Качество образовательного процесса в условиях дополнительного образования
методическая разработка

Проблема качества образования была актуальной во все времена. Однако подход к качеству образования трактуется по-разному многими учеными-теоретиками и практиками. Одни сводят качество образования к качеству по обученности, другие – качество обучения и воспитания, третьи – степень развитости личности и т.д.

    «Качество образования» - понятие емкое и многоаспектное. Поэтому мы вкладываем в понятие «качества образования» соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) спрогнозированы в зоне потенциального развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Качество образовательного процесса в условиях дополнительного образования»

Автор:   Загорская Елена Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

Москва,  2018

Образование – важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

Р. Киплинг

     Введение. Проблема качества образования была актуальной во все времена. Однако подход к качеству образования трактуется по-разному многими учеными-теоретиками и практиками. Одни сводят качество образования к качеству по обученности, другие – качество обучения и воспитания, третьи – степень развитости личности и т.д.

    «Качество образования» - понятие емкое и многоаспектное. Поэтому мы вкладываем в понятие «качества образования» соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) спрогнозированы в зоне потенциального развития ребенка.

    В рассмотрении качества и результативности образовательной деятельности мы исходим из специфики образовательного учреждения. Центр развития творчества  детей и юношества «Лефортово» относится к учреждениям дополнительного образования, где работают тренеры, художественные руководители, вокалисты и др. педагоги, которые дают детям то, что является едва ли не главным в становлении, развитии, воспитании и перевоспитании, в целом – в образовании растущего человека.

   Специфика учреждения в особой психологической атмосфере, в основе деятельности которых лежит полная добровольность, интерес и доминирует неформальное общение, так как на добровольной основе объединяются близкие по духу и интересам дети. Поэтому для достижения образования высокого качества управление им должно быть мотивирующим, вдохновляющим. Сам факт добровольного и стабильного в течение года, ряда лет прихода детей в центр развития  творчества детей уже является одним из показателей качества осуществляемого в нем образования личности. Поэтому главной целью центра является выработка общих ценностей ради рождения, укрепления, развития и поддержания клубной атмосферы коллектива.

   Однако мы полагаем, что создание только клубной, благоприятной атмосферы центра недостаточно. Учреждения дополнительного образования, по нашему мнению, должны давать качественное образование и иметь положительные результаты своей деятельности. Во-первых, умения и навыки, приобретаемые в танцевальных коллективах, художественной студии, театральной студии и т.д. всегда выше, чем в аналогичных коллективах в общеобразовательных школах в кружках дополнительного образования. Во-вторых, понять некоторые законы, получить навыки рукоделия, знания в изучении иностранного языка бывает легче не на уроке в школе, а через деятельность в студиях и коллективах учреждения дополнительного образования. А поскольку учреждения дополнительного образования на сегодняшний день свободны от стандартов, это позволяет легче осуществить в ней пробные проекты, что очень сильно влияет на обновление и качество образования. Помимо всего вышесказанного, учреждения дополнительного образования дополняют школу, оказывая влияние на повышение качества образования развивающейся личности.

   Одной из серьезных проблем управления образованием сегодня является отсутствие современных диагностических средств, позволяющих получить объективные результаты оценки образовательных достижений в учреждениях дополнительного образования детей; отсутствует единый подход в оценке образовательных достижений учащихся.

   Отсюда, основной целью экспериментальной работы является: совершенствование системы оценки качества образования в учреждении дополнительного образования ЦРТДиЮ «Лефортово».

Задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме.
  2. Разработка единых подходов в определении качества знаний с выявлением типичных ошибок, характерных для каждого учащегося.
  3. Анализ и обобщение полученного опыта, разработка практических рекомендаций для использования  их педагогическим коллективом.

Объект исследования: процесс организации учебно-воспитательной деятельности в центре.

Предмет исследования: оценка качества образования учащихся.

Гипотеза: повышение качества образования будет более эффективным если:

      - будут выявлены оптимальные организационно-педагогические  условия целостной системы оценки качества образования учащихся;

- будут разработаны единые подходы в определении качества знаний с учащихся;

- будут разработаны методические рекомендации по созданию целостной системы оценки качества знаний учащихся;

- будет проведен ряд мероприятий с педагогами по обсуждению ключевых вопросов по проблеме;

- будет проводится отслеживание динамики успеваемости качества знаний по дисциплине, а также общеучебных умений и навыков.

   Поставленные цели и задачи определили содержание и логику экспериментальной работы, которая проводилась в три этапа:

1 этап – изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определение методологических и теоретических основ исследования: разработка условий эффективной реализации системы оценки качества и результата образования учащихся.

