ПК 3.3
методическая разработка

Каюмова Диана Жамилена

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность проблемы исследования. По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов [1; 6; 10].

Продолжающийся рост спортивных результатов в спорте, в первую очередь, предъявляет повышенные требования к физической подготовленности, как взрослых, так и юных спортсменов. Достижение её высокого уровня в настоящее время сопряжено со значительной интенсификацией и увеличением продолжительности тренировочного процесса и особенно процесса физической подготовки на углублённых этапах спортивной специализации.

Возникает необходимость поиска наиболее рациональных путей совершенствования качественных сторон тренировочного процесса, предусматривающих разработку таких средств и методов спортивной тренировки, которые способствуют повышению его эффективности. То есть позволяют учитывать возрастные особенности спортсменов, сохраняющее их здоровье, не требующие дополнительных затрат времени и, в тоже время, обеспечивающие повышение уровня физической подготовленности и, как следствие, рост спортивного мастерства [2, с. 27].

Необходимо систематически с помощью специальных упражнений развивать скоростно-силовые качества с акцентом на увеличение объема упражнений взрывного характера.

Анализ литературных данных показывает, что весьма актуальным вопросом является разработка и экспериментальное обоснование эффективных средств и методов развития скоростно-силовых качеств у представителей различных видов спорта, и особенно у детей 9-11 лет, так как именно в этом возрасте наблюдается периоды наибольшего биологического прироста данного физического качества.

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Методика развития скоростно-силовых способностей в легкой атлетике детей 9-11 лет».

Цель исследования: изучить и проанализировать основные методики развития скоростно- силовых способностей в легкой атлетике детей 9-11 лет.

Задачи исследования:

  • Изучить научно-методическую литературу по теме «скоростно-силовые способности»;
  • Рассмотреть особенности развития скоростно-силовых         особенностей у детей 9-11 лет;
  • Проанализировать методы, средства развития скоростно-силовых способностей у детей 9-11 лет;
  • Обобщить результаты теоретического исследования.

         Методы исследования:

  • Поиск тематической литературы;
  • Анализ;
  • Обобщение;
  • Систематизация материала.

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

  1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей

Скоростно-силовая подготовка, является составной частью современного тренировочного процесса, направлена на повышение функциональных возможностей спортсменов и достижение высоких результатов в избранном виде спорта.

Под скоростно-силовой подготовкой понимается эффективное сочетание средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы.

Понятием «силовые способности» начали широко пользоваться в последние десятилетия для конкретизации представлений о силовых возможностях или о силе как об одном из физических качеств спортсмена.

Силовые способности- это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» [10, с. 62].

Силовые способности необходимы во всех основных видах спорта, но в разной мере и в разных соотношениях. В одних видах спорта требуются в большей мере собственно силовые способности, в других –скоростно-силовые, в третьих-силовая выносливость.

Скоростно-силовые способности являются своеобразным соединением собственно-силовых и скоростных способностей. Скоростно -силовые качества определяют, как способности развивать максимальное мышечное напряжение в минимальный отрезок времени. В основе скоростно-силовых способностей лежат функциональные свойства нервно-мышечной системы, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительными мышечными напряжениями требуется максимальная быстрота движений. Иначе говоря, под термином «скоростно-силовые качества» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения.

Быстрота-способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени [2, с. 26].

Скоростно-силовые способности-это не просто соединение быстроты и силы. Максимальные параметры напряжения мышц достижимы при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движения в условиях минимального отягощения. Между тем и другим максимумом находится область проявления скоростно-силовых способностей [8, с. 21].

Скоростно-силовые качества характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

Скоростно-силовые качества-это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды Эту способность называют также «взрывной силой». движений [10, с. 64].

Скоростно-силовые качества зависят от:

- от состояния нервно-мышечного аппарата;

- от абсолютной силы мышц;

- от способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.

Структура скоростно-силовых качеств

1. Абсолютная сила.

2. Стартовая сила-способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент напряжения.

3. Ускоряющая сила-способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.

4. Абсолютная быстрота сокращения мышц.

При проявлении скоростно-силовых качеств ведущее место занимает градиент силы (прирост силы в единицу времени). Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считают прыжковые упражнения. Скорость может быть общей и специальной. Скорость движений, частота и скорость реакции зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений (правильное расположение центра тяжести тела, направление усилий, ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее. Но быстрое движение в спорте большей частью выполняется с проявлением большой мышечной силой «взрывной», и быстрой силой.

Взрывная сила-отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется 2 компонентами: стартовой и ускоряющей силой. [13, с. 192].

Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила-способность мышц к скорости наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Следует особо подчеркнуть, что рассмотренные элементы структуры, будучи врожденной принадлежностью, нервно-мышечного аппарата человека, используются им при реализации скоростно-силовых качеств в неодинаковой мере. Это зависит от внешних условий.

Общая тенденция состоит в следующем: чем меньше сопротивление движению и чем оно короче, тем большую роль играют абсолютная быстрота движений и стартовая сила и наоборот.

При проявлении скоростно-силовых качеств сила и быстрота не достигают своих абсолютных величин. Например, спортсмен выполняет рывок или толчок штанги, при этом он проявляет 80% силовых качеств и 20% скоростных от абсолютных величин. При метании копья с разбега 20% силовых и 80% скоростных [14, с. 67].

Специальная подготовка, ее степень определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях. Критерием         специальной подготовки в циклических видах спорта является уровень специальной выносливости, то есть способность эффективно выполнять         специальные упражнения на соревновательной дистанции в наименьшее время, в отличие от общей выносливости-способности организма противостоять утомлению при выполнении какой-либо работы.

При выполнении упражнений скоростно-силовой направленности         мощность состоит в том, чтобы совместить на высоком уровне проявление силовых и скоростных двигательных возможностей. При этом, чем больше доля силового компонента, тем больше внешнее сопротивление, чем меньше отягощение, тем больше действие приобретает скоростной характер [5, с. 26].

Скоростно-силовые способности во многом зависят от наследственных факторов, и в первую очередь от композиции мышц. Как известно мышечные волокна делятся на группы: медленные и быстрые. Их соотношение у разных людей различное и не изменяется в течение жизни. Преобладание быстрых мышечных волокон способствует наилучшему проявлению скоростных и скоростно-силовых качеств. Однако наследственные предпосылки сами по себе ещё не гарантируют достаточного развития скоростно-силовых качеств. Обязательным условием являются многолетняя, систематическая тренировка. Чем раньше будет начало развития скоростно-силовых способностей, тем лучше.

