Педагог 21 века
статья

кудрявцева наталия викторовна

Люди всегда предъявляли к учителю повышенный спрос, хотели видеть свободным от всех недостатков. В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog_21_veka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Люди всегда предъявляли к учителю повышенный спрос, хотели видеть свободным от всех недостатков. В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: СЛАЙД «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их».

Еще в начале 17 XVII в. выдающийся основатель мировой педагогической мысли Я.А. Коменский рассуждал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учеников и личным примером воспитывать у них человечность.

СЛАЙД Учить детей нужно легко и радостно, писал он, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» [1].

Технологические достижения изменили многие сферы жизни. Иным в XXI веке стало общение, сотрудничество, обучение и преподавание. С новыми явлениями в языке появились понятия: цифровые аборигены – ровесники цифровой революции, цифровые иммигранты – представители старшего поколения, пользующиеся современными технологиями, поколение Z и учитель XXI века. Преподавание изменилось вслед за появлением цифровых технологий: изучать можно что угодно, как угодно, где угодно. Учителя больше не являются носителями уникальных знаний, но никто не отнимет у них мастерство педагогики, которое помогает адаптировать информацию для учащихся, общаться с ними, вдохновлять.

Каким же должен быть педагог XXI века?

СЛАЙД  Задача современного педагога – перевести ученика в режим саморазвития и добиться высоких образовательных результатов. Для этого необходимо решить проблему подготовки учителей новаторов, готовых реализовывать в современном образовательном пространстве инновационные образовательные технологии и методы, которые согласуются с миссией образования.

СЛАЙД Школа сегодня – это организация, выпускающая в жизнь людей, умеющих преодолевать самостоятельно образовательные трудности, искать причины и способы их устранения, грамотно выстраивать путь своего совершенствования и образования.

В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, активно используется зарубежный опыт. На преподавателя возлагаются все более серьезные задачи, так как учитель работает по стандартам нового поколения, в которых прописан тот образовательный минимум, те результаты обучения, которые должны освоить обучающихся.

Перед учителем встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

СЛАЙД Существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему нужно научиться?», «Как этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым обучающимся конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

Учитель будущего должен отойти от традиционных схем и методов, поскольку сегодня лидируют другие технологии на «рынке» образовательных потребностей.

Работа педагога в данном случае становится все творчески разносторонней, поскольку новые методики и подходы к подаче материала требуют от него особых усилий, в результате которых ученик не только усваивает материал, но усваиваются определенные компетентности.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы и средства обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.

СЛАЙД Активность ученику может быть обеспечена, если педагог целенаправленно и максимально использует на уроке задания, требующие от учащихся мыслительных активных действий: докажи, объясни, приведи пример, выработай альтернативную точку зрения и т.п. Кроме того, учитель может использовать приемы исправления «намеренно сделанных» ошибок, формулирования и разработки заданий для участников образовательной деятельности.

СЛАЙД Важной задачей педагога в данном случае - научить ученика быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Такая необходимость системы образования развивать в обучающихся навыки и умения самостоятельно овладевать знаниями в корне меняет принципы взаимодействия обучающегося и учителя, а также наталкивает учителя использовать иные формы воздействия на образовательный процесс в рамках учебного занятия.

СЛАЙД По существу происходит некий переход от средств обучения, называемых традиционными, к более усовершенствованным методам, которые побуждают ученика к активной и плодотворной работе. Здесь обучающийся может анализировать учебные ситуации, активно принимать участие в разработке и интеграции идей, а также выбирать методы и способы реализации учебно познавательных задач.

Что должен знать и уметь педагог, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес к предмету у современных учеников? Вот  5 характеристик учителя XXI века.

СЛАЙД Придерживается персонального подхода

Все учащиеся разные, у каждого есть свои интересы и потребности. Один с удовольствием ходит на уроки литературы, обожает читать книги, собирается стать филологом, другой может проводить часы за написанием кода, но за книгу его усадишь только под угрозой лишить компьютера. Первый ученик с удовольствием проведёт литературный анализ произведения, второй хочет знать содержание романов и поэм ровно для того, чтобы привести аргументы в выпускном сочинении. Когда ученик знает, что может выбрать задание в соответствии со своими интересами, мотивация и качество выполнения задач повышаются.

Вдохновляет на создание контента

56% россиян ежедневно выходят в интернет, из них более 80% – это дети 6-10-х классов, по данным исследования «Всероссийского центра изучения общественного мнения» 2017 года и опроса «Регионального общественного центра интернет-технологий» 2016 года. Большинство людей регулярно используют этот мощнейший инструмент для развлечения. Так, по данным опроса компании ESET, 48% школьников в интернете играют в онлайн-игры, слушают музыку, смотрят видеоролики, фильмы. 27% учеников готовят школьные задания и занимаются самообразованием. У нынешних учащихся есть устройства, благодаря которым они имеют возможность создавать блоги, инфографику, видеоролики, но этими возможностями пользуются лишь 16% школьников.

