Программа раздела "Современное производство и профессиональное самоопределение" рабочей программы предметной области "Технология"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Сидорова Валентина Владимировна

Программа раздела составлена  "Современное производство и профессиональное самоопределение" предназначена   для совместного обучения мальчиков и девочек 5 - 8 классов.  Осваивается через общественно - полезный труд и творческую деятельность в рамках урочной, внеурочной деятельнности и  дополнительного образования. 

Цель программы раздела: формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личным качествам и запросам современного рынка труда.

Ожидаемый результат: формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованностью на рынке труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa.docx53.67 КБ

Предварительный просмотр:

Устьинский филиал

МБОУ Устьинская средняя школа

Моршанский район Тамбовская область

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

предметной области «Технология»

Программа раздела

«Современное производство и профессиональное самоопределение»

для обучающихся 5-8 классов

учителя Сидоровой Валентины Владимировны

село  Устье

2019


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2.

Общая характеристика программы раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение». 

3.

Место программы раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» в учебном плане.

4.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение».

5.

Содержание программы раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение».

6.

Тематическое планирование

7.

Календарно-тематическое планирование:

7.1. 5 класс

7.2. 6 класс

7.3. 7 класс

7.4. 8 класс

8.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

8.1. Рекомендации по выбору учебно-методического обеспечения и образовательных технологий

8.2. Учебно-лабораторное оборудование

8.3. Учебно-методическая литература

8.3.1. Список литературы для учителя

8.3.2. Список литературы для обучающихся

9.

Планируемые результаты изучения программы раздела

10.

Приложения:

10.1. Методическое обеспечение

10.1.1.Методические рекомендации по проектированию урока

10.1.2.Методические рекомендации по использованию информационно - коммуникационных технологий

10.1.3. Методические рекомендации по формированию

проектно-технологического мышления

10.1.4.Методические рекомендации по реализации проектного метода обучения

10.1.5. Технологическая карта урока

10.2. Психологическое сопровождение программы

10.3. Мониторинг образовательных результатов

10.4. Критерии оценки результатов обучения


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» предметной области «Технология» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 № 1897).

3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10

4. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 31.03.14 № 253)

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

6. Примерная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

7. Об утверждении концепции развития технологического образования обучающихся общеобразовательных организаций Тамбовской области на 2015-2020 годы (приказ управления образования и науки Тамбовской области от 26.06.15 № 2045).

В школе предметная область «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Поэтому изучение предметной области «Технология», предусматривающей предпрофессиональное развитие учащихся, позволит им приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие, кроме того, адаптацию к новым социально-экономическим условиям.

Содержание раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» предметной области «Технология» осваивается через общественно-полезный труд и творческую деятельность в пространстве образовательной организации и вне его, внеурочную и внешкольную деятельность, дополнительное образование.

Рабочая программа раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» предметной области «Технология» предназначена для учащихся 5-8 неделимых классов основной общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год. 

Согласно действующему учебному плану программа раздела предполагает обучение  в 5-7 классах объёме 4 часов в каждом классе, в 8 классе - 6 часов.

Цель программы раздела:

        Формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным качествам и запросам рынка труда.

Задачи:

Образовательные:

  • освоение технологических знаний и  культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по формированию профессиональных компетенций;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями для самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

Воспитательные:

  • формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
  • использование УУД в самостоятельной практической деятельности.

Формы организации образовательного процесса: учебно – практическая деятельность.

1.Классно – урочная система, основная форма -  урок: урок – лекция, урок – исследование, урок – практикум, урок – закрепление, урок – зачёт, групповая форма работы, взаимообучение обучающихся.

2.Проектная деятельность «от выделения проблемы до внедрения результата». Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и служит основой интеграции учебных предметов.

3.Внеклассная работа: предметные кружки, конкурсы различной направленности.

4.Экскурсии: ознакомительные, тематические, комплексные.

