Консультация "Развитие мелкой моторики через песочную терапию"
консультация

Кузнецова Татьяна Владимировна

Игры с песком благотворно влияют на развитие мелкой моторики, речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:


Развитие мелкой моторики через песочную терапию

        Песочные игры, отличное развивающее занятие для детей. В таких играх развивается не только мелкая моторика, но и глазомер, мышление, фантазия, концентрация внимания и усидчивость. Многим детям, перед поступлением в первый класс, психологи советуют больше времени проводить играя с песком, чтобы подготовить руку к письму.

        Для детей, это не проблема. Песок детей притягивает как магнит. Стоит малышей посадить в песочницу, как его оттуда больше не вытащишь.
Сколько всевозможных игр можно придумать с этим материалом. Это и строительство замков, и прокладывание автомобильных дорог. Девочки любят лепить песочные пирожки, мальчики строить туннели. Всех игр не перечислишь.

        В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

        Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря этому человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.

        Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, собирают конструктор.  Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.

        Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не при чем. Особое внимание развитию навыков руки ребенка должны уделять родители, чьи дети не посещают детский сад. В детских дошкольных учреждениях педагоги и воспитатели большую часть времени уделяют занятиям на мелкую моторику: дети рисуют, пишут, лепят, работают с ножницами. Все это – залог успешного обучения в школе.

        У всех детей с ОВЗ в той или иной степени нарушена речевая деятельность. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. В этой связи особую актуальность приобретает изучение взаимосвязи речи и моторного компонента в условиях нарушенного развития, а также разработка системы специальных занятий, обеспечивающих исправление, ослабление, сглаживание недостатков детей.

        Детям с ОВЗ требуется специализированная помощь и целенаправленное обучающее воздействие взрослого. Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно – развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. В процессе работы используются различные методы, направленные на активизацию познавательной деятельности, развития общей и мелкой моторики рук. Это массаж рук, самомассаж, пальчиковые упражнения и игры-потешки. И поэтому в процессе работы используются различные методы, направленные на повышение общей активности. Одним из таких способов воздействия, направленных на активизацию познавательной деятельности, – создание положительного эмоционального настроя, повышение интереса, развитие общей и мелкой моторики – являются разнообразные двигательные упражнения, тематические физминутки, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Развитие ручной моторики совершенствует ловкость и точность движений, улучшает речь, память, внимание, мышление. Помогает научиться терпению, вырабатывает усидчивость. А графические упражнения по мелкой моторике подготавливают пуку к письму, что немаловажно в подготовке ребенка к учебной деятельности.

        А выполнение двигательных упражнений и физминуток помогает снять утомление, напряжение, активизировать психические процессы, преодолеть общую моторную неловкость. Использование упражнений, направленных на развитие двигательной сферы, оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка: стимулирует работу внутренних органов, развивает координацию движений. Поэтому развитие мелкой моторики и координация движения пальцев рук является одной из главных задач развития ребенка и очень нужна для детей с нарушением интеллекта.

Несколько упражнений, развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.

1. Замки из песка и камней. Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребеночка, чтобы он проделал все заново.

2. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст – 4 года). Цель игры – развитие мелкой моторики рук и формирование аккуратности. Материалы: белая бумага, фломастеры, ножницы. Взрослый рассказывает и показывает, как правильно вырезать снежинки из листов бумаги. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что «зимние красавицы» получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья.

3. Рисуем. Взрослые с детишками могут обводить на перегонки квадратики или кружочки. Предлагается рисовать различные геометрические фигуры, животных, а потом зарисовывать все в соответствующие тона.

4. Угадай-ка? Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

5. Лепка из пластилина. С детьми дошкольного возраста хорошо лепить животных, предметы быта (тарелочки, кружечки, ложечку), для ребятишек школьного возраста, кстати, будет лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

6. Поиски предмета. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5–10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб малыш с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

7. Игры с предметами домашнего обихода. Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вам известно, напоминает соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?»

Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но, я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (можно даже полиэтиленовый мешочек или лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Таким образом, через игру в песке у детей с ОВЗ:

  • развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  • развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  • формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
  • способствуют развитию речи;
  • развивают творческие способности.
  • у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности
  • Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. А это укрепляет доверие малыша к миру.
  • В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка.
  • В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в социуме.
  • Родители становятся для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через предметно-игровые действия

Одним из аспектов построения логопедической коррекционно-развивающей среды является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.Важнейшими условиями развития речи являются движения кисти и пальцев, ...

"Развитие мелкой моторики через рисование песком"

У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация....

Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...

Развитие мелкой моторики руки обучающихся младших классов с использованием Су – Джок терапии

В материале представлены приемы для развития мелкой моторики детей с использованием терапии Су-Джок...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ с использованием терапии су джок для развития мелкой моторики руки на уроках в начальных классах

Представлены пальчиковые игры с использованием терапии су джок для развития и коррекции мелкой моторики руки...

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии

laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на  кончиках  пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие ...