ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УУД СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья

Кустова Полина Александровна

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Д. Пойа

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного  процесса. В основе концепции УУД лежит системно - деятельностный подход.  УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_i_razvitieseminar27.08._2013.doc625 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ  УУД СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

учитель математики МБОУ СОШ№2 Кустова П.А.

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Д. Пойа

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного  процесса. В основе концепции УУД лежит системно - деятельностный подход.  УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Регулятивные
  •  Личностные
  •  Познавательные
  •  Коммуникативные

Для       формирования    учебно-познавательной    компетенции на    уроках математики  применяются различные технологии  в зависимости от типа урока: 

ТИП УРОКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

урок усвоения новых знаний

ИКТ,  технология проблемного обучения

урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

ИГРЫ, групповые формы работы

урок систематизации и обобщения знаний и умений

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы 

Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий

Для      формирования    универсальных учебных действий  на    уроках математики можно выделить  4 этапа:

•         1-этап - вводно - мотивационный. Чтобы    ученик    начал    «действовать»,    необходимы    определенные мотивы. На  уроках математики необходимо создать  проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)

•         2- этап - открытие математических знаний. На данном  этапе  решающее  значение  имеют  приемы,  требующие самостоятельных    исследований,    стимулирующие    рост    познавательной потребности  

•         3- этап - формализация знаний. Основное    назначение    приемов    на    этом    этапе    -    организация деятельности     учащихся,  направленная     на     всестороннее     изучение установленного математического факта. 

•         4- этап - обобщение и систематизация. На этом этапе применяются приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер. 

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий

Виды универсальных действий

Виды заданий

Личностные

Участие в проектах. Подведение итогов урока. Творческие задания, имеющие практическое применение. Самооценка событий

 ПРИМЕР ЗАДАНИЙ:

1 пример: Необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, сначала надо вычислить значения выражений.

http://ext.spb.ru/images/Arybenna/%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0/2.png

2 пример: Решить задачу древних индусов (геометрия: Практическое применение теоремы Пифагора)

Над озером тихим, с полфута размером, высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом отнес его в сторону. Нет боле цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной в двух футах от места, где рос. Итак, предложу я вопрос: как озера вода здесь глубока?

Виды универсальных действий

Виды заданий

Познавательные

  1. «Найти отличия»
  2. «Поиск лишнего»
  3. «Лабиринты»
  4. «Цепочки»
  5.  Составления схем-опор
  6. Работа с разными видами таблиц
  7. Составления и распознавание диаграмм
  8. Работа со словарями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1 пример: (квадратные уравнения 8 класс). Решите уравнения и расшифруйте полученное слово.

  1. 35x² + 2x - 1 = 0;               5) 4 - x² = 0;
  2. 9y² + 30y + 25 = 0;            6) x²- 9x + 14 = 0;
  3.  3x²- 15 = 0;                       7) 2x² - 11x + 9 = 0;
  4. 0,5x² - 3,5x = 0;                 8) -3x² + 7x + 10 = 0.

Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ. Используя интернет или дополнительную литератору записать в  тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить.  А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса.

Пример 2. Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест.

Виды

Прыжки в длину

Метание

Бег

Маша

185 см

0,01 км

420 сек

Катя

19 дм

1200 см

5 мин 30сек

Оля

1 м7 дм6 см

135 дм

0,1 ч

Виды универсальных действий

Виды заданий

Регулятивные

  1. «Преднамеренные ошибки».
  2.         Поиск информации в предложенных источниках.
  3.                  Взаимоконтроль
  4. Диспут
  5. «ищу ошибку»
  6. Контрольный опрос на определенную проблему

ПРИМЕРЫ: Пример 1. Правильно прочти высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно поставь запятую. Математикаэтоцепьпонятий:выпадетоднозвенышкоинепонятнобудетдальнейшее.  

Пример 2. (ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение)

http://ext.spb.ru/images/Arybenna/%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0/11.png

1.     <СЕF=

2.     CE:DE = AE:FE = DA:CF 4:8=10:FE=7:СF
Ответ: FC = 3,5 см, FЕ= 5 см.

Виды универсальных действий

Виды заданий

Коммуникативные

  1. Составь задание партнеру
  2. Отзыв на работу товарища
  3. Групповая работа по составлению кроссвордов
  4.  «Подготовь рассказ на тему…»
  5.  «Объясни …»

ПРИМЕРЫ: Пример 1. ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»

            Пример 2. Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются  кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, как группа наиболее полно отразила понятия данной темы.

Овладение УУД  ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников. 

Результаты формирования УУД

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

  1. выделять тип задач и способы их решения;
  2.  осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
  3. различать обоснованные и необоснованные суждения;
  4. обосновывать этапы решения учебной задачи;
  5. производить анализ и преобразование информации;
  6. проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
  7.  устанавливать причинно-следственные связи
  8.  владеть общим приемом решения задач
  9. создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
  10. осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

  1. желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
  2. знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими
  3. умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

  1.  выбирать средства для своего поведения
  2. планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм
  3. Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
  4. Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Результатом формирования личностных УУД  следует считать:

  1. Уровень развития морального сознания
  2. Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
  3. Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.

В заключении хотелось бы сказать, что приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование – преподавание» пришло «образование – созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...

Роль метапредметных компетенций в формировании новых тенденций развития математического образования

Состояние математического образования по исследованиям PISA-2012, метапредметные компетенции в математическом образовании...

Формирование успешной личности средствами дополнительного образования

Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время особую актуальность и остроту.Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стре...

Методическая разработка «Формирование здоровьесозидающей среды средствами дополнительного образования»

Главная задача при занятиях спортом - сохранение  и укрепление здоровья подрастающего поколения.  Своими действиями педагог может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить и...

Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО

Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен  понимать роль математ...

Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению

Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...