Материалы семинара - практикума. 27.02.2019 год.
материал

Районное методическое объединение учителей-филологов

Уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Тайна планеты Русландии».

 

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я очень рада  вас  приветствовать.

1 слайд: Скажите, ребята, сколько планет в нашей солнечной системе? (ответы детей) Верно. Но мало кто знает, что существует еще одна планета, которая хранит в себе множество тайн и загадок.  И сегодня я приглашаю вас в увлекательно путешествие на эту планету. И поможет нам в этом путешествии эксперт по путешествиям в солнечных системах - птица Говорун.

2 слайд:  ВИДЕО Приветствие птицы говоруна

Добрый день, ребята! Я - птица Говорун. И я приглашаю вас в увлекательное путешествие на загадочную планету Русландию! Для того, чтобы постичь  все её тайны, вам нужно будет выполнить задания. Желаю вам удачи!

Ведущий: Надеюсь, что задания, которые вам будут предложены, принесут удовольствие, а также смогут убедить вас в том, что русский язык – это весело и познавательно.

Ведущий: а оценивать ваши задания будут члены жюри ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущий: Мы отправляемся! И я прошу команды приготовиться к своему первому заданию. Каждая команда представит  своё название, эмблему, лозунг.

1. Задание  «Представление» (максимальная оценка 5 баллов)

Команды должны представиться, т.е. назвать свою команду, девиз

2. Задание  «Путаница»  (максимальное колличество  баллов 7 (за каждую неправильную точку минус 1 балл)

Вам нужно прочитать стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

3. Задание  «Доскажи фразеологизм» (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольешь»)

 

Б) Мы исходили городок

Буквально ( вдоль и поперек)

 

В) И так  устали мы в дороге,

Что еле  волочили ноги.

Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

 

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

4. Задание «Переводчик» (максимальное колличество баллов 7 баллов)

Сейчас я буду называть вам старорусские слова, а вы скажете, что они означали.

1 выя - шея; десница - правая рука; очи-глаза; шуйца- левая рука; чело-лоб; уста-губы, ланиты-щеки

5. Задание «искатели слов».

Каждой команде дается задача:

1.Отделите плод от растения

СОШИСНШАКА (сосна, шишка)

2. Растворите белое в прозрачном

СВОАДХАРА (вода, сахар)

6. Задание «Прятки».

Найдите спрятавшихся животных в стихотворных строчках.

Промчались летние деньки,

Увянут сКОРО ВАсильки.

Дышать легКО, ЗАкат пылает,

Прохладный вечер наступает.

ЗнаКОМА РЫбам тень моя,

Над гладью рек танцую я.

Подведение итогов

- Итак, жюри подводит итоги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

К.Г. Паустовский Сказка «Теплый хлеб»

Слайд 4

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Слайд 5

Цели: Рассмотреть, как в сказке К. Паустовского решается проблема «добра» и «зла»? Определить, какие образы помогают раскрыть её содержание? Понять, чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»?

Слайд 6

Персонажи сказки «Теплый хлеб" Сорока Конь Мальчик Теплый ветер Старики Ребята Бабушка Мельник Панкрат Филька

Слайд 7

Правила работы в группе Чётко формулировать свои мысли. Высказывать свою точку зрения. Не перебивать друг друга. Активно участвовать в обсуждении. Высказывания подтверждать текстом.

Слайд 12

Как исправить ошибку? Преодоление… Исправление… Раскаяние… Осознание…

Слайд 13

4 ступень 3 ступень 2 ступень 1 ступень Осознание ошибки Преодоление стыда и страха наказания. Раскаяние Исправление

Слайд 15

Символика цвета в повести.

Слайд 17

Домашнее задание . Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского. Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.

Слайд 18

Уважаемый Константин Георгиевич, я понял Вас… я хочу сказать… я почувствовал… я узнал… мне бы хотелось…



Предварительный просмотр:

Александр Костюнин — председатель совета директоров стратегического предприятия России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» 
(Петрозаводск, Карелия) 
Член экспертного совета по обороне при Совете Федерации РФ. 
Член Союза писателей России.

 

АЛЕКСАНДР  КОСТЮНИН

Совёнок

     Когда мальчишки растут, то обычно предпочитают играть с мальчишками: в футбол, в машинки, в «войнушку». Девочек в свою компанию не больно-то любят принимать. Мой Серёжка такой же. Исключение сын делал только для одной девчонки. 
     Он называл её Совёнок. 
     Похожа… 
     Широко распахнутые выразительные глаза. Длиннющие ресницы. (Казалось, слышно было, как они хлопали.) Года три, махонькая. Серьёзная-серьёзная. Мать заплетала ей косички раз в неделю. Очень туго, чтоб не растрепались. Девчушка замрёт, а голова крутится: вправо-влево, вправо-влево. (Точно как у совы.) Косички следом — туда-сюда. 
     Поселились они в нашем доме летом, прямо за стенкой, в однокомнатной квартире. Раиса работала продавщицей, в угловом. Рыжие волосы до плеч, яркая помада. Многообещающий взгляд маслянистых глаз. Призывно-короткое платье в обтяжку, демонстрирующее стройную соблазнительную фигуру. Всегда открытая к общению. К ней частенько захаживали мужики, оставались на ночь. Такая, прости господи, была… 
     Во дворе Раису прозвали Кошкой.
     
