Дополнительное образование по физико-математическим предметам в контексте ФГОС средней школы
статья по математике

Величко Эльмира Шакировна

Представленная научная статья выполнена на важную и актуальную тему. Анализируются способы построения системы непрерывного математического образования на основе конструирования основных и дополнительных образовательных программ в области математических знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительное образование по физико-математическим предметам в контексте ФГОС средней школы

Для дополнительного образования, как и общеобразовательной деятельности, характерна направленность на достижение определенного результата. Процесс планирования, постановки целей и задач позволяет получить учреждению конечные результаты, а значит и развитие. В рамках концепции долгосрочного развития России до 2020 г. образование выступает в качестве одного из результатов инновационной деятельности. Одна из задач современной системы образования предполагает процесс раскрытия потенциала каждого участника педагогического процесса, активизацию их творческих способностей. Все это обуславливает специфичные особенности дополнительного образования, в ходе которого учащиеся не только должны теоретически узнавать учебную дисциплину, но и научиться действовать, чувствовать, применять в практической деятельности и т. д.

Сложно переоценить значение системы дополнительного образования для повышения математического развития учащихся. Это обусловливает тот факт, что  в настоящее время происходит ежедневное возрастание роли математики и физики, в связи с чем, математическое образование обладает особой значимостью для выпускников общеобразовательных учреждений.  Кроме освоения программного материала учащиеся нуждаются и в предоставление такой  возможности как дополнительное изучение математики в условия нескучной внеурочной обстановки.

Принципиальная основа организации и проведения внеурочной деятельности в рамках учебного предмета  «математика» была заложена  в 30-е гг. Б.Н. Делоне была предложена стройная продуманная система работы с учащимися школ, которая сохранила основные черты и сегодня. В качестве основного звена данной системы выступает математический кружок, позволяющие проводить систематическую деятельность на протяжении всего учебного года. Самыми активными в работе с учащимися явились математики П.С. Александров, А.Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник, В.А. Тартаровский.

Задачи концепции дополнительного физико-математического образования предполагают привлечение детей в исследовательский проект, творческое занятие, массовые мероприятия, в ходе которых они смогут обучиться логическому размышлению, изобретательству, пониманию и освоению нового, смогут стать более открытыми и научаться выражать собственные мысли, принимать решение и оказывать помощь друг другу, формулировать собственный интерес и осознавать возможности. Все вышеперечисленное свидетельствует о значении внеурочной деятельности, в условиях которой происходит создание новых возможностей для самореализации и творческого развития каждого.

Внеурочная работа по физике и математике, специфика ее содержания обладает широкими возможностями для привития любви к учебе и развивает разносторонние способности школьников, способна решать следующие задачи:

  • повысить качество образования учащихся;
  • расширить и углубить знания по учебному предмету «математика»;
  • развивать устойчивый интерес к предмету «математика»;
  • развивать у школьников способности самостоятельного мышления;
  • развивать творческие, коммуникативные способности учащихся;
  • развивать умение действовать самостоятельно на каждом этапе работы по планированию деятельности, целеполаганию, выполнению, оценке.

Внеурочная работа по математике и физике выступает в качестве некого продолжения учебного деятельности, составной части уроков. Такого рода деятельность обладает большими возможностями по решению воспитательных задач, которые стоят перед педагогом и образовательным учреждением в целом. Внеурочная деятельность со школьниками способна принести большую пользу и самим педагогам, поскольку для эффективной внеклассной работы, педагоги должны находится в постоянном расширении своих познаний по-ученому и регулярно отслеживать все новости в области математических наук.

В качестве результата освоения программы дополнительного образования выступают следующие знания и умения:

  • более глубокого знания по предмету;
  • умения извлекать учебную информацию посредством сопоставительного анализа объектов;
  • умение самостоятельного приобретения и применения знаний в различных условиях по решению несложных практических задач;
  • умение работы в группе;
  • умение, связанное с аргументацией и отстаиванием собственной точки зрения;
  •  умения выслушать другого;
  •  умение самостоятельной интерпретации результатов решения задач на основе учета ограничений, которые связаны с реальными свойствами анализируемых процессов и явлений;
  • формирование организационного навыка;
  • умение, связанное с поиском нужной информации;
  • потребности в помощи товарищей, а также готовность оказать её другому;
  • увеличение возможностей для творческой деятельности;
  • развитие личности, как учащегося, так и учителя.

Таким образом, в процессе активного внедрения дополнительного образования в структуру образовательного процесса, педагоги получают возможности планомерного повышения уровня математического образования учащихся, а также достижения высокого результата в рамках познавательной деятельности, направленной не только на приобретение социальных знаний, формирование положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, но и на приобретение самостоятельного развития общего кругозора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...

презентация по теме "Место предмета "Естествознание" в курсе средней школы. Мнения "за" и "против"

Сегодня пожалуй, трудно найти таких людей, которых не волновали бы проблемы среднего образования в школе....

Дополнительное образование, как одно из основных направлений внедрения ФГОС в образовательный процесс в военном учебном заведении

Внедрение ФГОС в особых условиях образовательного процесса в военном учебном заведении. Использование игровых технологий в образовательном и воспитательном процессах....

Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения

Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых ф...

Статья "Использование нестандартных форм обучения в средней и старшей школе в контексте ФГОС основного общего образования"

Ввиду глобального развития мирового политического процесса, экономической глобализации и стремительного развития средств массовой информации, многочисленные новые технологии завоевывают в XXI веке все...

Программа кружковой работы по литературе (дополнительное образование) "Чем пахнут ремёсла?" для 5-6 классов общеобразовательных школ

Программа  кружковой работы (дополнительного образования) "Чем пахнут ремёсла?" с привлечением  произведений русской и советской художественной литературы позволяет знакомить подро...