доклад «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КАЛМЫЦКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
статья

Мутренова Ирина Сергеевна

доклад на педагогический совет школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ

«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КАЛМЫЦКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

С. Бага-Тугтун

2017-2018 уч.г.

                                                                    Я не согласен с тем, что вы говорите, 
                                                                  но пожертвую своей жизнью, 
                                                                   защищая ваше право 
                                                                  высказывать собственное мнение. 
                                                                                                            Вольтер
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. Свою задачу, как классного руководителя я вижу в том, чтобы мои воспитанники вышли из стен школы не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, профессионалы своего дела, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой жизненной позиции личности. 
16 ноября - Международный день толерантности. Толерантность – понятие достаточно новое: это – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. 
Энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова - это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению». 
Словарь В.И. Даля - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру. 
Словарь С.И. Ожегова. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику. 
Сегодня  задача  воспитания  толерантности  должна  пронизывать  деятельность всех  социальных  институтов  и  в  первую  очередь  тех,  кто  оказывает непосредственное  воздействие  на  формирование  личности  ребёнка,  а  это,  в первую очередь семья, и, конечно же, школа. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло.  А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. 
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Я провела тестирование, которое помогло выявить, что в 5 классе следующие типы воспитания в семье. 1– это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности. Б 8 – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. В 1 – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание, 2-смешаные. 
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Учитель  был  и  останется  значимым  звеном  в  учебно- воспитательном  процессе. Чтобы   решить  проблему  формирования  толерантных  отношений  учащихся,  учителю  самому  важно  понять  важность  процесса  толерантных  отношений. Без  сотрудничества,  толерантных  отношений «учитель -коллектив  -  учитель»  невозможно  формирование  толерантности  у  учащихся.
Вот мы сейчас всё время говорили о том, что нам нужно воспитывать толерантность у детей, научить их быть терпимыми. А всегда ли мы, педагоги, проявляем это качество в отношении с учениками.
Я боюсь, когда учитель…
Мне радостно, когда учитель…
Я не люблю, когда в школе …
Больше всего мне школа нравится за то, что…
Хорошая школа-это…
Хороший учитель –это …
Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, ученикам, умение понять, простить их несовершенства. Так как семья играет ведущую роль в формировании межэтнически толерантной личности и личный пример родителей является основным методом формирования межэтнической толерантности, то совместная работа классного руководителя и родителей позволяет добиться лучших результатов в развитии нравственных качеств детей, в формировании межэтнически толерантной личности, в повышении знаний детей о культуре своего народа и других этнокультур, а в связи с этим, повышения уровня воспитанности детей, через включение ребенка в какую-либо деятельность, направленного характера.
Китайская притча «Ладная семья» 
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
И все?
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: И мира тоже

Среди бушующего моря межнациональных страстей, на территории бывшей великой державы, калмыцкая земля представляет сегодня надежный островок межнационального согласия и гражданского мира. Осуществляется серьезная , взвешенная, национально- культурная политика, и система образования играет в этом не последнюю роль. По словам главы республики, Калмыкия является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу. Это особенно важно для нашей республики, где проживают представители более 130 национальностей, по показателям полиэтничности Калмыкия не уступает ни одному из субъектов Российской Федерации. И нами многонациональность нашего народа воспринимается не как проблема, а как бесценное достояние и культурное многообразие. Такой подход и является основой государственной национальной политики, проводимой в республике. На заседании президиума Госсовета РФ президент Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил несколько приоритетных задач.

-Межнациональное согласие должно формироваться со школы, -

подчеркнул он. - Именно там закладываются основы мировоззрения

человека.

Формирование личности ребенка (знание языка, истории, культуры, нравствено-этических норм, духовных ценностей) должно стать во главе угла системы учебно-воспитательной работы. Задача образования - воспитание гражданина на принципах гуманизма и демократии, толерантности, на идеалах свободы, равноправия человека. Социальная стабильность общества зависит от того, насколько приоритетным является в деятелъности школы поликультурное образование и воспитание на духовно-нравственных ценностях народа. Современная этнолингвистическая ситуация в нашей школе складывается под воздействием ряда факторов, важнейшим из которых является многонациональный состав обучаемых. В школе с полиэтническим составом учащихся происходит постоянное общение представителей разных национальностей. Приоритетными направлениями деятельности многонациональной школе по возрождению духовно-нравственной культуры народов являются:

- изучение калмыцкого языка и культуры как основы формирования

национального самосознания;

- приобщение к национальным обычаям, обрядам, верованиям народа, к

художественной -прикладной деятельности, быту, национальным

видам одежды, кухне, ремеслам;

- формирование чувства уважения к совместно проживающим народам,

их языку и обычаям, воспитанию, толерантности, гуманистической

культуры межнационального общения.