     Моё общение с соседями ограничивалось дежурным «здрасте». Я старался не обращать на них внимания, покуда не увидел на улице сынишку вместе с пацанкой. Они строили в песочнице диковинный город. Девчушка, присев на корточки, лепила маленькими ладошками башенку дворца. Сын был старше года на три, а беседовал с ней увлечённо, не замечая разницы в возрасте. 
     Я важно подошел, наклонился к Совёнку, протянул руку:
     — Ну, давай знакомиться. Как тебя зовут?
     Девчушка опустила голову, спряталась за панамку и стала демонстративно ковырять совочком землю.
     — Так как же тебя зовут?
     — Меня-то — ладно, а тебя?.. 
     Я представился.
     — Мне мама с чужими дядьками не велела разговаривать…
     Озадаченно убрал руку.
     — Разве я чужой? Мы теперь соседи.
     Она внезапно вскочила, уставилась вдаль: 
     — Тр-ракторр-рр! 
     И брыкливо поскакала прочь.
     Я мучительно искал взглядом тяжёлую технику. Улица была пуста…
     — Да пукнула она, — истолковал Серёжа загадочные действия подружки.
     Так мы с Наташкой и познакомились.

* * *

     Дом наш стоял на краю провинциального городка. 
     Двухэтажный, кирпичный, благоустроенный — роскошь по тем временам. Во дворе — уголок чарующего леса-сада. В центре — величавые сосны. Они поддерживали своими кронами небо. Рядами — кусты чёрной смородины, сирени. По соседству, за высокой сетчатой оградой, огромный школьный приусадебный участок. Птицы перелетают с ветки на ветку, щебечут, поют заливисто на разные голоса. Выйдешь летом на улицу — благодать! Гремящих трамваев да гулких троллейбусов нашему городишке не полагалось по статусу. Маленький ещё. Идёшь по центральной улице, сделаешь шаг в сторону, юркнешь под широкий навес тополиных листьев, проберёшься сквозь заросли черёмухи и сразу окажешься на тихой заповедной полянке перед домом. Словно в далёком оазисе.
     Снаружи наш жизнерадостный жёлтый домик-одуванчик, казался сказочно-солнечным. Но ведь в жизни как: если с одной стороны светит солнце, с другой — обязательно мрак. Что именно скрывалось за нарядным фасадом, хорошо знали жильцы. 
     Уютная обитель была возведена… на месте бывшей помойки. При спешном строительстве нижние кирпичи укладывались прямо на сырую землю, они же служили фундаментом. Поэтому дом на глазах врастал в землю. Стены, потолок при движении вниз запаздывали, пол опускался быстрее. Между полом и стенами появлялись щели. Сперва небольшие. Их старательно заделывали цементным раствором, но они расширялись всё больше и больше… И уже никакие замазки не могли залатать непокорные бреши. 
     Это обстоятельство устраивало большинство исконных обитателей…
     Огромные серые крысы.
     Они не были прописаны здесь, хотя проживали в доме на полных правах. Нас подселили к ним. Свалка, где они раньше безраздельно хозяйничали, стараниями горожан обрела крышу в виде нашего дома. Им стало теплее, сытнее, интереснее: ночью, в поисках пищи, они шмонали шкафчики на кухне; деловито копошились в помойном ведре; через прорехи в стенах с топотом носились из квартиры в квартиру, пробегая по телам спящих людей. Серые полчища пищали под полом, гужевались, устраивали оргии. В первые годы мы пробовали с ними бороться. Подсыпали в углы пищевую приманку с ядом. Крысы, в знак протеста, дохли под полом. Смрад в доме стоял такой — хоть на улицу беги!
     Завели Маруську, однако проявления у неё охотничьих инстинктов не дождались. На уме у кисули было одно. Любой месяц ей — март. Про своих котят она забывала через неделю и — по новой, слушать оратории похотливых котов.
     От конфронтации с крысами пришлось перейти к мирному сосуществованию.

     Ладно, крысы. Нашим детям такая планировка тоже нравилась, обогащая их жизнь приключениями. Не будь щелей, детям пришлось бы общаться привычным, дедовским способом: преодолевая дверные заслоны. А для этого сколько усилий-то нужно?! Сначала спросишь у родителей разрешения сходить в гости. Услышишь в ответ: «Уроки сделал?!» Сделаешь уроки; обуешься, накинешь на плечи куртку, выскочишь на стылую площадку. Долго названиваешь в соседнюю квартиру, перетаптываясь от холода с ноги на ногу. Дождёшься, пока Совёнок откроет дверь... А её мама не пустила!
     Через щели в стене общаться было намного удобнее. 
     Без таможни, границ — напрямую. При этом ускоренно развивались и культурные, и торговые связи. Характер товарообмена содержательно менялся в зависимости от возраста населения. Вначале ребята передавали совочек, зеркальце, яркие фантики, пупсиков. Затем, уже в школьном возрасте, — книжки, карандаши, альбом с семейными фотографиями. Когда Совёнок научилась писать, в оборот пошли записочки.

