Формирование и развитие учебной мотивации учащихся. Практико- значимый проект.
статья

Курносова Татьяна Анатольевна

Практико- значимый проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект на тему:

«Формирование и развитие положительной учебной мотивация учащихся»

Выполнила: Курносова Татьяна Анатольевна

Цель исследования: систематизировать знания о ключевых понятиях “мотивации учения” и найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации на уроках математики.

Задачи:

1.Провести теоретический анализ понятия о мотивах.

2.Изучить мотивационную сферу учащихся.

3. Провести мониторинг уровня мотивации учащихся.

4. Найти пути и средства  формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний. 

Гипотеза: мы исходим из предположения о том, что обучение математике становится более эффективным в том случае, если учащиеся мотивированы на получение прочных  знаний по предмету.

         Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы использована совокупность общенаучных и психологических методов: теоретический (изучение литературы по проблеме); эмпирический (пед. наблюдение, тестирование).  

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением  констатировать: «ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава», «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься,  а  желания  нет». О таком говорят: немотивирован… Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. “Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” /Василий Андреевич Сухомлинский./

В чем же  сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Как  она развивается?  Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей. Перед школой стоит задача по формированию и развитию у  ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

Наиболее существенные компоненты в мотивации отражают следующие содержательные блоки:

1. Личностный смысл учения - внутреннее отношение школьника к учению, прикладывание его к себе, к своему опыту, своей жизни. С. Л Рубинштейн отмечал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т. е. чтобы они приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Уровень сознательности существенно определяется тем, насколько личностно значимым для учащегося оказывается то, что объективно, общественно значимо» 

В современном образовательном процессе на первый план выходит личность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно - мотивационной сферы. Именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности, в частности вовлеченность / отчужденность, активность / пассивность, удовлетворенность/ неудовлетворенность происходящим. При этом вовлеченность в деятельность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека. Переживание отчужденности, пассивности и неудовлетворенности приводит к избеганию деятельности и порой к деструктивным формам поведения. Перечисленные характеристики актуальны для любой деятельности, в том числе и учебной.

2. Виды мотивов учения:

Познавательные, связанные с содержание учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям, интерес к способам добывания знаний.

        Социальные, связанные с различными взаимодействиями школьника с другими людьми (стремление быть полезным обществу; чувство ответственности перед родителями, учителями; стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет; мотив социального сотрудничества- желание общаться с другими людьми, совершенствовать взаимоотношения с окружающими)

        Внешние – желание получить хорошую отметку, показать умения решать задачи, добиваться похвалы учителя. А.Б. Орлов отмечает, что мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.

Внутренние - интерес к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д.

По мнению Н.Ф. Талызиной: «При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственная деятельность ученика как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность. В прочих же случаях человек учится ради удовлетворения других потребностей, а не познавательных».  Внутренний мотив — это в принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. В отличие от внешнего внутренний мотив никогда не существует до и вне деятельности. Он всегда возникает в самой этой деятельности, каждый раз являясь непосредственным результатом, продуктом взаимодействия человека и его окружения. В этом смысле внутренний мотив неповторим, уникален и всегда представлен в непосредственном переживании. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Школьник с внутренней мотивацией с активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей, влияют на выбор профессии. Это большая ценность человека.

Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то это лишь внешний мотив.

Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

  • Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
  • Мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

«Ничего нет в жизни более важного и любопытного, чем мотивы человеческих действий».

                                                              /М. Горький/                                                                                                

Важно подчеркнуть, что в обучении действует не какой-нибудь отдельный мотив, но обязательно целая система взаимосвязанных мотивов, одни из которых ученик осознаёт, а другие нет. Мотивы учения - очень подвижны и изменчивы. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

3. выделяют 5 уровней учебной мотивации:

Высокий уровень развития. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Ребята, показавшие развитие внешней школьной мотивации, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация. Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

5 уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья. Таким детям  требуется контроль и помощь взрослых, они составляют "группу риска".

ДИАГНОСТИКА

К сожалению, отмечает А.Б. Орлов, современная психология гораздо больше знает о том, как дети учатся читать и считать, чем о том, как дети научаются получать удовольствие от самого процесса учения и как можно усиливать и укреплять эту важную способность. Исследования в этой области педагогической психологии практически отсутствуют.

Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учебной деятельности учащихся и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне. Однако он не имеет диагностического инструментария, позволяющего определить характер учебной мотивации (ее направленность, динамику), проявляемой на его уроке.

В качестве примеров методик, позволяющих исследовать отношение учащихся к учебным предметам, могу предложить следующие тесты-опросники, предназначенные для выявления уровня учебной мотивации,  которые можно использовать в образовательном процессе и положить в основу повышения эффективности обучения.