С целью приблизить режим работы мышц в тренировке к         функ -

циональным параметрам моторики соревновательной деятельности наиболее эффективно использовать специальные скоростно-силовые упражнения, которые либо имеют черты структурно-функционального сходства с основными спортивными упражнениями, либо, отличаясь по внешним признакам, позволяют создать режимы работы мышц, подготавливающие спортсмена к повышению имеющихся возможностей [2, с. 58].

Специальная подготовка, ее степень определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях. Критерием         специа-льной подготовки в циклических видах спорта является уровень специальной выносливости, то есть способность эффективно выполнять специальные упражнения на соревновательной дистанции в наименьшее время, в отличие от общей выносливости-способности организма противостоять утомлению при выполнении какой-либо работы.[11, с. 32]

По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.

  1. Анатомо-физиологические особенности развития у детей 9-11 лет

Анатомо-физиологические особенности-возрастные особенности строения и функции организма в целом и его отдельных систем и органов Знание и учёт этих особенностей необходимы для правильной постановки учебно-воспитательной работы с детьми разного возраста, причём не только с целью их физического воспитания, но и умственного развития. [3, с. 22].

Установлено, что в возрасте 9-11 лет, гораздо возрастают по сопоставлению с детьми 6-8 лет резервные вероятности душевно-сосудистой и дыхательной систем, разрешающие исполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности [1, с. 63].

Многими авторами показана вероятность становления выносливости у 9-11-летних детей с подмогой широкого включения в уроки физической культуры и физкультурно-оздоровительные занятия циклически повторяю-щихся комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах, езды на велосипеде и других упражнений циклического нрава Высокая результативность педагогического воздействия объясняется тем, что в 9-11 лет отслеживается обычный безумный приход выносливости и как итог-повышенной восприимчивости к воздействию физических нагрузок, напра-вленных на ее становление. [5, с. 211].

Стимулировать становление выносливости нужно, потому что она узко связана с работоспособностью ребенка и определяет его подготовленность к обучению в школе, содействует удачному преодолению учебных нагрузок, лучшему усвоению умений по общеобразовательным предметам, гораздо повышает его физическую работоспособность и правильно сказывается на становлении скоростно-силовых качеств.

Такие нагрузки, как, скажем, бег умеренной интенсивности (40-60% от максимальной скорости), содействует возрастанию функциональных вероя – тностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей 9 лет должен составлять 1000-1500 м, которые они благополучно преодолевают за 7,5-8 мин без специального напряжения [15, с 41].

В этом возрасте дозволено развивать фактически все качества и обучать каждом движениям, чему содействует насыщенное становление двигательной функции. Отставание прихода физических качеств от прихода антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания и негативно сказывается как на физическом становлении, так и на умственной работоспособности. Комплексное становление физических качеств с направленным становлением выносливости создает базу для освоения больше трудных по координации двигательных действий.

На исходных этапах обучения нужно заложить основа физического улучшения человека, тот, что будет служить залогом его дальнейших фуроров в умственной, трудовой и спортивной деятельности.

Возрастает способность детей к выполнению малоинтенсивной работы в течение относительно продолжительного времени. Исключительно высока восприимчивость к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте до 11 лет. С 12 до 15 лет производительность этих упражнений снижается, выносливость стабилизируется либо даже незначительно падает. Выносливость к динамической работе до 8-10 лет у мальчиков и у девочек одинакова. Она значительно возрастает к 12-15 годам, особенно у мальчиков. Наибольшая выносливость к динамической работе достигается к 25-30 годам [5, с. 17].

Сенситивными периодами (благоприятные периоды развития тех или иных качеств) развития скорости являются 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту).

По мнению Ж. К. Холодова, самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек-от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам-33%, а к 17-18 годам -45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет [16, с.95].

В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений.

        Гужаловский А. А., в свою очередь, считает, что скоростно-силовые способности значительно возрастают в  период с 8-9 лет до 15-16 лет. В возрастной динамике развития собственно силовой способности у мальчиков выделяют 2 периода интенсивного прироста мыщечной силы с 9 до 12 и с 14 до 17 лет. У девочек же сила мыщц растет с 8 до 9 до 13-14 лет [16, с 102].

        Наиболее продуктивным возрастом развития скоростно-силовых способностей у меня, был возраст 11-12 лет. В этом возрасте я добилась наиболее высоких результатов выносливости и скорости.

Дети младшего школьного возраста отменно переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 до 11 лет у мальчиков прослеживается высокая восприимчивость к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей 15-16-летних девушек [7, с. 12].

Таким образом, физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

  • быстрота -развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
  • сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
  • скоростно-силовые качества- развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет;

В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста значимое место занимает становление мышления, состоящего в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышлению, окончательное образование которого происходит теснее в подростковом возрасте.

Своевременному образованию и удачной перестройке всех психических процессов в существенной мере помогает целеустремленная двигательная действие.

Помимо образования животрепещуще нужных навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках физической культуры нужно обучить детей сберегать верную осанку, исследовать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать стратегические задачи.

В этом возрасте у детей еще слабо развита стабильность внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, мощно развита надобность в движениях. При неосуществимости удовлетворить эту надобность у ребенка возрастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, стремительно нас – тупает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и примечания педагога не помогут. Помогут только упражнения с небольшими силовыми нагрузками и выносливостью, а также подвижные игры.

Знание вышеизложенных особенностей развития дает нам право говорить об особой организации занятий с детьми 9-11 лет. Упражнения должны быть разнообразны по структуре, направленности и темпу движений. Физическая нагрузка должна быть адекватна способностям занимающихся. Большое значение нужно уделять эмоциональному фону занятий: применять различные игры, моделировать соревновательные ситуации. Это поможет более эффективному усвоению двигательных умений и навыков, поможет дольше сохранять работоспособность детей и их интерес к занятиям.

1.3. Особенности тренировки на этапе предварительной подготовки (спринтеры)

Необходимо учитывать общие методические положения, свойственные тренировке юных спринтеров на этапе предварительной подготовки.

Разработанная специалистами периодизация многолетней тренировки легкоатлетов делит всю подготовку на этапы:

  •  предварительной подготовки (группы начальной подготовки ДЮСШ-9-11 лет),
  •  начальной специализации (учебно-тренировочные группы-12-15 лет);
  •  углубленной специализации (группы спортивного совершенствования - 16-18 лет);
  •  спортивного мастерства (группы высшего спортивного мастерства-19 лет и старше).

Возрастные границы этих этапов, задачи, средства и методы подготовки для различных групп видов легкой атлетики имеют незначительные различия и поэтому могут быть взяты за основу планирования и построения многолетней подготовки спортсменов [4, с. 289].

В процессе предварительной подготовки юных спринтеров (9-11 лет) решаются следующие задачи:

  1. укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
  2. обучение основам техники выполнения широкого комплекса общеразвивающих упражнений;
  3. воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям спортом вообще и легкой атлетикой в особенности.

