Выступление на районном конкурсе "Учитель года"
методическая разработка

«Система блиц-обучения как эффективный инструмент осознанных двигательных действий».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые члены жюри и участники конкурса!

Итченко Светлана Дмитриевна, учитель физической культуры Излучинской начальной школы

Тема выступления:

Слайд 1

«Система блиц-обучения как эффективный инструмент осознанных двигательных действий».

Древняя восточная мудрость гласит: « Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение 10 лет давать ребенку четыре урока:

здоровья, мудрости, любви и труда»

Слайд 2

В представленной работе раскрыты пути решения актуальной, на наш взгляд, проблемы – потери смысла физической активности, которая обостряется с каждым годом вследствие бурных технократических изменений в мире и ведет к гиподинамии.  

Слайд 3

Гиподинамия – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.

Слайд 4

Занимаясь решением этой проблемы через интеграцию в образовательное пространство школы системы блиц-обучения, направленной на работу с осознанностью движения, на восстановление физической активности обучающихся, укрепление и сохранение индивидуального здоровья. Система блиц-обучения выстроена с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов в области физической культуры, ключевая идея которых – осознание обучающимися значимости физического воспитания для дальнейшей практической деятельности.

Слайд 5

Поэтому цель выступления: представить систему блиц-обучения, позволяющую работать с осознанностью движения и восстанавливать физическую активность обучающихся, способствующую укреплению и сохранению здоровья.

Исходя из основной цели, поставлены следующие задачи:

♦ сформулировать ключевую проблему, приводящую к снижению активности;

♦ проанализировать причины и следствия проблемы;

♦ представить методику системы блиц-обучения;

♦ раскрыть перспективы развития системы и возможности ее распространения.

Слайд 6 – 7

В опыте представлено мое понимание работы со смыслами, основанное на методологии системно-деятельностного подхода, раскрываются причины потери смысла физической активности, приводятся наиболее болезненные следствия этого процесса, перечисляются необходимые условия для создания в образовательном пространстве места, где становится возможным восстановление смысла, значимости реального действия и движения.

Слайд 8

Основой методического опыта является 1 образовательное пространство, 2 труды ученых и 3 авторов учебных пособий.

Слайд 9

Блиц – обучение (с точки зрения практики) – это источник открытия новых способов действия, направленных на осознанное освоение наиболее эффективного способа действия, а также освоение новых двигательных действий по принцу от простого к сложному.

Слайд 10

Ключевое место отводится описанию технологии блиц-обучения, которую на данном этапе составляют три методики: методика освоения нового способа действия; методика корректировки привычного, но малоэффективного способа действия; методика освоения эффективного способа действия.

Слайд 11

Методика освоения нового способа действия применяется, когда человек впервые сталкивается с незнакомым, сложно-координированным двигательным действием, которое необходимо освоить. Разберем ее на примере обучения игры в баскетбол.

Педагогические наблюдения показывают, что в игре основные ошибки – технические (передача и ловля мяча, нарушение правил неправильного ведения мяча). Чтобы преодолеть данные ошибки разработала комплекс подводящих игр «Перехвати мяч», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Мяч в кольцо», «Пятнашки с мячом», сохраняющих основы игры в баскетбол и способствующих поэтапному её освоению. Каждая игра характеризуется следующими требованиями:

1. В игре используются только технико-тактические действия и правила баскетбола.

2. От игры к игре расширяются игровые действия, углубляется точное соблюдение правил игры

3. Все игры взаимосвязаны и взаимозависимы.

Таким образом, обучение одной подводящей игре всецело зависит от освоения предыдущей игры.

1 Второй шаг – распознавание обучающимися понятных им элементов движения: положение ног, рук и пр. 2 Ученики предлагают варианты и 3 отрабатывают подводящие упражнения, состоящие из отдельных, известных им элементов (синхронность чередования шагов и движений рук, расположением партнеров, соперников и ориентировка на щит). Целесообразно переключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно. Учитель дополняет и усложняет эти упражнения. Продолжительность этапа – 5-10 минут. 4 Следующий этап методики направлен на выделение фаз движения, выстраивание их логики и отработки. Важным шагом этапа является нахождение ключевого элемента фазы движения, т.е. контрольной точки. Контрольная точка – элемент фазы движения, отсутствие или нарушение,  которого резко снижает эффективность движения. Так, например, при обучении ловле и передаче мяча, выделяют такие контрольные точки, как:

1. Передача и ловля мяча различными способами на месте, с шагом и с поворотом на втором шаге.

2. То же, но с обманными движениями с мячом

3. То же, но с поворотами на месте

4. То же, но со сменой мест.

5. То же, но с ловлей мяча в движении и остановкой прыжком или в шаге.