Цифровые инструменты можно использовать в образовательных целях. Современный педагог предложит учащимся задание, для которого нужно использовать навыки творческой работы с современными технологиями. Пусть в качестве домашнего задания ученики создадут цифровую историю для блога, запишут видеоролик, сделают интерактивную инфографику. Результатом такой работы они смогут гордиться, делиться с друзьями, собирать в портфолио.

Не боится новых технологий

Не используют новые технологии на занятиях 20% преподавателей до 29 лет, 10% – в возрасте 40-59 лет. Такая неожиданная статистика приведена в статье «Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России». Предложить студентам новые инструменты для решения задач может преподаватель, который имеет знания и практический опыт в использовании информационных технологий на уровне уверенного пользователя. Умение пользоваться облачными технологиями, обучающими приложениями, интерактивной доской, создавать мультимедийные презентации, онлайн-уроки лишь небольшая часть технологических умений, которые помогут сделать уроки удобными, увлекательными и полезными для будущего учеников.

Не против гаджетов на уроке

Задача современного учителя показать, что технологии – это не игрушки, а инструмент для получения знаний. Ученик может не узнать, как использовать гаджеты с умом, если не увидит это на примере. Учитель XXI века не должен запрещать пользоваться смартфонами и планшетами на уроке. Его миссия – воодушевить учащегося на самостоятельный поиск ответов на вопросы с помощью устройств, научить проверять источники. Тем более учитель не ходячая энциклопедия, он имеет право сказать: «Я не знаю ответ на этот вопрос. Используй Google и поделись тем, что узнал с остальными».

Экономит бумагу

Ученики выбрасывают или в лучшем случае запихивают подальше домашние задания в тетрадях и раздаточные материалы на листах бумаги. В XXI веке созданы все условия для организация обучения в онлайн-формате. Совместное использование ссылок, работа над общими документами, обсуждение учебных вопросов в чатах, работа с инструментами планирования и выполнения задач стимулируют студентов использовать интернет для организации учебной деятельности.

Учитель XXI века прежде всего сам прилежный ученик, следящий за новыми тенденциями в образовании, которые обогатят его педагогический опыт. Только тот, кто успешно учится сам, сможет научить другого. Что ещё должен знать современный педагог? Делитесь мнением в комментариях.

Закончить же я хочу разговором о будущем нашей профессии, которое видится сегодня довольно туманным. Связано это со старением преподавательского корпуса, с цифровизацией всех областей жизни и с губительно недостаточным вниманием государства к проблемам среднего и среднего специального образования. Многим специалистам очевидна пока еще неудовлетворительная материальная поддержка колледжей, все знают об устаревшей наглядно-демонстрационной базе и десятилетиями капитально не ремонтированных зданиях с текущими крышами.

Государственная машина чересчур рациональна и, похоже, настроена так, чтобы жизнь во «второстепенных» сферах теплилась и «винтики» крутились, но не более того. Ответственные за образование товарищи, наверно, бывали в соседней Финляндии и имели возможность убедиться, что отношение к учителям и детям может быть совершенно иным. Там (и не только там) преподаватели считаются  элитой общества, профессия по престижности и доходности стоит на  втором месте после врачей, а детей они берегут и лелеют потому, что в них государство видит свое главное достояние. Хочется, чтобы и у нас что-то начало меняться в этом направлении.

Что касается цифровизации, то внедрение электронных учебников и создание компьютерных классов — это только первые ласточки (а скорее, буревестники) грядущей революции в системе образования. Когда государство найдет возможность выделять достаточно денег на образование — все достижения современной айтишной мысли начнут находить свое воплощение и в стенах наших колледжей. Грядет великий апгрейт системы образования, в которой преподавателю будет отведена совершенно другая роль, нежели сейчас. Учитель из предметника превратиться в куратора индивидуальных способностей ученика, широкое распространение получат образовательные онлайн –платформы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ педагога XXI века.

В статье рассмотрены основные качества, которыми должен обладать педагог XXI века....

Раскрытие социальной значимости деятельности учителя в трудах отечественных педагогов ХIX -начала XX веков.

Все выдающиеся педагогические школы и направления ХIX -начала XX века включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение....

Я – ПЕДАГОГ XXI ВЕКА

Жизнь – это счастье, сотвори его сам.Жизнь – это красота, удивляйся ей.Жизнь – это мечта, осуществи ее....

Праздничная программа "Педагог 21 века"

Праздничная программа "Педагог 21 века"Цели: воспитание у детей уважительного отношения к педагогу, его труду.Задачи: формирование доброжелательных отношений между воспитанниками и педагогами, р...

педагог практик второй половины XIX века С.А. Рачинский

Жизнь и педагогическая деятельность С.А. Рачинского...

Создание безопасной развивающей среды при изучении английского языка как одна из целевых областей развития компетентного педагога XXI века.

В данной статье дается  определение  понятия безопасной развивающей среды (далее - РС),  выделяются её компоненты и  принципы обеспечения РС,  определяются индикаторы качества...

Полимедийные технологии – инструмент педагога XXI века

Полимедийные технологии – инструмент педагога XXI  века»(из опыта очного участия в конференции,2014 год) 8 – 9 июля в Radisson Resort Zavidovo в Тверской области прошлаШестая междунаро...