Основные средства тренировки на этом этапе:

  • общеразвивающие упражнения;
  • элементы акробатики (кувырки, стойки, перевороты и др.);
  • упражнения на гимнастических снарядах (подъемы, подтягивания, висы, упоры, махи, качи и др.);
  • различные прыжковые упражнения и прыжки;
  • различные бросковые упражнения и метания;
  • широкий комплекс упражнений cкopocтно-силового характера;
  • пробежки по прямой (в гору, под уклон) с различной скоростью на отрезках 20-60 м;
  • различные подвижные игры. 

Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой и контрольный.

Необходимо учитывать общие методические положения, свойственные тренировке юных спринтеров на этапе предварительной подготовки.

На первом и втором году обучения в группах начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений.

В зависимости от задачи занятия, которую ставит тренер, спортсмены выполняют ту либо иную работу. Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые задания, спортивные игры.

В процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной видов легкой атлетики. С началом соревновательного периода проводятся соревнования на дистанции 30, 60, 100 м, прыжки в длину и высоту, сдаются контрольные и переводные нормативы по программе общей физической подготовки.

Годичный цикл подготовки юных бегунов на короткие дистанции состоит из двух полуциклов, каждый из которых включает подготовительный и соревновательный периоды. Для достижения наивысшей специальной рабо – тоспособности к основным соревнованиям года целесообразна следующая периодизация годичного цикла тренировки.

Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа - общеподготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально-подготовительный (4 недели). В первый соревновательный период (7 недель) юные бегуны принимают участие в 4-6 соревнованиях.

Второй подготовительный период также делится на 2 этапа общепод – готовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4 недели). Второй, более продолжительный соревновательный период (22 недели), следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревновательный (9 недель).

Для юных бегунов на короткие дистанции 1-го и 2-го годов обучения в группах начальной подготовки такая периодизация годичного цикла носит несколько условный характер. Для юных бегунов, обучающихся в группах начальной подготовки, подготовительный период начинается с сентября в соответствии с началом учебного года в общеобразовательной школе, летний соревновательный период заканчивается в середине июля и затем-6 недель оздоровительно-спортивный лагерь. Спортсмены, обучающиеся в группах спортивного совершенствования, как правило, до конца сентября соревнуются, затем переходный период (3 недели), и начало подготовительного периода приходится на конец октября.

 Подготовка юных бегунов на короткие дистанции в тренировочных группах (1-го и 2-го годов обучения). В первые 2 года занятий юных бегунов на короткие дистанции в тренировочных группах основное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, овладению техникой специальных подготовительных упражнений, повышению уровня развития основных физических качеств. Возраст занимающихся - от 9 до 12 лет. После каждого года обучения юные спортсмены должны выполнить контрольные нормативы разносторонней физической подготовленности.

Упражнения, развивающие преимущественно быстроту движений, требуют большого нервного напряжения. По этой причине комплексы упражнений на быстроту следует включать в начало тренировки, сразу же после разминки (т. е. в то время, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна После комплексов упражнений, развивающих быстроту, целесообразно включать в тренировку подвижные игры, закреп – ляющие это качество. ) [2, с. 62].

Упражнения, развивающие силу, целесообразнее всего включать во вторую половину тренировки, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности обеспечивающих систем организма-дыхания, кровообращения и др. Как и в предыдущем случае, комплексы силовых упражнений подкрепляются подвижными играми с элементами силовой борьбы.

Хотя на этом этапе разносторонняя физическая подготовка все еще остается главной задачей тренировки, более существенное месте уже отводится специально подготовительным упражнениям. Это обеспечивает единство общей и специальной физической подготовки юных бегунов на короткие дистанции.

Выводы по I главе

Мы провели работу по теоретическому изучению развитии скоростно-силовых способностей у детей 9-11 лет.

В первом параграфе мы изучили общую характеристику понятия «скоростно-силовые способности». И выяснили, что скоростно-силовые качества-это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Эту способность называют также «взрывной силой».

Во втором параграфе нами была подробно изучены анатомо-физиологические особенности развития у детей 9-11 лет. Высокая результативность педагогического воздействия объясняется тем, что в 9-11 лет отслеживается обычный безумный приход выносливости и как итог - повышенной восприимчивости к воздействию физических нагрузок, направленных на ее становление.

В третьем параграфе мы изучили основные особенности тренировки на этапе начальной специализации. В процессе предварительной подготовки юных спринтеров (9-11 лет) решаются следующие задачи:

  1. укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
  2. обучение основам техники выполнения широкого комплекса общеразвивающих упражнений;
  3. воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям спортом вообще и легкой атлетикой в особенности.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ

2.1. Возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей у детей 9-11 лет

Возрастное развитие детей и подростков характеризуется наличием благоприятных периодов для совершенствования двигательных способностей и формированием двигательных навыков. Указанные периоды принято называть сенситивными, т.е. “чувствительными” к определенным целенаправленным воздействиям внешней среды.

На основании вышеизложенного рассмотрим особенности развития скоростно-силовых способностей у детей 9-11 лет.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 до 11-12 лет у мальчиков прослеживается высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей пятнадцатилетних девушек.

Лучшими годами для развития быстроты перемещений являются 9-11 и 14-15 лет. Наибольшие сдвиги отмечаются в развитии стартовой реакции, время которой в период от 9 до 11 лет уменьшается на 3,4%, далее этот показатель стабилизируется. Время выполнения любого упражнения складывается из времени реакции и времени движения.

При подборе средств воспитания быстроты учитель должен помнить, что специальные упражнения на быстроту должны быть максимально приближены по характеру и структуре к проявлению быстроты.

Упражнения, применяемые для развития быстроты должны отвечать ряду условий:

- упражнения должны быть хорошо усвоенными или простыми по координации;

- упражнения не должны быть продолжительными, необходимо сохра – нять оптимальное состояние нервной системы;

- упражнения должны сопровождаться высокой эмоциональной наст – ройкой на проявление максимальной быстроты.

Продолжительность выполнения упражнения до 10 сек. Наименее эффективен вариант с длительным применением одних и тех же средств, потому что происходит быстрая адаптация организма к ним, замедление, а затем и прекращение роста тренированности. Особенно это характерно для периода полового созревания.

Между физическим развитием и скоростью бега на короткие отрезки (до 15 метров) существует следующая зависимость: с 9 до 15 лет более высокие показатели в скорости пробегания отрезков показывают спортсмены, имеющие меньшие продольные размеры тела.  [12, с. 148].

Способность преодолевать внешнее сопротивление или противодейств – овать ему посредством мышечных напряжений называют силовыми качест – вами. Мышечные усилия бывают статическими, преодолевающими, уступаю - щими и комбинированными. [16].

