Образ учителя ОПК
статья (5 класс)

Сидоренко Нелля Владимировна

Каким же должен быть учитель, ОПК? Какими знаниями, педагогическим мастерством, мировоззрением, а также личными духовными и нравственными качествами он должен обладать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_vystupleniyu.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления «Образ и призвание учителя основ православной культуры» выбрана мною не случайно.

Совсем недавно во всех общеобразовательных учреждениях России введен новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» одним из шести модулей которого является модуль – основы православной культуры. 

Данный курс призван стать началом духовного просвещения и возвращения вековых духовно-нравственных ценностей культуры народов России. Это качественно иная образовательная область. Новая по содержанию область предопределяет и новый тип учителя,  подготовка которого – одна из актуальных задач в системе современного образования. Необходима целостная система дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского воспитания и обучения, основанного на отечественном духовном наследии. 

Каким же должен быть учитель, данного предмета? Какими знаниями, педагогическим мастерством, мировоззрением, а также личными духовными и нравственными качествами он должен обладать?

Профессию учителя называют вечной. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность учить – передавать опыт младшему поколению и учиться самому, овладевать сознательно и целенаправленно опытом жизни.

Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только через православное видение его назначения – жертвенное служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, на то, что есть наиболее возвышенное в человеке, что вернее всего содействует благу людей. В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает, дает пищу уму и что наиболее важно - облагораживает сердце ребенка. Велика нравственная ответственность того, кто принимает на себя обязанность образования человека. 

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Педагогическая специальность относится к группе профессий, предметом которой  является другой человек. Педагог призван управлять процессом становления и преобразования личности, её интеллектуального, эмоционального, физического развития, а также формирования её духовного мира.

На призвание учителя надо смотреть как на дар Божий. Основу педагогического призвания составляет искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду, радость и духовное удовольствие, которое испытывает учитель в своей деятельности.

Любовь, свойственная каждому православному христианину, особенно нужна тем, чья деятельность связана с воспитанием детей. Любовь - есть живая сила, образующая из школы добрую семью, где учителю предопределено положение мудрого и понимающего наставника, умеющего строгость растворять кротостью. Любовь порождает доверие, а доверие пробуждает любовь. 

Призвание учителя в православном осознании не возможно  без понимания значения этой профессии и смысла жизни каждого человека. Учитывая красоту и важность должности учителя, каждый, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание такого рода деятельности? Если добродетель, которую вы творите в процессе своей деятельности, открывает ваше сердце действию внутреннего саморазвития, тогда ваша работа становится вашим призванием. Если общение с детьми, участие в их духовном росте и развитии внутренне обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растёте - можете быть уверены, что у вас призвание педагога.

Совершенно очевидно, для того чтобы преподаватель действительно мог оказать заметное влияние на личность учащихся, он сам должен обладать теми качествами, которые хочет воспитать в детях. При отсутствии этих качеств у педагога, даже при самой четкой и правильно педагогически продуманной системе образовательных мероприятий не будет иметь должного эффекта.

Всем вам, дорогие коллеги хорошо знакомы слова Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного воздействия».

Учитель воспитывает не методами и приёмами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в душе ребёнка. И при этом влияние оказывает не то, к чему мы призываем, а то, кем мы истинно являемся на самом деле: наши вкусы, привычки, оценки и многое другое. Наши, слова, дела, повседневная жизнь и поведение  находятся под пристальным вниманием детских глаз.

Поэтому педагог должен обладать важными личностными качествами, которые не давали бы повода детям усомниться в том, что поведение учителя расходится с его же словами, произнесенными на уроках. В работе с детьми невозможно никакое притворство. Наши ошибки и пороки повторяются в наших учениках – об этом надо знать и это необходимо помнить.

Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и своё призвание и при этом проявлять глубокое смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика. 

 Образ учителя основ православной культуры определяют его личностные и нравственные качества. В основе всех нравственных качеств учителя, по мнению Т.В. Скляровой  должен лежать его собственный опыт церковной жизни. Опыт, исповедуемый не только умом и словом, но сердцем и жизнью. «Не только вера как убеждение, но и действия, подтверждающие эту веру, делают плотью наши слова. Поэтому мы совсем иначе воспринимаем слова человека «опытного» в сравнении со словами человека «книжного»… Именно состояние исповедничества своей веры должно быть первичным во всех начинаниях, так или иначе связанных с православием, с его историей и культурой».

Важный аспект образа учителя основ православной культуры является любовь к жизни. «Ориентация на принятие жизни во все её проявлениях, если можно так выразиться, есть векторная величина. Её нельзя выработать раз и навсегда - это процесс, а не результат».

Не менее значимым является дар учителя слышать и воспринимать детей, умение общаться с ними. «То, как педагог понимает детей, гораздо важнее тех знаний, которые он передает своим ученикам. Для того чтобы научиться понимать ребёнка, нужно научиться видеть в нем личность и принять его таким, каков он есть». 

Преподавать в школе предмет «Основы православной культуры» должен педагог, сумевший усвоить идеальный образ учителя в истинном его значении, человек, которому свойственны все вышеперечисленные качества понимающего наставника, православный христианин преданный духовному наказу кубанского просветителя Кирилла Васильевича Россинского: «Служа другим, расточаю себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учитель - это воспитатель, наставник..."Образ учителя в литературе

Исследовательская работа посвящена освящению профессии учителя в произведениях литературы.Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Мне было интересно выяснить, какие измене...

Образ учителя в творчестве Генриха Манна

С момента первого знакомства ученик подспудно чувствует в учителе человека, могущего его направить по верному жизненному пути, и подсознательно признает за ним право укрощать счастливую беззабот...

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...

«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)

Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки  характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...

7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Презентация«Образ учителя в повести Георгия Полонского « Доживем до понедельника»

Задача: проанализировать образ учителя  в  повести Георгия Полонского« Доживем до понедельника». проследить динамику образа учителя в повести Георгия Полонского « Доживем до понедельника». ...