Инклюзивная культура в подростковой среде образовательной организации: сравнительный анализ результатов социологического опроса
статья

Захарова Галина Юрьевна

Многие образовательные организации имеют свой уникальный опыт становления инклюзии в зависимости от кадрового состава, материально-технической базы, категорий детей с ОВЗ.

В статье проводится анализ результатов социологического опроса педагогов и учащихся 5-9-х классов в рамках работы РИП (региональной инновационной площадки) «Выстраивание системы инклюзивного образования в условиях городского округа ЗАТО Первомайский», цель которой: через соорганизацию ресурсов муниципальной системы образования городского округа ЗАТО Первомайский создать условия для качественного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_g.yu_._vystuplenie_na_konferentsii.docx54.54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области

Захаровой Галины Юрьевны

на педагогической конференции

сайта «Солнечный свет»

в секции «Перспективы инклюзивного образования

в условиях современной школы»

с темой:

«Инклюзивная культура в подростковой и педагогической среде образовательной организации: сравнительный анализ результатов социологического опроса»

«Ребёнок - причина инклюзии»,- говорит Гэри Банч (почетный профессор и старший научный сотрудник педагогического факультета и факультета здравоохранения Йоркского университета (г. Торонто, Канада)). По статистике, в 2018 году в России более 2 млн. детей имеют нарушения здоровья и нуждаются в создании особых образовательных условий (по материалам вебинаров, ссылки указаны в списке Электронных ресурсов). И это число имеет тенденцию к увеличению. Поэтому актуальность темы инклюзивного образования с каждым годом также только возрастает.  

Особенность становления инклюзии в России состоит в быстром темпе, задаваемом нормативно-правовой документацией, и медленном изменении менталитета участников образования, в связи с чем, два процесса: подготовка среды (материальная, кадровая, методическая, психологическая и пр.) и сам процесс инклюзии – осуществляются параллельно, а не постепенно, в порядке очереди. В образовательной среде рождается масса вопросов, ответы на которые можно найти, только «начав делать инклюзию» (Гэри Банч), не дожидаясь, когда кто-то «сверху» даст конкретные указания, предписания, единственно возможный образец и т.д.

Многие образовательные организации имеют свой уникальный опыт становления инклюзии в зависимости от кадрового состава, материально-технической базы, категорий детей с ОВЗ.

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области начала работу с детьми  с ЗПР (задержкой психического развития) с 2010 года в классах компенсирующего обучения для детей с особыми образовательными потребностями. 5 марта 2018 года на базе нашей школы стартовала РИП (региональная инновационная площадка) «Выстраивание системы инклюзивного образования в условиях городского округа ЗАТО Первомайский», цель которой: через соорганизацию ресурсов муниципальной системы образования городского округа ЗАТО Первомайский создать условия для качественного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

За всё время работы с детьми с особыми образовательными потребностями школа приобрела большой опыт в разработке нормативно-правовой документации, регулирующей реализацию инклюзивного образования в ОО (образовательной организации), создании специальных условий для обучения детей с ОВЗ (кадровых, материально-технических, методических и др.), проведении подготовки педагогических кадров. Особое внимание уделяется формированию инклюзивной культуры в образовательной организации.

В психолого-педагогической литературе можно найти множество определений «инклюзивной культуры». Далее мы будем опираться на определение, приведённое Старовойт Н.В., как результат обобщения работ зарубежных и отечественных экспертов инклюзивного образования: инклюзивная культура – это «часть общей школьной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии в целом».

В рамках работы по формированию инклюзивной культуры образовательной организации в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский во II-III четвертях 2018-2019 уч.г. проводился анонимный социологический опрос среди педагогов (25 человек) и учащихся 5-х - 9-х классов школы (176 человек: 42 из 5-х классов, 36 из 6-х, 30 из 7-х, 31 из 8-х, 39 из 9-х).