  1. Упражнение. Стоя на одном месте. Ведение мяча вокруг корпуса.
  2. Упражнение. Также стоя на одном месте. Ведения мяча в баскетболе между и вокруг ногами.
  3. Упражнение. Стоя на одном месте. Ведем мяч с разным по высоте отскоком. Пару ударов мячом с высотой отскока 55-85 см и быстрый переход на ведение с отскоком 10-20 см.
  4. Упражнение. На месте. Максимально частое ведение мяча то одной, то другой рукой.
  5. Упражнение. Ведение двух мячей на месте.
  6. Упражнение. Выполняется сидя на скамье. Максимально низкое ведение, с отскоком не более 7 см.
  7. Упражнение Ведение мяча в полуприседе.
  8. Упражнение. Быстрая ходьба с ведением мяча.
  9. Упражнение. Ведение, с высоким подниманием бедра.
  10. Упражнение. Ведение мяча, сидя на полу.
  11. Упражнение. Ведение мяча в баскетболе на большой скорости влево, вправо, вперед, назад.

Хронометраж этого этапа зависит от количества фаз и сложности самого движения.

5 Третий этап нужен для точно отработанных фаз в самостоятельное целостное  движение в мыслительном и деятельностном пространстве. 6 Последний шаг данного этапа – рефлексия выполнения нового действия через контроль и самоконтроль: самостоятельный внутренний контроль (ощущения своего тела), контроль при помощи напарника. Данный этап предполагает наличие рефлексивных возвратов к отработке фазы движения в случае отсутствия или неправильного выполнения контрольных точек. 7 Завершение методики предполагает закрепление целостного двигательного действия, его презентацию и дальнейшее самосовершенствование. Продолжительность реализации всей методики зависит от сложности освоения нового способа действия и количества учащихся в группе (до 25 человек).

  • Знакомство с образом действия, с образцом
  • Отработка простых действий в качестве подводящих упражнений
  • Выделение ключевых (контрольных) точек и вспомогательных элементов в фазе, выстраивания их согласно логике
  • Отработка фазы
  • Самостоятельное выполнение целостного действия  
  • Рефлексия выполнения нового действия
  • Закрепление и совершенствование нового способа действия

Слайд 12

Методика корректировки привычного, но малоэффективного способа действия используется, когда на привычный способ выполнения движения (бег, прыжки, бросок мяча в цель и т.д.) затрачивается много усилий, которые не приводят к освоению техники. Рассмотрим методику на конкретном примере – подтягивание на перекладине.

Сначала обучающийся демонстрирует привычный способ выполнения упражнения. Далее просматривает эталонное выполнение. Сопоставляя свой и эталонный способы, он выделяет отсутствующий или неправильно выполняемый элемент – в нашем случае, это может быть отталкивание от шведской стенки или раскачивание.  Затем обучающийся подбирает и отрабатывает подводящие упражнения для качественного выполнения найденного ключевого элемента. После этого он вновь совершает целостное двигательное действие и проводит его рефлексивный анализ. В случае ошибочного выполнения обучающийся возвращается либо к выполнению подводящих упражнений, либо на этап поиска другого  отсутствующего или неправильно выполняемого элемента. Если движение соответствует схеме эталона, то ученик переходит на этап совершенствования и формирования двигательного навыка.

  • Демонстрация привычного способа действия
  • Сравнение привычного способа действия с эталоном
  • Выделение отсутствующего или неправильно выполняемого элемента действия
  • Отработка найденного элемента через подводящие упражнения
  • Выполнение двигательного действия в полную силу
  • Рефлексивный анализ изменения способа действия
  • Совершенствование двигательного действия с последующим формированием навыка

Слайд 13

Методика освоения эффективного способа действия подходит для тех людей, которые уже владеют техникой выполнения двигательного действия и хотят на основании его развить в себе какое-либо физическое качество, например, силу, координацию, выносливость и др. Ключевым отличием методики является работа с индивидуальным запросом человека. Интегрально она состоит из двух больших блоков: проверка обучающегося на наличие техники и работа с критерием эффективности.

Основой первого блока является анализ техники выполнения элемента на предмет наличия всех контрольных точек. Если в технике движения отсутствует хотя бы одна контрольная точка, применяются другие методики. Во втором блоке работа с критерием эффективности (для каждого такой критерий индивидуален) раскладывается на ряд шагов: формулировка запроса (например, при помощи отжиманий развить взрывную силу); творческий поиск вариантов выполнения техники движения (отжимание на время, работа с набивным мячом и др.); апробация вариантов на практике, выбор и отработка максимально эффективного варианта.  

Слайд 14

Интегрируя технологию блиц-обучения в образовательный процесс – как в урочную, так и во внеурочную деятельность, – мы получаем уже системный инструмент педагогического влияния. В урочной деятельности технология блиц-обучения реализуется на учебном предмете «Физическая культура» (мной разработана рабочая программа, утвержденная педагогическим советом). В урочной деятельности для решения учебных задач предмета «Физическая культура» и во внеурочной деятельности при проведении подвижных и спортивных игр более продуктивно использовать все методики.

