Виртуальное пространство и реальный мир (из опыта работы со студентами техникума по медиабезопасности ).
статья

Уразова Наталья Владимировна

В статье описывается опыт работы техникума по профилактике интернет-рисков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_urazovoy_n.v.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальное пространство и реальный мир

(из опыта работы со студентами техникума по медиабезопасности ).

Подготовила:

Уразова Наталья Владимировна, социальный педагог

 ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-

транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

Интернет прочно вошел в нашу жизнь  и эта реальность, с которой мы живем. Социальные отношения трансформируются из-за развития информационных технологий, налаживаются контакты в  сети, благодаря интернету появилась новая форма обучения – дистанционное обучение, которое расширило доступность образования,  в сети же организуется досуг. Можно много перечислять те преимущества Интернета, которые сделали нашу действительность  информативнее, удобнее, интереснее.  Интернет стал не только техническим средством, но и пространством для общественной и личной жизни.  Дети и подростки, как более  любознательная категория, лучше овладевают техническими средствами, знакомятся с  информационными технологиями быстрее взрослых. Это хорошо, так как повышает их эрудицию, формирует навыки общения. Конечно, формы общения в Интернете, ведение блогов, форумы и чаты, социальные сети– это новый вид реального мира.

Коммуникационные сети предполагают общение в виртуальном пространстве с теми людьми, с которыми уже налажены связи в реальной жизни. Поскольку для подростков в силу их возрастных особенностей основным видом деятельности является индивидуальное общение со сверстниками, потребность в душевном друге или подруге, поэтому подростки стремятся объединяться в дружеские компании,  расширить социальные контакты, в большинстве своем,  реализуя это через социальные сети.

Но так как жизненный опыт у подростков недостаточно велик, то им легко принять за правду все  то, что они видят и слышат с экрана компьютера. По словам  Павла Астахова, бывшего уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, детям сложно «распознать манипулятивные техники, используемые при подаче информации, они не анализируют степень ее достоверности и подлинность  источников».

В виртуальном пространстве,  как и в реальной жизни можно встретить мошенников, насильников, воров, тех, кто распространяет порнографию и  наркотики, тех, кто охотится за личными данными с целью  использования для своей выгоды. Но, в реальной жизни такие явления и люди легко распознаются. А вот сидящий за компьютером подросток чувствует себя защищенным, так как находится в комфортных условиях дома или в общественном месте, а все, что происходит сейчас с ним  в виртуальном  пространстве, кажется каким-то ненастоящим, существующим «понарошку».  Поэтому подросток расслаблен, критичность мышления ослаблена и те, кто хочет причинить вред подростку, грамотно применяют манипулятивные техники, создавая тем самым,  много опасностей как для детей, так и для взрослых. Знание этих опасностей, или Интернет-рисков, учет возрастных и индивидуальных интересов и потребностей подростков позволит их избежать.

В работе по медиабезопасности со студентами в техникуме разработана программа  закрепления знаний   по правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве, профилактики Интернет-зависимости «Безопасный  Интернет». Программа рассчитана на студентов 1 курса.

Как и во всякой программе определены цель и задачи для работы по данному направлению профилактики. В пояснительной записке обоснована актуальность программы и названы  Интернет-риски.  Далее перечислены   нормативные акты,  являющиеся законодательной базой проводимой работы.

Все мероприятия программы  разделены на 3 блока. Это мероприятия для студентов, для родителей и для педагогов.

Родители  могут познакомиться с информацией по безопасному Интернету на сайте техникума.  На стенде «Социально-психологическая служба техникума» размещены «Памятки для заботливых родителей», «Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?», «Как защитить ребенка от Интернет-рисков?», взятые из материалов сайта ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Запланированы беседы с родителями по темам «Как защитить детей от Интернет-рисков?», «Родителям об Интернет-зависимости», анкетирование на родительских собраниях «Друзья подростка в сети, кто они?».

