Эссе "Я иду на урок литературы"
статья

Эссе "Я иду на урок литературы"  У учителя очень важная миссия на земле. Он учит, вдохновляет, наполняет смыслом жизнь подрастающего поколения. Особая роль у учителя литературы. На его уроках формируется не только ум, но и душа, внутренний мир ученика. Каким подросток вступит во взрослую жизнь? Научится ли быть Человеком? Будет ли открыто его сердце любви? Будет ли оно зорким? Все эти вопросы требуют ответа ежедневно, ежечасно…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_idu_na_urok_literatury.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Я иду на урок литературы

  У учителя очень важная миссия на земле. Он учит, вдохновляет, наполняет смыслом жизнь подрастающего поколения. Особая роль у учителя литературы. На его уроках формируется не только ум, но и душа, внутренний мир ученика. Каким подросток вступит во взрослую жизнь? Научится ли быть Человеком? Будет ли открыто его сердце любви? Будет ли оно зорким? Все эти вопросы требуют ответа ежедневно, ежечасно… 

 «Бери от жизни все!» - несутся с телевизионного экрана слова рекламных роликов. А что такое жизнь, и какие ценности она может вам предложить?  Разобраться в этом помогут уроки литературы. Повседневность дает детям богатый жизненный опыт, но толчок к её осмыслению и направление этих размышлений часто дает именно чтение и изучение художественных текстов. 

Я иду на урок литературы… Иду, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», чтобы зажечь искорку в душах учеников, чтобы сделать их счастливее, наверное. Цели мои благородны. А как этого достичь?  Что для этого нужно?

В первую очередь, конечно, любить свой предмет, любить литературу и суметь донести эту любовь детям. От учителя должны исходить флюиды огромной любви к писателям, к их произведениям; дети должны почувствовать, что литература - это что-то чрезвычайно важное, интересное, загадочное. Учитель как проводник знаний должен увлечь и повести за собой в эту виртуальную страну – в мир литературы.

Но одного эмоционального воздействия мало. «Зачем нужно изучать литературу?» -вот вопрос, который стоит очень остро. Для чего прилагать такие усилия, продираясь сквозь дебри объемных и сложных текстов русской классической литературы? Современные дети прагматичны. А какой практический смысл имеет литература?

 Я предлагаю один из ответов: «Благодаря чтению, ты никогда не будешь одинок, с тобой всегда будут герои художественных произведений. У тебя будет мудрый и знающий собеседник - писатель, который не только много перечувствовал и передумал, но еще и способен описать свои чувства, мысли, сделать выводы. Он тебе готового ответа не предлагает, он рассказывает, как было у его героев. Перед тобой откроется еще один взгляд на мир, на людей. Может быть, он поможет сделать тебе правильный выбор в сложной ситуации.

 Безусловно, литературное образование в школе, в первую очередь, направлено на обязательное, осмысленное, прочувствованное чтение учащимися классических произведений, осознание их высоких художественных достоинств, предполагает особое внимание к эмоциональному восприятию текста, отношение к литературному произведению как к источнику прекрасного. Но литература еще и зовет в жизнь: «Понять хочется дела-то человеческие…»,-  реплика горьковского Луки в чем-то ключ к урокам литературы, их связи с современностью, их большого нравственного потенциала. Развивать личность учащихся, помогать им ориентироваться в мире духовных ценностей призван именно учитель-словесник. «Если не я, то кто?» – может, это звучит высокопарно, но, по-моему, без этой мысли нельзя идти на урок литературы.

Русская классика – это проповедь человечности, добра и поиска путей, ведущих к нему. Нравственные проблемы, созвучные с современностью и находящие отзыв в душах ребят, можно рассматривать на многих произведениях, предлагаемых программой. Книги любого большого писателя дают возможность найти параллели с днем сегодняшним.

 В настоящее время многие стороны понятия нравственности приобретают еще более глубокое, в том числе личностное содержание. Сюда включаются и такие понятия, как долг, благородство и порядочность, сердечность и вежливость, гордость и мужество; вопросы о цели и смысле человеческой жизни, о дружбе, об истинном счастье, о настоящей любви. Все эти проблемы отражены в русской классической литературе. Современный урок литературы можно и нужно построить так, чтобы учащиеся в коллективе сверстников (что немаловажно!) размышляли о жизни, о своем месте в ней, о добре и зле, о достоинстве и чести.

Убеждена, что изучение литературы -  одно из значимых средств постижения жизни. Но это и способ познания своего «я», формирования мировоззрения, системы ценностей. Только то, что ты прочитал, осмыслил, обсудил в кругу сверстников, пропустил через себя, сможет обогатить твой духовный мир, укрепить те внутренние силы, на которые ты сможешь опереться в минуты испытаний или просто в сложных жизненных ситуациях.

Я всегда задаю детям учить стихи. Многие словесники сегодня сомневаются, нужно ли, чтобы ученик заучивал определенное количество стихов наизусть, а потом сдавал их на перемене, после уроков? Есть ли в этом смысл? Я думаю, есть. Это как раз то, что останется в твоем внутреннем мире. И в трудные минуты жизни пусть не все, но кто-то из учеников вспомнит строчки Лермонтова, Блока, Ахматовой, и их красота и гармония спасет от горечи неразделенной любви, от обиды и одиночества, от непонимания и смятения чувств.

  Для меня очень важен пример подвижнической жизни А.П. Чехова, который всегда обустраивал пространство вокруг себя. В Ялте, где писатель провел последние годы жизни, он посадил множество деревьев, зная, что не увидит их расцвет. Но для А.П. Чехова это имело большое значение, и какая-то сила вдохновляла его.

Так и в учительском труде. Иногда кажется, что все твои усилия потрачены впустую, что посеянные семена никогда не взойдут. А потом смотришь – росточки проклюнулись. А некоторые зазеленели и потянулись к солнцу.        

Я иду на урок литературы… 7 класс. Непростой возраст. Прозвенел звонок, прозвучали первые приветственные фразы, и неожиданно взлетела рука мальчика с первой парты: «А я всё же прочитал «Тараса Бульбу». Только почему Вы не предупредили, что финал будет таким трагическим? Я плакал!»                    

 Урок литературы начался. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....