* * *

     Дети подрастали.
     Совёнок пошла в первый класс. Ходила важная, с огромным ранцем, с пышными бантами в светло-русых косичках. Мать проводила её до школы один раз, на этом провожанья закончились. 
     Мой Серёжка каждое утро дожидался Совёнка во дворе, заботливо брал за руку, и они торжественно шествовали в храм науки. А то ещё тетрадки с домашним заданием посмотрит. Сын опекал её без понуждения, охотно. Она благодарно молчала в ответ. Я был уверен: с возрастом у Серёжки прихоть нянькаться пройдёт. Но время шло, а ничего не менялось. По мне, лучше бы он крепче за науку цеплялся. Лишний раз книжку бы в руки взял. Прежде надо устроить свою судьбу, выучиться. Твёрдо встать на ноги. Чтоб всё было как у людей.
     Осень принесла с холодами ранние сумерки. Низкие тучи, когда пустые, когда с дождём, накрыли город. 
     Дети теперь были вынуждены встречаться реже. Всё складывалось удачно, одно к одному: Раиса отдала Совёнка в продлённую группу, забирала последней. И Серёжка занят допоздна: пока придёт из школы, пока сбегает за хлебом, приготовит уроки — на дворе темно. Гулять не пускаем. Перед сном нужны спокойные занятия. 
     Было видно — он тосковал по ней…

     А у Раисы — в ночь-полночь «карусель»! За стеной только ещё пробасит мужской голос, только начнётся застольный перезвон гранёных стаканов, я точно знаю — сейчас соседка промурлычет: 
     — Натуся, зайка, пойди погуляй! Поиграйся! — И Наташку, как бездомного котёнка, — за дверь. Да ещё бросит вдогонку: — Шапочку завяжи, чтобы ушки не надуло! 
     Выйдешь на улицу покурить, встанешь у подъезда, поёживаясь от стылой вечерней слякоти. С тополей, тяжело кувыркаясь, облетают последние усталые листья. Они ложатся на землю и обретают покой. Свет зашторенных окон едва подсвечивает готовую к снегу скамеечку. И в темноте двора — прерывистое металлическое повизгивание: Совёнок качается на качелях. Этот одинокий скрип в чёрной тишине щемит душу. 
     Безотцовщина… 
     Судьба этой девочки была очевидна. На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка.

     Как правило, «прихожане» у Раисы дольше одной ночи не задерживались, а тут… 
     В феврале было. Заходит Совёнок. Сиротливо встала у двери, вид потерянный. Молчит. В безвольно опущенных руках — портфель. Какая она первоклашка? Совсем кнопка.
     Мой Серёжка встревожено:
     — Ты чего?!
     Совёнок, не поднимая головы, выдавила:
     — Мамка сказала, что завтра к нам дядя Жора переедет. Насовсем…
     Жорку Захлыстина знали все. Тщедушный такой и занозистый… Несколько судимостей за плечами. Недавно освободился. 
     Серёжка накинул пальто, схватил шапку и, теснясь, ребята выскочили на улицу.
     
     На следующий вечер я засиделся с бумагами на кухне. Мои уже спали. Время от времени я включал электрический чайник. Стараясь не греметь, подливал в заварник кипяток. Помешивал ложечкой в стакане тающий сахар. Не отвлекаясь от чтения, пил. Горячий терпкий напиток отгонял сон.
     А за стенкой у Раисы гульба... 
     Через щель слышимость такая, что шёпот различим, а тут пьяные голоса… Да на повышенных тонах.
     — …Жорка, ай!.. не приставай! 
     Раздался гогот, послышалась довольная возня. Со стола с пронзительным звоном что-то упало. Чавкающие чмоканья перемежались с придыханиями Раисы:
     — Да… стой ты… дочка… не спит. Слышишь, отпусти!
     На минуту всё затихло. Затем откупорили бутылку. Гранёными стаканами глухо чокнулись, изобразив подводные карельские камушки. Не тостуя, выпили. Запахло огуречным рассолом. Мужской голос, заплетаясь, произнёс:
     — Огурцы ни-ничего. Пошли в кровать. 
     — Дочка рядом, не буду!
     — Пусть на кухне сидит.
     Они с топотом ушли в комнату. Оттуда раздался пьяный мужской окрик:
     — Марш на кухню! Дай с матерью поговорить!
     Раиса, играя в поддавки, согласно прыснула от смеха. Наташка спросонья захныкала, послушно поплелась. 
     Я тихо метнулся к настенному выключателю. Стало темно. Только там, где щербатая стена не достигала до пола, пробивалась полоса света. Чёрные тени Наташкиных ног протянулись через щель до плинтуса, причудливо изогнулись, стали подрагивать. Наташка безутешно, горько плакала. Тени пропали, шаги стали удаляться — в комнату подалась. 
     Минутную ночную тишину разорвал пьяный рык:
     — Ах ты падла!.. 
     Громкий топот, частое шлёпанье детских ножек. 
     Истеричный плач Наташки грубо ворвался ко мне через брешь. Я старался не дышать, чтобы ничем не выдать своего присутствия. За стеной захлопали дверки кухонных шкафчиков, зашуршала бумага, и на пол что-то посыпалось, словно бусы порвали.
     — …Дядя Жора, я больше не буду! — умоляла Наташка.
     — На колени вставай! Сбежишь — убью!
     Послышалась возня. Стараясь сдерживаться, девочка приглушённо мычала. Я, как чарами опутанный, уставился на жёлтую полосу света и вдруг увидел: из щели выскочила… крупная… сухая горошина… Покатилась по полу, уткнулась в мой тапок. 
     Пытаясь избавиться от некомфортного состояния, я поднялся и на цыпочках, чтоб не скрипнули половицы, пошёл спать. 
     