 Важно, чтобы педагоги техникума тоже были информированы о безопасном использовании сети Интернет и о том, какие опасности может встретить там их ученик. Поэтому работа с педагогами это неотъемлемая часть процесса  защищенного пользования Интернетом.  На методическом объединении преподавателей были рассмотрены вопросы «Нормативно-законодательная  база по Безопасному Интернету», «Работа с безопасными Интернет-ресурсами»,  на педагогическом совете техникума «Об обеспечении безопасного использования сети Интернет».

Самый главный блок - мероприятия для студентов. В нашем техникуме одна из специальностей «Программирование в компьютерных системах», поэтому студенты-программисты первые помощники преподавателей информатики. Они организовали команду под названием «Adblok», члены которой  активно участвует в организации и проведении мероприятий по Интернет-безопасности.  В феврале  команда  приняла участие во всероссийской акции «Неделя безопасного Рунета». В апреле команда участвовала в областном квесте «Безопасный Интернет», организованном ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержи и развития детей». Члены команды участвовали в декабре в международной олимпиаде в сфере информационных технологий «IT-Планета 2017/18».

Формы проводимых мероприятий со студентами различны: это классные часы «Развлечения и безопасность в Интернете», «Как  защитить себя в Интернете», «Что ты знаешь о виртуальных преступниках?», «Мошенничество в Интернете»;  диспуты «Интернет-друг или враг», «Твои правила безопасности в сети»,  беседы «Культура сетевого общения»,  «Мой любимый сайт», «По страничкам сайтов нашего техникума», «Безопасный Интернет-сёрфинг»; изготовление и распространение флайеров «Если ты стал жертвой преступления в сети»,  памяток для студентов-пользователей    «Безопасный  Интернет», которые раздают  члены Студенческого Совета, так как подростки часто при столкновении с какой-либо неприятной ситуацией при использовании Сети не понимают, как поступить и куда обратиться за помощью, а родители и педагоги не всегда в состоянии помочь им преодолеть образовавшуюся проблему, т. к. мало знакомы с современными технологиями, либо сами ощущают себя потерянными и беззащитными.

          Хорошим подспорьем  в работе является техникумовская газета «Молодежный калейдоскоп», которая существует в печатном и электронном виде, интернет-газета «Новое поколение» - единая молодежная информационная среда - реализованный проект выпускника, а теперь специалиста по работе с молодежью нашего техникума. У техникума есть группы в социальных сетях «ВК» и «Одноклассники», «Фейсбук», «Твиттер»,  название группы  «LPTT news», на которые подписаны много студентов техникума. Тем самым создается авторский контент, помогающий ориентироваться в сети, правильно формировать статусы, общаться с друзьями по учебе,  позволяющий  ограничить влияние сайтов с заведомо ложной информацией.

 Результатом работы  по данной программе  явилось повышение грамотности по проблемам информационной безопасности всех участников образовательного процесса.

Работу по этому направлению мы будем продолжать, так как актуальность вопроса  информационной грамотности и безопасности  не снижается, а становится все острее и виртуальное пространство становится частью реального мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие научно-технического творчества студентов техникума

Статья в которой рассматриваются проблемы и способы активации работы в направлении научно-технического творчества, как средству подготовки высококлассных специалистов. Популяризовать идею техниче...

План-конспект урока " Экспериментальное решение задач по неорганической химии с использованием виртуальной лаборатории в 11 классе" (из опыта работы)

Урок-исследование.Преимущества решения практических задач по химии с использованием виртуальной лаборатории  перед традиционным лабораторным методом состоит в том,что данный способ позволяет учащ...

Физическое состояние студентов техникума.

публикация "Физическое состояние студентов техникума."...

Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума

Кривенкова В.В. Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума. СПб ГБОУ СПО "МТ№2"В данной презентации анализируются возможности внеаудиторной работы для ...

Мастер-класс «Работа в виртуальном пространстве. Сетевой сервис Padlet» 

Мастер-класс по теме: «Работа в виртуальном пространстве. Сетевой сервис Padlet». Инструкция по работе с интерактивной доской Padlet...

Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению – реальный путь повышения качества обучения (из опыта работы)

   Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков име...