Респондентам были заданы 6 вопросов, касающихся инклюзивного образования в школе. (Примечание: вопросы взяты из  официально опубликованного Опросника «Инклюзивное образование – за и против», подготовленного Детским Советом при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге).

Проанализируем полученные результаты.

1 ВОПРОС: Сталкивались ли Вы в своей повседневной жизни с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?

Большинство, как педагогов (96% опрошенных), так и учащихся школы (81%), имели опыт общения с детьми ОВЗ в повседневной жизни.

В 2011 году количество обучающихся в школе, получивших рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) обучаться по программам для учащихся с ЗПР (задержкой психического развития), составляло 74 человека. В настоящее время их насчитывается 33. Из них 15 учащихся с ЗПР обучаются по адаптированным программам в начальной школе, 18 обучающихся с ОВЗ – в среднем звене школы, из них 17 с ЗПР, 1 с УО (умственной отсталостью).

Официально во всех классах с 6-го по 9-ый обучаются дети с ОВЗ, при этом, часть учащихся (15% из них) даже не подозревает об их существовании, утверждая, что никогда не сталкивались в повседневной жизни с детьми с ОВЗ. Это может говорить о том, что нам – педагогам - успешно удаётся сохранять конфиденциальность информации о наличии детей с ОВЗ в классе, не отделять этих детей от других, качественно и эффективно проводится работа по формированию толерантности среди учащихся.

2 ВОПРОС: Где, с Вашей точки зрения, должны обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья?

Большинство ответов как педагогов (48%), так и учащихся (58%) на этот вопрос сосредоточены в пункте: «В специальной школе».

За обучение детей с ОВЗ «в общеобразовательной школе» отдали свои голоса 36% педагогов, 15% учащихся, участвовавших в социологическом опросе.

8% педагогов и 23% учащихся проголосовали за обучение детей с ОВЗ «на дому».

20% педагогов и 20,5% подростков, принявших участие в опросе, видят эффективным обучение детей с ОВЗ «в специальном классе массовой школы». Такая форма обучения привычна для участников образовательного процесса нашей школы, поскольку опыт обучения детей с ЗПР в специальных (коррекционных) классах VII вида имеется с 2012 года.

Поддерживают «дистанционное обучение» детей с ОВЗ 13% опрошенных школьников и ни один из педагогов.

Затруднились сделать выбор 24% педагогов и 10% учащихся.

Радует то, что ответы педагогов более прогрессивны, что может свидетельствовать о положительном результате проводимых для них различных семинаров-практикумов, педагогических конференций, посещении ими конференций, лекций, курсов повышения квалификации и пр. в вопросе инклюзивного образования. Также началась работа по формированию инклюзивной культуры в среде учащихся на классных часах, общешкольных линейках, во внеурочной деятельности.

Что настораживает в этих ответах: несмотря на то, что об инклюзивном образовании говорится довольно давно - с 2013 г. в Законе об образовании РФ, ещё раньше о правах инвалидов приняты различные документы (Конвенция о правах ребёнка, Конвенция о правах инвалидов), сердцем нам пока сложно полностью принять идею инклюзии. Возможно, потому что, в сознании педагогов, особенно с большим стажем педагогической деятельности, классно-урочная система в массовой общеобразовательной школе, модель сегрегации людей с особыми потребностями и возможностями воспринимаются как единственно правильные и эффективные, поскольку долгое время удовлетворяли потребности советского образования как одного из качественных образований в мире.

В обществе, как среди взрослых (педагогов и родителей), так и среди детей, которые копируют взрослых в поведении, образе мыслей, существует множество стереотипов, тормозящих развитие инклюзии в России. Хотя многие стереотипы, как показывают научные исследования, ничем не подкреплены. Так, например, в материалах вебинара «Инклюзия в Швеции: принципы и практики» (ведущая Нина Кланг, старший преподаватель специальной педагогики Университета г.Уппсалы, Швеция) приведены результаты научных исследований, проводившихся в Великобритании, Голландии, Швейцарии, Ирландии, Швеции, некоторые из них проводились на протяжении 29 лет,  в условиях инклюзивного образования:

  • «успеваемость учеников, нуждающихся в специальной поддержке, которые обучаются в обычных общеобразовательных школах, такая же или выше, чем у тех, кто учится в сегрегированных условиях (Lindsay, 2007; Rujs&Peetsma, 2009)»
  • «успеваемость учащихся с нарушением интеллекта, которые обучаются в обычных общеобразовательных школах, такая же или выше, (Desemontet, Bless&Morin, 2012; Hardiman, Guerin&Fitzimons, 2009; Turner,  Albortz&Gayle, 2008)»
  • «образование в специальных классах не помогает ученикам достигнуть целей в школе (Giota, Lundborg&Emanuelsson, 2009; сравнение между странами (Powell, 2009))»
  •  «когда мы знакомимся с людьми, которые похожи на нас (например, в группах на основе способностей), количество контактов из разных групп снижается, а стереотипы - увеличиваются» (работы Berndt&Ladd, 1989).

Следовательно, полученные нами результаты социологического опроса педагогов и подростков МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский могут свидетельствовать о недостаточной степени информированности о мировом опыте инклюзивного образования. Поэтому, важно включать в работу с детьми и взрослыми изучение положительных практик инклюзивного образования, продолжить знакомить их с более конкретными случаями, историями посредством просмотра документальных, художественных фильмов об обучении, воспитании, в целом о жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важно разнообразить формы подачи информации, например, организовать проведение круглых столов, квестов, практических мини-заданий перед проведением классных часов, педсоветов и пр.; мини-тестов, опросов, которые будут направлены не только и не столько на выявление уровня информированности участников образования, но в большей степени на получение новой информации из текстов вопросов и пр. Соответственно, будет востребована работа службы психолого-педагогического сопровождения в разработке сценариев, конспектов проводимых мероприятий как для детей в соответствии с ведущими видами деятельности, так и для взрослых.

3 ВОПРОС: Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья вызвали бы у Вас наибольшие трудности в работе/в совместном обучении в одном классе?

Для педагогов наибольшие затруднения в работе могут вызвать следующие категории детей: с УО (40% опрошенных) и с РАС/расстройством аутистического спектра (52%). Это объясняется тем, что дети с УО обучаются по нецензовым программам и получают документ об окончании школы совершенно иной – свидетельство, в отличие от всех других категорий детей с ОВЗ, а дети с РАС (расстройством аутистического спектра) – относительно новая категория детей с ОВЗ. Большинство педагогов школы не имеют достаточных знаний и практических умений в работе с такими детьми не потому, что не хотят, а потому что до недавнего времени изучение этих нозологий было прерогативой дефектологов, а не рядовых педагогов общеобразовательных школ.

28% учащихся считают РАС одним из серьёзных препятствий при совместном обучении, 27% считают умственную отсталость наибольшей трудностью.

Мнение педагогов (36%) и учащихся (35%) совпало по категории учащихся с нарушением слуха, что с ними могут возникнуть трудности в обучении и общении. Не потому ли, что до недавнего времени в традиционной системе преподавания рассказ учителя был основным способом передачи информации, а для подростков важной частью их жизни является общение. Примечание: перед проведением опроса с учащимися был проведён классный час с показом видеороликов, фотографий, рассказом об отдельных категориях детей с ОВЗ, кратким описанием их особенностей развития, поэтому они имели примерное представление о теме обсуждаемого вопроса.  

Нарушение речи представляет трудности в работе для 20% опрошенных педагогов и 30% учащихся.

32% педагогов предполагают наличие наибольших затруднений в работе с детьми с нарушениями зрения. Среди учащихся только 10% прогнозируют возможные трудности в совместном обучении с данной категорией детей с ОВЗ.

20% педагогов и 27% учащихся отметили среди наиболее трудных в работе/в обучении соответственно детей с синдромом Дауна.

16% педагогов видят наибольшие трудности в работе с детьми с проблемами в развитии ОДА (опорно-двигательного аппарата). В ответах обучающихся на данную нозологию приходится 10%.

Порадовали ответы учащихся 5 «А» класса – 6 из 18 опрошенных школьников отметили, что для общения и совместного обучения с ними в одном классе никакие виды нарушений не могут быть препятствием. Среди всех подростков 10% не видят препятствий для совместного обучения.

Удивило значительное количество педагогов (32%), для которых наибольшую трудность в работе представляют дети с ЗПР. Хотя, как утверждают эксперты, это самая лёгкая в работе категория детей с ОВЗ, требующая приложения наименьших усилий в адаптации образовательной программы. К тому же в нашей школе среди детей с ОВЗ преобладают именно дети с ЗПР, опыт у школы большой в работе с ними, прогнозы для коррекции благополучные. При правильной комплексной психолого-медико-педагогической поддержке детей с ЗПР к 10-11 годам диагноз полностью снимается, а все, кто старше 10-11 лет, как правило, педагогически запущенные с сохранным интеллектом. Возможно, это связано с тем, что многие педагоги на практике столкнулись с необходимостью оформления соответствующей документации (адаптированной рабочей программы по предметам, «Дневника психолого-педагогического сопровождения» в начальной школе и Индивидуального образовательного маршрута в среднем звене пр.), что увеличивает затраты в работе педагога при неизменности уровня заработной платы; необходимостью работы с родителями ребёнка с ОВЗ, которые не всегда разделяют точку зрения специалистов школы по поводу особенностей развития ребёнка с ЗПР. Из практики: чем меньше физических недостатков в развитии ребёнка обнаруживается, тем в большей степени родители оттягивают принятие решения о посещении ПМПК и дальнейшем психолого-педагогическом сопровождении ребёнка. Для 25% учащихся, участвовавших в соцопросе, описанная категория также представляет сложности в совместном обучении.

  1. ВОПРОС: Как Вы отнесетесь к тому, что в классе, в котором Вы преподаете/ учитесь, будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?

18% учащихся и 48% педагогов затруднилась ответить на этот вопрос. Но радует, что среди педагогов нет безразличных к этому вопросу и уже, как минимум, 40% из них морально принимают идею инклюзии и психологически готовы к реализации её на практике.

Положительно идею инклюзивного образования принимают 47% опрошенных школьников, что говорит о большей психологической готовности детского сообщества принять совместное обучение детей с ОВЗ с нормотипичными детьми в общеобразовательной школе.

Настораживают ответы 12% педагогов, всё ещё не желающих принимать личное участие в продвижении инклюзивного образования, отметивших «отрицательное» отношение к необходимости своего личного участия в образовании и воспитании детей с ОВЗ в своём классе. Даже среди ответов учащихся не выявлено такого отрицания, как среди педагогов. Из восьми классов среднего звена школы только в четырёх встретилось по 1 отрицательному ответу (2%).

Настораживают ответы «Мне безразлично» среди опрошенных учащихся, 37% из них проявили равнодушие к вопросу обучения детей с ОВЗ. Вот над чем нам всем стоит задуматься и поработать и даже не с целью продвижения инклюзивного образования, а с целью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. К сожалению, в современном мире стяжательства, культа потребительства, комфорта и развлечений, школа, возможно, является одним из последних островков культуры, человечности (помимо религиозных организаций).

5 ВОПРОС: Что плохого, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?

60% педагогов не видят ничего плохого в том, что ребёнок с ОВЗ будет учиться инклюзивно в условиях массовой общеобразовательной школы, 61% учащихся разделяют с педагогами эту точку зрения.

16% педагогов и 12,5 % учащихся выразили опасение, ребёнок с ОВЗ в условиях инклюзии «будет тормозить обучение всего класса».