2 этап – организация экспериментальной работы в проверке гипотезы исследования, апробации условий  эффективной реализации системы оценки качества образования учащихся.

3 этап – анализ, систематизация и обобщение результатов исследования.

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме.

   Проблемой качества образования занимались многие педагоги-новаторы. Среди них М.М. Поташник, О.И. Глазунова, А.О. Татур и др. Но для того, чтобы оценить качество образования, как указывают многие авторы, необходимо знать, что мы будем оценивать,  как и зачем. Поэтому первоначально необходима постановка цели.

      Для определения качества образования требование только операциональной (пошаговой) постановки цели и только операционального (пошагового) формулирования результата является обязательным, категорическим. При невыполнении этого требования качество образования просто невозможно определить.

        Цель – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого ребенок может достичь к строго определенному моменту времени. (М.М. Поташник. Управление качеством образования. – Педагогическое общество России, – Москва, 2000).

        Результат – взаимосвязанная совокупность, относительно целостный перечень показателей, имеющий причинные, структурные связи (знания, умения и навыки, сохранность контингента, участие и достижения в различных мероприятиях и др.). (М.М. Поташник. Управление качеством образования. – Педагогическое общество России, – Москва, 2000)  

       Результат – это образ цели.

Цель и результат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы, описаны в одних единицах, в одних параметрах (иначе их невозможно сопоставить, как абсурдно было бы сравнивать, например, литры с километрами).

       Качество – степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

       Качество образования – соотношение цели и результата.

Коменский рассматривал образование как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека, культивирования в нем потенций, заложенных от природы, как средство формирования в нем человечности, гуманности, которая определяет стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение. Я.А. Коменский стремился найти ответ на вопрос, как сделать человека счастливым и с точки зрения его индивидуального, и с точки зрения его социального бытия. Он исходил из того, что общей предпосылкой человеческого счастья является цельность и гармоничность личности, не противоречащая цельности и гармоничности общества.

Педагогика — наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его развития. Это слово происходит от древнегреческого «детовождение». Знатный грек или римлянин доверял своих детей попечительству одного из рабов, который должен был везде и всюду их сопровождать, провожать в школу и из школы, следить за тем, чтобы они делали уроки, помогать им. Такой раб, достаточно образованный и способный воспитательному делу, назывался педагогом. Позже так стали называть тех, кто посвятил себя профессиональной деятельности воспитания и образования.

На Руси словом «учитель» обращались к проповеднику «учения божия». Священнослужитель, обучавший детей в церковной школе, был учителем: его главное предназначение заключалось в духовном наставничестве людей. Дьяк, переписчик книг, иконописец, представитель любой профессии, который помимо нее обучал грамоте, назывался «мастером грамоты» или просто «мастером». В современной жизни слово «учитель» имеет много значений: духовный наставник; мастер, обучающий профессии; человек, достойный примера и подражания; и, наконец, тот, кто в школе обучает и воспитывает детей и подростков. -  дьяк - должностное лицо в государственных учреждениях Руси XIV—XVII вв.

Родившийся ребенок, наделенный определенной биологической программой развития, нуждается в приобщении к жизни, его необходимо учить общению, поведению, дать определенные знания, навыки и умения. Человечество развивается именно потому, что каждое поколение передает следующему свой опыт. Эта передача происходит через воспитание и образование.

Воспитание — целенаправленное и непрерывное формирование у детей желаемых качеств личности, проводимое семьей, дошкольными и школьными учреждениями, общественной средой. Само слово подсказывает нам: воспитание — непрерывно возобновляющаяся подпитка человека необходимыми в общественной жизни свойствами и качествами. Папа говорит плачущему Паше: «Мужчина не должен быть плаксой», воспитывая тем самым в малыше мужественность и стойкость перед жизненными трудностями. Бабушка рассказывает ему перед сном сказку «Гуси-лебеди» и настраивает внука на доброе и заботливое отношение к близким людям и к окружающей природе. О значении воспитания замечательно сказал В.Г. Белинский:  «Воспитание — великое дело: им решается участь человека»1.

Образование —  процесс овладения знаниями, накопленным человечеством. Родители передают ребенку знания постоянно, обучая его тем или иным действиям, играя с ним в его любимые игры, рассказывая сказки, читая книги. От них, а затем от педагогов и других окружающих его людей, он приобретает «образ» нашего мира. Каждую минуту идет обоюдный процесс обучения — необходимой познавательной деятельности, направленной на усвоение общественно-исторического опыта: один учит, другой учится, причем не только малыш у взрослых, но и взрослые у него. Катина мама внушает девочке, что со знакомыми при встрече надо здороваться, но однажды слышит от дочери вопрос: «Мама, а почему ты не здороваешься с нашей соседкой? Ты что, не желаешь ей здоровья?». Возможно, этими словами девочка подсказала  маме ошибку ее собственного поведения.

