровье

Факторы, укрепляющие здоровье

Фактора риска здоровью

Образ жизни

Отсутствие вредных привычек, рациональное питание, физическая активность, благоприятный психологический климат на работе и в семье

Несбалансированное в количественном и качественное отношение питание, стрессовые ситуации, гиподинамия, злоупотребление лекарственными средствами, табакокурение, употребление алкоголя, наркотических средств.

Внешняя среда

Микросреда

Отсутствие вредных факторов производства, хорошие материально-бытовые условия, оседлый образ жизни

Вредные условия труда и обучения, плохие материально-бытовые условия, миграция

Макросреда

Благоприятные климатические и природные условия, экология среды обитания

Загрязнение окружающей среды, суровые климатические условия

Биологические факторы

Здоровая наследственность, отсутствие возрастно-половых и конституциональных особенностей, способствующих возникновению заболеваний

Наследственная предрасположенность к заболеваниям, анатомо-физиологические особенности, влияющие на возникновение заболеваний

Организация медицинской помощи

Высокий уровень медицинской помощи

Некачественное медицинское обслуживание

Значимость здоровья в системе ценностей современного человека определяется декларативно. Большинством людей ценность здоровья осознается тогда, когда оно находится под серьезной угрозой.  Данная ситуация обусловлена рядом следующих причин:

  • в силу низкой культуры общества здоровье в иерархии человеческих потребностей занимает не лидирующую позицию;
  • у молодежи не сформированы мотивационно-ценностные установки на здоровый образ жизни;
  • низкий уровень компетентностей у субъектов образовательного процесса по организации мероприятий по собственному здоровьесбережению.

Целью современного образования является развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. В связи с этим в основу процесса обучения и воспитания положен принцип здоровьесберегающего подхода, целью которого является создание единого пространства для формирования личности, гармонично развитой физически и психически. Техникум должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.

Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья обучающихся является строгая реализация здоровьесберегающей среды в процессе обучения. Под здоровьесберегающей средой понимается комплексная программа, которая базируется на соответствующей социальной инфраструктуре определенного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодого поколения.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на  три группы:

  • организационно-педагогические технологии – определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии – связанные с непосредственной работой преподавателя на уроке (мастера производственного обучения на практических занятиях), воздействием, которое он оказывает на своих обучающихся. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
  • учебно-воспитательные технологии – включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с обучающимися после уроков, просвещение их родителей.

 Отдельное место занимают еще две группы технологий, это:

  • социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии –  включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности;
  • лечебно-оздоровительные технологии – составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья обучающихся.

В процессе формирования здоровьесберегающей среды обучающиеся должны знать не только, что такое здоровье, здоровый образ жизни, способ его ведения, но и формировать такие способности, как:

– владение комплексом статических и динамических упражнений;

– умение рационально организовывать свой режим отдыха и труда, а также умеренный труд;

– владение приемами психоэмоционального напряжения;

– владение способами гигиенически обоснованного питания;

– владение способами закаливания организма;

– умение оказать необходимую самопомощь в экстремальной ситуации;

– осуществление сбора и проведение анализа информации о состоянии здоровья, половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностях развития.

Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики.

Проводя работу с педагогическим коллективом, надо помочь преподавателю  и мастеру производственного обучения сориентироваться в смежных областях человекознания. Одной из эффективных форм такой поддержки может стать организация профессиональных объединений преподавателей разных предметов как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики для разработки приемов, форм и методов организации обучения обучающихся без ущерба для здоровья как обучающихся, так и педагогов.

Под здоровьесберегающей средой техникума понимается комплексная программа, которая включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодого поколения в процессе образования.

В систему здоровьесберегающей технологии входит:

  1. Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, собственных наблюдений в процессе образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  2. Учет особенностей возрастного развития и разработки образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности.
  3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Процесс формирования здоровьесберегающей среды в техникуме основан на тесной взаимосвязи практической деятельности всех структурных звеньев учебного заведения.

Чтобы защитить здоровье обучающихся, необходим учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Преподаватель и мастер производственного обучения должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников. Административными методами можно добиться соблюдения гигиенических норм, обеспечить составление грамотного с позиции здоровьесбережения, расписания занятий.