16% учащихся прогнозируют отсутствие друзей у ребёнка с ОВЗ в инклюзивном классе; 25% думают, что над особым ребёнком «будут смеяться»; 6% считают, что «класс будет не дружным». Таких опасений среди педагогов не встретилось вообще, что не может не радовать. Ведь каждый педагог-профессионал понимает, что при установлении дружеских контактов важны не особенности здоровья человека, а его личностные характеристики: черты характера, интересы, способности, соблюдение норм общения, принятых в обществе, и др. 1 педагог всё же высказал опасение, что инклюзивный класс могут не захотеть прийти другие ученики. Это же опасение высказали 9% опрошенных подростков.

Отсутствие реального опыта общения, обучения детей с ОВЗ (помимо детей с ЗПР) с более тяжёлыми нарушениями здоровья в условиях инклюзии не даёт нам полноценного представления, что инклюзия возможна в реалиях массовой школы. Положительный эффект инклюзивного образования на всех участников образовательного процесса доказан зарубежными коллегами, занимающимися вопросами инклюзии более длительный срок в сравнении с Россией, а также начинают появляться результаты мониторингов введения инклюзии в отечественной педагогической практике.

По материалам вебинара «Инклюзия в Швеции: принципы и практики»: в ходе научных исследований Kalambouka, 2007; Gruner, 2007; Demeris, 2007; Szumski, 2017, было выявлено, что «результаты учеников, которые не нуждаются в специальной поддержке, лучше в инклюзивных классах, или на их результаты инклюзия не влияет». Соответственно, довольно распространённый в обществе миф, что «в условиях инклюзивного образования будут страдать нормотипичные дети», не подтверждается научными исследованиями, наоборот, говорит, в пользу инклюзивного образования.

Удивительно было видеть ответ 16% педагогов, высказывающих опасение, что ребёнок с ОВЗ «может не справиться с программой». Давайте проанализируем: если речь идёт о ребёнке с ОВЗ, значит по определению, этот ребёнок уже прошёл ПМПК, имеет заключение ПМПК и рекомендации по адаптации программы. Программа для того и адаптируется образовательной организацией, чтобы ребёнок с ОВЗ успешно её осваивал. Причины, по которым ребёнок может не усваивать адаптированную программу:

1) на ПМПК ему ошибочно подобрали программу или её вариант (например, ребёнок не дообследован медицинскими специалистами, заключение ПМПК выставляется на основе существующего диагноза. Либо из двух вариантов программ, например, 7.1 или 7.2, рекомендовали обучение по более сложному варианту - 7.1.). Соответственно, ребёнка нужно повторно направить на дообследование к медицинским специалистам и на ПМПК, чтобы адаптировать образовательную программу по другому варианту либо подобрать другую программу (например, вместо варианта 7.2 на основании заключения медицинского логопеда рекомендована программа 5.1);

2) либо педагоги школы недостаточно адаптировали эту программу, недостаточно создали условия для адаптации программы (не учли особенности ребёнка, не провели весь положенный объём коррекционно-развивающих занятий, не контролировали посещение ребёнком занятий со специалистами, не адаптировали формы как подачи учебного материала, так и формы промежуточной аттестации и т.д.).

Но если выше упомянутые причины отсутствовали, и все меры по адаптации программы были предприняты, то наши страхи в отношении того, что ребёнок не справится с программой, не обоснованы, ничем не подкреплены.

24% подростков, участвовавших в опросе, также выразили опасения, что ребёнок с ОВЗ «может не справиться с программой». Дети не знакомы с тонкостями инклюзивного образования, как мы педагоги, поэтому их умозаключения скорее основываются на том, что даже здоровым школьникам бывает трудно усваивать школьную программу, не говоря уже о детях, имеющих ограничения по здоровью.

6 ВОПРОС: Что  хорошего, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?

