Главные вкладки

    9 класс. Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. 9 класс. Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.
    план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме

    Анохина Юлия Викторовна

     

    9 класс.

    Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    9 класс.

    Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.

    Цели: Познакомить учащихся с профессиями в сфере торговли, общественного питания; требованиями, предъявляемыми к человеку, который решил овладеть такой профессией; содержанием труда отдельных видов профессий; воспитывать уважение к людям труда.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Повторение пройденного материала:
    1. Какие отрасли входят в лёгкую промышленность?
    2. Что производит пищевая промышленность?
    3. Какие профессии пищевой промышленности вы знаете?
    4. Какими профессиональными качествами должен обладать специалист в сфере лёгкой  промышленности?
    1. Объяснение нового материала.

    Сегодня на уроке мы будем знакомиться с профессиями в сфере торговли и общественного питания. Эти профессии являются частью сферы обслуживания населения. Обслуживать – значит служить людям. Это служба доброго населения, служба каждого дня, где специалист (продавец или официант, кассир или повар) имеет дело с удовлетворением насущных нужд людей, с разнообразием человеческих настроений, вкусов, характеров, индивидуальностей. Какие качества необходимо развивать в себе, выбирая профессию из этой сферы? Каково содержание труда этих работников?

    Торговля возникла с появлением общественного разделения труда и товарно – денежных отношений, в период разложения первобытнообщинного строя.

    В России торговля появилась в 8 – 9 веках. Центрами древнерусских городов были рынки («торг», «торжища»). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников, внешнюю – купцы.

    Основу городской торговли составляли всевозможные лавочки. Их владельцы каждую весну набирали себе в качестве помощников деревенских мальчишек, которые должны были заниматься разнообразной подсобной работой – наводить порядок в лавке, помогать покупателям донести до дома приобретённые товары.

    У каждой эпохи свои правила. Изменилась с тех пор торговля, изменялся и продавец. На смену лавкам и лабазам пришли красивые, поражающие своим изобилием магазины персонального обслуживания.

    Испокон века товар от покупателя отделял прилавок. Такой порядок представлялся вечным  и незыблемым. Сейчас покупатель свободно передвигается по магазину, примеряет, приценивается к товару  и лишь на выходе расплачивается за все свои приобретения. Продавец в этом магазине не стоит на месте: он консультирует покупателя, оказывает ему помощь, раскладывает товар, упаковывает его, выполняет работу кассира. Контакт с покупателем длится недолго, но за это время он должен «выдать» покупателю максимум полезной информации о товаре доброжелательно, ненавязчиво.

    Меняется и техническая оснащённость предприятий торговли. Компьютеры нынче помогают и облегчают сбор информации о поступившем и проданном товаре.

    Механические весы заменяются электронными. Кассовый аппарат, соединённый с компьютером, «читает» стоимость товара с помощью штрихкода и отмечает в чеке сведения о проданном товаре.

    Предприятия, занимающиеся торговой деятельностью, подразделяют на несколько групп:

    1. Магазины товаров повседневного спроса – сравнительно невелики по размерам, находятся в непосредственной близости от жилого района, открыты допоздна все семь дней в неделю и предлагают ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса;

    1. Универсамы – это сравнительно крупное предприятие самообслуживания с большим объёмом продаж, рассчитанное на возможно более полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, стирально – моющих средствах и товарах по уходу за домом.

    1. Специализированные магазины – предлагают узкий ассортимент товаров. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины.

    1. Торговые комплексы – размерами и масштабами торговли превышает даже универсамы широкого профиля. Он включает в себя универсам, магазин сниженных цен и розничный склад – магазин. Его ассортимент выходит за пределы ежедневно покупаемых товаров и включает в себя мебель, тяжёлые и лёгкие электробытовые приборы и множество других изделий.
    2. Склады – магазины – это лишённое привычек атрибутов магазина (прилавков, витрин, зала для покупателей и отдельных помещений для  хранения товаров) торговое предприятие сниженных цен с ограниченным объёмом услуг. Его цель – продажа больших объёмов товаров.