Следует различать абсолютную и относительную мышечную силу. Относительная сила-отношение абсолютной силы к собственному весу. Необходимо отметить, что с возрастом сила вышеперечисленных групп мышц развивается гетерохронно, что немаловажно знать. В числе сенситивных периодов, когда роль наследственных факторов снижается, а средовых, в том числе влияние тренировочных занятий, возрастает, можно выделить следующие возраста для мышц:

  • сгибателей кисти-11-12 лет;
  • сгибателей туловища-11-12 и 14 лет;
  • разгибателей туловища и бедра-10-14 лет;
  • разгибателей голени-11;
  • подошвенных сгибателей стопы-11.

Наибольшее увеличение результатов прыгучести отмечается в 10-11 лет. В последующие возраста, прирост несколько уменьшается. Прыгучесть определяется способностью нервномышечного аппарата к быстроте проявления максимального усилия. Как известно, мышцы человека обладают способностью как к скоростным сокращениям и проявлению значительных усилий, так и к длительной работе в условиях развивающегося утомления, что возможно благодаря неоднородности состава мышечных волокон.

Выявлено, что чем больше в мышцах процент быстрых волокон, тем больше они приспособлены к кратковременной работе высокой мощности, и отношение двух основных типов волокон регулируется главным образом генетическими факторами, хотя эффект долговременной тренировки не может быть полностью исключен.

Высота прыжка зависит как от максимальной силы мышц, так и от способности нервно-мышечного аппарата к взрывному усилию.

Определение взрывной силы (градиента) связано с измерением времени достижения максимальной силы, или половины максимальной силы по формуле:

F 0.5 mах Q= t 0.5 mах,

где Q-градиент силы в начальной части движения;

Fmах-максимальная сила,

t-время достижения 0,5 максимального усилия.

При анализе динамики показателей максимальной силы мышц разги – бателей бедра и голени, а также подошвенных сгибателей стопы была выявлена гетерохрония в их развитии [15, с. 72]. Наибольшие приросты максимальной силы мышц разгибателей бедра и голени отмечаются с 9 до 14 лет, в дальнейшем темпы прироста снижаются, а темпы прироста максимальной силы мышц подошвенных сгибателей стопы более умеренны, но и более длительны с 9 до 16 лет. Что касается градиента силы, то наибольшие приросты этого показателя у подошвенных сгибателей стопы отмечаются в 10 лет.

2.2. Методика развития взрывной силы

Взрывная сила мышц представляет собой способность мышц выдавать максимальную силу за короткий промежуток времени [18]. Очень часто взрывную силу называют скоростной силой или резкостью.

Развитие взрывной силы мышц необходимо во многих видах спорта, и в частности, в легкой атлетике, спринтерском беге, игровых и боевых видах спорта. Проще говоря, данная характеристика важна там, где необходимо показать максимальное силовое усилие в короткий отрезок времени.

Оптимальными упражнениями для этой цели будут являться те, которые можно выполнять в быстрой силовой манере. Такие упражнения носят название «плиометрические». Выделяются 2 группы таких упражнений – упражнения со своим весом и упражнения с отягощением.

Упражнения с собственным весом:

  • Интервальный (спринтерский) бег-бег на короткие дистанции с максимальным ускорением отлично качает не только взрывную силу ног, но и кардио-респираторную систему;
  • Бег по лестнице-хорошее упражнение для развития взрывной силы квадрицепсов и ягодичных мышц;
  • Запрыгивания на высокую платформу-отличное движение для тренировки взрывной силы квадрицепсов.

Упражнения с отягощением:

  • Жим ногами с ускорением-хорошее силовое упражнение, нагружающее квадрицепсы;
  • Сгибание ног в тренажере с ускорением-данное движение направлено на развитие взрывной силы бицепсов бедер;
  • Подъемы на носки (с гантелями или штангой) с ускорением-упражнение направлено на развитие взрывной силы мышц голени, и в частности, икроножных мышц.

В упражнениях с отягощениями в основном используется метод повторных усилий. Вместе с тем, возможно применение и метода максимальных усилий, когда в условиях профессионально-прикладной или спортивной деятельности приходится преодолевать значительные внешние сопротивления. Важно только соблюдать правило - максимально расслаблять мышцы перед выполнением «взрывного» усилия.

        В группу двигательных действий с проявлением взрывной силы входят ударные, прыжковые и баллистические упражнения. В практике физического воспитания чаще встречаются две последние формы скоростно-силовых  упражнений.

Отличительной чертой упражнений на развитие взрывной силы является динамический преодолевающий режим работы с максимальной степенью напряжения в минимальный промежуток времени. Данный режим используется в одиночных двигательных действиях (прыжок в длину с места, запрыгивание на тумбу). В некоторых формах двигательной активности (прыжки, «отжимание» с хлопками) преодолевающему режиму работы (при оттал – кивание) предшествует уступающий (при приземление).  В данном случае мышца перед сокращением растягивается на оптимальную амплитуду  вовлекая в работу  максимально возможное количество мышечных единиц и обеспечивая наибольшую мощность физической активности. Такой режим работы в прак – тике физической тренировки называется плиометрическим. Он используется в “силовом”  беге и многократных прыжках, то есть в циклических видах двигательной активности с силовой направленностью. В различных упраж – нениях, связанных с метанием, мышцы после максимальной пиковой нагрузки расслабляются и двигаются по инерции. Такой режим мышечной активности иногда называют баллистическим [1, с. 202].

Необходимо отметить, что применение упражнений для развития взрывной силы может проводиться только у физически здоровых и  подго – товленных лиц в силу своей экстремальности. Данной работе обязательно должна предшествовать хорошая разминка, включающая в себя бег в аэробном режиме и подготовку опорно-двигательного аппарата к максимальной нагрузке.

Упражнения для мышц ног скоростно-силового характера. Представляют собой беговые и прыжковые упражнения. 

Они являются универсальными средствами физической культуры и применяются во всех специализациях для развития скоростно-силовых способностей. Необычной формой развития взрывной силы ног является толкание набивного мяча из положения лежа, ноги согнуты в коленных суставах, набивной мяч находится на внутренней части стоп. 

Беговые упражнения. Их основу составляют циклически повторяющи- еся периоды бегового шага (период полета и период опоры). Существует большое количество разновидностей бега для развития скоростно-силовых способностей:

  • бег в гору (чем выше угол наклона, тем большую силу необходимо приложить);
  • забегания на лестницу (через ступеньку, через одну, через две);
  • бег по лестнице вверх, выполняемый с партнером на спине;
  • буксировка на тросе отягощений;
  • выполнение упражнений в сопротивление с партнером. Например, когда один из партнеров стремиться выполнить бег в максимально высоком темпе, а другой противодействует этому, находясь спиной либо лицом к нему.

