Рабочая программа по Биологии для 8 класса
рабочая программа

Анастасия Александровна Кондина

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. И. Сивоглазов, В.Б. Захаров.  Москва, Дрофа , 2014 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8

г. Выкса Нижегородская область

Рабочая программа по Биологии

для 8 класса

(предметная область – естественно-научные дисциплины)

Кондиной Анастасии Александровны

учителя биологии первой квалификационной категории

г. Выкса

2018г.

1.Планируемые результаты

В результате изучения предмета учащиеся  должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;
  • владеть языком предмета.
  1. Содержаниекурса. Биология. Человек (68 часов, 2 ч. в неделю)

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. И. Сивоглазов, В.Б. Захаров.  Москва, Дрофа , 2014 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 8

Науки, изучающие организм человека  

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Происхождение человека

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение организма

Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Опорно-двигательная система – опора и движение

Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Лабораторные и практические работы  

Изучение внешнего вида отдельных костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работы Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения крови  (микропрограммы крови человека и лягушки).

Кровеносная и лимфатическая система

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечнососудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.

Лабораторные и практические работы  

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Измерение кровяного давления.

Дыхание  

Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха, как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.  

Лабораторные и практические работы

Определение частоты дыхания.  

Пищеварение  

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Лабораторные и практические  работы

Изучение действия слюны на крахмал.

Обмен веществ и энергии  

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Появление авитаминозов и меры их предупреждения. Лабораторные и практические работы  

Определение норм рационального питания.

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Нервная система. Эндокринная система  

Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.  

Анализаторы. Органы чувств  

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушение зрения и слуха, их профилактика.  

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в содержании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколения информации.  

Значение         интеллектуальных,         творческих         и         эстетических         потребностей.         Цели         и мотивы         деятельности. Индивидуальные особенности личностей: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания  в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Индивидуальное развитие организма

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Здоровье человека и окружающая среда  

  Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание.  Факторы риска: стрессы, голодание, переохлаждение, переутомления. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

   Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника энергии и вещества. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среды, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

3.Тематическое планирование  

№ п/п

Тема урока.

Количество часов

1

Место человека в системе органического мира.

1

2

Особенности строения человека.

1

3

Происхождение человека, этапы его становления.

1

4

Расы человека, их происхождение и единство.

1

5

Краткая история развития знаний о человеке.

1

6

Клеточное строение организма.

1

7

Ткани. Л. Р. №1. «Изучение микроскопического строения тканей»

1

8

Органы. Системы органов. Организм.

1

9

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза

1

10

Гуморальная регуляция.

1

11

Роль гормонов в обменных процессах.

1

12

Нервная регуляция.

1

13

Спинной мозг.

1

14

Строение и функции головного мозга.

1

15

Полушария головного мозга.

1

16

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

17

Анализаторы слуха и равновесия.

1

18

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

19

Контрольная работа 1по теме: «Ткани и Нервно-гуморальная регуляция»  

1

20

Строение и свойства костей. Л. Р. №2. «Изучение внешнего строения костей»

1

21

Типы соединения костей.

1

22

Аппарат опоры и движения, его значение, строение.

1

23

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

24

Мышцы, их строение и функции.

1

25

Работа мышц. Л. Р.№3. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

1

26

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Л. Р. №4. "Измерение массы и роста своего организма"

1

27

Контрольная работа2 по теме: «Опорно-двигательная система»

1

28

Внутренняя среда организма, ее значение.

1

29

Плазма крови, ее состав. Л. Р. №5. «Изучение микроскопического строения крови».

1

30

Иммунитет. Группы крови.

1

31

Движение крови и лимфы в организме.

1

32

Работа сердца.

1

33

Движение крови по сосудам. Л. Р. №6. "Измерение кровяного давления»

1

34

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

1

35

Строение органов дыхания.

1

36

Газообмен в легких и тканях.

1

37

Дыхательные движения. Л.р. № 7. «Определение частоты дыхания».

1

38

Регуляция дыхания

1

39

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

40

Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

1

41

Пищеварение в ротовой полости.

1

42

Пищеварение в желудке и кишечнике. Л. Р. №8. «Воздействие слюны на крахмал».

1

43

Пищеварение в кишечнике.

1

44

Рациональное питание. Л. Р. №9. «Определение норм рационального питания».

1

45

Обмен веществ и энергии.

1

46

Витамины.

1

47

Выделение. Строение и работа почек.

1

48

Заболевание почек, их предупреждение.

1

49

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1

50

Роль кожи в терморегуляции организма.

1

51

Контрольная работа 3по теме: «Обмен веществ»

1

52-53

Половая система человека. (2).

1

54

Возрастные процессы.

1

55

Поведение человека.

1

56

Торможение, его виды и значение.

1

57

Биологические ритмы.

1

58

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

59

Типы нервной деятельности.

1

60

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

1

61

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

1

62

Укрепление здоровья

1

63

Человек и окружающая среда.

1

64

Повторение изученного материала. Место человека в органическом мире.

1

65

Повторение изученного материала. Организм - единое целое.

1

66

Повторение изученного материала. Организм и окружающая среда.

1

67

Итоговая контрольная работа4.

1

68

Виды первой помощи.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....