Рабочая программа по Биологии для 6 класса
рабочая программа

Анастасия Александровна Кондина

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. И. Сивоглазов, В.Б. Захаров.  Концентрический курс.  Москва, Дрофа , 2014 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8

г. Выкса Нижегородская область

Рабочая программа по Биологии

для 6 класса

(предметная область – естественно-научные дисциплины)

Кондиной Анастасии Александровны

учителя биологии первой квалификационной категории

г. Выкса

2018г.

1.Планируемые результаты

Обучение биологии в 6 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

-Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

-Формирование ответственного отношения к обучению;

-Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;

-Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

-Формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

-Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

Метапредметными результатами освоения учениками 6 класса программы по биологии являются:

-Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат,

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

-Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

-Выявлять причины и следствия простых явлений;

-Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

-Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

-Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

Предметными результатами освоения учениками 6 класса программы по биологии являются:

-Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

-Понимать смысл биологических терминов;

-Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами;-Проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

-Знать: основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение); химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ; особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток; строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;  типы деления клеток, их роль в организме;  особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;  основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);  характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

  1. Содержание  программы учебного предмета. Биология. Живой организм. 6 класс(34 ч, 1 ч. в неделю)

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. И. Сивоглазов, В.Б. Захаров.  Концентрический курс.  Москва, Дрофа , 2014 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. В соответствии с ООП ООО МБОУ СШ № 8, учебным планом МБОУ СШ № 8, требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования.  

Основные свойства живых организмов

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение Химический состав клеток

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке

Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система

Клетка— элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и еѐ органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы— неклеточная форма жизни.

Лабораторные и практические работы

Строение растительной и животной клеток (на готовых препаратах)

Деление клетки

Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение

Ткани растений и животных

Ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции

Лабораторные и практические работы

Ткани живых организмов

Органы и системы органов

Орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы.

Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега.  Почка— зачаточный побег. Листовые и цветковые почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного         растений.         Системы         органов         животных.         Основные         системы         органов         животного         организма:

пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения Лабораторные и практические работы

Распознавание органов у растений и животных

Растения и животные как целостные организмы

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

Питание и пищеварение

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, сапротрофы; симбионты, паразиты Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Передвижение веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение.  Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.  Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, еѐ строение, функции. Гемолимфа, кровь и еѐ составные части (плазма, клетки крови)

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Выделение. Обмен веществ и энергии

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии

Опорные системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных

Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений

Лабораторные и практические работы

Движение инфузории - туфельки  

Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и еѐ связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.  Эндокринная система. Еѐ роль в регуляции процессов жизнедеятельности.  Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений

Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений.  Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений.

Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Лабораторные и практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений

Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Организм как единое целое

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.  Живые организмы и окружающая среда

Среда обитания. Факторы среды

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Природные сообщества

Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества. Связи в природном сообществе. Цепи питания.

3.Тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Основные свойства живых организмов и химический состав клетки.

1

2

Строение растительной клетки

1

3

Строение животной клетки. Л.р. №1 Строение растительной и животной клеток (на готовых препаратах)

1

4

Ткани растений  

1

5

Ткани животных. Л.р. №2 Ткани живых организмов

1

6-7

Органы цветковых растений. Вегетативные органы

2

8

Органы цветковых растений. Генеративные органы

1

9

Органы и системы органов животных.

1

10

Организм как единое целое

1

11

Контрольная работа 1 по теме: «Органы и ткани»

1

12

Особенности питания растительного организма

1

13

Особенности питания животных

1

14

Пищеварение и его значение

1

15

Дыхание растений

1

16

Дыхание животных

1

17

Передвижение веществ в растении Пр. р. №1 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1

18

Особенности переноса веществ в организме животных

1

19

Выделение у живых организмов

1

20

Обмен веществ и энергии

1

21

Контрольная работа 2 по теме: «Обмен веществ»

1

22

Опорные системы растений

1

23

Опорные системы животных. Л.р. №3 Движение инфузории - туфельки

1

24

Значение двигательной активности для животных

1

25

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов Нервная система, особенности строения.

Рефлекс

1

26

Эндокринная система

1

27

Биологическое значение размножения, его виды

1

28

Размножение растений

1

29

ВПР

1

30

Рост и развитие растений Пр р №2 Вегетативное размножение комнатных растений

1

31

Рост и развитие животных

1

32

Контрольная работа 3 по теме: «Функции живых организмов»

1

33

Среда обитания. Факторы среды

1

34

Природные сообщества

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...