9 класс. Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. 9 класс. Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме

Анохина Юлия Викторовна

 

9 класс.

Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс.

Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.

Цели: Познакомить учащихся с профессиями в сфере торговли, общественного питания; требованиями, предъявляемыми к человеку, который решил овладеть такой профессией; содержанием труда отдельных видов профессий; воспитывать уважение к людям труда.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала:
  1. Какие отрасли входят в лёгкую промышленность?
  2. Что производит пищевая промышленность?
  3. Какие профессии пищевой промышленности вы знаете?
  4. Какими профессиональными качествами должен обладать специалист в сфере лёгкой  промышленности?
  1. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с профессиями в сфере торговли и общественного питания. Эти профессии являются частью сферы обслуживания населения. Обслуживать – значит служить людям. Это служба доброго населения, служба каждого дня, где специалист (продавец или официант, кассир или повар) имеет дело с удовлетворением насущных нужд людей, с разнообразием человеческих настроений, вкусов, характеров, индивидуальностей. Какие качества необходимо развивать в себе, выбирая профессию из этой сферы? Каково содержание труда этих работников?

Торговля возникла с появлением общественного разделения труда и товарно – денежных отношений, в период разложения первобытнообщинного строя.

В России торговля появилась в 8 – 9 веках. Центрами древнерусских городов были рынки («торг», «торжища»). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников, внешнюю – купцы.

Основу городской торговли составляли всевозможные лавочки. Их владельцы каждую весну набирали себе в качестве помощников деревенских мальчишек, которые должны были заниматься разнообразной подсобной работой – наводить порядок в лавке, помогать покупателям донести до дома приобретённые товары.

У каждой эпохи свои правила. Изменилась с тех пор торговля, изменялся и продавец. На смену лавкам и лабазам пришли красивые, поражающие своим изобилием магазины персонального обслуживания.

Испокон века товар от покупателя отделял прилавок. Такой порядок представлялся вечным  и незыблемым. Сейчас покупатель свободно передвигается по магазину, примеряет, приценивается к товару  и лишь на выходе расплачивается за все свои приобретения. Продавец в этом магазине не стоит на месте: он консультирует покупателя, оказывает ему помощь, раскладывает товар, упаковывает его, выполняет работу кассира. Контакт с покупателем длится недолго, но за это время он должен «выдать» покупателю максимум полезной информации о товаре доброжелательно, ненавязчиво.

Меняется и техническая оснащённость предприятий торговли. Компьютеры нынче помогают и облегчают сбор информации о поступившем и проданном товаре.

Механические весы заменяются электронными. Кассовый аппарат, соединённый с компьютером, «читает» стоимость товара с помощью штрихкода и отмечает в чеке сведения о проданном товаре.

Предприятия, занимающиеся торговой деятельностью, подразделяют на несколько групп:

  1. Магазины товаров повседневного спроса – сравнительно невелики по размерам, находятся в непосредственной близости от жилого района, открыты допоздна все семь дней в неделю и предлагают ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса;

  1. Универсамы – это сравнительно крупное предприятие самообслуживания с большим объёмом продаж, рассчитанное на возможно более полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, стирально – моющих средствах и товарах по уходу за домом.

  1. Специализированные магазины – предлагают узкий ассортимент товаров. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины.

  1. Торговые комплексы – размерами и масштабами торговли превышает даже универсамы широкого профиля. Он включает в себя универсам, магазин сниженных цен и розничный склад – магазин. Его ассортимент выходит за пределы ежедневно покупаемых товаров и включает в себя мебель, тяжёлые и лёгкие электробытовые приборы и множество других изделий.
  2. Склады – магазины – это лишённое привычек атрибутов магазина (прилавков, витрин, зала для покупателей и отдельных помещений для  хранения товаров) торговое предприятие сниженных цен с ограниченным объёмом услуг. Его цель – продажа больших объёмов товаров.

  1. Магазины, торгующие по каталогам – используют принцип торговли по сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров, продающихся обычно с высокой наценкой.. среди них могут быть ювелирные изделия, механический инструмент, чемоданы, фотооборудование и т.д.