Благодаря воспитанию и образованию происходит развитие личности ребенка, в нем возникают качественные изменения, переводящие его от одной жизненной ступени к другой, более высокой. Ваш малыш поднялся уже на достаточно высокую ступень — он на пороге школы. К этому времени он уже пытается сам себя воспитывать. Самовоспитание  -  важнейшее дело в развитии личности. Оно является показателем тою, что ребенок начинает осознавать себя в мире, видит свои достоинства и недостатки, может сам корректировать свою личность в соответствии с собственными запросами. Он сам об этом не думает и такой целью не задается. Он это делает, а взрослым хорошо бы понять, что происходит в ребенке, и поддержать его. Шестилетняя Таня спрашивает бабушку: «Как же я пойду в школу? Я ведь не умею читать. Давай, бабушка, ты меня научишь». Олег говорит маме: «Ты не включай свет, я пойду в темную комнату один». Мама радуется: сколько дней беседами, уговорами и играми они с папой убеждали сына, что в темноте совсем не страшно, и вот он сам решился на «бесстрашный» поступок.

С началом школьной жизни рядом с родителями оказывается педагог, профессионально занимающийся воспитанием и образованием детей. Но родительская роль в этом процессе не уменьшается, а становится еще более сложной и разнообразной. Чтобы исполнять ее качественно, необходимо знать не только особенности воспитательно-образовательной деятельности, но и те ступени, по которым поднималось человечество, создавая современную педагогику.

Таким образом, личность характеризуется не совокупностью приобретенных человеком социальных свойств и качеств. Она  является сложным целостным социально-психологическим образованием. Поэтому будет правильно определить личность как совокупность индивидуальных социально-психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру.

В педагогике проблема формирования конкретных качеств личности как целевой установки осуществления воспитательной работы была поставлена еще А.С. Макаренко. «Цели воспитательного процесса, — отмечал он, — должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности. Они должны составлять основной фон педагогической работы, и без ощущения развернутой цели никакая воспитательная деятельность невозможна. Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности (курсив наш. — Б.Ч.), в картинах характеров и в тех линиях развития их, которые определенно намечаются для каждого отдельного человека»1 (Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5 - С. 106).

Решение проблемы формирования и развития личности в процессе воспитания связано с определением его целей.

Цель — это мысленное представление конечных результатов. Цель воспитания есть определение (прогнозирование) тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах. Отсюда следует, что главной целью воспитания  является всестороннее формирование и развитие личности. Такое содержание в цель воспитания вкладывал еще А.С. Макаренко: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться»  (Макаренко А..С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 114).

В учебных пособиях по педагогике рассматриваемые понятия зачастую трактуются как синонимы, да еще с добавлением слова «гармоничное». Однако, как показано выше, понятия «развитие» и «формирование» имеют различное значение. Поэтому, когда речь идет о всестороннем формировании личности, необходимо иметь в виду изменения, происходящие в ее знаниях, способах деятельности и качествах (интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических). Следовательно, всестороннее формирование личности — это процесс количественных и качественных изменений, происходящих при усвоении человеком социального опыта в его знаниях, способах деятельности, интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических качествах.

О всестороннем развитии можно говорить тогда, когда имеют место определенные изменения во всех сторонах личности (опыте, функциональных механизмах психики и типологических свойствах). Поэтому под всесторонним развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые непосредственно или опосредованно происходят в опыте личности, ее функциональных механизмах и типологических свойствах, т.е. во всех сторонах личности.

Понятие «образование» было впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746—1827). Его сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком общепедагогическом значении. В советской педагогике это понятие сузили и стали под ним понимать процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков. В настоящее время оно трактуется значительно шире. Так, в Законе «Об образовании» Российской Федерации сказано, что «под образованием... понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) /38/ определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

   Реализация образовательной функции обучения предполагает вооружение обучающихся системой научных знаний и формирование у них специальных и учебно-познавательных умений и навыков.

   Знания — усвоенные и сохраняющиеся в памяти основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.п.).

   Умение — это овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

   Навык — автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

   Мотив учения — это субъективное отношение личности к учебно-познавательной деятельности, в основе которого находится осознанная цель.

Совокупность имеющихся у учащихся мотивов определяется понятием мотивации учения.

Существует следующая классификация мотивов учения (по М.В. Матюхиной).