Одним из проявлений взрывной силы является максимально быстрый набор скорости. Для этих целей лучше использовать различные эстафеты. Они позволяют в духе соперничества и эмоциональности совершенствовать скоростно-силовые способности при наборе скорости из разных исходных положений. Данные способности можно совершенствовать и в челночном беге. Варьирование нагрузки в челночном беге может осуществляться количеством поворотов на дистанции. Обычно используют короткие отрезки и количество пробеганий в районе 3-5 раз. В челночном беге необходимо обратить внимание на технику поворота и быстроту набора скорости. 

Прыжковые упражнения-одни из самых универсальных средств физического воспитания, которое используется для развития взрывной силы, прыгучести. 

Специфика вида спорта заставляет в процессе физического воспитания использовать большое количество видоспецифичных прыжков. Так, для улучшения результатов в прыжке в длину акцент при подборе средств будет делаться (исходя из кинематической структуры соревновательного двигательного действия) на выталкивание вперед, а при развитии взрывной силы у прыгуна в высоту акцент, при подборе средств, будет делаться на выталкивание вверх. В тоже время, при развитии взрывной силы мышц ног для выполнения нападающего удара в волейболе акцент в технике будет делаться на перевод горизонтальной составляющей исключительно в вертикальную (необходимо приучить при выполнении прыжков приземляться в то место, откуда выполняется отталкивание). При развитии взрывной силы ног у спринтера акцент будет на максимально быстрое преодоление небольшой дистанции при умеренной длине шага.

Варианты прыжковых упражнений:

  • прыжки на одной и двух ногах в различных сочетаниях на месте и с передвижением по прямой ровной поверхности;
  • прыжки через предметы (набивные мячи, гимнастические скамейки, барьеры). Прыжки через предметы можно выполнять как в более мягком варианте (когда, например, после перепрыгивания через мяч идет несколько или один небольшой прыжок вперед), так и в жестком варианте (когда мячи или барьеры установлены на таком расстоянии, что после перепрыгивания через один предмет сразу идет перепрыгивание через другой);
  • напрыгивание на тумбу и спрыгивание с нее.  Увеличение высоты тумбы,  а также расстояния между тумбами может входить в арсенал усиления нагрузки; 
  • прыжки вверх по лестнице на двух ногах и на одной ноге (запрыгивая на каждую ступеньку либо через ступеньку);
  • прыжки на скакалке с акцентом на максимальное выпрыгивание вверх, с подтягиванием коленей как можно ближе к туловищу или с необходимостью после одного прыжка вверх выполнить два-три прокручивания скакалки вокруг себя;
  • прыжки с отягощением (например, гантели или утяжелители на ноги) или с сопротивлением партнера. В такой форме могут выполняться прыжки на двух ногах, на одной ноге. В данном случае один из партнеров оказывает давление на плечи выполняющего прыжки. Причем сила этого давления может и увеличиваться и уменьшаться.

Упражнения общеразвивающего характера. Это упражнения, выпол – няемые с максимально быстрой сменой положений. В качестве отягощений используется собственный вес. К таким упражнениям можно отнести следующие двигательные действия :

  • упор лежа-упор присев, прыжком;
  • сед на пятках-присед руки вперед, прыжком;
  • перепрыгивание через гимнастическую скамейку, опираясь о нее двумя руками;
  • одновременное поднимание рук и ног в положении лежа на спине;
  • метание набивного мяча вперед и вверх двумя ногами из положения стоя, мяч зажат между стоп;
  • метание набивного мяча назад и вверх двумя ногами из положения стоя, мяч зажат между стоп.

Наиболее распространенными упражнениями скоростно-силового характера для мышц рук являются двигательные действия, связанные с резким перемещением на максимально большое расстояние различных предметов, то есть метания [16]. Наиболее универсальным предметом для метания является набивной или утяжеленный мяч. Существует большое количество разновидностей этих упражнений, выполняемых из различных исходных положений (сидя, стоя, лежа), с помощью различных техник (толкание, метание), используя различные предметы (набивные мячи, утяжеленные мячи и т.д.).

Для мышц рук есть несколько необычных упражнений для развития взрывной силы в которых, точно так же как и в прыжках, в качестве отягощения используется собственный вес. К таким упражнениям можно отнести «отжимание с хлопками» и передвижение на руках «прыжками» (когда один принимает положение упор лежа и передвигается на руках за счет резкого отталкивания от поверхности, а другой удерживает его ноги на весу при передвижениях). Существуют так же различные перехваты  из положения вис на турнике. Они выполняются за счет одновременного резкого сгибания  рук в плечевых и локтевых суставах. 

Рассмотрим более подробно основные упражнения из этой группы.

  • Толкание набивного мяча одной или двумя руками (может выполняться в положениях стоя, сидя ноги врозь, в стойке на коленях). У новичков лучше использовать технически более простые толкания (например: толкание двумя руками из положения стоя, без подключения ног). По мере освоения упражнения можно подключать движения ног и корпуса.
  • Метание набивного мяча двумя руками из-за головы. Выполняется данное упражнение как из положения стоя, ноги врозь, так и из положения стоя, одна нога впереди другой. Разновидностью данного упражнения является метание набивного мяча двумя руками из-за головы из исходного положения сидя на гимнастической скамейке или стоя на одном колене. Масса набивного мяча в этом упражнение должна быть меньше, чем в других упражнениях. Во-первых, для снижения нагрузки на позвоночник, а во-вторых, исходя из требований к достижению максимальных усилий в минимальное время.
  • Метание набивного мяча двумя руками снизу. Испытуемый становится лицом к направлению броска набивного мяча в исходное положение ноги врозь (шире плеч) в руках набивной мяч. Бросок выполняется после предварительного сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах и отведения рук назад.
  • Метание набивного мяча двумя руками через себя. Испытуемый становится спиной к направлению броска набивного мяча в исходное положение: ноги врозь (шире плеч), в руках набивной мяч. Бросок выполняется после предварительного сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах и отведения рук назад. После достижения необходимого растяжения мышечных групп, участвующих в броске, испытуемый выполняет резкое разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах. Одновременно поднимаются руки вверх и назад с последующим выполнением броска.