  1. Анкета. Выявление уровня учебной мотивации.                                                 (5 класс, 5 учеников)

1

Нравится ли тебе в школе?

не очень

нравится

не нравится

2

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

4

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывают по-разному

нравится

5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

7

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

8

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

9

У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей.

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся

Не очень

Не нравятся

Обработка и интерпретация результатов теста.

Ребятам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов, которые оцениваются следующим образом:

- 3 балла, если ответ на поставленный вопрос свидетельствует о положительном отношении к школе.

-   1 балл, если ребенок дает нейтральный ответ: “Не знаю” или “Бывает по- разному”

-  0 баллов, если ребенок дает ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении ребенка к школе.         

По всем ответам баллы суммируются

- 25-30 баллов -  высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. - 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Данный результат является нормой, его показывают большинство учащихся.

- 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но  школа больше привлекает внеучебными сторонами. Ребята, показавшие такой результат, довольно комфортно чувствуют себя в школе, но больше их привлекает общение.

- 10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации. Ребята, показавшие такой результат, неохотно посещают школу, очень часто ссылаются на плохое самочувствие.

- ниже 10 баллов – школьная дезадаптация, негативное отношение к школе.

Результаты анкетирования, проведённого в 5 классе:

Уровень  мотивации

Кол-во человек/

процент

Высокий

0/0%

Хорошая  мотивация

1/20%

Положительное отношение к школе, но школа больше привлекает

внеучебной стороной

3/60%

Низкий уровень

1/20%

Школьная дезадаптация, негативное отношение к школе

0/0%

Изучение мотивации учения старших подростков на этапе окончания основной школы (9 класс, 11 учеников)

АНКЕТА

Дата__________________ Ф.И.________________________________________________________

Дорогой друг! Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты к нему. Подчеркните два варианта ответов, которые совпадают с вашим собственным мнением.

I.1. Обучение в школе и знания необходимы мне для …

а)получения образования;

б) поступления в вуз;

в)будущей профессии;

г)ориентации в жизни;

д)того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы не…

а)было школы;

б) жил в России;

в)родители;

г)получал знания;

д)жил.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за …

а)хорошие отметки;

б) успехи в учёбе;

в)приложенные усилия;

г)мои способности;

д)выполнение домашних заданий;

е) мои личные качества.

II.4. Мне кажется, что цель моей жизни…                              

а)работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) хорошо знать школу;

в)доставлять пользу людям;

г)учение.

5. Моя цель на уроке…

а)усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в)слушать и понимать учителя;

г)получить хорошую оценку;

д)никому не мешать, сидеть тихо.

6. При планировании своей работы я…

а)обдумываю её;

б) повторяю, что проходили на уроке;

в)внимательно читаю задание;

г)стараюсь сделать  сразу всё;

д)открываю готовые домашние задания;

е)сначала отдыхаю.

III.7. Самое интересное на уроке…

а)общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в)новая тема, отработка материала;

г)объяснения учителя;

д)получать хорошие отметки;

е)отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а)он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в)меня заставляют;

г)не дают списать;

д)надо исправить отметку;

е)стараюсь всегда.

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а)тихо и ничто меня не отвлекает;

б) задают много;

в)остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

г)я понимаю тему;

д)есть «готовые домашние задания»;

е)всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

Обработка результатов

Вопросы 1,2,3 входящие в первый содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6 входят во второй содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

Третий содержательный блок анкеты (7,8 9 вопросы) указывают на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах наделён определённым бальным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответе. А именно:

Внешний мотив -0 баллов

Игровой мотив - 1 балл

Получение отметки-2 балла

Позиционный мотив - 3 балла

Социальный мотив-4 балла

Учебный мотив – 5 баллов

Ключ для I,II,III показателей мотивации к анкете для учащихся  9 класса.

Варианты

ответов

Номера предложений и баллы им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)

5

0

2

3

5

5

1

3

0

б)

4

3

2

0

1

3

3

1

3

в)

4

0

5

4

3

5

5

0

1

г)

3

5

2

5

2

3

4

0

3

д)

4

4

5

-

0

0

2

2

0

е)

-

-

3

-

-

1

3

5

5

I

II

III

Показатели мотивации

 Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагалось выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются.

Оценочная таблица к анкете для учащихся 9-го класса.

Уровень

мотивации

Показатели мотивации

Сумма балов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26-29

24-28

24-28

72-85

II

21-25

18-23

18-23

55-71

III

18-21

15-19

13-16

44-56

IV

15-19

9-14

7-12

29-43

V

до 15

до 9

до 7

До 28

Результаты анкетирования в 9 классе следующие.

Уровень

мотивации

Количество учащихся

Общее количество учащихся

I

II

III

I

1/9%

5/45%

0/0%

0/0%

II

2/18%

3/28%

4/36%

7/64%

III

3/28%

2/18%

5/45%

4/36%

IV

4/36%

1/9%

2/18%

0/0%

V

1/9%

0/0%

0/0%

0/0%

ТЕСТ. Шкалирование мотивации учения. (10 класс, 6 учеников)

Школа ________________ ________ Класс ________

Фамилия ___________________ Имя __________________________

1

5

9

13

17

21

25

29

33

37

41

1

2

6

10

14

18

22

26

30

34

38

42

2

3

7

11

15

19

23

27

31

35

39

43

3

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

44

4

"Ничего не приукрашивая и не преуменьшая, как можно точнее ответьте на предлагаемые вопросы".

Ответ на каждый вопрос запишите в виде  символов (от 01 до 05, по своему  усмотрению) в соответствующие клеточки. Необходимо соблюдать нумерации клеток. Символы ответов следующие:

05 - уверенно "да";                                                                                                                                                     04 - больше "да", чем "нет";                                                                                                                                        03 - не уверен, не знаю;                                                                                                                                               02 - больше "нет", чем "да";                                                                                                                             01 - уверенно "нет".

Вопросы к шкалированию мотивации учения.

I. Что побуждает вас учиться?

1. Обстоятельства жизни: требуют родители, учителя и др.                                                                             2. Стремление получить хорошие оценки.                                                                                                    3. Считаю, что образование всегда пригодится в жизни.                                                                        4. Нравится учиться, увлечен многими предметами.

II. Как вы объясняете свое отношение к работе на уроках, при выполнении домашних заданий?

5. Активно работаю редко - когда должны спросить.                                                                                      6. Проявляю активность, чтобы не отстать от товарищей, чтобы выглядеть не хуже других.                                                                                                                                                                                                      7. Активно работаю на тех уроках, которые выделяю как важные для себя.                                                           8. Часто проявляю активность, так как само учение доставляет мне удовольствие.

III. Как вы объясняете свое отношение к учению?

9. Нельзя не учиться, иначе неприятностей не оберешься.                                                                       10. Учусь из уважения к требованиям родителей, учителей, коллектива.                                         11. Считаю своим долгом хорошо учиться.                                                                                                              12. Считаю учение в данный период своей жизни наиболее важным, самым нужным своим делом.

IV. Если бы ввели свободное посещение уроков, как часто вы бы пропускали бы уроки?

13. Большинство уроков не посещал бы.                                                                                                  14. Не посещал бы половину уроков.                                                                                                                      15. Иногда бы пропускал уроки.                                                                                                                        16. Постарался бы посещать большинство уроков.

V. Какое значение имеет учение для вашего будущего?

17. Никакого.                                                                                                                                                                        18. Образование может пригодиться в жизни.                                                                                                 19. Учусь, чтобы поступить в нужный мне институт.                                                                                    20. Есть желание узнать как можно больше для своего общего развития.

VI. Какая учебная деятельность вам больше всего нравится?

21. Слушать объяснения учителя, выступления своих товарищей.                                                        22. Выполнять такие задания, где все понятно и не требуется слишком много времени и сил.                                                                                                                                                                                    23. Выполнять такие задания, которые заставляют много думать, анализировать.                                                                                                                                        24. Нравятся сложные задания, когда не знаешь, как к ним подступиться.

VII. Есть ли у вас интерес к учебным предметам?

25. Нет интереса ни к одному предмету.                                                                                                         26. Интересны отдельные предметы.                                                                                                                 27. Дело не в предмете, а в необходимости его знания для будущего. Поэтому интересны все нужные предметы.                                                                                                                         28. Чувствую потребность знать по многим предметам больше, чем дается в учебниках.                                                                                                                                           29. Интересны те предметы, где достаточно много занимательных фактов, много нового, необычного.                                                                                                                                                        30. Содержание многих предметов оставляет меня равнодушным к их изучению.                                                                                                                                                 31. В некоторых предметах мне интересны только отдельные разделы.                                             32. Есть несколько предметов, которыми я увлечен, изучаю их глубоко.                                               VIII. Дополнительные вопросы:

