Статья "Патриотическое воспитание в образовательном пространстве школы"
статья

Болтачева Татьяна Петровна

Данный текст является выступлением на педагогическом совете "Патриотическое воспитание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

05.02.2019

Сообщение на педагогическом совете

Заместителя директора МОУ-СОШ с. Елизаветино по воспитательной работе Болтачевой Татьяны Петровны

«Формирование патриотизма в воспитательно-образовательном пространстве школы».

 «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Д. С. Лихачев

Родина.…Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина – это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец.

За что мы любим её? Для многих такой вопрос покажется странным.

Зато, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую не похожую культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к соотечественникам и миру, чувство защищенности от единства «Мы».

Так разве любовь к Родине–не естественное почти генетическое чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях?

Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине – безальтернативно – он растет патриотом.

А если этого нет? Если среда перестала быть естественно-патриотической: поруган язык, пересмотрена и осмеяна история, утвердилось неуважительное отношение к старшим–тем, кто воевал и создавал то, что мы сегодня эксплуатируем? Если не высокие социальные смыслы служения Отечеству, а лишь естественно-природные (животные) потребности стали движущей силой действий большинства сограждан?

Тогда – Отечество в опасности и - воспитывать патриотов необходимо! Научить детей не презирать, а любить Родину в период испытаний, «переживать» все тяготы вместе со страной («любить Россию в непогоду»),а не бежать туда, где «слаще кусок», верить в нее, работать во имя процветания родной земли сумеет не любой педагог.

В Словаре современного русского литературного языка «патриот» определяется как Человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».

Гражданственность в большинстве исследований рассматривается как синоним патриотизма, а в ряде исследований, как более широкое по отношению к последнему понятие.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020годы», было обозначено, что патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Цель патриотического воспитания–развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Обновленная система ценностей современного патриотического воспитания условно делится  на четыре сферы: духовнo-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); нравственнo-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честностъ, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений); государственнo- патриотическую (приоритет национальных ценностей и нтересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие и решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве). Такое деление, с нашей точки зрения определяет сложный системный характер, комплексность, интегративность и целостность системы.

Патриотическое воспитание–это процесс взаимодействия педагогов и школьников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности.

В силу сказанного роль школьного педагога в патриотическом воспитании трудно переоценить. Его профессиональная и личностная направленность на реализацию целей патриотического воспитания, на наш взгляд, является одним из определяющих факторов успеха этой деятельности. Если классный руководитель и учителя–предметники профессиональны и активны в организации патриотического воспитания, то патриотические ценности, убеждения и опыт патриотической деятельности, сформированные у школьников, будут являться условием дальнейшей ориентации личности на самореализацию в жизни и профессиональной деятельности как патриота и гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Духовно-нравственное воспитание будущих инженеров в образовательном пространстве школы

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию будущих инженеров в образовательном пространстве школы...

Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...