При применении упражнений для развития взрывной силы необходимо учитывать следующие методические особенности:

  • неукоснительное выполнение требований техники безопасности (особенно при выполнении различного рода метаний в парах);
  • сопряженность с определенным техническим элементом и, по возможности, соответствие его структуре;
  • сосредоточенность на максимально быстром переходе от амортизации к собственно преодолевающей работе (особенно это актуально в  прыжках);
  • достаточный активный и пассивный отдых между упражнениями (в данном случае могут использоваться бег трусцой, упражнения на растяжение, расслабление работавших мышц);
  • высокая мотивация к выполнению упражнений в экстремальном режиме;
  • индивидуальный подбор оптимальных дозировок физических упражнений (высоты прыжка, массы набивного мяча, количества повторений);
  • постепенный переход к более сложным упражнениям.

2.3. Контрольные тесты для определения скоростно-силовых способностей

В практике физического воспитания скоростно-силовые возможности оцениваются двумя способами:

1) с помощью измерительных устройств-динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств;

2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу и скорость.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении) [10, с. 72].

В массовой практике для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упраж – нения (тесты). Их выполнение не требует, какого-либо специального доро – гостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например, жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства.

Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания) , отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках , подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног ,тройной прыжок с ноги на ногу (вариант-только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя , прыжок вверх со взмахом ) и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.

На основании анализа существующих методик развития скоростно-силовых способностей был разработан комплекс контрольных упражнений для определения уровня развития скоростно-силовых способностей.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей

Таблица 2.1.

№ п/п

Название теста

Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей

Результат

1

Измерение основных мышечных групп с помощью приспособлений (динамометров)

Сила: кисти, сгибателей туловища, разгибателей бедра, голени и др.

-

2

Подтягивание

Сила и силовая выносливость мышц рук и верхнего плечевого пояса

Количество подтягиваний

3

Сгибание-разгибание рук на параллельных брусьях

Сила сгибателей и разгибателей мышц рук и верхнего плечевого пояса

Количество отжиманий

4

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа

5

Поднимание туловища из положения лежа, количество поднимания туловища

Сила и силовая выносливость мышц брюшного пресса и позвоночного столба

6

Поднимание туловища из положения, лежа с согнутыми коленями, количество раз

Количество раз

7

Вис на согнутых и полусогнутых руках

Силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса

Количество раз

8

Прыжок вверх с места со взмахом и без взмаха рук

Скоростно-силовые способности (мышц ног)

Высота подскока

9

Прыжки на одной ноге 20 метров

Количество прыжков

10

Прыжок в длину с места с двух ног

Скоростно-силовые способности (мышц ног)

Длина

11

Прыжки на скакалке

Количество раз

Контрольные упражнения(тесты) для определения уровня развития быстроты

Таблица 2.2.

№ п/п

Название теста

Измеряемый вид (разновидность) скоростных способностей

Результат

1

Ловля падающей палки («опускание палки реакция»), расстояние от нижнего конца линейки и до нижнего края кисти испытуемого, см

Быстрота реакции

Время

2

Частота (темп движений) рук или ног (в разных версиях)

Частота (темп) движений рук (отдельно ведущей и неведущей) и ног (ноги)

Количество раз

3

Бег на месте за 5-10 с

Частота движений ног

Количество раз

4

Бег на 20, 30, 50, 60, 80 и 100 м (с высокого или низкого старта)

Скорость в циклических локомоциях

Время

5

Повторный бег на 15 м с интервалом в 5 с — 20 пробежек (высчитывается среднее время в секундах).

Скорость

Среднее время

6

Тест 9-3-6-3-9 (цифры означают дистанцию бега по волейбольной площадке). Старт от лицевой линии — коснуться рукой средней линии; коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадки; коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки; коснуться рукой средней линии и рывок до лицевой линии противоположной месту старта (с).

Скорость

Время

7

Эстафетный бег: 8ґ50 м; 5ґ80 м; 4ґ100 м

Быстрота реакции, скорость

Время

8

Время простой реакции на свет

Быстрота реакции

Время

Выводы по II главе

Мы провели работу по методическому изучению развития скоростно – силовых способностей у детей 9-11 лет.

В первом параграфе мы изучили возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей у детей 9-11 лет. Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно- силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 до 11-12 лет у мальчиков прослеживается высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей пятнадцатилетних девушек.

Во втором параграфе нами была подробно изучены методика развития взрывной силы. Развитие взрывной силы мышц необходимо во многих видах спорта, и в частности, в легкой атлетике, спринтерском беге, игровых и боевых видах спорта. Проще говоря, данная характеристика важна там, где необходимо показать максимальное силовое усилие в короткий отрезок времени.

В третьем параграфе мы представили контрольные тесты для определения уровня развития скоростно-силовых качеств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каюмова Диана Студентка 39 группы Тема курсовой работы: « Методика развития скоростно-силовых способностей в легкой атлетике детей 9-11 лет » Руководитель: Ступина Н. В.

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования: По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей. Анализ литературных данных показывает, что весьма актуальным вопросом является разработка и экспериментальное обоснование эффективных средств и методов развития скоростно-силовых качеств у представителей различных видов спорта .

Слайд 3

Тема исследования: «Методика развития скоростно-силовых способностей в легкой атлетике детей 9-11 лет»

Слайд 4

Цель исследования : изучить и проанализировать основные методики развития скоростно-силовых способностей в легкой атлетике детей 9-11 лет . Задачи исследования : Изучить научно-методическую литературу по теме «скоростно-силовые способности»; Рассмотреть особенности развития скоростно-силовых особенностей у детей 9-11 лет; Проанализировать методы, средства развития скоростно-силовых способностей у детей 9-11 лет; Обобщить результаты теоретического исследования.

Слайд 5

Методы исследования: -поиск тематической литературы; -анализ; -обобщение; -систематизация материала.

Слайд 6

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 1.1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей 1.2. Анатомо-физиологические особенности развития у детей 9-11 лет 1.3. Особенности тренировки на этапе начальной специализации

Слайд 7

Задачи предварительной подготовки юных спринтеров (9-11 лет): укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие; обучение основам техники выполнения широкого комплекса общеразвивающих упражнений; воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям спортом.

Слайд 8

Основные понятия исследования: Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Слайд 9

Скоростно-силовые способности – это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

Слайд 10

ГЛАВА II . ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ 2.1. Возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей у детей 9-11 лет 2.2. Методика развития взрывной силы 2.3.Контрольные тесты для определения скоростно- силовых способностей

Слайд 11

Взрывная сила мышц представляет собой способность мышц выдавать максимальную силу за короткий промежуток времени .

Слайд 12

Основные методические особенности : неукоснительное выполнение требований техники безопасности; сопряженность с определенным техническим элементом; сосредоточенность на максимально быстром переходе от амортизации к собственно преодолевающей работе; достаточный активный и пассивный отдых между упражнениями; индивидуальный подбор оптимальных дозировок физических упражнений; постепенный переход к более сложным упражнениям.

