мастер -класс "Использование технологии «Развитие исполнительских умений дошкольников в музыкально-дидактических играх» Гогоберидзе А.Г. для формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста
презентация к уроку

Ирина Васильевна Метлицкая

презентация и  текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_gogoberidze_a_1.pptx717.79 КБ
Файл master_klass_novyy.docx30.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии «Развитие исполнительских умений дошкольников в музыкально-дидактических играх» Гогоберидзе А.Г. для формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста Музыкальный руководитель Метлицкая И.В, МАДОУ «Детский сад №6»

Слайд 2

Цель : к концу мастер-класса слушатели получат представление о способах, приемах совместной и самостоятельной деятельности с детьми в «центрах музыкального развития» по формированию чувства ритма у дошкольников; потренируются в определении длинных и коротких звуков, знакомых песен по ритмическому рисунку с помощью условных символов для формирования чувства ритма у дошкольников, в создании простейших ритмических рисунков к заданным текстам для развития у них самостоятельной творческой деятельности.

Слайд 3

Центры музыкального развития Группа №2 (младший возраст) Группа №8 ( средний возраст)

Слайд 4

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма

Слайд 5

Этапы формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста 1 этап. На музыкальном занятии знакомимся с музыкально-дидактической игрой по формированию чувства ритма, изучаем свойства звука: учимся определять длинные и короткие звуки», тренируемся в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков. Музыкально-дидактическая игра « Звучащий клубок»

Слайд 6

2 этап. В совместной деятельности с воспитателем учимся прохлопывать ритм, правильно определять и выкладывать разнообразные ритмические формулы, знакомимся с их названиями. Попевка «Снег-снежок»

Слайд 7

3 этап. Дети играют в «центрах музыкального развития» самостоятельно, совершенствуя навыки различения звуков в процессе музыкально-дидактической игры, педагог косвенно наблюдает за игрой. Музыкально-дидактическая игра « Определи по ритму»

Слайд 8

Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото» 4 этап. Д ети совершенно самостоятельно играют в «центрах музыкального развития» по собственной инициативе и без помощи педагога, проявляя музыкальное творчество.



Предварительный просмотр:

1слайд Здравствуйте … . Меня  зовут Ирина Васильевна Метлицкая,  я работаю музыкальным руководителем  в детском саду №6. Сегодня я поделюсь опытом работы по формированию  чувства ритма  у детей дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.

2слайд Почему я обратила внимание на проблему развития чувства ритма?  Анализ педагогической диагностики по музыкальному развитию показал, что из всех музыкальных способностей чувство ритма  у ребенка развивается сложнее всего.  Наблюдая за детьми на музыкальных занятиях , за их самостоятельно организуемой музыкальной деятельностью в группе я увидела недостаточно свободное проявлении ими чувства ритма. Казалось бы, элементарные действия, а именно, прохлопывание различных мелодий, выполнение движений в соответствии с характером музыки, ритмичное исполнение мелодии на детском музыкальном инструменте, вызывают большие  трудности даже у старших дошкольников.

        Что же такое  ритм и чувство ритма? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.  Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, эмоционально чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить,  чувство ритма способствует  развитию речи, подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи,  помогает более легкому запоминанию стихотворений, развивать интеллектуальные способности ребенка. Большое значение чувство ритма  имеет на развитие двигательной активности детей. Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

          Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц,  пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому музыкальные игры и  упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

 Развивая чувство ритма у детей, мы в своем детском саду за основу взяли  педагогическую технологию доктора педагогических наук А.Г. Гогоберидзе, которая говорит о том, что самое главное,  начинать развивать чувство ритма  как можно раньше, уже с младшей группы.

 3 слайд Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, но на музыкально-дидактические игры и игровые упражнения  остается немного времени. С ними мы знакомимся на занятии, а играют дети совместно с педагогом или самостоятельно в группе в «центрах музыкального развития», которые оборудованы с  учетом новых требований. Музыкальная Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие чувства ритма дошкольников, побуждает детей к активной деятельности, способствует поддержанию интереса к этому виду деятельности.

4 слайд  Так, как же помочь каждому ребенку быть успешным в музыкальной деятельности? Что может выступить в качестве средства, развивающего у детей чувства ритма? На мой взгляд, музыкально-дидактические игры,  являются одним из самых эффективных средств развития чувства ритма у детей. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и легко действовать с ними в самостоятельной игровой деятельности. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

5 слайд  Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста представляет собой непрерывный  и последовательный  цикл, включающий четыре этапа.

