Логопедическое комплектование в коррекционной школе.
методическая разработка

Акимова Нина Константиновна

Логопедическое комплектование в коррекционной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто, когда и почему?

 Логопедическое комплектование в коррекционной  школе.

    Первый вопрос КТО? Кто знает в чем разница между логопедом и учителем-логопедом? Логопед -  это специалист по коррекции речевых нарушений в области здравоохранения (поликлиники, больницы, реабилитационные центры). Его главная цель - коррекция нарушений звукопроизношения и развитие устной речи. Учитель-логопед - это специалист по коррекции речевых нарушений в системе образования. Главная цель школьного учителя-логопеда - предупреждение и коррекция нарушений письменной речи для успешного освоения общеобразовательных программ.

     Таким образом, в логопедические группы зачисляются учащиеся 1-х классов с целью предупреждения нарушений письменной речи с логопедическим заключениям общее недоразвитие речи 1,2 или 3 степени Начиная со 2 класса комплектование логопедических групп происходит с учетом наличия у учащихся нарушений письменной речи  (т.е. письма или чтения) В логопедии это называется дисграфия и дислексия. Логопедическое заключение звучит как нарушение письменной речи, обусловленной ОНР. Дети, имеющие по русскому языку 4 или 5 и не имеющие дисграфических ошибок в логопедические группы не зачисляются.  Обучающиеся, осваивающие адаптированную  программу для обучающихся с НОДА и УО зачисляются начальные классы - все, начиная с 5 по 7 класс при наличии средней и тяжелой степени системного недоразвития речи.

      Известно, что у многих детей стоит диагноз "дизартрия". Это медицинский диагноз, который ставится врачом-неврологом. Учитель-логопед ни поставить, ни снять данный диагноз не может. Дизартрия - это нарушение звукопроизношения в следствии недостаточной иннервации речевого аппарата. Часто дизартрия приводит к нарушению письменной речи. И тогда учитель-логопед занимается коррекцией звукопроизношения и нарушением письменной речи. Но бывают случаи, когда дизартрия есть, а нарушений письменной речи нет. Тогда ребенку нужен логопед медицинского учреждения, например реабилитационного центра. А школьный учитель-логопед ставит обучающегося на логопедический контроль с целью выявления нарушений письменной речи.

Но что же такое нарушение письменной речи, названной в логопедии дисграфией? Все ли ошибки на письме являются нарушением письменной речи, когда нужен учитель-логопед?

Дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение письма, связанное с нарушением деятельности анализаторов и психических процессов письма. Такие ошибки многие учителя называют нелепыми, но однозначно они не связаны с усвоением правил орфографии. (См. образец1)

Например это могут быть:

 замены гласных на письме в ударном положении.

туча - точа, лес - лис,

замены парных согласных

полка -болка, доска - досга, озеро - осеро, гладкий - кладкий

пропуски, недописывания,  вставки, перестановки на уровне слога, слова, предложения

диктант - дикат, дома - дма, тропа - прота, через - чере, декабрь - декабарь, деревья - деверья, наступила - на ступила,

аграмматизмы на письме

много деревов, дети бежит

замены графически сходных рукописных букв

в-д, т-щ, и-ш, п-т

В зависимости видов ошибок существует пять видов дисграфии.

      Кроме дисграфии существует особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания правил, что называется дизорфографией. То есть ребенок правила знает, но на письме применить их не может. Причиной тому является недоразвитие  высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление). В этом случае первым помощником ребенку будет учитель-дефектолог, психолог. (См. образец 2)

       В случае же орфографических ошибок на письме при незнании правил учащемуся требуются дополнительные занятия с учителем русского языка. Главное отличие от дизорфографии будет нестойкость этих ошибок. То есть выучит правило - ошибки уйдут. (См. образец 3)

        Одна из главных задач логопеда - правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависит методы и продолжительность коррекционной работы. Поэтому на обследование учащихся отводится две недели в начале года ( с 1 по 15 сентября) и две недели в конце учебного года ( с 15 по 31 мая). По итогам обследования составляется речевой профиль класса с рекомендациями логопедических занятий. При выпуске учащегося по решению учителя-логопеда из логопедической группы, ребенок остается на логопедическом контроле, а при повторном появлении на письме признаков нарушений письменной речи через год он снова может быть зачислен в логопедическую группу.

          Важно отметить, что коррекционная работа учителя-логопеда тесно связана с процессом обучения. Но учитель-логопед не дублер учителя и не репетитор, выполнение домашних заданий также не входит в обязанность учителя-логопеда. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга. Это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует успешному освоению учащимися общеобразовательной программы совместно с учителем, учителем-дефектологом, психологом и, конечно, с родителем.

Пититы. (Образец 1)

На  ступил декабарь   выпала  бушистый сенег. Он по крыл всю симлю былым ковором. За мерзла речека. Пититам гододно они ищу себе пищу. Дти каладу  в кумурушку  хлеб и зорна. Летом по савам нужны защата.  Пититы спасут урай.

Птицы.(Образец 2)

Наступил декабр. Выпал пушыстый снек. Он пакрыл всю землю белым кавром. Замерзла речька. Птицам голодно. Они ищют себе пищю. Дети кладут в кармушку  хлеп и зёрна. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут уражай.

Птицы.(Образец3)

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.