Слайд 13

Необходимо систематически с помощью специальных упражнений развивать скоростно-силовые качества с акцентом на увеличение объема упражнений взрывного характера.

Слайд 14

В дипломной работе мы планируем продолжить изучение данной темы и…

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способностей №1

№ п/п

Название упражнения

Дозировка

Содержание

1

Бег с высоким подниманием бедра

2*20

И.п. – стоя на стопе поочередно сгибать ноги в тазобедренном и коленном суставе, продвигаясь вперед. Руки работают как при беге

2

«Складка»

40 сек

И.п.- лежа на спине, руки за головой, ноги вместе. Быстрое поднимание ног и туловища. Возвращаться в и.п. медленно

3  

Бег с низкого старта

2*20

И.п.- маховая нога опирается на переднюю часть, вторая нога – на заднюю часть.  

4

Сопротивление партнера

15 раз

И.п. - лежа на животе, поочередное сгибать ногу в  коленном суставе, преодолевая умеренное сопротивление партнера.

5

Бег сидя спиной к направление бега.

20*2

И.п - сидя спиной, руки согнуты вдоль корпуса, быстро встать пробежать 15м.

6

«Скручивание»

30 сек

И.п. лежа, колени согнуты , руки держать у висков. Скручиваем туловище

7

Бег с выпрыгивание с одной  на другую

20 м

И.п.- стоя толчковой ногой на опоре , толчки с левой на правую, с правой на левую

8

 «Ножницы»

30 сек

Руки вытянуты вдоль тела и прижаты к гимнастической пенке. Поднимать ноги над пенкой и выполнить скрещивающиеся движения.


Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способностей №2

№ п/п

Название упражнения

Дозировка

Содержание

1

Бег «кенгуру»

30 м

Быстрое передвижение прыжками на двух ногах с подниманием коленей к груди.

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

30 сек

И.п. упор лежа (ноги вместе, тело прямое), согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки, принять упор лежа.

3

Упор присев, упор лежа

    30м

И.п. упор присев. Принять положение упор лежа и вернуться в и.п.

4

«Велосипед»

40 сек

И.п.- лежа на спине , руки за голову, локти разведены в стороны. приподнять ноги , чтобы бедра были направлены перпендикулярно к поверхности пола, а голени паралельно. Вращательные движения ногами.

5

Присед на одно колено

20 м

Занять положение упор-присев, присесть на одно колено, руки  поднять вверх, ладони положить на затылок. Выпрыгнуть вверх, выпрямить ноги сделать присев на другое колено.

6

«Лодочка»

40 сек

И.п.- лежа на спине с вытянутым вверх руками. Ноги сведены вместе, носки и пятки прижаты друг к другу. Приподнимаем ноги на высоту и туловища.

7

«Лягушка»

20 м

 8

Скручивание с мячом

40 сек

И.п.- лежа на животе, колени согнуты, мяч держа двумя руками , отвести за голову, приподнять в верхнюю часть корпуса вместе с руками.

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовыхспособностей№3

1

Прыжки в тумбу

40 сек

И.п. ноги на ширине плеч, спина прямая .Сгибаем коленный сустав, руки отводим назад ,мощное движение ног отталкивание от пола и делаем прыжок. При этом выполняем мах руками и немного подтягивая колени к груди.

2

Скручивание с гимнастическим мячом

40 сек

Спина прижата к полу , колени согнуты , руки держать у висков. Скручиваем туловище, держа гимнастический  мяч в руке, предаем мяч партнеру  

3

Бег «Олений»

20 м

Перепрыгнуть одной ногой, согнутой в колене , вторая нога всегда прямая сзади

4

Махи с согнутой ногой

40 сек

И.п – лежа на спине , руки за голову, ноги согнуты в коленях  мяч

5

Высокое поднимание бедра боком

20 м

И.п. – стоя на стопе поочередно сгибать ноги в тазобедренном и коленном суставе, продвигаясь вперед. Руки работают как при беге

6

Подъем ног вверх

40 сек

И.п. – лежа на спине , зажимая мяч ногами  , отрываем  ноги от пола

7

Бег на прямых ногах

20 м

И.и. –стоя , с прямыми ногами перед собой , толчок стопой, ноги прямые , руки работают как при беге

8

«Альпенист»

30 сек

И.п. – планка на руках, ладони под плечами. Подтянуть правое колено к груди, при этом напрягать мышцы пресса сильнее. Легкой подпрыжкой подтянуть левое колено к груди, имитируя бег в положении планки.

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовыхспособностей№4

1

Из упора присев кувырок вперед, пробежать

30м

Из упора присев с опорой руками впереди стоп на 30-40 см, выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову , сделать перекат и пробежать.

2

Поднимание прямых ног

40 сек

И.п. – лежа на спине , поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль тела. Поднимаем одновременно обе ноги до угла 40 градусов

3

Бег змейкой

20х2 раза

????

4

Перепрыгивание через скамью

2 раза

И.п.- о.с. скамейка справа ,1 –прыжок на месте, 2- прыжок вправо через скамью, 3 прыжок влево

5

Поднимание туловища (отрыв 10 см)

40 сек

И.п. – лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях , поднимание туловища касаясь локтями бедр (колений)с возвратом в и.п.

6

Бег «велосипед»

30*2

И.п. – стоя ,голень касается ягодицы , выносится вперед, чуть дальше уровня колен, затем ставится на переднюю часть стопы

7

Подъем рук и ног

20  сек

И.п. -  упор лежа, опираясь на ладони и колени .Поднять левую руку и правую ногу, стараясь не сгибать их. Максимально задержать на пару секунд высоту.

8

Выпады

20*2

Ноги расставлены , так чтобы  стопа, колено, бедро, плечи образовали прямую линию . На вдохе сделать шаг вперед и перенести вес на переднюю ногу. На выдохе оттолкнуться пяткой от пола и, задействуямыщцы ягодиц и задней поверхности бедра, вернуться в и.п.



Предварительный просмотр:

                                                           План

 организации физкультурно-оздоровительной  и спортивно-массовой работы в школе в 2018-2019 учебном году

Мероприятия

Дата проведения

Ответственные за выполнение

1

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

а)

обсудить на педсовете (или совещании при директоре) порядок проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах;

До 1 сентября

Администрация, учителя физической культуры

б)

назначить инструкторов –общественников по проведению оздоровительных мероприятий в школе (оформить приказом) и провести для них инструктаж;

К 4 сентября

Администрация, учителя физической культуры

в)

провести беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения гимнастики до занятий, подвижных игр на переменах и физкультминуток;

До 10 сентября

Классные руководители

г)

провести семинар для учителей начальных классов по вопросам организации оздоровительных мероприятий в режиме дня, планирования и проведения внеклассной работы с младшими школьниками;

До 1 сентября

Учитель физической культуры и заместитель директора по ВР

д)

определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подвижных игр на переменах; подготовить мелкий спортивный инвентарь и назначить ответственных за его хранение и выдачу;

До 1 сентября

Учитель физической культуры

е)

проводить гимнастику до занятий, подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах;

Ежедневно

 с 3 сентября

Инструкторы -общественники

ж)

проводить физкультминутки на общеобразовательных уроках в 1-11 классах.