1. Учебно-познавательные мотивы:

  1. связанные с содержанием учения — мотивация содержанием (стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений; для ребенка в данном случае важен результат);
  2. связанные с самим процессом учения — мотивация процессом (стремление проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе познания; ребенка увлекает сам процесс решения задач, а не его результаты). /50/

В реальном учебном процессе цель и задачи обучения определяются с учетом следующих факторов:

  • требований учебных программ;
  • возрастных особенностей учащихся;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возможностей педагога, его профессионального мастерства;
  • оборудования учебного кабинета и т.д.

Когда сообщаются образовательные цели и задачи, учащиеся мысленно представляют, что они должны узнать и чему научиться на занятии. Тем самым создается ситуация, которая выводит обучающихся за пределы наличных знаний и концентрирует их внимание на достижении конкретных результатов учебно-познавательной деятельность

ЦЕЛЬ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

                                                   

ФОРМЫ РАБОТЫ

   

                                                                   

МЕТОДЫ РАБОТЫ

(достижения цели)

  1. Критерии оценки
  2. Средства контроля
  3. Форма контроля

   При проектировании образовательной деятельности в студии, коллективе каждый педагог задает себе вопросы: Что и зачем? Как? Что в итоге? Отсюда и три основных компонента для системного и целостного взгляда на образование:

  1. Содержательно-целевой,
  2. Организационно-практический,
  3. Контрольно-оценочный.

   В каждом компоненте выделяют по два ключевых элемента:

  1. Цели и содержание,
  2. Формы организации и педагогический инструмент,
  3. Результаты и оценка.

   Любая деятельность, и педагогическая – не исключение, в качестве определяющего компонента включает постановку цели деятельности. Именно ею, в конечном счете, определяются содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приемы и полученный результат. К сожалению, педагог при проектировании занятия больше времени уделяет процессу, нежели результату. Поэтому в педагогической практике столь часты случаи рассогласование целей, действий и результатов. Неопределенность целей и задач занятия постоянно являются предметом критики.

    Целеполагание – достаточно сложный и сегодня один из самых проблемных аспектов работы педагога. Трудности в этой сфере возникают, в частности, из-за наличия ряда противоречий.

   Во-первых, на настоящий момент существует двойное толкование сути образования. С одной стороны, образование есть результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; с другой стороны – это процесс развития личностного потенциала. Особенностью дня сегодняшнего является побуждение к постановке целей диагностируемых, тех, что можно измерить. Образовательная цель, являясь по своей сути прогнозируемым результатом, должна отражать те изменения в ребенке, которые произойдут в процессе проведения учебного занятия. Знания – продукт, который хоть как-то можно измерить с помощью тестов, кроссвордов,  практических работ, заданий, упражнений и т.д. Личностное же развитие измерить с какой-то степенью достоверности невозможно. Здесь результаты всегда вероятностны и многообразны, а значит, необычайно затруднена и постановка соответствующих целей. Развитие личностного потенциала невозможно измерить: неизмеримое, безмерное нельзя сравнивать с измеримым, его ни с чем нельзя сравнивать, поскольку для любого сравнения необходима мера, а безмерное ее не имеет по определению.

   Второе  противоречие возникает в связи с отсроченностью многих образовательных результатов, и, как следствие, педагог в большей степени готов думать о процессе учения, а не о его результатах.

Третье противоречие связано с тем, что на занятии всегда есть наши цели и есть цели учащихся, порой не осознаваемые ими, не актуализированные. В учебном процессе давно зафиксировано, что выполнение действия учащимся в подавляющем большинстве случаев опережает появление смысла и цели этого действия.

   И еще один важный момент. Педагогические цели и задачи занятия образуют многоуровневую систему, включающую:

- стратегические цели образования (они изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании);

- общие и частные  цели обучения (они изложены в концепции ОУ, в документах, отражающих специфику видения педагогическим коллективом учреждения образа выпускника этого учреждения);

- дидактические цели занятия  (связаны с ключевым смыслом занятия как основной формы организации учебного процесса – усвоения учебного материала);

- конкретные задачи занятия.

   Цель не рождается по звонку. Если педагог ставит перед собой цель занятия, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного педагогом результата ( что и происходит часто, так как программа, план занятия и его цель существуют до ученика и вне ученика; учащийся обязан выполнить программу, подчиниться плану педагога, вписываться в поставленную, им цель).

   Результат – то, на что индивидуально, группой или все вместе выходят учащиеся, завершая предложенное действие

  1. Разработка единых подходов в определении качества знаний с выявлением типичных ошибок, характерных для каждого учащегося.

