Формирование опыта профессиональной деятельности школьников
статья по информатике и икт

Рассматриваются приемы формирования  опыта профессиональной деятельности учащихся 8-10 классов в области ИКТ на примере конкретной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_professionalnye_navyki.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование  опыта профессиональной деятельности школьников»

Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в  профессиональной деятельности, в повседневной жизни. «Навыки будущего — это навыки, которые пригодятся нам завтра. В завтрашнем мире тоже нужно будет уметь считать. Но успех будет зависеть и от того, сможет ли человек получить навыки 21-го века», — говорит руководитель проекта «Атлас новых профессий» Д. Судаков. Для каждой специальности набор компетенций будет свой. Но уже сегодня выделяются так называемые надпрофессиональные навыки будущего  — такие, что  пригодятся в любой отрасли и позволят сделать любую работу эффективнее.

В новых условиях важнейшими  качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Человеку свойственно улучшать качество своей жизни, а для этого необходима  возможность получить достойную работу с перспективой карьерного роста, основой чего является полученное им образование. Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования  в относительно статичном мире, а возникает потребность в формировании навыков, обеспечивающих комфортность жизнедеятельности в динамичных, быстро развивающихся условиях жизни. Современное поколение готово к получению таких навыков, готово к использованию имеющихся, полученных вне образовательных организаций. Аналитики считают, что самым образованным поколением станет поколение альфа. Но уже сейчас в основную школу пришли дети, которые занимаются самообучением с помощью планшетов и телефонов, с раннего возраста посещают развивающие кружки, получают в разы больше информации в школе, чем предыдущие дети. Уже сейчас, тесно общаясь с выпускниками,  узнаю, что диплом о высшем образовании перестает быть главной целью, появились дети,  получающие профильное образование онлайн, самостоятельно выбирающие необходимые для своего развития курсы, отсекая ненужное.

Приемы формирования современных, востребованных обществом качеств личности можно проследить на примере физико-математического лицея.

В рамках программы развития педагогический  коллектив лицея работает над реализацией одной из подпрограмм -  «Растим будущих профессионалов», цель которой - повышение мотивации обучающихся к расширению своего образования с учетом изменяющихся запросов к кадрам современной экономики, развитие образовательной среды для подготовки будущих инженеров и молодых ученых. Одна из составляющих этой подпрограммы – ранняя профориентация учащихся лицея.

Профессиональная ориентация – это не просто помощь в выборе будущей профессии, это формирование у учащегося готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности для полной самореализации в профессиональной деятельности. Задача лицея - помочь ученику сформировать внутреннюю установку на личностный рост, разбудить любопытство, активный интерес к миру, развивать креативное мышление, его изобретательность, например, через  предоставление опыта создания собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью.

Основная цель лицейской программы профориентации  - от высокого качества обучения к осознанному выбору профессии через создание образовательной среды, создающей условия  для реализации интеллектуального и личностного потенциала учащихся, профессионального самоопределения и становления детей, развития новых форм включения одарённых детей в интеллектуально-познавательную деятельность путем предоставления им широкого спектра возможностей выбора собственного образовательного маршрута в сфере дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Образовательная  среда, позволяющая вести   изучение   науки, технологии,  инженерии на качественном уровне, состоит из таких компонент, как информатизация образования; организация и поддержка участия всех желающих в олимпиадном движении; обеспечение высокого качества лицейского образования; опытная проектно-конструкторская и проектно-исследовательская деятельность; допрофессиональная подготовка в рамках обязательной учебно-исследовательской практики школьников. Отдельно хочется отметить привлечение и подготовку детей к участию в инженерных олимпиадах, таких, как олимпиада НТИ, и применение  инновационных профориентационных практик – использование современных отечественных сетевых тренажеров НСТ фирмы НТЦ СОТСБИ в урочной и внеурочной деятельности учащихся и их проектных работах. Подобная практика позволяет организовать глубокое прогружение детей в мир выбора будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута.

Профессиональная ориентация в лицее направлена на предоставление детям информации о разнообразии мира профессий, что реализуется через организацию экскурсий на различные предприятия города, посещение городских образовательных мероприятий, таких как образовательная выставка «Горизонты образования», проведение встреч школьников с представителями реального сектора экономики и представителями ВУЗов в лицее, привлечение специалистов центров профориентации в рамках сетевого взаимодействия и школьных психологов к проведению занятий по выбору профессии, что дает детям  возможность получить консультацию психолога и пройти тесты на профориентацию.

Отдельно следует выделить активное использование информационных возможностей портала «Проектория» для проведения занятий в качестве интерактивной цифровой платформы для профориентации школьников, от участия в открытых уроках до участия в профессиональных конкурсах, от виртуального посещения «Примерочной профессий» до реального участия ребят во Всероссийском Форуме «Проектория» – форуме профессиональной навигации.

Уникальный информационно-образовательный контент портала используется в профориентационной работе лицея для выбора профессии, для подготовки школьников к олимпиадам по профориентации, для работы школьников над проектными задачами.

Именно работа над проектами, которая ведется лицеистами, начиная с 5 класса, является одной из важнейших  компонент профориентационной работы.

Проектная деятельность является основой для решения всех задач, стоящих перед системой профориентации - формирование у учащихся системы знаний о мире профессий, развитие интересов и склонностей учащихся к различным видам профессиональной деятельности, воспитание у школьников стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности, формирование профессиональной направленности.

Проектная деятельность является эффективным методом диагностики и формирования способности социально-профессионального самоопределения детей. Актуальность включения в систему профориентации проектной деятельности обусловлена ее комплексным характером — от выявления проблемы до получения и анализа практических результатов.