Многие эксперты инклюзивного образования, транслирующие зарубежный опыт перед российской аудиторией (Р.Зиглер, Г.Банч, Н.Кланг, Г.Песонен, Б.Ёхансон, Т.Невиль и др.), отмечают положительные последствия инклюзивного образования, подтверждённые различными мониторингами. К ним можно отнести развитие морально-психологических качеств всех учащихся, в том числе и нормотипичных. В школе воссоздастся модель реального мира, в котором есть люди с ОВЗ. Действительно, о том, что инклюзивное образование содержит в себе большой потенциал к развитию духовно-нравственной стороны человека, свидетельствует большинство выборов опрошенных учащихся и педагогов нашей школы, причём их ответы довольно схожи в процентном соотношении, что может свидетельствовать о схожести принятых в обществе социальных установок.

40% педагогов нашей школы и 37% подростков, участвовавших в соцопросе, согласны с тем, что «его одноклассники станут добрее»; «его одноклассники станут помогать слабым» (52% ответов педагогов и 48% учащихся); «одноклассники научаться общаться с людьми не такими как все» (68% ответов педагогов и 64% учащихся). С утверждением, что «одноклассники научатся сочувствовать людям, нуждающимся в помощи», согласны 68% педагогов и 58% обучающихся. Возможно, именно в этом и есть главная миссия инклюзии – в воспитании неравнодушных, милосердных людей.

К положительным последствиям инклюзивного образования для детей с ОВЗ относят то, что ученик с особыми образовательными потребностями «будет учиться рядом с домом», с этим утверждением согласны 48% педагогов и 26% подростков. «Он сможет не отрываться от своей семьи, детей своего дома, двора» - так считают 72% педагогов и 23% учащихся. Более низкий % в ответах детей может свидетельствовать о том, что дети, всю жизнь проживающие с родителями, не до конца могут понять негативные последствия для развития ребёнка в отрыве от семьи, жизнь в интернатах. «Он будет учиться со здоровыми детьми» - 20% ответов педагогов, 27% учащихся.

К сожалению, 4% учащихся и 8% педагогов категорично заявили, что «не видят в этом ничего хорошего». Возможно, эти ответы принадлежат учащимся, которые отсутствовали на многочисленных классных часах с просмотром художественных и документальных фильмов, прослушиванием песен, на общешкольных линейках, посвящённых вопросам инклюзивного образования. А также педагогам, которые не работают в РИП (региональной инновационной площадке), организованной на базе школы. Возможно, они не посещали все педагогические советы, посвящённые инклюзивному образованию, не читали существующую на сегодняшний день нормативно-правовую документацию в оригинале целиком, не просматривали видео ролики просветительского характера с обучающими лекциями ведущих специалистов инклюзивного образования как отечественных, так и зарубежных (С.В. Алёхиной, Р.Зиглера, Г.Банча и др.), не смотрели художественные фильмы о лицах с ОВЗ, рекомендованные кураторами инклюзии в школе. Возможно, эти педагоги находятся в состоянии «эмоционального выгорания», поэтому их мало что радует вообще в школьной практике. Но даже наличие в школе всего 2 педагогов и 7 учащихся среди опрошенных с такой позицией требует продолжения и усиления активности в распространении среди всего школьного сообщества идей инклюзивного образования, оказания необходимой им поддержки.

Важно сформировать в обществе понимание инклюзии как права детей с ОВЗ на доступное образование, сформировать отношение к разнообразию особенностей детей, разнообразию форм подачи педагогом учебного материала, разнообразию форм оценивания учащихся в условиях инклюзии как к ресурсу развития, а не к источнику страхов перед неизведанным, неудобств по причине необходимости выхода из «зоны комфорта». Тогда постепенно к нам придёт осознание и понимание того, что инклюзия создаёт для нас огромный потенциал личностного и профессионального роста, является источником творчества, учит нас быть более гибкими, способными к быстрой и эффективной адаптации к существующей реальности. Тогда и не будет необходимости в вере в предрассудки, которые, к сожалению, ещё имеют место как в семье, так и в школе.