  Экспериментальную работу мы начали с определения цели образовательной программы конкретного коллектива и на основании этого мы разрабатывали конкретные подходы к оценке образования учащихся.

Цель образовательной программы:

   Главная отличительная особенность цели образовательной деятельности в УДОД – это цель не столько учебного, сколько образовательного назначения, что отражено в его названии – образовательная программа, то есть решение трех групп взаимосвязанных задач и соответственно этому – достижение трех видов результатов:

  • Обучающих (обучение по конкретной предметной области, развитие специальных способностей ребенка);

  • Развивающих (развитие общих способностей: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, познавательных, мотивационных и т.д.);

  • Воспитательных (формирование личностных качеств: самостоятельность, усидчивость, взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность и т.д.)

   Отсюда, первым требованием для педагога в оформлении документации по качеству и результативности образовательной деятельности является выписка (копия) из образовательной программы «…….» и «ожидаемые результаты и способы их проверки»       (по годам обучения).

  Определив главную цель и задачи, а также выяснив ожидаемые результаты по прохождению полного курса обучения, мы приступили к выработки основных критериев оценки качества и результативности образования.

Критерии качества и результативности образования в творческих объединениях (коллективах):

  1. Учебно-познавательная деятельность обучающихся;

  1. Участие в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах и пр.);
  2. Сохранность детского контингента;

  1. Дальнейшая судьба воспитанников.

   В качестве критериев выступают также:

  •  объем усвоенных знаний,
  • скорость,
  • прочность,
  • точность усвоения учебного материала.

    Реализация образовательной функции обучения предполагает вооружение обучающихся системой научных знаний и формирование у них специальных и учебно-познавательных умений и навыков.

   Знания — усвоенные и сохраняющиеся в памяти основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.п.).

   Умение — это овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

   Навык — автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

   Мотив учения — это субъективное отношение личности к учебно-познавательной деятельности, в основе которого находится осознанная цель.

Совокупность имеющихся у учащихся мотивов определяется понятием мотивации учения.

    Реализация образовательной функции обучения предполагает вооружение обучающихся системой научных знаний и формирование у них специальных и учебно-познавательных умений и навыков.

Следовательно:

   К концу обучения у детей будут сформированы:

 знания: 

  усвоенные и сохраняющиеся в памяти основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.п.).

   умения: 

   это овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

   навыки: 

   автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

  Параметры оценки качества образования:

  1. Знание, понимание (учебная направленность);
  2. Отношение, применение (воспитательная направленность);
  3. Применение в новой, нестандартной ситуации (развивающее направление).

   Отсюда: необходимость учета продвижения детей в образовательной деятельности в течение года, цикла обучения:

- дифференцированный подход, т.е. предлагать задания различной степени сложности;

- проводить входной контроль, т.е. педагог должен знать с каким уровнем образования ребенок пришел, чтобы проследить динамику количественных и качественных изменений в развитии личности ребенка в течение года для корректировки дальнейшей работы с детьми ( в динамике можно проследить не только набор знаний, умений и навыков, но и отношения: ценностные мотивы, любознательность, трудолюбие и т.д.).

   Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. 

   (А.Н. Майоров. Мониторинг в образовании. – СПб.: Образование – культура, 1998. – С. 344).

Для проведения мониторинга важно знать:

  1. Что ты собираешься отслеживать;
  2. Какие возможные результаты предполагаешь получить;
  3. Как ты можешь выявить эти результаты;
  4. Каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.

   Основой учебного мониторинга являются уровни планированных результатов обучения.

Процесс усвоения знаний протекает на следующих уровнях:

1 – уровень узнавания. Здесь происходит лишь формальное произведение знаний по поверхностным, внешним характеристикам объекта изучения, учащийся  только отличает данный объект или действие от их аналогов.

2 – уровень репродукции выражается в способности не только распознать, отделять информацию, но и в умении перерабатывать изученную информацию определенным образом: выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, дать объяснение понятию, пересказать изученный материал.

3 – уровень продуктивной деятельности позволяет обучающемуся самостоятельно выполнять определенную осмысленную деятельность, направленную на решение конкретного круга типовых учебно-познавательных задач в соответствии с ранее усвоенными образцами.

4 – уровень трансформации – целенаправленное избирательное применение обучающимися соответствующих знаний для решения творческих задач в новых или нестандартных ситуациях.

   Перечисленные уровни усвоения учебного материала становятся основой для выделения критериев эффективности результатов обучения.