5.Домашняя работа: разработка алгоритма выполнения творческих заданий, исследовательская деятельность.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Регулятивные:

анализ ситуации,

постановка цели и задач,

планирование деятельности и ресурсов,

работа по инструкции,

планирование и осуществление текущего контроля деятельности,

оценка результата и продукта деятельности.

Коммуникативные:

письменная коммуникация,

публичное выступление,

продуктивное групповое взаимодействие.

Личностные: 

оценка внутренних ресурсов,

принятие ответственного решения,

 планирование собственного продвижения.

Формы подведения итогов реализации программы: контрольные занятия,

итоговое занятие, защита проектов, выступления по итогам профессиональных экскурсий, участие в конкурсных мероприятиях, рефлексия.

Ожидаемый результат:

1.Уяснение социальных, экономических и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта, социальной сферы.

2.Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих и технологических задач.

3.Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованностью на рынке труда.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛА

Обучение по программе раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» строится на основе ознакомления с миром профессий и современными технологическими процессами производства.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим темам:

  1. Классификации профессий. Роль профессии в жизни человека.
  2. Промышленные и производственные технологии. Предприятия моего региона.
  3. Интересы и склонности к современным технологиям.
  4. Технологии сельского хозяйства. Растениеводство.
  5. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. 
  6. Технологическая культура. Технологическая документация.  Трудовая дисциплина.
  7. Мотивы и потребности.  Современный рынок труда. 
  8. Сферы и отрасли современного производства.
  9. Профессия, специальность и квалификация современного работника.
  10. Анализ профессиональных возможностей личности школьника.
  11. Профессии, связанные с технологиями производств на региональном рынке труда.
  12.  Экскурсия в учебное заведение города.

Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5-8 классов для основной общеобразовательной школы.

Обучение предусматривает принцип поэтапности и последовательности: с 5 по 8 класс обучающиеся постепенно овладевают знаниями в различных областях трудовой деятельности,  знакомятся с профессиями, участвуют в профессиональных пробах, совершают образовательные путешествия, в связи с чем, тематика  с каждым годом усложняется. 

Каждая тема программы раздела предусматривает не только знакомство с профессиями в области труда, связанными с обработкой конструкционных и поделочных материалов, производством и обработкой пищевых продуктов, деятельностью в социальной сфере, но и развитие своих интересов, склонностей и способностей, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения обучающихся.

Программа раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» содержит основные теоретические сведения, практические работы, дискуссионные выступления.

Кроме того, предполагается  внеурочная активность обучающихся. Формы внеурочной деятельности в рамках программы – это проектная деятельность, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования.

Оценка знаний и компетенции в области профессионального самоопределения осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и мини-проекты.

Знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать компетентность в сфере профессионального самоопределения.

В соответствии с целью выстроено содержание деятельности в структуре трёх  блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, её закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Содержание второго блока организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, региональном рынке труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока  организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), а также индивидуальные программы образовательных путешествий, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности.

Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.

3. МЕСТО ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность познакомиться с миром профессий и задать для себя образовательную траекторию, учитывая задатки, склонности, способности.

С учётом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение программы раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • формирование представлений о мире профессий и своей ориентации на рынке труда.

Планируемые результаты освоения программы раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» отражают:

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛА

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики;
  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметные результаты 

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию техникотехнологического и организационного решения;
  • отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

3. Предметные результаты 

В познавательной сфере технологической информации для проектирования и создания объектов труда:

  • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;
  • расчёт себестоимости продукта труда:
  • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
  • публичная презентация и зашита проекта изделия, продукта труда или услуги;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого - психологической сфере: сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

     Средством достижения предметных результатов служит содержание учебного материала, и прежде всего продуктивные практические задания и работы, проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся, интерактивные формы проведения занятий.

Учебно - тематический план

п/п

Раздел программы

Количество часов по классам

5

6

7

8

«Современное производство и профессиональное самоопределение»

4

4

4

6

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛА

5 класс

Современное производство и профессиональное самоопределение (4 ч)

Основные теоретические сведения

Что я знаю о профессиях? Классификации профессий. Характерные особенности профессий. Промышленные и производственные технологии. Технологии деревообработки. Предприятия моего района.