Слайд 15-18

В работе представлены критерии эффективности системы блиц-обучения (координационные показатели, показатели гибкости, скоростно-силовые показатели), сформулированные на основании требований ФГОС. Для оценки достоверности результатов и эффективности методик блиц-обучения использовали методы математической статистики.

В заключении отмечу, что данная система является универсальным средством повышения двигательной активности, обретения осознанного подхода к движению и способствует формированию привычки к систематическому занятию физической культурой и спортом. Использовать эту систему могут учителя, родители, дети в любом образовательном пространстве.

Слайд 19

Вашему вниманию в презентации представлены перспективы работы по данной системы и распространение опыта.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система блиц-обучения как эффективный инструмент осознанных двигательных действий. Учитель физической культуры МБОУ «Излучинская ОНШ» Итченко Светлана Дмитриевна

Слайд 2

Почему эта тема важна? Сейчас есть выбор и созданы все условия … не двигаться Изменившиеся условия жизни, мощный научно- технический прогресс привели к снижению нагрузки более, чем в 90 раз. Физическая активность является одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на рост и развитие организма на всех этапах, начиная с внутриутробного периода и до самой старости.

Слайд 3

Гиподинамия – болезнь развитой цивилизации

Слайд 4

Ключевая проблема - потеря смысла физической активности

Слайд 5

Цель: представить систему блиц-обучения, позволяющую работать с осознанностью движения и восстанавливать физическую активность обучающихся, способствующую укреплению и сохранению индивидуального здоровья. Задачи: ♦ сформулировать ключевую проблему, приводящую к снижению активности; ♦ проанализировать причины и следствия проблемы; ♦ представить методику системы блиц- обучения; ♦ раскрыть перспективы развития системы и возможности ее распространения.

Слайд 6

Причины и следствия потери смысла физической активности Причины Следствия Личный пример родителей, который «убивает» в детях мотивацию к самостоятельным занятиям спортом Родители ограничивают детей из-за страха перегрузок, возможных травм Стереотип в физкультуре: повторение, копирование физических упражнений без осмысления самого действия Выраженный разрыв между знанием о необходимости физической активности и наличием физической активности в жизни Ложное представление о том, что лекарства и новые технологии могут заменить оздоровительный эффект от занятий физкультурой Избыточное и порой неоправданное использование лекарственных средств Изменившиеся условия жизни, процветание технологий, уводящих в виртуальность Снижение эффективности умственной деятельности и ограничение возможностей общего развития человека

Слайд 7

Когда возвращаются смыслы? Тогда, когда есть …

Слайд 8

Основа методического опыта

Слайд 9

Блиц – обучение (в практике) – это источник открытия новых способов действия, направленных на осознанное освоение наиболее эффективного способа действия, а также освоение новых двигательных действий по принципу от простого к сложному.

Слайд 10

Блиц - обучение

Слайд 11

Методика освоения нового способа действия

Слайд 12

Методика корректировки привычного способа действия

Слайд 13

Методика освоения наиболее эффективного способа действия Переход на другую методику Продолжение методики

Слайд 14

Блиц-обучение в системе физического воспитания

Слайд 15

Блиц-обучение и ФГОС Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Принятие и реализация ценностного и безопасного образа жизни, потребности в физическом совершенствовании, занятия спортивно-оздоровительной деятельностью. Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации ЗОЖ, активного отдыха и досуга. Умение самостоятельно определять цели, планировать пути достижения и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения Навыки сотрудничества со сверстниками, со взрослыми в любых видах деятельности. Владение техническими приемами и двигательными действиями, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Развитие эстетического сознания. Владение основными способами самоконтроля. Владение основами самооценки, навыками рефлексии

Слайд 16

Эффективность и результативность

Слайд 17

Эффективность и результативность

Слайд 18

Эффективность и результативность

Слайд 19

Перспективы и распространение опыта

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методической объединении учителей ФК по теме: "Лечебное плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза" 08 ноября 2012 года

Сколиоз - прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости......

Выступление на районном смотре-конкурсе "Учитель года-2013"

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки...

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Презентация к выступлению на районном конкурсе "Учитель года 2014"

Районный  конкурс «Учитель года» проводится с целью выявления творчески работающих, талантливых педагогов, реализующих на практике идеи деятельностного подхода в обучении учащихся; формирования п...

Презентация Виды учреждений ДОД Азовского района (выступление на районной конференции)

МБОУ ПОСЕЛКОВАЯ СОШ   АЗОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ    Завуч по воспитательной работе   Ибрагимова Л.С. Кружок «Хозяюшка» руководитель Коврикова В....