Активное и систематическое участие детей в проектной работе можно рассматривать в качестве профессиональной пробы – «примерке» на себя, моделировании различных элементов определенного вида профессиональной деятельности, которая в дальнейшем способствует сознательному, обоснованному выбору школьниками профессии.

Метод проектов применяется учителями как в учебном процессе, так и в системе дополнительного образования. Метод проектов — ценный опыт для всех участников проекта. Для учителя — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Участие в проектной работе развивает именно те soft skills и компетенции, которые понадобятся школьникам в начале их профессиональной деятельности.

Традиционно метод проектов используется на уроках технологии. Особенность использования метода проектов в лицее – широкое применение информационных технологий при проектировании учащимися всех возрастов, минимизация участия учителя в проектной деятельности учащихся, максимальное отстранение родителей от помощи детям в выполнении проектов. Учитель дает инструмент, а не инструкцию по выполнению работы, предлагает технологию выполнения проектной работы, выступает в роли консультанта. В качестве программных средств для проектирования используются стандартные графические редакторы, система конструкторского проектирования и моделирования КОМПАС-3Д, офисные приложения.

Широко применяется метод мини-проектов на уроках с использованием технологии межпредметной интеграции предмета информатика с предметами  география, английский язык, литература и др. Интересен опыт  проектной деятельности при реализации межвозрастной интеграции – учащиеся старшей школы готовят групповой проект «Дублеры» ко Дню учителя, планируют и реализуют проведение уроков по различным предметам, включая разработку дидактических материалов, планов уроков.

На уроках информатики ученики старших классов подготавливают и проводят занятия по изучаемым темам в младших классах. У детей появляется возможность продемонстрировать свои знания и навыки в области новейших технологий, языков программирования  для наглядной и интересной подачи нового материала, закрепления изученного, текущего контроля знаний. Примеряя профессию «учитель», некоторые учащиеся задумываются и о профессиональном выборе. В школе работают молодые учителя – выпускники лицея, закончившие бакалавриат по техническим специальностям, а магистратуру в области педагогики.

Для достижения высоких образовательных результатов и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности в лицее активно используются игровые технологии, проведение интеллектуальных соревнований. Успешно развивается система школьных метапредметных интеллектуальных игр «Марафон Юга» для учащихся 5–6 классов. Целями и задачами игры являются: развитие у школьников творческих способностей и интереса к изучению учебных предметов; создание условий для формирования универсальных способов действий; умения эффективно сотрудничать. Особенно интересен опыт привлечения старшеклассников не только к проведению игр, но и к подготовке материалов для отдельных станций. В профильной школе в соответствии с ФГОС СОО введен предмет «Индивидуальный проект». В качестве итоговых индивидуальных проектов учащиеся активно выбирают темы, связанные с подготовкой и проведением игры «Марафон Юга». Особенно хочется отметить  проект «Мы выбираем путь» - подготовка цикла программ по профориентации для школьного ТВ. Перед детьми была поставлена проблема – как сделать школьное телевидение актуальным, интересным, востребованным? Анализ предложений и определил тему группового проекта. Именно поиск проблемы, выбор актуальной темы, поиск путей ее решения, постановка целей и формулирование задач проектов, делают проектную деятельность в профильной школе незаменимой для формирования креативности мышления, навыков работы в команде, социализации личности.

В рамках предмета «Индивидуальный проект» ребята получают не только навыки грамотного ведения проектной деятельности,  но и изучают основы новой базовой  грамотности, основанной на использовании современных инструментов коммуникации, опирающихся на знаковые системы. Читательской грамотностью, как  способностью воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде, они овладеют именно на этом предмете в ходе подготовки проектов, оформлении результатов, материалов для презентации и защиты своих проектов. Итоговые проектные работы лицеисты представляют на традиционных школьных конференциях «День науки». После конференций сборники тезисов работ учащихся издаются и распространяются среди учеников, их родителей и педагогов. Труд лицеистов оценивается профессионалами и представляется общественности, что поддерживает интерес учеников к научным изысканиям.

90% поступление выпускников лицея на инженерные специальности технических ВУЗов определяется техническим профилем лицея и качеством учебной подготовки учащихся, а вот осознанный выбор конкретных инженерных профессий и специальностей обеспечивается мероприятиями по профориентации. Практические занятия в кружках НТТ и участие в летней учебно-исследовательской практике позволяют ребятам реально погрузиться в работу с конкретным оборудованием над практическими проектами, определиться с направлением дальнейшей профессиональной подготовки и образовательным маршрутом, выбрать не только путь в ВУЗ, но и путь дальнейшего трудоустройства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ В ОБЪЕДИНЕНИИ «МИР В ТАРЕЛКЕ»

Данный материал является обобщением опыта профориентационной работы кулинарного объединения учреждений дополнительного образования...

Разработка открытого урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Мультимедийные технологии.Тема урока:  Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы ...

Использование проектных задач во внеурочной деятельности как эффективный инструмент профессионального самоопределения школьников

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Поэтому профориентация должна стать одним из приоритетов дея...

«Внедрение компонента профессионального самоопределения в образовательную и досуговую деятельность школьников на примере реализованной целевой программы «Шаг в будущее» в рамках опытно-экспериментальной работы»

Направление «3-ПРО современной школы: профиль, профориентация, пробы». В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа &la...

14.10. Т3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Правовое регулирование профессиональной деятельности

1. Что такое предпринимательская деятельность? Признаки ПД2. Охарактеризуйте содержание  права собственности граждан3. Охарактеризуйте содержание права собственности государства4. Охарактеризуйте...

Профориентация в школе –это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути

На что стоит обратить внимание при выборе профессии В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:Таланты и склонности ребёнка. Если ...