Национальная культура как компонент содержания образовательного стандарта находит свою реализацию во введении таких предметов, как: родной язык, история, география, художественно-прикладное искусство, а также создание интегрированных курсов, кружков, краеведения родного края, отражающих , в том числе, ценности национальной, материальной, духовной культуры. Например, калмыцкий язык при условии двуязычия — русский язык, калмыцкий язык - природоведение, история, география и традиционная культура родного края, биология и окружающий мир живой природы и т.д. В такой республике, как многонациональная Калмыкия, образование должно отстаивать принципы взаимного признания и сотрудничества. Личность, воспитываемая в школе, должна включаться в пространстве поликультурного диалога с представителями разных наций и народов. Возрождение и развитие национальной культуры народов республики, вызванное ростом их национального самосознания, сотрудничество с национальными общественными организациями позволяют достичь определенных успехов в становлении и развитии системы национального образования в городах и районах. Практика изучения нескольких языков в одной общей школе позволяет нам, учителям, формировать личность учащегося, обладающего культурой межэтнических отношений, воспитывает толерантность в полиэтнической среде сельской школы. Главной целью планирования работы по национальному образованию является создание условий для гармоничного развития языков и культур представителей национальностей, обучающихся в нашей школе.

Основными целями планирования работы по национальному образованию

является:

-создание условий для достижения реального равноправия

государственных языков Республики Калмыкия - калмыцкого и

русского;

-содействие в сохранении, изучении и развитии народов Республики

Калмыкия;

-обеспечение соблюдения норм современных калмыцкого и русского

литературных языков, повышение общего уровня речевой культуры

обучаемых;

-формирование у учащихся бережного отношения к языковым традициям

своих одноклассников, друзей;

-усиление роли семьи в воспитании молодого поколения в духе уважения к

калмыцкому языку.

Язык - основной элемент самобытности народа, от сохранения которого зависит существование и развитие этноса. Сегодня становится очевидным и неоспоримым тот факт, что родной язык и культурная традиция родного народа должны служить фундаментом развития любого человека. Истина, Красота, Доброта являются ценностями духовной жизни, а приобщение к ним возможно прежде всего через язык. Именно с изучения родного языка, культуры начинается воспитание любви к своему народу, республике, стране. Вопрос совершенствования регионального образовательного пространства, формирования национальной культуры подрастающего поколения остаются центром внимания государственной политики в области образования. Дети, воспитанные в духе народных традиций, толерантны, доброжелательны, уважают старших, любят свой родной край, родную речь, интересуются историей поколений, знают и уважают свою национальную принадлежность, имеют повышенное чувство патриотизма и интернационализма.

Родители должны осознать, что проблема воспитания детей с учетом национальных традиций особенно актуальна сегодня, когда массовая культура накладывает свой отпечаток на душу растущего, еще не совсем сформировавшего ребенка. Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества. Кроме того, он будет открыт к изучению и осознанию значимости культуры народов, уважения к ним. Учитывая ведущую роль системы образования в воспитании подрастающего поколения, необходимо продолжить работу по этнокультурному образованию в образовательных учреждениях, приобщая детей к национальной культуре, языку, традициям. По мудрому выражению американского психолога Д.Пибоди, « Образование - это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». А этнокультурное образование-это долг, который ложится сегодня на плечи государства, органов образования, родителей, национально - культурных объединений. Этнокультурное образование должно пронизывать все направления учебно-воспитательного процесса: учебную деятельность, внеклассную воспитательную работу, дополнительное образование. Среди множества учебных предметов, изучаемых в средней общеобразовательной школе, дисциплиной, которая призвана готовить учащихся к межкультурному взаимодействию, формировать у них культуру межнационального общения, несомненно, являются предметы национально- -регионального компонента. В центре внимания школы находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Подъем национального самосознания, стремление к этнокультурной самоидентификации обуславливает огромный интерес к национальной культуре и родному языку в регионах с многонациональным составом населения, какой является Республика Калмыкия.

