Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО
статья

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности. Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskoy_odarennosti_v_obrazovatelnoy_sfere.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

по теме

«Развитие детской одаренности в образовательной сфере

в рамках ФГОС НОО»

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «СШ № 5»

Зекирьяева Зарема Асановна

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности. Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности. Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло своё отражение в ФГОС нового поколения, подводит нас к выявлению безусловных ценностей  личности ученика, реализации творческого, исследовательского компонента деятельности учителей.

Основная цель Стандартов второго поколения развитие личности и компетентностный подход. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на формирование универсальных действий - совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Организация образовательного в соответствии с новыми стандартами Одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом и определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

При этом именно личность, ее направленность, активность, система ценностей определяют и то, как будет реализовано индивидуальное дарование.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно. При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников с типами одарённости.

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом:

Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. всё время стремятся к новому, отличаются значительной умственной самостоятельностью. 

Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Они любознательны. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Этих детей легко обучать. 

Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент. 

Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя. 

Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое). 

Лидерская или социальная одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать. 

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития или проявления одарённости.

Работа по развитию детской одарённости должна вестись в системе и состоит из следующих компонентов:

-выявление одарённых детей;

-развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-создание условий для всестороннего развития одарённых детей, а так же составление индивидуального образовательного маршрута и портфолио ученика.

Анализ различных подходов к классификации видов одарённости, научных источников и опыта педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что у каждого ребёнка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать.

Один силен физически, другой хорошо рисует, третий – сочиняет стихи. Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы должны повышать его самооценку, уверенность в себе.

Главная задача педагога - способствовать развитию творческих способностей, так как высокий уровень их развития является предпосылкой проявления и дальнейшего развития одарённости обучающегося.

Учитель, его отношение к урочной и внеурочной деятельности, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это есть главный ресурс, без которого невозможно развитие самых разных способностей, а значит, и одарённости учащегося.

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.

Вывод: В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, а значит, и её одарённости. Поэтому так важно установить уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».

В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....

Выявление и развитие детской одаренности при изучении физики в условиях реализации ФГОС

в статье представлен опыт работы по выявлению, поддержке и развитию потенциально одаренных детей...

Выявление и развитие детской одаренности при изучении физики в условиях реализации ФГОС

Выявление и развитие детской одаренности при изучении физикив условиях реализации ФГОС (из опыта работы)...

«Создание условий для развития детской одаренности в образовательной организации»

Описание опыта системы поддержки одаренных детей в МОУ "СОШ № 26"....

Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательной среде

Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения....

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...