Таким образом, можно наметить ближайшие перспективы в направлении формирования инклюзивной культуры в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области:

  1. повышать информированность всех участников образования в вопросах инклюзивного образования на доступном для их понимания уровне в формах, учитывающих возрастные особенности детей, роль взрослых в образовательном процессе;
  2. повышать ценность инклюзии в обществе;
  3. педагогам и родителям совершенствовать формы воспитания духовно-нравственных качеств личности учащихся;
  4. повышать активность педагогов в изучении существующего опыта зарубежной и отечественной инклюзивной практики;
  5. расширять опыт совместной деятельности детей с ОВЗ с нормотипичными детьми и взрослыми;
  6. оказывать психолого-педагогическую, методическую поддержку педагогам в процессе внедрения инклюзивной практики в образовательной организации.  

Электронные ресурсы:

  • Алёхина С.В. Видеолекция «20 шагов к инклюзивному образованию».  Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_EyN7RzJ3Qw 
  • Вебинар на тему: «Инклюзия в Швеции: принципы и практика». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3ZFF0iy0Nts 
  • Вебинар на тему: «Финская модель образования. Практики инклюзии». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=GP9Rg0N1LMU 
  • Вебинар: «Внедрение инклюзии для всех. Как это работает в Швеции». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=d-ps1p4I484 
  • Гэри Банч. Видеолекция "Социальные преимущества инклюзии". Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=1PB3gk_WSOw 
  • Гэри Банч. Видеолекция "Стратегии, поддерживающие чувство справедливости среди здоровых учащихся и детей с ОВЗ". Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ioVtWDrtl20 
  • Гэри Банч. Видеолекция «Основные педагогические стратегии в модели инклюзивного образования». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ioVtWDrtl20 
  • Инклюзивное образование: мнение экспертов. Выпуск 1. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=HwkQQ46sJBg 
  • Инклюзивное образование: мнение экспертов. Выпуск 2. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=kHq3wJabHI4 
  • Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ». Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=388 
  • Лучшие практики инклюзивного образования. ММСО 2019. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=suSyiAuKumg 
  • Московский международный салон образования 2018. Реализация инклюзивного образования в школе. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=Bkz9VpM764E 
  • Опрос «Инклюзивное образование – за и против». Режим доступа: http://prerek.ru/safia/opros-inklyuzivnoe-obrazovanie--za-i-protiv/main.html 
  • Панельная дискуссия «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=GGHge8KO__ 
  • Ричард Зиглер. Международный опыт инклюзии. Часть 1. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xaIscUk-jWs 
  • Ричард Зиглер. Международный опыт инклюзии. Часть 2. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YpqvleUs2KA 
  • Сигал Н.Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт / Н.Г. Сигал // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Международной научной конференции. Россия, г. Москва, 26-28 июня 2014 г. [Электронный ресурс] / под ред. проф. В.И. Писаренко. – Киров: МЦНИП, 2014. – С. 73-79. URL: http://books.google.ru 
  • Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm.
  • Томас Невиль. Выступление «40 лет инклюзивной школе в США: извлечённые уроки и обещания будущего». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=wPFQuPqsX0I 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ результатов входного и итогового контроля по математике в 5 классе

В сентябре 2009 года и в мае 2010 года был проведен входной и итоговый контроль для учащихся 5 классов по линии министерства образования Иркутской области.Цель работы:Сравнить результаты обученности у...

Сравнительный анализ результатов социализации воспитанников класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Анализу подлежали показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: Учебно-образовательный аспект: его уровень. Интерактивный аспект: интерактивна...

Сравнительный анализ результатов обучения учащихся 5 А, Б классов по истории

Цель исследования выявление уровня и динамики развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся, обсуждение причин затруднений учеников с целью дальнейшей коррекции учебно-воспитательного процесс...

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В данной статье представлены результаты внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на территории Ленинградской области за 2017-2019 годы. П...

Результаты социологического опроса родителей

Результаты социологического опроса родителей...