самовыгорание педагогов
статья

РАГУЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

самовыгорание педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygorvnie_pedagogov.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема эмоционального само выгорания педагогов: сущность и пути решения»

Подготовила:

Педагог-психолог

                                   МБОУ СОШ № 1 Рагузина Н.Н.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы поговорить с вами  о проблеме эмоционального само выгорания педагогов сущности и путей решения её.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой само цензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Итак, что же такое профессиональное само выгорание? Это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и обычно приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека

Причины возникновения синдрома эмоционального само выгорания:

1)  Гипертрофированное чувство ответственности у педагогов. Учителя – это люди, которые не могут выйти из школы, забыв про нее до следующего рабочего дня, потому что они должны готовиться к урокам, проверять тетради, придумывать конкурсы и праздники.

2)  Педагогическая деятельность – одна из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Педагоги работают в сфере «человек-человек», часто находятся в состоянии постоянного стресса и полной «боевой» готовности, т.к. конфликты в школе просто неизбежны.  А учителя должны быть постоянно готовы решать эти конфликты, также уметь быстро и правильно реагировать на «шутки» учеников. Кроме того, учителю надо общаться не только с учениками, но также с их родителями и коллегами по работе.

3) Сложившийся комплекс экономических проблем (маленькая заработная плата, недостаточная оснащенность школ, проблемы с аттестацией), а также социально-психологические проблемы, связанные с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

 Существует несколько уровней проявления эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усиления:

Первый - физиологический (начальный) проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах горле, животе, общем недомогании, нарушении сна возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.

Второй - эмоциональный. Выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, агрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности.

Третий - поведенческий. Проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опозданий на работу, стремление уйти пораньше, стереотипности восприятия воспитанников, усиление тяги к вредным привычкам.

Четвертый - смысловой. Утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.

 Работа изматывает тогда, когда нет осмысления, нет понимания того, «ради чего все это?». Вместе с тем успешная деятельность, напряженная осмысленная работа оставляет мало «рубцов» от стрессов. Педагог развивающийся имеет значительно меньше шансов эмоционально сгореть, получить профессиональную деформацию. Помощь педагогу должна заключаться не только в создании условий для отдыха, но и в создании условий, активизирующих процесс саморазвития. А саморазвитие следует начинать с выработки устойчивого адекватного поведения, развитию которого способствует освоение навыков регуляции своего физического и эмоционального состояния. Навыки вырабатываются с помощью упражнений. Специальные упражнения с использованием методов позитивного представления, концентрации на положительных эмоциях и методов аутотренинга, а также дыхательные техники и упражнения на расслабление помогают снять напряжение с мышц и периферической нервной системы, а также снимают стресс. Специальные упражнения помогают в некоторой степени контролировать отрицательные эмоции.

1. Правильное питание. Без него никуда: никаких полуфабрикатов и консервов. Только натуральные продукты и желательно приготовленные дома. Исключить или хотя бы уменьшить в своем рационе  мучные продукты и сладости. Поскольку их избыток вызывает утомление и слабость.

2. Высыпайтесь! Это простейшее и лучшее средство от усталости. Не хватает времени на сон? Задумайтесь, сколько времени вы тратите на телевизор, компьютер и т.п. А они только усугубляют ваше утомление.  

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ,  проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Любите шопинг – купите себе желанное платье

Любите общение - сходите с подругой в кафе

Любите животных – завидите котенка

Учитесь улыбаться жизни

Делайте все в удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...