Рациональная организация режима труда и отдыха, распорядка дня являются благоприятной основой для тренировочного и оздоровительного воздействия физических упражнений и закаливающих процедур. Режим включает все трудовые, учебные нагрузки, развлечение, сон и отдых, их последовательность и распределение на протяжение суток, количество и качество питания, распределение приемов пищи в течение дня.

Весь опыт физического воспитания убедительно показывает, что оздоровительного эффекта нельзя достичь без соблюдения режима дня, определенного стиля жизни, здорового ее образа. Недостаток двигательной активности, несоблюдение рационального пищевого режима, наличие вредных привычек способствует снижению общей выносливости организма и, в конечном итоге, приводят к возникновению и ряда заболеваний.

Целью физкультурного образования обучающихся является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. Учебные занятия являются основной формой воспитания в техникуме, включая: теоретические, практические и контрольные; элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя и (или) мастера производственного обучения. Необходимо отметить, что сильным стимулом к физкультурно-спортивным занятиям обучающихся являются массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом техникума при методическом руководстве преподавателей физической культуры, при участии мастеров производственного обучения.

Мотивация к физической деятельности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом – это многоступенчатый процесс.

Главная цель здоровьесбережения в техникуме – формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья.

Именно регулярные занятия физической культурой и спортом должны обеспечить достижение необходимого уровня развития физических качеств, т.е. приобретение определенного уровня тренированности. Этого можно добиться, только тогда, когда педагог и мастер производственного обучения направляет свою деятельность на формирование у обучающихся здоровьесберегающих компонентов, главный среди которых – мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо учитывать интересы обучающихся. Выявлять наиболее предпочитаемые ими виды двигательной активности, с помощью средств и методов физического воспитания выработать у обучающихся интерес к занятиям.

Организация спортивных секций по интересам обучающихся: волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, занятия фитнесом, занятия в тренажерном зале. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, таких как: день здоровья, туристические походы и т.п.

Таким образом, спорт, здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности становятся надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к условиям жизни и профессиональной деятельности и на этой основе обеспечить высокую работоспособность, творческую активность, а в дальнейшем – трудовое долголетие.

Если забота о здоровье обучающихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональном уровне, то только тогда можно говорить о реализации здоровьесберегающего подхода и об осуществлении преемственности в образовании. В результате их внедрения будет производиться защита здоровья молодого поколения от воздействия негативных факторов.  Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, т.к. только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект, формировать и сохранять здоровье человека.

Целостность личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных сферах жизнедеятельности.

Те обучающиеся, которые занимались в спортивных секциях с 1-го курса и через 6 месяцев уже принимали активное участие в различных мероприятиях техникума, в течение обучения меньше болели, успешно проходили практику на 2-ом курсе на производстве. Работоспособность этих обучающихся была выше. Успеваемость этих обучающихся была выше, чем у тех обучающихся, которые не принимали активного участия в спортивной жизни техникума, не посещали секции.

Каждое занятие для обучающегося – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных обучающихся мы видим лишь на переменах.

Поэтому педагогу необходимо учитывать при проведении занятий:

  1. Обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, освещение, наличие неприятных звуков раздражителей и др.
  2. Число видов учебной деятельности - 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
  3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Норма – не мене трех.
  4. Активные методы: обучающийся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, дискуссия, методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций.
  5. Физминутки.
  6. Психологический климат на уроке.
  7. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок и др.
  8. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Обучающимся на занятиях, в том числе и в производственных мастерских,  предлагается выполнять несколько упражнений.

Заключение

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высоким уровнем физической и умственной работоспособности, способен активно жить, преодолевать бытовые и профессиональные трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире.

Таким, образом, ключевой компетенцией преподавателя и мастера производственного обучения, является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Список литературы и источников

  1. Бузен П.В. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения. [Текст] / П.В. Бузен, О.М. Евдокимов // Теория и практика физической культуры.- 1996.- №8.- С. 57-63.
  2. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. [Текст] / П.А. Виноградов.- М., 2016.- 190 с.
  3. Косолапов А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья обучающихся. [Текст] / А.Б. Косолапов.- М., 2003
  4. Резер Т.М. Здоровьесохраняющие технологии в образовательных учреждениях. [Текст] / Т.М. Резер // Школьные технологии.- 2003.- №5.- С. 35-40.