  1. Интернет – магазины.

Приведите примеры предприятий торговли из каждой группы в нашем городе.

Профессии в сфере торговли. (Таб. 8, стр. 28, п. 5).

В детском саду и школе, в санатории и летнем оздоровительном лагере, на заводе и на борту океанского лайнера – всюду люди пользуются услугами  предприятий общественного питания.

Эти предприятия играют немаловажную роль в укладе нашей жизни. И с каждым годом их значение только возрастает. К основным их типам  относятся рестораны, кафе, бары, столовые, буфеты, чайные, магазины, кулинарии.

Ассортимент предлагаемых посетителям блюд зависит от типа предприятия общественного питания. В ресторанах, к примеру, он шире и разнообразнее, чем в столовых, причём блюда здесь готовят по индивидуальным заказам. Предшественником современного ресторана был трактир. В наши дни появляется всё больше ресторанов в оформлении которых отражено национальное своеобразие быта и кулинарных пристрастий народов мира: рестораны японской, мексиканской, русской кухни.

Большинство предприятий общественного питания являются коммерческими, хотя на предприятиях, в школах, детских садах сохраняются социальное питание.

Как вы уже могли догадаться, сегодня на уроке мы говорим о профессиях, относящихся к типу «человек – человек». Непременным условием успешной трудовой деятельности всех специалистов типа «человек – человек» является профессиональное общение, необходимость установления контакта с другими людьми. Если работник не обладает терпением и выдержкой, невнимателен к людям, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессиям данного типа. Тем более что в наше время намного возросли требования людей к культуре обслуживания, к уровню квалификации работников, их умению правильно воспринимать и оценивать психическое состояние покупателя, клиента, его настроение, мотивы поведения.

Быть всё время на виду, работать быстро и чётко, оставаясь при этом доброжелательным и снисходительным, - это может оказаться по силам не каждому. Но именно в этом повседневном и нелёгком труде для блага других людей и заключается смысл деятельности работников торговли и общественного питания.

Для того чтобы уметь наилучшим способом налаживать контакты с разным по характеру незнакомыми людьми, спешащими, торопливыми и т.д., надо знать и самого себя: свои сильные и слабые стороны. Так, например, человеку вспыльчивому, легко раздражающемуся, ранимому и обидчивому нежелательно работать в этой сфере.

Профессии в сфере общественного питания. (Таб. 9, стр. 29, п. 5).

  1. Практическая работа.

а) Проверить себя в роли коммерческого агента. Попробуйте продать какой – либо предмет, разрекламируйте его так, чтобы покупатель не смог отказаться. Выберите лучшего коммерческого агента.

б) РОЛЕВАЯ ИГРА «Продавец – покупатель».

Задача продавца – спокойно и доброжелательно отвечать вспыльчивому «покупателю».

  1. Итог урока.

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, который решил ею овладеть. Работники сферы торговли и общественного питания, решая часть наших жизненных проблем, должны быть внимательны и благожелательны, обладать терпением и выдержкой, стремиться нести людям радость.

Теперь, познакомившись с содержанием труда некоторых профессий, вы сможете лучше разобраться в себе и ответить на вопрос: «Могу ли я избрать ту или иную профессию?»

  1. Домашнее задание.

П. 5, стр. 27 – 31, практическая работа – стр. 31, учебника;  подготовить рефераты о профессиях искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образо...

Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности

Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности...

Контрольная работа 11 класс. Понятие профессиональной деятельности

Контрольная работа 11 класс. Понятие профессиональной деятельности...

Рабочая программа по дисциплине "Английский язык" для студентов 2-4 курсов специальности СПО 151034 "Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании"

Рабочая программа дисциплины «Иностранный (английский) язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по подго...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.

В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов Тема «Употребление предлогов в английском языке» Дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности»

Данное методическое пособие предназначено для студентов медицинского колледжа всех специальностей, изучающих дисциплину «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Пособие позволяе...