Рабочая программа по Биология для 5 класса
рабочая программа
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. И. Сивоглазов, В.Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа , 2014 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 505.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8
г. Выкса Нижегородская область
Рабочая программа по Биология
для 5 класса
(предметная область – естественно-научные дисциплины)
Кондиной Анастасии Александровны
учителя биологии первой квалификационной категории
г. Выкса
2017г.
- Планируемые результаты
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
-реализация установок здорового образа жизни;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
-умение проводить анализ, сравнивать, делать выводы;
-гуманное отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
-умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
-умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
-приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
-выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
-овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов,
-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни,
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии,
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
-освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
-выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
2. Содержание курса Биология. Введение в биологию. (34 часа, 1 ч. в неделю)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. И. Сивоглазов, В.Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа , 2014 г., реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. В соответствии с ООП ООО МБОУ СШ № 8, учебным планом МБОУ СШ №8, требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования.
Живой организм: строение и изучение.
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка - элементарная единица живого. Доядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клетки. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Знаменитые естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований. Устройство ручной лупы, светового микроскопа
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Определение состава семени пшеницы.
Многообразие живых организмов.
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы.
Среда обитания живых организмов.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донные сообщества, сообщества коралловых рифов, глубоководные сообщества.
Лабораторные и практические работы
Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Человек на Земле.
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.
Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Обобщение. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Растительный и животный мир вашего региона.
3. Тематическое планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...