Приложение 1 .

Упражнения для поддержания, восстановления и улучшения зрения

Упражнение 1. Шторки. Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 2. Смотрим в окно. Выбираем точку. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Упражнение 3. Большие глаза. Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 4. Массаж. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 6. Рисуем картинку.  Первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.

Упражнение 7. «Стреляем глазами» (как на иллюстрации)

eyes-exercises

  • Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.
  • Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
  • Рисуем глазами диагонали.
  • Рисуем взглядом квадрат.
  • Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.
  • Обводим взглядом ромб.
  • Рисуем глазами бантики.
  • Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.
  • Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.
  • Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
  • Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.
  • Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.

При работе в мастерской нужно помнить следующее:

  1. зарядка для глаз проводится 2 раза в день в одно и то же время;
  2. следите за движениями – амплитуда должна быть максимальной;
  3. при постоянной работе делайте небольшой минутный перерыв через каждые 40 минут, в крайнем случае, через час, минуту-две посидеть с закрытыми глазами;

Упражнения на релаксацию

Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Обучающиеся поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде преподавателя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем обучающиеся выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Упражнения для улучшения осанки.

«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).

«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.

«Дружная семья». Обучающиеся стоят впереди и позади парт и делают одновременно: 2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2 хлопка. Затем повторяем в обратном порядке.

Сядьте, вытянув ноги и держась за сидение стула, медленно поднимайте ноги согнутые в коленях (можно прямые) и медленно их опускайте.

Поставьте ноги на ширину плеч и, сцепив высоко над головой руки, сделайте наклоны поочерёдно влево и вправо. Старайтесь прогибаться как можно больше, сначала медленно, потом пружинясь.

Из положения стоя, прямые ноги вместе, наклонитесь, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола.

Дыхательная и звуковая гимнастика.

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрёй, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

Энергично произносить «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

«Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхание на 1-2 секунды, потом с шумом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (длинный).

Комплекс физкультминутки

Упражнение 1. Ходьба на месте, высоко поднимая колени. 20 шагов.

Упражнение 2. Исходное положение – стоя, руки в стороны, ладонями вверху. Сгибать напряженно руки к плечам, кисти сжать в кулаки, локти прижать к туловищу. 12 раз.

Упражнение 3. Исходное положение – стоя, руки внизу. Руки вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться, вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Всего 10 раз.

Упражнение 4. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1–2 – рывки согнутыми руками назад, локти не нижа уровня плеч, 3–4 – поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями кверху, вернуться в исходное положение. То же с поворотом влево. По 4 раза в каждую сторону.

Упражнение 5. Исходное положение – присед на носках, руки на коленях. Три прыжка на месте в приседе, затем выпрямиться. Повторить 5 раз.

Упражнение 6. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2 – пружинистые наклоны вперед до касания пальцами рук пола, 3 – руки вверх, наклон вперед прогнувшись, 4 – стойка ноги врозь. Повторить 6 раз.

Упражнение 7. Стоя, руки скрестно перед грудью. Руки вниз – в стороны, мах правой ногой вправо до касания ладони правой руки. То же другой ногой. По 6 раз в каждую сторону.

Упражнение 8. Исходное положение – стойка, руки к плечам. 1–2 – наклон вправо, руки вверх, 3–4 – исходное положение. То же в другую сторону. Всего 8 раз.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.

                                   Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...

здоровьесберегающие технологии в процессе обучения

выступление на методическом объеденение заместителей директоров по учебной работе отражает виды здоровье сберегающих технологий в процессе обучения...

здоровьесберегающие технологии в процессе обучения

выступление на методическом объеденение заместителей директоров по учебной работе отражает виды здоровье сберегающих технологий в процессе обучения...

Применение здоровьесберегающих технологий учителями индивидуального обучения Каменской коррекционной школы VIII вида.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Благодарю Вас за то, что решили познакомиться с моими работами и предлагаю Вашему вниманию статью и презентацию на тему:«Применение здоровьесберегающих технологий...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения учащихся

  «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является ра...

Выступление на РМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании»

Целью современного образования является развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. В связи с этим в основу процесса обучения и воспитания положен принци...