Практические работы

1. Экскурсия на предприятие.

6 класс

Современное производство и профессиональное самоопределение (4 ч)

Основные теоретические сведения

Интересы и склонности к различным видам деятельности.

Актуальные и перспективные технологии обработки материалов. Виды обработки конструкционных материалов.

Технологии сельского хозяйства. Растениеводство. Структура, технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Капельное, аэрозольное орошение почвы.

Практические работы

1.Создание альбома «Сельскохозяйственные растения».

2. Сельскохозяйственная экскурсия на поле.

7 класс

Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч)

Основные теоретические сведения

Формула профессии. Профессия, специальность, должность.  Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

Основные виды культуры производства. Общая культура. Культура производства. Технологическая культура. Культура труда.

Материальная и духовная культура. Показатели технологической культуры. Технологическая культура как показатель качества и эффективности современного производства.

Основные компоненты культуры труда на производстве. Соблюдение трудовой дисциплины, выполнение требований научной организации труда, партнёрских отношений между участниками совместного труда.

Трудовая дисциплина. Договорная дисциплина. 

Технологический режим. Технологическая документация.  

Практические работы

1.Определение склонностей, способностей.

2.Экскурсия на производство.

8 класс

Современное производство и профессиональное самоопределение (6ч)

Основные теоретические сведения

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии.  Стратегия выбора профессии. Встреча с людьми успешной карьеры (дискуссия). Посещение Дней открытых дверей учебных учреждений.

Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства.

Разделение труда на производстве. Приоритетные направления развития техники и технологий. Влияние техники и новых технологий на виды и содержание труда.

Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Анализ типовых структур предприятия и профессионального деления работников. Знакомство с технологической культурой современного производства.

Анализ профессиональных возможностей личности школьника. Самоопределение школьников, знакомство с профессиями работников, занятых получением и обработкой пищевых продуктов. Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.

Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг.

Практические работы

1.Определение сферы интересов.

2.Определение темперамента.

3.Экскурсия в Многоотраслевой техникум г. Моршанска.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы, количество учебных часов

Основное содержание материала, темы

Характеристики основных видов деятельности обучающихся

5 класс

Классификации профессий. Роль профессии в жизни человека. 2(ч)

Знать основные понятия по разделу.

Уметь работать с тестами.

Контроль  знаний по разделу «Мир профессий»

Слушание, ответы на вопросы, сюжетно – ролевые игры, тестирование.

Промышленные и производственные технологии. Экскурсия на производство 2(ч)

Знать: сущность и виды труда;

сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда.

Уметь различать предмет труда, средства труда, продукты труда.

Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу

Работа с учебником, конспектирование, ответы на вопросы. Экскурсия.

6 класс

Интересы и склонности к различным видам деятельности. 2(ч)

Знать: сущность понятий интерес, склонности; этапы развития интересов, склонностей.

Уметь: осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности.

Диалог, активные познавательные действия, тестирование.

Технологии сельского хозяйства. Растениеводство.

Сельскохозяйственная экскурсия на поле 2(ч)

Знать:  классификационные признаки

профессий, их достоинства и недостатки;

Уметь составлять формулу будущей профессии.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Составление школьниками формулы своей будущей профессии.

Слушание, выполнение заданий, формулировка выводов, работа на участке, наблюдение, эксперимент.

7 класс

Формула профессии. Типы профессий. 2(ч)

Знать: ситуацию и правила выбора профессии

Уметь: применить правила выбора профессии на практике

Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

Текущий опрос.

Практическая работа

Участие в коллективном диалоге, активные познавательные действия, тестирование. Работа в тетрадях.

Технологическая культура. Технологическая документация.  Трудовая дисциплина.2(ч)

Знать: типичные ошибки при выборе профессии.

Уметь: находить типичные ошибки при выборе профессии.

Текущий опрос. Практическая работа

Просмотр презентаций, слушание, выполнение заданий, формулировка выводов.

8 класс

Мотивы и потребности.  Современный рынок труда. 1(ч)

Знать: сущность и назначение социальной сферы; содержание труда и требования, предъявляемые к человеку.

Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях трудоустройства.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы

Участие в коллективном диалоге, выражение личного отношения.

Сферы и отрасли современного производства. 1(ч)

Знать: сущность понятий профессия,  специальность; структуру современного производства.

Уметь: определять профессию, специальность, должность и квалификацию;

классифицировать профессии

Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий.

Дидактическая игра «Профессия, должность, специальность».

Работа с источниками информации: литература, в сети Интернет,

Профессия, специальность и квалификация современного работника.1(ч)

Знать: понятие профессиональное самоопределение, его компоненты;

этапы профессионального развития человека.

Уметь находить компоненты профессионального развития человека. Выписать в тетрадь опорные понятия.

Слушание, высказывание своей точки зрения, участие в коллективном диалоге.

Анализ профессиональных возможностей личности школьника.1(ч)

Знать: сущность самоопределения человека; виды самоопределения; аспекты смысла жизни

Уметь: определять смысл и цель своей жизни

Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни.

Слушание, диалог, анкетирование.

Экскурсия в Моршанский многоотраслевой техникум 2(ч)

Посещение Дней открытых дверей в учебные заведения города.

Составление собственного образовательного маршрута.

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7.1. 5 класс

«Современное производство и профессиональное самоопределение»

№ п/п

Тема урока, количество часов

Тип урока

Вид

контроля

Дата по плану

Дата

по факту

1

Классификации профессий. Роль профессии в жизни человека (2ч)

Урок методической направленности

Текущий

2

Промышленные и производственные технологии. Экскурсия на производство (2ч)

Образовательное путешествие

Текущий

Результаты обучения

По завершении учебного года обучающийся:

- знакомится с понятием «профессия», классифицирует профессии по назначению, определяет профессии по признакам и особенностям;

- называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий;

- приводит примеры функций работников этих предприятий;

- характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

- называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий.

7.2.6 класс

«Современное производство и профессиональное самоопределение»

№ п/п

Тема урока, количество часов

Тип урока

Вид

контроля

Дата

по плану

Дата

по факту

  1. 1

Интересы и склонности к различным видам деятельности.

(2ч)

Урок открытия новых знаний

Текущий

  1. 2

Технологии сельского хозяйства. Растениеводство. Сельскохозяйственная экскурсия в поле (2ч)

Образовательное путешествие

Текущий

Результаты обучения

По завершении учебного года обучающийся:

- имеет представление о собственных интересах и возможностях;

- перспективных технологиях обработки материалов, видах обработки конструкционных материалов;

- называет и характеризует актуальные технологии сельского хозяйства, профессии в области растениеводства;

- характеризует сельскохозяйственную  отрасль региона проживания;

- знает профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;

- описывает жизненный цикл технологии  строительства, приводя примеры.

7.3. 7 класс

«Современное производство и профессиональное самоопределение»

№ п/п

Тема урока, количество часов

Тип урока

Вид

контроля

Дата по плану

Дата по факту

1

Формула профессии. Типы профессий.

(2ч) 

Урок открытия новых знаний

Текущий

  1. 2

Технологическая культура. Технологическая документация. Трудовая дисциплина.

Экскурсия на производство (2ч)

Образовательное путешествие

Текущий

Результаты обучения

По завершении учебного года обучающийся:

- называет и характеризует типы профессий, актуальные и перспективные профессии в области промышленного производства;

- имеет представление о технологической культуре, технологической документации, трудовой дисциплине;

- называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики;

- называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;

- характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;

7.4. 8 класс

«Современное производство и профессиональное самоопределение»

№ п/п

Название раздела, тема раздела, тема урока, количество часов

Тип урока

Вид

контроля

Дата

по плану

Дата

по факту

1

Мотивы и потребности.  Современный рынок труда. 

(1ч)

Урок открытия новых знаний

Текущий

  1. 2

Сферы и отрасли современного производства.