     1 этап. На занятии знакомимся с музыкально-дидактической игрой, изучаем свойства звука, тренируемся в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков: высокий, низкий;  длинный  и короткий  звук. Для малышей такую помощь оказывает игра « Звучащий клубок». На занятие приношу клубок ярких шерстяных ниток. Тяну нить и пою: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку  отрезаю  ножницами, и кладу на фланелеграфе. Подобным способом отрезаю нитки разной длины и раскладываю в любой последовательности.  Проводя пальцем по ниткам, пропеваю либо долгие, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает. То же самое повторяют и дети с большим удовольствием и интересом, и имеют представление о длинных и коротких звуках не только слуховое, но и  зрительное.  Так же можно проводить игры с пуговицами (большими и маленькими), пуговицы можно изготовить из больших и маленьких коробочек из-под сыра, проделать в них дырочки, прошить разноцветными нитками. Музыкально-дидактическая игра «Звучащий клубок»

 6 слайд 2 этап. Для детей среднего возраста короткие и длинные звуки преобразуются в большие и маленькие фигурки –картинки со своими именами. Так, например, большая картинка имеет имя «ТА», а маленькая «ти». Затем  учимся прохлопывать ритм, правильно определять и выкладывать разнообразные ритмические формулы (четверть, восьмая). Основные ритмические группы мы изучаем с детьми в сопоставлении больших и малых образов.  Ритмические попевки составляем и сами, и берем готовые с учетом тем и времени года. Осень-листики, зима- снежинки, весна –подснежники, лето –ягодки, божьи коровки. На  примере попевки  «Снег-снежок» нотки превратились в снежинки. Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Хочу  отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. чтобы привить навык слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во). Когда мы проговариваем слово размеренно и делим слово на слоги  без ударения– те-ле-фон, де-ре-во –это противоречит  развитию чувства ритма . Овладение детьми способами самостоятельных действий в знакомых музыкально-дидактических играх на развитие чувства ритма, происходит при непосредственном участии педагога в игре.

7слайд  3 этап. В старшем возрасте, когда мы научились  различать длительности звуков (длинный, короткий), запоминать и воспроизводить ритмический рисунок(прохлопывая его, играть простейшие мелодии на двух пластинках и правильно извлекать звук на металлофоне.    Дети играют в «центрах музыкального развития» уже  самостоятельно, совершенствуя навыки различения звуков в процессе музыкально-дидактической игры; им предоставляется право выбора материала для дидактических игр с целью развития их самостоятельности, инициативы, творчества. Здесь педагог косвенно наблюдает за игрой.

8слайд 4 этап  И на четвертом этапе  когда дети умеют создавать простейшие мелодии к заданным словам, ритму, разбивать слова на слоги,  расставлять в словах акценты (ударения), работать самостоятельно и анализировать полученный результат, они  совершенно самостоятельно играют в «центрах музыкального развития» по собственной инициативе и без помощи педагога,  проявляя музыкальное творчество.

           Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей. А это, в свою очередь, дает детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности и, следовательно, положительно влияет на развитие музыкальности детей в целом, о чем говорит повысившийся интерес детей к разным видам музыкальной деятельности, активизации творчества и исполнительства.

В результате заметно возросла творческая способность   детей.

На музыкальных занятиях и в культурно-досуговой деятельности мы видим значительные успехи детей в пении (поют,  правильно передавая мелодию), движении (двигаются под музыку ритмично, раскованно, непринужденно)

7. Ритм в стихах, с использованием «звучащих жестов»

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.

Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект.

Новизна данной работы состоит в следующем:

1. Разработаны собственные музыкально –дидактические игры, попевки для  формирования ритма у дошкольников.

3. Развитие чувства ритма старших дошкольников с использованием

музыкально-дидактических осуществляется во время обычного

воспитательно-образовательного процесса и не требует дополнительных занятий.

4. Дети самостоятельно  могут играть в центре музыкального развития.

Игры на развитие чувства ритма    для младшего дошкольного возраста:  «Долгий - короткий», «Звучащий клубок», «Божья коровка». «Весёлая семейка», «Учись танцевать»

Игры для развития чувства ритма для старших дошкольников: «Название ритма», «Спой песенку друга», «Спой свою песенку»

   Игры с усложнениями:  «Игры с ладошками», «Игры с палочками». Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные инструменты», дети играют подгруппами разные ритмические формулы на музыкальных инструментах (ложках, бубнах).

Рефлексия. С какой технологией мы с вами сегодня познакомились и для чего мы будем ее использовать?

А сейчас  я вас попрошу объединится в три группы, для практической

Практическая часть 

Звучащий клубок

Цель: Знакомство с длинными и короткими звуками

Нужно взять  клубок ярких ниток (тянуть нитку и пропевать: «У-у-у», звук обрывается, нитку отрезать, положить на фланелеграф. Так выложить несколько лучиков - ниточек) проводя пальцем по ниткам, пропеваем либо долгие, либо короткие звуки. Таким образом , дети учатся  соотносить длину пропеваемого звука с определенной длиной нитки-луча. Попробуем сами.

2. В средней  игру усложняем.