     Наутро Серёжка, как всегда, дождался Совёнка во дворе, взял у неё из рук портфель, и они потянулись к школе. Заметил: сынишка вернулся с уроков встревоженный, потерянный. О причине догадывался, потому не расспрашивал. Забудется со временем… 
     Вечером он взял любимую книгу, подушечку-думку, зашёл на кухню, поставил на пол лампу, выключил большой свет и лёг на тканый половичок. (От печки приятно потягивало теплом.) Я сел на пороге, закурил, с интересом посматривая на сынишку. Маруська — наша рыжая радость — поластилась к нему, растеклась на груди. По ту сторону пограничной стены кряхтела Совёнок, тоже устраиваясь поудобнее. (Видно, заранее условились!)
     — Давай я тебе вслух почитаю, — предложил сын. 
     Совёнок помолчала и жалобно произнесла:
     — Нет-нет, Серёжечкин… Ты лучше что-нибудь расскажи. Какую-нибудь сказку. 
     — Про что? 
     — Про вашу Марусю. 
     Из щели появился тонкий берёзовый прутик, начал зазывно подрагивать перед самым носом кошки. Та нехотя махнула правой лапой и застыла, не сводя взгляд с кончика прутика.
     Сын, мечтательно подперев ладонью подбородок, облокотился на подушечку:
     — Сказки я умею только читать…
     — А ты не знаешь, почему мою маму во дворе называют «Кошка»?
     — Не-ет…
     — Потому что она самая-самая ласковая. Вот! Хочешь, я расскажу тебе свою сказку? Я сочинила её прошлой ночью.
     — Ты придумала сказку? Сама?!
     — Да-а. Рассказать? 
     — Расскажи, интересно.
     Сын прижался щекой к безвольному, урчащему телу кисули, приготовился слушать. 
     За стеной, будто за кулисами театра, детский голос таинственно произнёс:
     — Жила-была… на свете… маленькая девочка…
     Сказительница вздохнула и продолжила:
     — Была она очень красивая. Длинные волосы её были цвета солнца. Ходила она всегда в красных башмачках и белых чулочках. Жила девочка за тридевять земель в сказочной долине, в маленьком белом домике с мамой. А повсюду хозяйничали огромные злые крысы. Никто не мог с ними справиться. Папы у них не было… и потому она очень боялась крыс. Ты не подумай, это я не про себя рассказываю. 
     Сын промолчал.
     — Ту девочку звали 
Айгу — по-карельски «время», значит. Айгу помогала маме по хозяйству. Пасла овец, ходила с маленьким ведёрком за водой к ручейку. Мама пряла пряжу, девочка сматывала готовую нить в клубок. По воскресеньям она отправлялась в соседнюю деревню, на ярмарку, продавать сметану и сыр. Домой приносила вкусные карамельки. Наступал вечер, мама укладывала её спать, гладила доченьку по длинным распущенным прядям волос и враспев говорила ласковые слова. 
     А сама грустная какая-то…
     Когда 
Айгу ходила на ярмарку, она заметила, что там у всех-всех ребяток есть не только мама, но и папа. Однажды она спросила:
     — А правда, что у меня тоже был свой папа?
     У мамы появились на глазах слёзы, она обняла дочку и открыла ей страшную тайну: у 
Айгу тоже был свой папа, но злые крысы унесли его за высокие чёрные горы, когда она была ещё совсем-совсем маленькая. Мама оставила дочку на соседей и пошла по крысиному следу. Долго шла. День шла. Ночь. Привёл след к маленькой избушке, что стояла возле самой высокой горы.
     Наташка прервала рассказ, спросила робко:
     — Тебе интересно?..
     — Что же дальше-то было?..
     — …привёл след к маленькой избушке, которая стояла возле высоченной страшной горы. Мама постучалась в окошко, и к ней вышла добрая волшебница: «Я знаю про твоё горе, — сказала она. — Сама ты не спасёшь папу. Возвращайся домой, назови девочку именем 
Айгу — время — и отправляйся спасать его, когда дочка сама первый раз спросит о нём. Ты выпей этот настой, — фея дала в руки маме изумрудный пузырёк, — превратишься в кошку и сразу приходи вместе с Айгу к высокой скалистой гряде. Крысы живут за ней. Там и держат в заточении пленника. Один раз в день, едва солнце коснётся вершины, огромные челюсти горы раздвигаются, одна половина её поднимается вверх, появляется громадная щель. Бегите через неё на другую сторону горы. В это время все крысы уходят на равнину за добычей. Если до захода солнца вы не успеете спасти отца, гора снова опустится, челюсти сомкнутся, вы навсегда останетесь в царстве крыс». 
     — Ты взаправду, что ли сама это выдумала? — изумился сын.
     — Слушай дальше! 
     Слышно было, как Совёнок елозила с боку на бок:
     — Мама вернулась домой, нарекла дочь именем 
Айгу, принялась ждать. В тот вечер, когда Айгу впервые узнала тайну про своего отца, женщина достала спрятанный пузырёк, выпила настой, и на глазах дочери превратилась в рыжую кошку. Отправились они вдвоём к дальним кручам. Шли день. Шли ночь. Пришли к подножию горы, стали ждать. 
     Ночь постепенно растворялась в дне. Край солнца выглянул из-за синей вершины. И тут раздался страшный грохот. Земля, скалы задрожали. Камни поднялись наверх, в горе образовалась огромная чёрная щель. Серая пыльная дорожка вилась прямо вглубь. Кошка смело направилась в лаз, девочка за ней. Зелёные кошачьи глаза хорошо видели в темноте, помогали не сбиться с пути. Так шли они между камней, берегами подземных озёр, пока пещера не закончилась. Вышли из-под каменного свода и попали в густой мрачный лес. Деревья повалены друг на друга. Везде паутина. Сырость. Мрак. Там и днём-то солнца нет. Лишь подсвечивают своими огоньками-фонариками светлячки. Дорожка вела, вела их и закончилась у развалин какого-то старинного города. Куда дальше путь держать — не знают. Если не успеют до захода солнца — навеки останутся в сером царстве.
     Неожиданно одна из чугунных дверей отворилась. 
     Они заходят внутрь. Смотрят, на большом деревянном помосте, укрытом шкурами крыс, сидят двое мужчин: отец 
Айгу и молодой красивый юноша. Заколдованные. Не шевелятся. Глаза закрыты. Кошка прыгнула на помост. Обошла вокруг них трижды и, проходя мимо, каждый раз задевала своим хвостиком. Пленники ожили, спрыгнули с помоста на землю и вместе с кошкой и Айгу — вон из крысиного царства. 
     Сказительница замолчала. Сделалось совсем тихо. 
     Сын с нетерпением прервал паузу:
     — Продолжай!..
     — А дальше я не придумала. Но всё кончится обязательно хорошо. Не может быть дальше нехорошо, ведь 
Айгу нашла своего отца. Главное, теперь они вместе: мама, папа, Айгу и… юноша. 
     — Наташка, ты настоящая артистка!.. — восхищённо промолвил сын и несколько раз хлопнул в ладоши.