   Существует эмпирическая шкала оценки знаний  (А.А. Куприянов):

  1. Высший уровень усвоения («5») соответствует следующим показателям: учащийся приводит формулировки положений, находит связь между ними, применяет их в знакомой и незнакомой ситуации, обосновывает выбор положений теорий, исходя из ограниченных условий его действия, называет понятие, выделяет его признаки, приводит примеры по изученному и новому материалу, связывает отдельные сведения, приводит анализ и сравнение характеристик, осуществляет выбор и обоснование эмпирических сведений на основании знания теории.

  1. Средний уровень («4») предполагает недостаточное выражение применения теории, обобщенность понятий.
  2. Низкий уровень («3») – примитивное знание теории, знание на уровне запоминания, невозможность самостоятельного правильного применения.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО:

Характеристика уровней:

  1. Высокий:

   Включает в себя наивысшие показатели из трех описанных параметров.

  1. Средний (допустимый):

   Допускает некоторые (уточнить какие) неточности из трех описанных параметров.

  1. Низкий:

  Из трех описанных параметров имеет самый низкий показатель (или не выполняет совсем, или выполняет с чьей-то помощью, неуверен и т.д.)

   Результаты обучения выражаются также в:

  • увеличении набора знаний;
  • формировании у обучающихся определенного отношения к рассматриваемой проблеме;
  • получении навыков индивидуального поведения;
  • формировании навыков группового поведения.

Формы организации контроля (диагностики) знаний, умений и навыков:

I. Устные:

1.  Зачет:

 Итоговое занятие (в вопросно-ответной форме)

  • «Найди пару букве»
  • «Волшебные превращения слов»
  • Аудирование

II. Письменные:

  1. Тестирование;
  2. Сочинение;
  3. Работа с карточками
  4. Реферирование.

III. Творческие:

  1. Проект;
  2. Концерт;
  3. Творческая выставка;
  4. Спектакль и т.д.

IV. Рейтинговая оценка.

Итоговый рейтинг – это сумма баллов учащегося за определенный период обучения в комплексе, выраженная в абсолютных или относительных показателях.

   Однако очень важным моментом в оценке качества знаний, умений и навыков является инструмент оценки.

МАТЕРИАЛЫ (инструмент)  ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Примерные варианты карточек-заданий:

  1. «Цепочка». 

   Выписывается технологическая цепочка процесса, формулы. Нужно дописать отсутствующие элементы («Весна = сосульки +…+ трава + подснежники ...»).

  1. «Найди пару». 

   На одной карточке пишется задание, на другой – решение.

  1. Опорная схема, изображенная на карточке. Прочитать, дописать недостающие по логике элементы, составить по заданной информации свою схему.

  1. Дидактический кроссворд.

  1. «Проба».

    Задание формулируется в виде «этюда» или «Представьте себе, что …».

  1. «Паровоз». 

   Педагог ставит первую карточку с названием начального этапа, а учащиеся пристраивают к нему «вагончики» и др.

А также:

  1. ТЕМЫ  РЕФЕРАТОВ;
  2.  МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР;
  3. ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА;
  4. КОМПЛЕКС фИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ и т.д.

Система фиксирования результатов:

  1. Входной контроль (в начале учебного года)

  1. Промежуточный контроль (за полугодие);
  2. Итоговый контроль (в конце учебного года, цикла обучения).

Итак, прослеживается логическая цепочка отражающая реальные возможности оценки результата и качества образования:

Педагог – цель – содержание – формы и методы – результат – качество – ребенок.

Поэтому в дальнейшем предполагается  формирование портфолио педагога и портфолио учащегося.

  1. Анализ и обобщение полученного опыта, разработка практических рекомендаций для использования  их педагогическим коллективом.

    Анализ исследования, проводимого  в ЦРТДиЮ «Лефортово» показал, что эффективность качества образования зависит от цели, выбранной образовательным учреждением. На данном этапе прослеживается две тенденции в выборе цели образовательной деятельности учреждения: с одной стороны – удовлетворение потребностей государства на массовые мероприятия учащихся, а с другой стороны – развитие индивидуальности и личности ребенка через обучение и воспитание. А мы знаем, что только конкретная цель может привести к ее выполнению. Поэтому, в дальнейшем предстоит работа над определением цели образовательного учреждения дополнительного образования детей. Но мы исходили из цели развития индивидуальности и личности ребенка через обучение и воспитание. Поэтому нами были разработаны:

      -  оптимальные организационно-педагогические  условия целостной системы оценки качества образования учащихся;

-  единые подходы в определении качества знаний с учащихся;

- методические рекомендации по созданию целостной системы оценки качества знаний учащихся;

- проведен ряд мероприятий с педагогами по обсуждению ключевых вопросов по проблеме («методический диалог», семинар, пятиминутки, индивидуальные консультации);

- проводится отслеживание динамики успеваемости качества знаний по дисциплине, а также общеучебных умений и навыков.

