Место технологий, методов и приемов в процессе педагогической деятельности
материал

Искра Алена Александровна

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-познавательного процесса. Отсутствие педагогических технологий трудно представить себе в современной педагогике. Но многие не понимают либо не различают между собой технологии, методы и приемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody.docx15.34 КБ
Файл priemy.docx50.83 КБ
Файл tablitsa_tehnologii.docx16.41 КБ
Файл tehnologii.pptx925.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методы  

Пассивные

Активные

Интерактивные

Учитель

Учитель=ученик

Учитель=ученик=ученик

К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

«Жужжащие» группы - Группы от двух до шести человек, обсуждающие тему за короткое время. Комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой.

Метод эстафеты - Каждый заканчивающий выступление участник может передавать слово тому, кому считает нужным.

Словесные

Наглядные

Практические

Проблемного обучения

Рассказ

Беседа

Объяснение

Дисскусии

Инструктаж

Лекция

Работа с литературой

Наблюдения (экскурсии, музеи, путешествия и т.д.)

Иллюстративный (картины, рисунки, таблицы)

Демонстративные (опыты, кинофильмы, технические установки)

Упражнения: устные, письменные, графические.

Лабораторно-опытные работы.

Творческий или познавательный метод

Активные и интерактивные методы обучения



Предварительный просмотр:

Приемы

Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.

Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):

Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.

Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.

Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. Например, «v» - уже знаю, «+» - новая информация, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. После этого составляется таблица, по которой проводится последующая работа. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

ИДЕАЛ. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.

Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа: почему…?, по какой причине…?, когда…?, для чего было нужно…? и т.д.

Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы "генераторов" и "критиков". Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.

"Жокеи и лошади" — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: найти себе пару.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте, по классу ходят только "жокеи", или наоборот.

Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.

Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.hello_html_m3731445d.jpg

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Прием "Логическая цепочка" можно использовать на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.hello_html_m2201a696.jpg

 Прием «Ошибочной информации» 



Предварительный просмотр:

Технология

Описание

Информационно – коммуникационная технология (ИКТ)

Это методы и приемы сбора, передачи и хранения информации, а так же взаимодействия между педагогом и обучаемым, как в прямом, так и в обратном порядке в системе современного образовательного процесса.

Технология развития критического мышления

Развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений)

Проектная технология

Создание проекта и его реализацию по пунктам. Формировать у учеников такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность и способность к творчеству.

Технология развивающего обучения

Ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности.

Здоровьесберегающие  технологии  

Система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.

Технология проблемного обучения

Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Игровые технологии

Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Модульная технология

Ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.

Технология мастерских

Передавать способы работы, а не конкретные знания. Результат: овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Кейс – технология

Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим.

Технология интегрированного обучения

Метапредметные навыки учащихся.

Технологии уровневой дифференциации 

Обеспечение успешного усвоения учебного материала каждым учащимся в зоне его ближайшего развития, с учетом особенностей, возможностей и потребностей.

Групповые технологии. 

Цель – создание необходимых условий для развития у детей самостоятельности, умения взаимодействовать с обществом и быстро выполнять поставленные задачи в группах.

Традиционные технологии (классно-урочная система)

Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка.

Смешанные технологии

Сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения.

ТРИЗ (решения изобретательских задач)

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Место технологий, методов и приемов в процессе педагогической деятельности

Слайд 2

. По результатам февральского анкетирования педагогов Богучанского района, было выявлено, что многие не понимают либо не различают между собой технологии, методы и приемы .

Слайд 3

Примеры опросных листов

Слайд 4

Используем ли мы технологии? Или все что мы используем это методы и приемы?

Слайд 6

Технология Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Слайд 7

Информационно – коммуникационная технология (ИКТ) Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению академика Б.Н.Глушкова (информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — информационная. Когда же компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология обучения".

Слайд 8

Технология развития критического мышления Развитие качеств ученика: готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает); гибкость (восприятие идей других); настойчивость (достижение цели); готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); осознание (отслеживание хода рассуждений); поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Слайд 9

Технология развивающего обучения Технология основывается на концепциях отечественных ученых. Так, например, Л.В. Занков , В.В. Давыдов, Д.Б . Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес . И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности . Г. Альтшуллер , И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования. Л.С. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития.

Слайд 10

Модульная технология Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".

Слайд 11

Технология мастерских Воспитывать личности с новым менталитетом. Помнить, что все дети способны. Использовать современные методы обучения и развития личности. Новый тип педагога.

Слайд 12

Кейс – технология Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Слайд 13

Для осуществления технологии используют методы Метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика.

Слайд 14

Для осуществления технологии используют методы

Слайд 15

Для осуществления методов используют приемы Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.

Слайд 17

В итоге получается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска.

Трудный ребенок - это........ Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре нач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (МЕТОД ПРОЕКТОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Метод проектов - это педагогическая технология, часто используемая в образовательном процессе на уроках английского языка...

Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"

Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...

Кинотерапевтические методы в процессе педагогической деятельности

Кинотерапевтичские методы в проессе педагогической деятельности. Просмотр и обусеждение фильма "Секрет"...

Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности учителя

В данной работе рассматриваются  технологии, применяемые для оптимизации образовательного процесса...

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства.Мало самому знать свой предмет и помнить что-то, что было когда-то выучено по методике и дидактике.Важн...

Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности

технологии и приемы , применяемые в педагогической деятельности...