(1ч)

Урок общеметодологической направленности

Текущий

  1. 3

Профессия, специальность и квалификация современного работника. (1ч)

Урок рефлексии

Текущий

  1. 4

Анализ профессиональных возможностей личности школьника. (1ч)

Урок развивающего контроля

Итоговый

  1. 5

Профессии, связанные с технологиями производств на региональном рынке труда.

(1ч)

Урок рефлексии

Текущий

  1. 6

Экскурсия в Моршанский многоотраслевой техникум (1ч)

Образовательное путешествие

Итоговый

Результаты обучения

По завершении учебного года обучающийся:

- имеет представление о рынке труда, о сферах и отраслях современного производства;

- знает классификацию профессий, умеет анализировать и сопоставлять свои склонности и способности с выбором будущей профессии;

- знаком с производственными профессиями предприятий своего района, даёт характеристику каждому типу профессий;

- имеет понятие о специальности и квалификации работника, факторах, влияющих на уровень оплаты труда;

- знаком с технологической культурой современного производства;

- анализирует свои профессиональные возможности;

- знаком с профессиями работников, занятых получением и обработкой пищевых продуктов, профессиями, связанными с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий;

- называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания;

- характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её развития.

                

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Базовые учебные ресурсы:

1.Набор измерительных инструментов для работы с тканями (линейка закройщика, угольники и др.);

 комплект для вышивания;

комплект для вязания крючком, спицами;

набор шаблонов швейных изделий для моделирования;

комплект инструментов для ручных швейных работ;

ножницы портновские и для рукоделия.

2.Технологические карты, чертежи, техническая документация на печатных и цифровых носителях,

пособия по правилам обработки материалов и технике безопасности;

задания и инструкции, организующие самостоятельную работу;

задания и инструкции, организующие практические и лабораторные работы.

Базовые методические ресурсы:

1. Набор проектных заданий.

2. Методические рекомендации в рамках технологии образовательного путешествия.

Мастерская

Общая площадь: 36 кв.м.

Назначение:

Проведение теоретических и практических занятий

Перечень оборудования мастерской

пп

Наименование

Количество,

ед.

Примечание

Учебное и лабораторное оборудование

1

Швейная машина класса 2ПМЗ с ручным приводом

3

2

Утюг электрический

2

3

Доска гладильная

1

Безопасность работ

1

Инструкция по ОТ и ТБ в общеучебном кабинете

1

2

Инструкция при работе на швейной машине

1

Общеучебное оборудование

1

Ноутбук

1

2

Мультимедийный экран

1

3

Учебная и дополнительная литература

Мебель

1

Стол и стул учителя

1

2

Столы и стулья для обучающихся

3

Шкафы для хранения пособий

8.3. Учебно-методическая литература

8.3.1. Список литературы для учителя

8.3.2. Список литературы для обучающихся 

1.Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М. Технология  5 класс АО «Издательство «Просвещение».

2. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М. Технология  6 класс АО «Издательство «Просвещение».

3. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М. Технология  7 класс АО «Издательство «Просвещение».

4. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М. Технология  8 – 9 класс АО «Издательство «Просвещение».

9. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО РАЗДЕЛА

«Современное производство и профессиональное самоопределение»

Выпускник научится:

  • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывать тенденции их развития;
  • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее развития;
  • разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда;
  • характеризовать группы предприятий региона проживания;
  • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания, информировать об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
  • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
  • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
  • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности;

Выпускник получит возможность научиться:

  • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
  • анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, производства продуктов питания, бытового сервиса.
  •  наблюдению (изучению), ознакомлению в сферах производства и обработки материалов, производства продуктов питания, бытового сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников;
  • поиску, извлечению и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

КТП ПМ 05, рабочая программа по ПМ05, КТП ПМ 02, рабочая программа ПМ 02

Описание тем по ПМ 02, ПМ 05 с учетом вида занятий материально технического обеспечения занятий и виды ВСР...

«Составление рабочих программ по математике. Новые требования к рабочим программа в 2018-2018 уч.году»

Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомен...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа русский язык к учебнику ЛадыженскойРабочая программа литература к учебнику Коровиной...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...