Центр развития современных компетенций детей как площадка для реализации предметной области «Технология».
статья

Грязнева Снежана Александровна

Предварительный просмотр:

Центр развития современных компетенций детей как площадка для реализации предметной области «Технология». Опыт работы

Учитель технологии Грязнева С.А.

Все мы неоднократно слышали такие названия как «Кванториум», инновационный центр «Сколково» и «Сириус». И вот теперь и в нашем славном городе существует такой замечательный центр – Центр развития современных компетенций детей.

Ни для кого не секрет, что наука и техника прочно вошли в нашу жизнь. Сегодняшние школьники издалека отличают электронные книги от планшетов, в два счета переустанавливают операционные системы на компьютерах. Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала.

Одним из реализуемых проектов Центра развития современных компетенций детей является «Уроки технологии», направленный на обновление содержания и технологий преподавания школьного предмета «Технология» в соответствии с ФГОС.

МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска реализует часть образовательной программы основного общего образования – рабочую программу учебного предмета «Технология» с использованием в сетевой форме ресурсов Центра развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ по 3 модулям:

- «IT- технологии»,

- «Промышленный дизайн»,

- «Робототехника».

По модулю «IT-технологии» учащиеся, знакомясь с основами программирования, работают в среде Scratch, что помогает им быстрее и проще освоить настоящее программирование в текстовой среде. В рамках занятий развивается логическое мышление и способность создавать сайты, что сейчас весьма востребовано,  и делать их динамичными с помощью языка программирования Java Script.

Работа программистом или Web-разработчиком имеет творческую составляющую и дает большие перспективы для развития. Сегодня трудно представить себе отрасль, которая может работать независимо от IT. Сотрудники IT-индустрии имеют ряд преимуществ при трудоустройстве, таких как более высокая оплата труда и возможность работать дистанционно, также представителю сферы IT проще запустить свой проект, начав работать на себя.

Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни.

В условиях конкуренции потребитель становится все более разборчивым и требовательным к качеству услуг, сервиса, предметного мира и среды, окружающей его. Промышленность всегда реагирует на меняющиеся запросы потребителей. Поэтому, востребованность специалистов, способных обеспечить это качество будет постоянно расти. При проектировании предметной среды профессия промышленного дизайнера выходит на передний план.

Дизайнер должен быть специалистом во многих областях: разбираться в эстетике, эргономике, материалах, технологиях и конструировании, иметь пространственное мышление и воображение, быть немного психологом и экономистом, уметь анализировать и критически мыслить, понимать процесс пользования и проектирования предметов, процессов и среды. Всему этому дизайнер учиться многие годы и совершенствуется всю жизнь. Важнейшими навыками промышленного дизайнера являются дизайн-мышление, дизайн-анализ и способность создавать новое и востребованное. Поэтому вводный модуль «Промышленный дизайн» знакомит учащихся именно с этими навыками.

В рамках этого модуля учащиеся осваивают правила дизайнерского мышления, основы графики, теории и психологии цвета, что позволяет выработать навыки осуществления процесса проектирования. На уроках обучающиеся знакомятся с основами современного дизайна интегрирующем в себе лучшие принципы классических форм с современными достижениями науки и техники. На практических занятиях школьники учатся макетировать, работать в различных графических редакторах, комбинировать различные стили и в дальнейшем создавать Арт - объекты.

Модуль «Робототехника» - это изготовление роботов, которых программируют сами учащиеся. Реализация данного модуля является одним из механизмов формирования творческой личности, который дает навыки овладения начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкции и ее основные свойства.

Проект «Урок технологии» это интеграция дополнительного образования и инженерного творчества в школьную программу. Реализация этого проекта в Центре развития современных компетенций детей направлена на привлечение учащихся к исследовательской, конструкторской и изобретательской деятельности.

Все эти занятия несут в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки творческого мировоззрения, их познавательные, исследовательские интересы и способности, создаются условия для саморазвития детей. Формируемые знания имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью учащихся.

Когда мы впервые пришли в учебные классы, ребята были воодушевлены происходящим: что-то новое и пока не очень понятно, что это, у каждого свое рабочее место и свой собственный (пусть и на время занятий) ноутбук. Затем энтузиазма поубавилось: оказывается здесь можно не только играть, но еще и нужно думать, создавать что-то новое, анализировать… Но педагоги, знающие свой предмет, и умеющие работать с детьми, преподнесли «скучную» на их взгляд информацию так, что ребята стали понимать для чего они здесь, что они делают и для чего это нужно.

За время посещения Центра развития современных компетенций детей учащиеся нашей школы приняли участие в конференции «Выдающиеся дизайнеры современности». Также в марте 2019 года в рамках 71-й Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «АПК XXI ВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ» на базе Центра развития современных компетенций детей была организована секция для учащихся общеобразовательных учреждений Тамбовской области. Юные исследователи представили свои проекты на самые разнообразные темы. Ученица 9 класса МБОУ «Гимназия» Шамрина Анастасия представила проект «Формирование художественно-графических умений и навыков у учащихся на уроках технологии». Для нее – это первые шаги в науку, первое погружение в исследовательскую деятельность.

В конце учебного года наши ребята презентовали проекты по направлениям «Промышленный дизайн», «IT-технологии» и «Робототехника». Практические занятия позволили учащимся познакомиться с современным оборудованием и всеми возможностями его использования.

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача педагога дать ребенку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно, помочь ребенку построить научную картину мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»

laquo;Развитие дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»...

Программа раздела "Современное производство и профессиональное самоопределение" рабочей программы предметной области "Технология"

Программа раздела составлена  "Современное производство и профессиональное самоопределение" предназначена   для совместного обучения мальчиков и девочек 5 - 8 классов.  О...

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС...

Региональный конкурс "Современный урок" в рамках реализации предметной области "Естественно-научные предметы": немецкий язык 6 класс (06.05.2019)

Приказ г. Тамбов Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ №7...

Доклад на тему: Реализация новой концепции предметной области «Технология» в рамках федерального проекта «Современная школа».

Школьный предмет «Технология» появился в российской школе с 1993 года, заменив собой такие направления трудовой подготовки как технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный тр...