Формирование математической профессиональной ориентации у школьников в контексте ФГОС.
статья

Шевцова Светлана Кузьминична

 Я занимаюсь профориентацией постоянно, с момента прихода ребенка ко мне в пятый класс. Одним из путей повышения интереса к профессии математика, является хорошо организованная внеклассная работа по предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevtsova.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математической профессиональной ориентации

у школьников в контексте ФГОС.

Шевцова С.К. учитель математики.

МБОУ «СОШ села Каменка

Самойловский район

Саратовская область». 

«В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, или позволит решать за себя другим.»
Крис Уайднер

Согласно энциклопедическому словарю, профессиональное самоопределение, это «осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией».

Что отличает современного ученика? Любовь к  определённому предмету? К школе? К творчеству? Жизни?... Что изменилось в образовании с появлением ФГОС? Что же такое профессиональное самоопределение ученика в контексте ФГОС?

Современного ученика, учитель должен воспитывать  человеком, который знает: чего он хочет, кто он есть, что он может, и что от него хочет общество.  Президент сказал, что в России надо выстроить систему профориентации. Помогать в этом будут университеты, научные коллективы и успешные компании. Он предложил запустить проект ранней профориентации школьников „Билет в будущее“. Проект позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны.

В системе образования с внедрением ФГОС на первый план, отодвигая адаптивную функцию, вышла развивающая. Следовательно, цель работы каждого педагога - развитие познавательных, физических, нравственных способностей и личностных качеств учащихся путем использования их потенциальных возможностей в процессе деятельности на уроке, в том числе, и на уроке математики. Поменялась школа, изменилось общество, - школа стала пространством, открывающим возможности для развития личности ученика.

С внедрением новых образовательных стандартов, школа становится лестницей успеха для каждого ученика, школой взросления, предоставляющая обучающемуся все большую самостоятельность, свободу, и ответственность по мере перехода от одного возраста к другому. Индивидуальность, Развитие, Деятельность, Интересы, Потребности, Личность.Вот что стало основой современного образования.

Я учитель математики. Каждый год моим воспитанникам приходится выбирать свой путь в жизни. От этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Перед моими воспитанниками возникают многие вопросы: Что же такое профессия? Как её выбирать? Чем руководствоваться в выборе? У кого спросить совета?

Я считаю, не столь важно заложить в ребенке интерес и любовь к какой-то конкретной профессии, сколько необходимо развивать в нем определенные, присущие именно ему способности и таланты по математике. Помочь ему открыть свои способности в математике и научить применять их в жизни.

 Я занимаюсь профориентацией постоянно, с момента прихода ребенка ко мне в пятый класс. Одним из путей повышения интереса к профессии математика, является хорошо организованная внеклассная работа по предмету.

 Системная организация внеурочной деятельности по математике строится на принципах добровольности и дополнительности, служит для углубления и закрепления математических знаний, формирования культуры математического мышления, развития интереса к предмету, формирования и развития элементов математической  креативности. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика. Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, а также посвятить свою жизнь профессии, связанной с математикой. Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики. Проведение  «Недели математики» преследует несколько целей, а именно: повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор, развить у учащихся интерес к занятиям математикой, углубить представление учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни, показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности, воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников. В течение недели проводятся математические КВН, конкурсы, викторины, вечера. Я стараюсь учитывать разную математическую подготовку учащихся, так как основная задача предметной недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам. Результаты внеурочной деятельности учителя и учеников по предмету математика неразрывно связаны с увеличением количества и повышением качества творческих работ, поскольку присутствует неразрывная  взаимообогащающая  связь между урочной и внеурочной деятельностью ученика и учителя.

  Также  уделяю большое внимание развитию творческих, познавательных, интеллектуальных способностей учащихся. Первостепенную роль при этом играют творческие, исследовательские и проектные работы учащихся, которые они выполняют в ходе учебных занятий, во внеурочное время (факультативы, элективные курсы).Большую роль в развитии математических способностей играет математический кружок. Учащиеся нашей школы участвуют и занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах по математике различного уровня. Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус». Олимпиада УЧИ.РУ. Всероссийская интернет-олимпиада «Мультиматика». Олимпиада по математике «КОМПЭДУ». Дистанционный блиц турнир «Математика – царица наук» проекта «Новый урок». Олимпиада онлайн. Всероссийская викторина «Хитрая математика». Олимпиада онлайн. Всероссийская викторина «О, Великие математики!». Олимпиада онлайн. Всероссийская викторина «Делимость натуральных чисел». Конкурс «Олимпис». ВОШ

Предлагаю ученикам  попробовать себя непосредственно в профессии  учителя математики. Дети с удовольствием проводят несколько уроков математики, это дни самоуправления в школе.

Показываю фильмы, повествующие о профессиях, связанных с математикой. Даю задания взять интервью у родителей о пользе математики в их профессии. Провожу встречи с бывшими учениками, выбравшими профессию учителя математики. Интересны уроки финансовой грамотности.

Приглашаю в школу представителей колледжей, техникумов, знакомя ребят с их потенциальным будущим. Это помогает им осознать всю важность решения о профессиональном выборе, настраивает их на учёбу после школы.

В  жизни все дети проходят этапы обучения в разном ритме, с разной скоростью.  Это нормально. Необходимо создавать все условия психическими и физиологическими потребностями подростка. Профориентация в школе может сказаться на дальнейшей судьбе ребёнка. Развивая интерес к предмету математики, я помогаю детям сделать правильный выбор, предоставив для этого как можно больше уникальных возможностей. И  получаю гармонически развитую личность с высоким творческим потенциалом. Многие мои ученики связывают свою жизнь с профессиями, очень плотно пересекающимися с математикой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)

      В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...

Профессиональное самоопределение учителя математики в контексте ФГОС

Профессиональное самоопределение, согласно энциклопедическому словарю, это «осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. Аннотация: В данной статье раскрывается процесс формирования ключевы...

«Профессиональное самоопределение учителя в контексте ФГОС»

ФГОС выводит современного ученика и учителя на новый уровень взаимодействия, который позволяет ученику наряду с основной исследовательской формой познания нового, использовать многообразные инновацион...

Дополнительное образование по физико-математическим предметам в контексте ФГОС средней школы

Представленная научная статья выполнена на важную и актуальную тему. Анализируются способы построения системы непрерывного математического образования на основе конструирования основных и дополнительн...

Формирование опыта профессиональной деятельности школьников

Рассматриваются приемы формирования  опыта профессиональной деятельности учащихся 8-10 классов в области ИКТ на примере конкретной школы....

«Формирование и развитие исследовательской позиции школьника в контексте организуемой внеурочной деятельности»

laquo;ОЕНИ – основы естественно-научных исследований»интегрированный курс для 5 – 7 классов в рамках образовательной области «Естествознание»...