На 2-4-м  уроках в 1-4 классах;

На 4-6-м – в 5 -11 классах

Учителя и инструкторы - общественники

2

Занятия физическими упражнениями и игры в группах продлённого дня:

Ежедневно

Воспитатель

Физкультминутки во время выполнения домашних заданий; прогулки и экскурсии; физические упражнения и игры в часы отдыха (подвижные, спортивные, упражнения с мячами и т.д.);

Занятия в спортивных секциях и кружках.

Ежедневно

2- раза в неделю

Учителя физической культуры

3.

Спортивная работа в классах и секциях:

а)

назначить инструкторов-общественников для проведения утренней гимнастики, судейства соревнований, организации спортивных мероприятий, подготовки команд классов (оформить приказом по школе);

К 15 сентября

Администрация, учителя физической культуры

б)

составить расписание занятий секций и кружков, тренировок команд классов;

К 15 сентября

Учителя физической культуры

в)

возобновить работу по подготовке команд классов по видам спорта, включённым во внутришкольную спартакиаду;

С 15 сентября

Физорги классов, капитаны команд и инструкторы -общественники

г)

организовать кружки: гимнастики, подвижных игр  «Спортландия» для 1 класса (ФГОС), секцию по волейболу;

С 18 сентября

Учителя физической культуры

д)

направить сильнейших спортсменов на обучение в МОУ ДОД «ДЮСШ»;

осуществлять связь с тренерами ДЮСШ

Сентябрь

В течение учебного года

Учителя физической культуры

4

Организация работы по месту жительства учащихся:

а)

Инструктаж инструкторов – общественников;

Один раз в два месяца

Учителя физической культуры

б)

Помощь в оборудовании простейших спортивных площадок, заливке хоккейных полей;

Сентябрь-декабрь

Родители, администрация сельского поселения

в)

Помощь в проведении соревнований на призы:

«Золотая шайба», «Снежинка»

«Кожаный мяч»

Летней спартакиады села

Февраль

       Май

Июнь - август

Родители, администрация сельского поселения

5

Внеурочная работа в школе:

Физкультурный праздник, посвящённый началу учебного года;

26 сентября

Администрация и учитель физической культуры

Соревнования по лёгкой атлетике;;

13-17 сентября

8-15 мая

Классные руководители, учитель физической культуры

Спортивный праздник «Русская зима»;

Четвёртое воскресенье февраля

Классные руководители, учитель физической культуры

Физкультурный праздник, посвящённый окончанию учебного года и итогам спортивного смотра-конкурса;

30 мая

Классные руководители, учитель физической культуры, администрация

Спартакиада учащихся школы (приложение №4);

В течение года

учитель физической культуры

Дни здоровья ( приложение № 1);

В течение учебного года

Классные руководители, учитель физической культуры

Сдача физкультурного комплекса ГТО (приложение №2)

В течение учебного года

Классные руководители, учитель физической культуры

Туристический слёт и соревнования по ориентированию;

июнь

Классные руководители, учитель физической культуры, администрация

Спортивные мероприятия в дни летних каникул;

Согласно календарю

Классные руководители, учитель физической культуры

Соревнования внутри классов и спортивных секций;

Согласно календарю

Классные руководители, учитель физической культуры

Товарищеские встречи сборных команд школы;

Согласно календарю

Учитель физической культуры

Участие в районной спартакиаде и соревнованиях по видам спорта;

Согласно календарю

Администрация, учитель физической культуры

Оформление спортсменов – разрядников, юных судей и инструкторов по спорту (приказом по школе).

В течение года

Администрация, учитель физической культуры

6

Агитация и пропаганда

а)

Оформить уголок физической культуры, стенд «Лучшие спортсмены школы»; стенд с призами, вымпелами, грамотами, рекордами школы, с разрядными нормативами по лёгкой атлетике и лыжной подготовке, расписанием внеклассных занятий; фотомонтажи;

Сентябрь

Учитель физической культуры

б)

Выпускать стенную газету « Стартуем все!» и оформить стенд в мире спорта;,

Ежемесячно

Редколлегия

в)

Создать лекторскую группу из числа учащихся отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной и специально медицинской группе и организовать проведение бесед и лекций по классам на темы: «Утренняя гимнастика школьника», «Олимпийские игры», «Гигиена школьника»….

К 20 октября

Учитель физической культуры

г)

Выпускать информационный листок спортивных событий в школе;

В течение учебного года

Редколлегия

д)

Провести спортивные вечера, спортивный КВН;

Декабрь, май

Администрация, учитель физической культуры

е)

Организовать выступления физкультурников на утренниках и школьных вечерах.

В течение учебного года

Учитель физической культуры

7

Подготовка физкультурно-спортивного актива:

а)

Провести семинар с инструкторами –общественниками из числа учащихся 8-10 классов;

Сентябрь

Учитель физической культуры

б)

Провести семинар судей накануне соревнований на первенство школы по:

Лёгкой атлетике,

Баскетболу,

Волейболу,

Гимнастике,

Лыжным гонкам,

Подвижным играм;

Октябрь-май

Апрель

Март

Декабрь

Февраль

Январь

Учитель физической культуры

в)

Провести совещание актива по проведению физкультурных праздников, спортивных вечеров, игр на местности.

В течение учебного года

Учитель физической культуры

8

Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом:

Учитель физической культуры

а)

Лекции для родителей на темы:

«Личная гигиена школьника»,

«Распорядок дня и двигательный режим школьника»,»Воспитание правильной осанки у детей»;

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Медработник

Классные рук.

Медработник

б)

Консультации для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливания и укрепления их здоровья;

15 числа каждого месяца ( с 18.00 до 19.00)

Учитель физической культуры и медработник

в)

Приглашать родителей на спортивные праздники, «дни здоровья», открытие школьной спартакиады;

В течение года

Классные руководители

г)

помочь классным руководителям в планировании работы с учащимися с учётом плана физкультурно-спортивной работы школы;

Август-январь

Учитель физической культуры

д)

Помочь классным руководителям в проведении туристических походов;

Сентябрь-июнь

Учитель физической культуры

е)

Организовать для учителей секцию по волейболу;

Сентябрь

Учитель физической культуры

ж)

Провести среди учителей соревнования по волейболу;

Март - апрель

Учитель физической культуры