33. Часто ли у вас бывает такое состояние на уроках, что ничего не хочется делать?                                                                                                                                                           34. Считаете ли вы, что при выполнении задания главное - это получить результат, неважно каким способом?                                                                                                                                           35. Считаете ли вы, что стремитесь овладеть навыками учебной деятельности?                                                                                                                                         36. Часто ли, встретившись с трудным заданием, вы стремитесь самостоятельно с ним справиться?                                                                                                                                                                        37. Часто ли пользуетесь возможностью списать задание у товарищей?                                   38. Можно ли сказать, что вас интересуют только те задания, с которыми наверняка справитесь?                                                                                                                                                                    39. Любите ли вы задания, требующие долгих размышлений?                                                 40. Любите ли вы задания творческого характера (самому написать рассказ, стихотворение, изготовить прибор, модель).                                                                                                              41. Можно ли сказать, что вам трудно дается изучение многих предметов?                                  42. Можно ли сказать, что вы свободно владеете знаниями только трех-четырех предметов?                                                                                                                                                                      43. Можно ли утверждать, что вы свободно разбираетесь в большинстве предметов?                                                                                                                                                            44. Можно ли сказать, что вы глубоко разбираетесь в нескольких предметах, а в остальных не хуже, чем другие ребята?

Обработка данных шкалирования: необходимо сложить все цифры в каждой строке. Всего строк четыре, что соответствует четырем уровням мотивации. Та строка, в которой получится наибольшая сумма, будет соответствовать имеющемуся у данного ученика уровню мотивации.

Верхней строке соответствует первый (низкий) уровень, нижней – четвертый(высокий) уровень мотивации.

Результаты тестирования в 10 классе  следующие:

Уровень    мотивации

Кол-во человек/процент

Высокий уровень мотивации

0/0%

Средний уровень мотивации

3/50%

Внешняя школьная мотивация

2/33%

Низкий уровень мотивации

1/17%

Школьная дезадаптация, негативное отношение к школе

0/0%

Выводы: К сожалению, в процессе проведённой работы я не выявила ни одного ученика в данных трёх классах с высоким уровнем учебной  мотивации. В 5 классе преобладает положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебной стороной, в 9-м и 10-м классах - средний уровень мотивации, что характерно для старшеклассников и для большинства школьников вообще. Радует то, что не выявлено ни одного человека с негативным отношением к школе.

Пути развития учебной мотивации.

Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Три кита учебной мотивации:

КИТ 1.  Ощущение самостоятельности поиска:  «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»   Техника «Проблемные вопросы»

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

               При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

КИТ 2.  Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»

КИТ 3. Ощущение компетентности:  «У меня это получается, я понял, я умею!»

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса.

Приемы мотивации на уроке:

  • эффект загадки
  • противоречия, сомнения
  • реальные препятствия и принятие «вызова»
  • обсуждение вопросов, волнующих учеников
  • возможность высказать свою точку зрения

Эффективные способы мотивации учеников на уроках

  • Поощряйте учеников
  • Ожидайте от учеников лучшего
  • Распространяйте энтузиазм, как вирус
  • Варьируйте педагогическую деятельность на уроке
  • Распределяйте полномочия и ответственность
  • Урок в вольной форме
  • Соотносите ваш урок с действительностью
  • Озвучивайте цели класса заранее
  • Вознаграждайте положительное поведение вне класса

Рекомендации для учителя.

Рекомендация  1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Рекомендация  2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.  Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

Рекомендация  3. Стратегия "Положительная мотивация".

Некоторым ученикам, испытывающим трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.  

Рекомендация  4. Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной". 

Рекомендация  5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности". В таком состоянии находится человек, настроенный на неудачу. Оно возникает у человека, в жизни которого было много неудач. Всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий. Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных учеником усилий.

Рекомендация  6. Эмоциональность урока — стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность. Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока. Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным.

Рекомендация  7. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности. В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: любознательность; потребность в творческой деятельности.

Рекомендация  8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

  • Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
  • Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
  • Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.

Заключение                                                                                                                                          Моя работа  посвящёна одной из актуальных проблем школы – повышению мотивации учения учащихся.

В заключении мне хотелось бы сделать следующие основные выводы:

1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Предложенные рекомендации позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.

Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.

Литература

  1. Вартанова И. И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 33-41.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
  5. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М. 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные и групповые формы работы с текстом как средство развития учебной мотивации учащихся и повышения их качества знаний.

Формирование функциональной грамотности учащихся достигается прежде всего на основе работы с текстами различных типов, стилей речи, разнообразия их тематики и проблематики. В связи с этим я...

Формирование и развитие познавательной мотивации учащихся в процессе работы над лексикой на уроках немецкого языка

В данной работе представлены лексические упражнения, способствующие повысить мотивацию учащихся к изучению немецкого языка...

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике...

Приемы формирования и развития учебной мотивации на уроках истории

Можно усадить детей за парты, но без мотивации добиться хороших результатов невозможно. Предлагаю конструктор - краткое описание приемов, которые помогут учителю сконструировать урок, сделать его ярки...