* * *

     Следующим летом подошла для нашей семьи очередь на новую квартиру. Я покидал «живой уголок», расставался с непутёвыми соседями, не пытаясь скрывать радости. 
     
     Что там стряслось потом у Раисы, точно никто не знал. Говорили, серенький котёнок, которого Совёнок подобрала на улице, напрудил Жорке в кеду. А у того суд скорый: он на глазах у ребёнка схватил живой комочек и — об угол плиты. На мать руку поднял… Нервное потрясение оказалось настолько сильным, что девчонка потеряла дар речи. Сожитель у Раисы долго не загостился, а Наташка так и осталась немой. 
     Может, болтали?..
     
     …Прошли годы, сын, несмотря ни на какие уговоры, поступать в университет не стал. У нас в городишке окончил училище, отслужил в армии. И вот однажды, весной, мы собрались на выходные в деревню, а он решил подъехать позже, автобусом. Обещал приехать не один, с невестой. С матерью гадали-гадали — кто избранница?
     Я отправился на остановку — встретить ребят. Беспокойно маялся у обочины, курил до того момента, пока на дороге, вдали, не появился рейсовый автобус. Он подъехал к дощатой синей будке, остановился. Я заметил ребят через боковое стекло: Серёжка стоял, положив руку на плечо невысокой хрупкой девушке. Сын был сдержан, девушка мельком глянула на меня, смущённо улыбнулась, склонила голову.
     Её лицо показалось мне знакомым… Словно где-то раньше я видел эти огромные выразительные глаза, скромную улыбку. 
     Я шагнул навстречу, взял у Серёжки сумку, с интересом разглядывая спутницу. 
     Совёнок?! 
     После секундного замешательства наигранно-весёлым голосом выдавил:
     — Ну, здравствуй, Наташа! Совсем красавицей стала. 
     Она засмущалась, ещё теснее прижалась к Серёжке.
     Мы зашагали до своротки, ведущей к нашему хутору. Спустились в тенистую ложбину. Тропинка держала плохо: то одна нога, то другая временами проваливалась, оставляя после себя в талом снегу глубокие лунки. Мысли в голове крутились разные… Вспомнил: соседка по старому дому говорила, что видела их вместе, но тогда мне не захотелось в это верить. 
     Поднялись на песчаный, почти оттаявший пригорок. 
     Подошли к деревенскому дому. 