   Однако в дальнейшем требуется работа по оценке качества образования и других субъектов педагогического процесса, т.е. оценка качества профессиональной деятельности педагогов, оценка качества организации педагогического процесса, оценка качества  материально-технического обеспечения педагогического процесса. Другими словами, создание целостной системы оценки качества образования в ЦРТДиЮ «Лефортово».

Приложение 1.

  Принято на программно –

Методической комиссии

От___________200  года

Утверждено решением

Педагогического совета

От___________200  года

Положение об аттестации  учащихся

ЦРТД и Ю «Лефортово»

  1.  Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Положением об учреждениях дополнительного образования, Уставом учреждения.
  2.   Настоящее положение утверждается Педагогическим советом ЦРТДиЮ «Лефортово», имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
  3.   Целями промежуточной и итоговой  аттестации   являются:
  • Установление фактического уровня основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребёнок в результате освоения конкретной образовательной программы;
  • Определение с помощью определенных критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям;
  • Контроль выполнения   образовательных программ и учебно – тематических планов

1.4   В ЦРТДиЮ «Лефортово» предметные знания, умения, навыки, приобретённые ребёнком в      процессе освоения образовательной программы отслеживаются при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

1.5   Промежуточная аттестация включает вводный контроль, текущий контроль, коррекцию и контроль по итогам первого полугодия.

1.6   Итоговая аттестация включает в себя годовое оценивание результатов при прохождении полного курса образовательной программы с решением о переводе на следующий этап обучения или с решением об окончании курса прохождения образовательной программы.

1.7  В каждой образовательной программе определены критерии оценки результатов, а качество освоения образовательной программы выражается 4-мя уровнями:

  • Низкий уровень – не полностью освоил материал образовательной программы, допускает существенные ошибки в познаниях и при выполнении практических заданий.
  • Средний уровень – освоил программу в полном объеме, но допускает незначительные  ошибки в познаниях и при выполнении практических заданий.
  • Высокий уровень – освоил в полном объеме материал образовательной программы.
  • Творческий уровень – освоил материал образовательной программы на высоком уровне, имеет высокие творческие достижения (городского, международного уровня0, вносит в выполнение заданий свой индивидуальный творческий стиль (одаренный ребёнок)

1.8.  Перевод учащихся на следующую ступень обучения осуществляется в конце учебного года, если их знания, умения, навыки соответствуют высокому и среднему уровню результативности обучения. Если ребёнок показал низкий уровень обучения,  ему выдаются рекомендации по дальнейшему освоению данной программы (индивидуальные занятия, дополнительные занятия, повторное прохождение этого курса образовательной программы).

Если ребёнок достиг творческого уровня для него разрабатывается индивидуальный творческий план, ребёнок может быть инструктором у педагога и получает рекомендации для дальнейшего профессионального самоопределения.

  1. Промежуточной аттестации подлежат учащиеся всех объединений ЦРТДиЮ «Лефортово»
  2. Форма промежуточной аттестации определяется образовательной программой, спецификой и направленностью образовательной деятельности.
  3. Результаты аттестации оформляются письменно в виде отчетов, таблиц, индивидуальных карт учащихся, протоколов по выдаче удостоверений и свидетельств об окончании курса обучения

Приложение 2.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по оформлению документации  результативности и качества

образования для детско-творческих объединений.

  1. Выписка  (копия) из образовательной программы раздела «ожидаемые результаты и способы их проверки» по годам обучения.
  2. Уровни усвоения обучающимися образовательной программы (описание требований (критериев) к освоению по уровням: высокий, средний, низкий, творческий).
  3. Форма организации контроля (диагностики) знаний, умений и навыков (занятие, КВН, спектакль, выставка и т.д.).
  4. Материалы контроля (диагностики): тесты, проекты, презентация, элементы танца и др.
  5. Система фиксирования результатов, периодичность (месяца):

- входной контроль,

- промежуточный контроль,

- итоговый контроль.

  1. Оформление результатов контроля:

- схема,

- график,

- диаграмма,

- таблица и др.

  1. Учет участия в творческих мероприятиях (степень участия: центровские, городские, окружные, международны

        8. Награды и достижения:

            - по степени участия,

           - по годам участия.

      9. Сохранность контингента:

         - % учащихся полностью освоивших полный курс обучения,

         - % сохранности по годам,

        - % добора по годам

        - объединение групп по годам.

10. Свидетельства об окончании курса обучения (количество свидетельств за полный курс обучения, год, два и др.).