    1. Магазины, торгующие по каталогам – используют принцип торговли по сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров, продающихся обычно с высокой наценкой.. среди них могут быть ювелирные изделия, механический инструмент, чемоданы, фотооборудование и т.д.

    1. Интернет – магазины.

    Приведите примеры предприятий торговли из каждой группы в нашем городе.

    Профессии в сфере торговли. (Таб. 8, стр. 28, п. 5).

    В детском саду и школе, в санатории и летнем оздоровительном лагере, на заводе и на борту океанского лайнера – всюду люди пользуются услугами  предприятий общественного питания.

    Эти предприятия играют немаловажную роль в укладе нашей жизни. И с каждым годом их значение только возрастает. К основным их типам  относятся рестораны, кафе, бары, столовые, буфеты, чайные, магазины, кулинарии.

    Ассортимент предлагаемых посетителям блюд зависит от типа предприятия общественного питания. В ресторанах, к примеру, он шире и разнообразнее, чем в столовых, причём блюда здесь готовят по индивидуальным заказам. Предшественником современного ресторана был трактир. В наши дни появляется всё больше ресторанов в оформлении которых отражено национальное своеобразие быта и кулинарных пристрастий народов мира: рестораны японской, мексиканской, русской кухни.

    Большинство предприятий общественного питания являются коммерческими, хотя на предприятиях, в школах, детских садах сохраняются социальное питание.

    Как вы уже могли догадаться, сегодня на уроке мы говорим о профессиях, относящихся к типу «человек – человек». Непременным условием успешной трудовой деятельности всех специалистов типа «человек – человек» является профессиональное общение, необходимость установления контакта с другими людьми. Если работник не обладает терпением и выдержкой, невнимателен к людям, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессиям данного типа. Тем более что в наше время намного возросли требования людей к культуре обслуживания, к уровню квалификации работников, их умению правильно воспринимать и оценивать психическое состояние покупателя, клиента, его настроение, мотивы поведения.

    Быть всё время на виду, работать быстро и чётко, оставаясь при этом доброжелательным и снисходительным, - это может оказаться по силам не каждому. Но именно в этом повседневном и нелёгком труде для блага других людей и заключается смысл деятельности работников торговли и общественного питания.

    Для того чтобы уметь наилучшим способом налаживать контакты с разным по характеру незнакомыми людьми, спешащими, торопливыми и т.д., надо знать и самого себя: свои сильные и слабые стороны. Так, например, человеку вспыльчивому, легко раздражающемуся, ранимому и обидчивому нежелательно работать в этой сфере.

    Профессии в сфере общественного питания. (Таб. 9, стр. 29, п. 5).

    1. Практическая работа.

    а) Проверить себя в роли коммерческого агента. Попробуйте продать какой – либо предмет, разрекламируйте его так, чтобы покупатель не смог отказаться. Выберите лучшего коммерческого агента.

    б) РОЛЕВАЯ ИГРА «Продавец – покупатель».

    Задача продавца – спокойно и доброжелательно отвечать вспыльчивому «покупателю».

    1. Итог урока.

    Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, который решил ею овладеть. Работники сферы торговли и общественного питания, решая часть наших жизненных проблем, должны быть внимательны и благожелательны, обладать терпением и выдержкой, стремиться нести людям радость.

    Теперь, познакомившись с содержанием труда некоторых профессий, вы сможете лучше разобраться в себе и ответить на вопрос: «Могу ли я избрать ту или иную профессию?»

    1. Домашнее задание.

    П. 5, стр. 27 – 31, практическая работа – стр. 31, учебника;  подготовить рефераты о профессиях искусства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

    Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образо...

    Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности

    Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности...

    Контрольная работа 11 класс. Понятие профессиональной деятельности

    Контрольная работа 11 класс. Понятие профессиональной деятельности...

    Рабочая программа по дисциплине "Английский язык" для студентов 2-4 курсов специальности СПО 151034 "Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании"

    Рабочая программа дисциплины «Иностранный (английский) язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по подго...

    Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности

    Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности...

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

    Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.

    В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...