     Стол был накрыт. Сели. Говорили о погоде. Весна сей год была ранней, говорливой. Мы шутили. Натянуто смеялись. Молчали. Переглядывались. Изучали Наташу. Совсем не похожа на мать: светло-русая тяжёлая коса через плечо, тонкие аккуратные черты лица, покрасневшие щёки, смущённая улыбка. Бездонные, зелёные с карими крапинками глаза светились любовью к Серёжке. 
     Я взял вёдра, пошёл за водой. Не столько по надобности — хотел с мыслями собраться. Сел возле колодца на остывшую лавочку, закурил. Солнце удалилось на покой, укрывшись тучным небом. Вечерний морозец подсушил мокрое снежное месиво, превращая его в ноздреватый колючий панцирь. 
     После переезда из крысиного дома я думать забыл про этих соседей. А мой Серёжка, видно, занозился. Не забыл своего Совёнка. Получается, после отъезда они встречались, дружили. Дела… «Нам только невесты-инвалида не хватало. Нужно спокойно объяснить, что она ему не пара». Я затушил сигарету, вдохнул полной грудью весеннюю свежесть и, зачерпнув воды, уверенно зашагал к дому. Ситуация теперь не казалась мне такой безвыходной. От найденного решения на душе сделалось спокойно. 
     Все сидели в комнате за столом, в тишине пили чай. Деревенская кошка дремала у Совёнка на коленях, взмуркивая в ответ на почёсывание за ухом. Я встал в дверном проёме:
     — Наташ, а чем закончилась твоя сказка? Про 
Айгу-то, помнишь?
     Совёнок всем телом подалась вперёд, попробовала ответить сама, но лишь некрасиво замыкала… Страдающее усилие исказило её лицо. Щёки запылали огнём. Стала что-то торопливо, взволнованно объяснять Серёжке жестами и мимикой. 
     Сын несмело перевёл:
     — Наташа говорит, что своего принца она нашла и хотела бы… называть папой… тебя. Потому что ты добрый, хороший… Если ты, конечно, не против…
     Мне словно душу оголили… Я почувствовал, как из неё с болью… выкатилась… крупная сухая горошина.
     — Я... что я?.. Лишь бы вам было хорошо… — неожиданно сорвалось у меня.
     И будто тяжёлый гнёт свалился с плеч. 

     Своей искренностью, любовью, верой в чистое, светлое Совёнок покорила меня. 
     Да, эта девчонка — волшебница! 
     Она предложила нам писать продолжение сказки. Кто знает, может, настоящие, счастливые сказки в жизни так и слагают. Вместе…
     А невестка… Станет нашей — будет хорошей. 
 

г. Петрозаводск, 2008 г

Костюнин Александр Викторович. "Рукавичка"

Православному священнику Отцу Вейкко Пурмонену 

...Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. 
И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился. 

Евангелие от Матфея



Нельзя сказать, чтобы я часто вспоминал школу. Мысли о ней, как далёкое, отстранённое событие какой-то совсем другой жизни, пробивались с трудом. 
Я не был отличником - хорошие отметки со мной не водились. 
Сейчас понимаю: могло быть и хуже. В пять лет, всего за два года до школы, я вообще не говорил по-русски. Родным для меня был язык карельский. Дома и во дворе общались только на нём. 
Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом, за которым и жаждал я увидеть жизнь новую, яркую, возвышенную. Заливистый школьный звонок, свой собственный портфель, тетрадки, первые книжки, рассказы о неизведанном, мальчишеские забавы после уроков - всё это, словно настежь распахнутые ворота сенного сарая, манило меня на простор. При чём здесь отметки? 
Тридцать лет прошло. 
Повседневные заботы, реже радости полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, точно древесные кольца. С каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы... 

Не знаю, почему уж так сложилось, но ярче всего из школьных лет запомнился мне случай с рукавичкой. 