11.Дальнейшая судьба воспитанников коллектива:

      - % детей оставшихся в центре для дальнейшего обучения по другим программам, в других коллективах;

     - % воспитанников, выбравших профессию, связанную с данным видом деятельности.

Приложение 3.

Участие в творческих мероприятиях

Центровские

Городские

Дата

Кол-во детей

Название мероприятия

Достижения

Дата

Кол-во детей

Название мероприятия

Достижения

Окружные

Международные

Дата

Кол-во детей

Название мероприятия

Достижения

Дата

Кол-во детей

Название мероприятия

Достижения

Приложение 4.

СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

В коллективе ________________   Педагог ____________

группы

Набор и сохранность учащихся на полный курс обучения

(программный курс обучения _____ лет)

ФИ ребенка

------- г.

-------- г.

--------- г.

1.

2.

3.

Добор учащихся к основному курсу обучения по годам.

группы

Добор и сохранность учащихся на полный курс обучения

(программный курс обучения _____ лет)

ФИ ребенка

-------- г.

------- г.

-------- г.

-------- г.

---------- г.

 --------- г.

1.

2.

Приложение 5.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РБРАЗОВАНИЯ

(алгоритм работы над результативностью и качеством образования).

  1. Сбор информации на образовательные услуги.
  2. Формирование цели образовательной деятельности коллектива.
  3. Разработка и утверждение программы, подготовка программно-методического обеспечения.
  4. Определение результатов образования в соотнесении с сформулированной целью (ожидаемые результаты).
  5. Проектирование путей достижения цели (результата): выбор форм, методов работы и т.д.
  6. Выбор формы и метода промежуточной и итоговой диагностики (оценки) результативности:

– (форма): занятие, спектакль, концерт и др.

- (метод): тестирование, практическое задание, выступление и т.д.

      7. Подготовка диагностируемого материала: написание конспекта                      

           занятия, составление заданий для (проверки) диагностики знаний,

           умений и навыков учащихся.

  1. Определение (называние, формулирование) параметров, по которым будут оцениваться результаты образования.
  2. Разработка и реализация методики диагностики личности каждого ребенка по параметрам.
  3. Соотнесение желаемых результатов с имеющимися и режимом жизнедеятельности учреждения.
  4. Определение факторов, за счет реализации которых удалось повысить (понизить) качество образования, корректировка образовательной деятельности.
  5. Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями и определение, таким образом, качества образования.
  6. Формулирование проблем результатов, на основе расхождения планируемых (желаемых) и имеющихся.
  7. Выяснение недостатков (проблем) учебно-воспитательного процесса, из-за которых возникли проблемы.
  8.  Корректировка цели, учебно-воспитательного процесса, программы и т.д.

Приложение 6.

ПРОТОКОЛ

контрольных занятий

Направление деятельности _______________________________________

Название  объединения  __________________________________________

ФИО педагога   __________________________________________________

Группа, год обучения _____________________________________________

Форма контрольного занятия ______________________________________

Тема контрольного занятия  _______________________________________

Дата занятия ____________________________________________________

П/П

ФИО обучающегося

Уровень усвоения программного материала

Теория

Практика

Высокий

Достаточный

Низкий

Высокий

Достаточный

Низкий

1.

2.

11.

12.

15.

16.

Итого:

Дата ______________                                                                Подпись __________

Приложение 7.

ПРОТОКОЛ

аттестации обучающихся.

Учебный год __________________

Объединение _________________

ФИО педагога _________________

Форма проведения аттестации _____________________

группы

Год обучения

Кол-во обучаю-щихся

Дата

Уровень усвоения программного материала

Теория

Практика

высокий

достаточный

низкий

высокий

достаточный

низкий

Итого:

Дата ___________                                                  Подпись ______

Приложение 8.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

определения результативности и качества образовательного процесса.

Коллектив

Уровень усвоения учащимися программного материала

(в %)

Результативность обучения и образования

Сохранность контингента

Выдача свидетельств

Дальнейшая судьба воспитанников

Динамика качества знаний

(в %)

Участие в творческих мероприятиях

Достижения

В

С

Н

Входной

Промежуточный

Итоговый

центр

городские

окруж.

Междунар.

грамоты

дипломы

призы

1 полугодие

2 полугодие

1-2 год обуч.

Полный цикл обуч.

Остались в центре

Выбор профессии по направлению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, статья...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"

В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ДАЛЬНИХ БРОСКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ДАЛЬНИХ БРОСКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ  В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение        ...

Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе работа с родителями)

Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе работа с родителями)2018-20192019-20202020-2021...