Цель: Дать понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов –Та- и –ти

Предложить взять на столе один лучик-ниточку, выложить кружок (кружки разные по размеру). Положить солнышки в середину кружков.

К большим солнышкам приложить всю ладонь, маленьких слегка касаться пальцем, одновременно попевая –Та- или –ти, затем можно предложить детям составить ритмический рисунок.

4. Игры с картинками

Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Категория длины и тем более деления длительности – для ребёнка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые «переодеваются» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения.  

4 «Определи по ритму » 

Цель: учить прохлопывать  ритм с помощью карточек-лото, узнавать знакомые песенки по ритму,

Игровой материал: карточки, на одной половине которых графически изображен ритмический рисунок знакомой попевки, а другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание попевки; музыкальные ударные инструменты.

Ход  игры

Вариант 1. Ребенок (ведущий) или воспитатель исполняет ритм знакомой песни на одном из детских музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют попевку, и картинкой закрывают пустую половину карточки. При повторении игры ведущим становится тот ребенок, который ни разу не ошибся.

Вариант 2. Играющим выдается несколько карточек, поделенных на четыре части. На каждую из частей нанесен ритмический рисунок знакомой песни или попевки. У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания попевок. Он выбирает любой рисунок и проигрывает на инструменте ритм песни. Играющие должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто скорее закроет свои карты.

Вариант 3. Детям раздаются карточки с ритмом попевок и отдельно иллюстрации к ним. Каждый ребенок использует на музыкальном инструменте заданный ритм, соотнося его с попевкой, и выкладывает соответствующую карточку-иллюстрацию. Воспитатель проверяет правильность выполнения игрового задания. Выигрывает тот, кто первым верно выполнит задание.

Игра №2. «Учись танцевать».

Игровой материал: Большая матрёшка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрёшка, у детей маленькие». Большая матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит педагог и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. А теперь поиграем по-другому. Каждая маленькая матрешка уже научилась танцевать и придумала свой танец. Вам надо его «записать», т. е. выложить из карточек-лото и прислать большой матрешке, чтобы она проверила, правильно ли вы его записали, красивый ли получился ганец. Давайте будем внимательно слушать каждого, помогать и вместе проверять. Молодцы!

5.  «Ритмическое лото» 

Цель  игры:

- различать длительности звуков (длинный, короткий)

- разбивать слова на слоги

- расставлять в словах акценты (ударения)

- работать самостоятельно и анализировать полученный результат

- запоминать и воспроизводить ритмический рисунок

- играть простейшие мелодии на двух пластинках и правильно извлекать звук на металлофоне

В наборе:

15 двусторонних карточек с текстом детских песен и стихов-загадок

56 карточек с ритмическими группами

Цель игры:

Обогащать опыт музыкального восприятия

Развивать интерес к музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера

Развивать способность целостно воспринимать музыкальное произведение, выделяя в нем отдельные средства выразительности (изменение динамики, темпа, ритма)

Формировать умение чувствовать особенности музыки, различать умеренный, быстрый и медленный темп, динамику звучания (громко, тихо, громче,тише)

Развивать четкость, ритмичность музыки

В процессе систематических занятий с ритмослогами у детей развивается музыкальный слух : ведь необходимо вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять задания.В доступной игровой форме быстрее отрабатываютя навыки по развитию певческих и музыкально-ритмических способоностей. Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению музыкальным материалом

6. Ритмические стихи с хлопками. «Раз, два-острова», «Капли-сосульки»

с использованием «звучащих жестов»

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.

Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом. Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;

- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;

- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;

- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;

- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно шлепать по столу ладошками)

Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно шлепать по столу ладошками)

Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)

Музыкальный центр группы. 

Для организации самостоятельной деятельности детей в музыкальном центре.

Также в музыкальной зоне размещаются музыкально – дидактические пособия и карточки для развития чувства ритма:

- карточки с изображением коротких и длинных звуков;

- большие и маленькие матрёшки;

- карточки, на одной половине которых изображён ритмический рисунок знакомой песни, другая половинка пустая;

- «Гусеница» для фланелеграфа и ритмические «горошины» к ней;

- «Весёлый паровозик» и муз. – ритмические картинки зверей к нему и т.д.

  Роль воспитателя.Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Презентация "Использование музыкально-дидактических пособий для музыкального развития детей дошкольного возраста"

В презентации освещены вопросы необходимости использования музыкально-дидактических пособий, вследствии чего развивается общая музыкальность  ребёнка, его творческие способности. Предложены назва...

Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников

Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, эмоционального отношения к нему, интерпрет...

Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Картотека музыкально - дидактических игр на развитие голоса у детей дошкольного возраста.

Подбор музыкально - дидактических игр на развитие голоса.Например : Громко-тихо,Идите с нами играть,Не разбуди куклу и др....