Мы учились в первом классе. 
Алла Ивановна Гришина, наша первая учительница, повела нас на экскурсию в кабинет уроков труда. Девчонки проходили там домоводство: учились шить, вязать. Это не считалось пустым занятием. Купить одёжу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали оставшееся от старших. Жили все тогда туго. Бедовали. Способность мастерить ценилась. 
Как стайка взъерошенных воробьёв, мы, смущаясь и неловко суетясь, расселись по партам. Сидим тихо, пилькаем глазёнками. 
Учительница по домоводству сначала рассказала нам о своём предмете, поясняя при необходимости на карельском, а затем пустила по партам оформленные альбомы с лучшими образцами детских работ. 
Там были шитые и вязаные носочки, рукавички, шапочки, шарфики, платьица, брючки. Всё это кукольного размера, даже новорождённому младенцу было бы мало. Я не раз видел, как мать за швейной машинкой зимними вечерами ладила нам обнову, но это было совсем не то... 
Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки. 
Звонок прогремел резко. Нежданно. 
Урок закончился. 
Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве покинули класс. 
Прошла перемена, и начался следующий урок. Достаём учебники. Ноги ещё не остановились. Ещё скачут. Голова следом. Усаживаемся поудобнее. Затихающим эхом ниспадают до шёпота фразы. Алла Ивановна степенно встаёт из-за учительского стола, подходит к доске и берёт кусочек мела. Пробует писать. Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки. 
Вдруг дверь в класс резко распахивается. К нам не заходит - вбегает - учительница домоводства. Причёска сбита набок. На лице красные пятна. 
- Ребята, пропала рукавичка! - и, не дав никому опомниться, выпалила: - Взял кто-то из вас... 
Для наглядности она резко выдернула из-за спины альбом с образцами и, широко раскрыв, подняла его над головой. Страничка была пустая. На том месте, где недавно жил крохотный пушистый комочек, я это хорошо запомнил, сейчас торчал только короткий обрывок чёрной нитки. 
Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать. 
- Кондроева? 
- Гусев? 
- Ретукина? 
- Яковлев? 
Очередь дошла до меня... Двинулась дальше. 
Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: "Я не брал, Алла Ивановна". 
- Так, хорошо, - зло процедила наша учительница, - мы всё равно найдём. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем... 
Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы, не мигая уставившись на учительницу, она безвольно стала к ней приближаться. 
- Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать. 
Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши. А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли. 
Выпала кукла. Уткнувшись носом в груду учебников, она застыла в неловкой позе. 
- Ха, вот дура! - засмеялся Лёха Силин. - Ляльку в школу притащила. 
Кондроева, опустив голову, молча плакала. 
Учительница по домоводству брезгливо перебрала нехитрый скарб. Ничего не нашла. 
- Раздевайся! - хлёстко скомандовала Алла Ивановна. 
Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички. Присев на корточки, развязала шнурки башмачков и, поднявшись, по очереди стащила их. Бежевые трикотажные колготки оказались с дыркой. Розовый Светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру. Вот уже снята и юбчонка. Спущены колготки. Белая майка с отвисшими лямками. 
Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики. 
Нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на её детской шейке. 
- Это что ещё такое? - тыкая пальцем в крест, возмутилась классная. - Чтобы не смела в школу носить. Одевайся. Следующий! 
Кондроева, шлёпая босыми ножками, собрала рассыпанные карандаши, торопливо сложила в портфель учебники, скомкала одежонку и, прижав к груди куклу, пошла на цыпочках к своей парте. 
Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды. 

Моя очередь приближалась. Впереди двое. 
Сейчас трясли Юрку Гурова. Наши дома стояли рядом. Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас. 
Портфель у него был без ручки, и он нёс его к учительскому столу, зажав под мышкой. Неопрятные тетрадки и всего один учебник - вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос. 
Аллавановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала маленькая синяя рукавичка. 
- Как она у тебя оказалась? Как?!! - зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. - Как?! Отвечай!.. 
- Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе... - лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык. 
- А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор! 
Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас. 
Класс напряжённо молчал. 
Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. "Вор" - раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком. 
Он стал изгоем. 
Никто из старших братьев никогда не приходил в класс и не защищал его. И он никому сдачи дать не мог. Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали. 
Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород - считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх. 

*** 
Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы. 
Люди, как крысы в бочке, зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте. 
Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла. Уносили последнее: ночами выкапывали картошку на огородах, тащили продукты из погребов. Квашеную капусту, банки с вареньем и овощами, заготовленную до следующего урожая свёклу и репу - всё выгребали подчистую. 
Многие семьи зимовать оставались ни с чем. Милиция бездействовала. 
У Чуковского в сказке, если бы не помощь из-за синих гор, все звери в страхе дрожали бы перед Тараканищем ещё и сейчас. Здесь же воров решили наказать судом своим. Не стали ждать "спасителя-воробья". Терпению односельчан пришёл конец. 

...Разбитый совхозный "пазик", тяжело буксуя в рыхлом снегу, сначала передвигался по селу от логова одного вора к другому, а потом выехал на просёлочную дорогу. Семеро крепких мужиков, покачиваясь в такт ухабам, агрессивно молчали. Парок от ровного дыхания бойко курился в промозглом воздухе салона. На металлическом, с блестящими залысинами полу уже елозили задом по ледяной корке местные воры. Кто в нашей деревне не знал их по именам? Их было пятеро: Лёха Силин, Каредь, Зыка, Петька Колчин и Юрка Гуров - это они на протяжении последних восьми лет безнаказанно тянули у односельчан последнее. Не догадывалась об этом только милиция. 
Руки не связывали - куда денутся? Взяли их легко, не дав опомниться. Да и момент подгадали удачно - в полдень. После ночной "работы" самый сон. 
"Пазик", урча, направился за село, по лесной просёлочной дороге. В пути молчали. Каждый сам в себе. Всё было понятно без слов. Ни в прокуроры, ни в адвокаты никто не рвался. 
Дорога шла прямо по берегу лесного озера Кодаярви. На пятом километре остановились. Двигатель заглушили. Вытолкнули "гостей" на снег. Дали две пешни и приказали рубить по очереди прорубь. 
Снежные тучи тяжело наползали на нас. Солнце скрылось. Поднялся ветер. Завьюжило. Мороз к вечеру стал пощипывать. Топить воров никто не собирался, а хорошенько проучить их следовало. Есть случаи, в которых деликатность неуместна, хуже грубости. 

...В совхозном гараже мы распили две бутылки прямо из горлышка. Стоя. Кусок чёрствого ржаного хлеба был один на всех. Мы пили за победу над злом. 
Я этим же вечером уехал в город, а наутро из деревни позвонили: Юра Гуров у себя в сарае повесился. 