В республике создана необходимая законодательная и нормативно-правовая база для изучения родных языков, в том числе и государственных языков. Работа по изучению родных языков и калмыцкого языка как государственного в образовательных учреждениях ведется в соответствии с законом РК «О языках народов РК», «Сохранение, изучение и развитие языков народов РК», с законом «Об образовании».

Язык-душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности, в том числе ,и в образовании. Наряду с родным, владение другими языками дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Сколько языков ты знаешь столько раз ты человек», -говорили древние мудрецы. В прошлом, в семьях, причем не только дворянских, изучали до пяти и более иностранных языков. В нашей школе ведется работа по изучению родных калмыцкого и русского языков.

Вовлечению детей в систему национального образования во многом способствуют многоплановость содержания образовательных программ и разнообразие форм работы с детьми. Стимулирующим фактором изучения родных языков являются ежегодные предметные олимпиады. В школе проходят конференции, вечера, посвященные юбилеям писателей, художников, национальных актеров и другие мероприятия по национально-региональной компетенции. «Не русский я, но россиянин»,- эти слова выдающегося  народного поэта Мустая Карима уже давно вошли в сознание каждого гражданина нашей страны, точно выражая наше многовековое родство и историческую общность. У всех у нас - единая земля, единая судьба, общие предки. Так давайте сделаем все для того, чтобы и далее беречь нашу страну, развивать ее экономику, социальную и духовную сферу, многонацианальную культуру.

В решении этой задачи одну из ведущих ролей должны играть новые образовательные технологии.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)‏. Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий его участникам.

Основные качества современных педагогических технологий:

системность научность

комплексность управляемость

целостность диагностичность

концептуальность прогнозируемость

процессуальность эффективность

развивающий характер оптимальность

структурированность воспроизводимость

вариативность

К числу новых образовательных технологий можно отнести следующие:

  • развивающее обучение;
  • коллективная система обучения (КСО);
  • технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские и проектные методы;
  • технология модульного и блочно-модульного обучения;
  • технология «дебаты»;
  • технология развития критического мышления;
  • лекционно-семинарская система обучения;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • технологии интерактивного и дистанционного обучения.

Из представленных выше технологий, можно выделить те, которые мы можем применять в нашей школе:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Технология проблемного обучения

3. Личностно-ориентированное обучение

4. Игровые технологии

5. Информационно-коммуникационные технологии

6. Здоровьесберегающие технологи

Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются новые технологии обучения.

Решили:

1.Воспитывать ценности толерантности среди подрастающего поколения.

2. В школе провести фестиваль «В семье единой», включая

историческую справку о государственной символике, калмыцком языке,

выпуск газет, плакатов, национальные танцы, песни, показ

национальных костюмов, конкурс блюд национальной кухни,

национальные игры.

3. Разнообразить формы и методы работы с родителями. Провести родительские лектории, семейные праздники «Народов дружная семья», с целью налаживания тесного контакта с семьями обучающихся, знакомство с национальными семейными традициями, предупреждения проявления национальной отчужденности.

4. Использовать различные виды технологий обучения и воспитания.

5. Привлекать общественность при проведении национальных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование толерантной личности в условиях полиэтнической школы"

Материалы августовской конференции педагогических работников. Курумкан, август, 2010г....

доклад "Формирование толерантного отношения в образовательном пространстве"

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Если попросить разных людей охарактеризовать современный м...

Доклад: «Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде».

Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде....

Воспитание толерантности в условиях сельской школы

Сегодня, как  никогда особенно актуальна  проблема толерантности, проблема  умения  жить  сообща в мире, но не просто жить,  а  уметь жить  в  мире и согла...

Статья "Успешность обучения английскому языку в условиях сельской школы"

Школа в сельской местности является не только образовательным учреждением, но и корнем благополучия страны, истоком духовности народа, стабильностью и основой развития общества....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...

Доклад "Формирование ценностного отношения к малой родине у учащихся малокомплектной сельской школы"

Опыт образовательных организаций в деле организации работы с родителями....