Если бы не этот звонок, я бы, наверное, так и не вспомнил про синюю рукавичку. 
Чудодейственным образом отчётливо, как наяву, я увидел плачущего Юрку, маленького, беззащитного, с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу... 
Его жалобное: "Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе!" - оглушило меня. 
Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба в вино, подал Иуде, только "после сего куска и вошёл в Иуду сатана". На профессиональном милицейском жаргоне это называется "подстава". 

Юрка, Юрка... твоя судьба для меня - укор... И чувство вины растёт. 
Что-то провернулось в моей душе. Заныло. 
Но заглушать эту боль я почему-то не хочу... 

*** 

...На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. 
Евангелие от Луки 

Карелия, с. Вешкелица, 2006 год

Деревья умирают,
Когда перестают различать
Времена года
И откликаться на их приход
Раскатистым эхом.

Вода умирает,
Когда забывает однажды,
В каком направлении течь,
И теряет способность
Утолять нестерпимую жажду.

Земля умирает,
Когда, истощившись,
Внезапно перестает
Рожать повседневный хлеб
И быть колыбелью песен.

Человек погибает,
Когда лишается дара
Удивляться всему живому
И взирать на мир
С благодарностью                

Максим Танк – белорусский поэт

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс учителя русского языка и литературы Джабыкской школы Дрожжиной Светланы Викторовны 2019 год

Слайд 2

тих о твор ени е

Слайд 3

Иосиф Бродский Тихотворение моё, моё немое, Однако, тяглое - на страх поводьям. Куда пожалуемся на ярмо и Кому поведаем, как жизнь проводим? 1976

Слайд 4

Словотворчество, или приёмы моделирования слов на уроках русского языка

Слайд 5

ОКАЗИЯ, -и, ж. 1. Удобный случай для посылки, отправки чего-н. с кем-н.2. Редкий, необычный случай, неожиданность (устар. и разг.). От лат. «occasio» - ‘ случай, повод‘

Слайд 6

Окказионализм – знаковая языковая единица, возникшая по сиюминутному поводу и употреблённая, как правило, лишь однократно

Слайд 7

«всезвѣрьственныи» - ‘жестокий‘ («Житие Александра Невского», свод 1594 года), «молоткастый» , « серпастый » ( «Стихи о советском паспорте» Владимира Маяковского, 1929)

Слайд 8

Модель – обобщенное представление о явлении. Модель можно преобразовать. Моделирование – исследование объектов познания на их моделях.

Слайд 9

Задания группам 1) Выпишите слова-окказионализмы. Попробуйте определить часть речи и структуру слова. 2) По какой модели образовались окказионализмы? 3) Для чего авторы, пренебрегая уже существующими словами, придумывают свои?

Слайд 10

Окказионализм Модель Непоэмание От слова «поэма»; По аналогии со словом «непонимание» Модель: Не + поэм + а + ни j + е

Слайд 11

Окказионализм Модель Тебяголик От слова «тебя»; по аналогии с «трудоголик», «алкоголик» Перестиховала От слова «стих»; по аналогии с «перепсиховала» от слова «стих» Летовать От слова «лето»; по аналогии с «зимовать» Бестебье От слова «тебя»; по аналогии с «безрыбье» Тебядефицит Сложение: тебя +дефицит Нелюбимости От слова «любить» ; по аналогии с «необходимость»

Слайд 12

Но в чём же причины такой беспечности? Конечно, природа расположила в своём доме человека, но он решил, будто он-то и есть единоличный хозяин, и создал в доме природы свой собственный надприродный дом. А теперь ему ничего не остаётся, как приютить природу в этом доме.

Слайд 13

надприродный

Слайд 14

ФГОС УУД Компетенция Личность Мониторинг Рефлексия Самооценка Самоанализ Рейтинг

Слайд 15

« ФГОСнуться можно с вашими программами», - причитала в кабинете завуча Юля. Пора бы и рефлекснуть ! Уважаемые коллеги, мы в электронном журнале вымониторинговали процент заполнения домашних заданий. Неутешительная цифра.

Слайд 16

Что вы чувствовали во время мастер-класса? Сложно ли работать с терминологией другого предмета? Как на своих уроках вы можете применять приём моделирования?

Слайд 17

Спасибо за внимание и за отличную работу!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы семинара-практикума Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»

Активная форма взаимодействия с элементами тренингапо формированию у педагогов личностно-ориентированнойпозиции по отношению к детям в целях профилактики профессионального выгорания педагогов....

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Приказ УО от 18.02.2019 №116 - об итогах семинара-практикума

*[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19080196","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 350px; height: 500px;","width":"339"}}]][[{"type":"media","vie...

Сборник материалов городского семинара-практикума

Сборникматериалов городского семинара-практикума...

Приказ 03.04.2019 № 35-в О проведении семинара-практикума «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»

Семинар-практикум «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Нетрадиционные материалы и нестандартные изотехнологии в ДОУ»

Распространение опыта среди педагогов района по нетрадиционным материалам и нестандартным изотехнологиям в ДОУ....