"От умения сотрудничать к умению учить себя"
статья

Сергеева Елена Михайловна

Выступление на муниципальном семинаре учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_umeniya_sotrudnichat_k_umeniyu_uchit_sebya.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

От умения сотрудничать к умению учить себя

(выступление на муниципальном семинаре учителей русского языка и литературы Сергеевой Е.М.  25. 03. 2015г.)

 Сегодня  вряд ли кто будет спорить с тем, что усилия учителей в большей мере должны быть направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, которые происходят с ребенком.

   Для многих школа была  и остаётся  важным жизненным опытом, нередко, к сожалению, стрессовым  и неприятным. Для ученика 11 лет — это целый отрезок жизни, это время встреч, время завязывания отношений, время формирования самоуважения.  В настоящее время именно школа ставит человека лицом к такой  ситуации, которая требует от него,  прежде всего, личностного развития, и очень хотелось бы, чтобы школа  стала как для ребенка, так и для учителя явлением ценным и позитивным. И я убеждена в том, что сегодня  это возможно.

   Учитель, проводя урок или внеклассное мероприятие,  должен стараться создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с ним, учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

   Я думаю, и многие со мной согласятся, что в настоящее время и детям, и учителям приходится тяжелее, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Да и сами дети сегодня иначе общаются друг с другом.

   Этому существует множество объяснений. Известно, что члены семьи проводят все меньше и меньше времени друг с другом: дома люди, в большинстве своём, не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих "без присмотра", возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей.

   Мы, учителя, вынуждены больше времени уделять вопросам дисциплины в классе, и, к сожалению, приходится признать, что милым и дружелюбным детям достается все меньше и меньше  нашего внимания. Получается какой-то замкнутый круг: нам приходится работать с всё большим числом беспокойных детей, что вынуждает нас устанавливать более строгие порядки. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются и друг с другом, и с учителем. В результате ученики не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и "неуправляемыми".

Кроме того, дети сегодня чувствуют, что и в профессиональной жизни происходят изменения. Никто не может сказать с уверенностью, что, даже успешно окончив школу, ребёнок сможет работать в той области, которая его привлекает и которая соответствует полученному им образованию. Рынок труда стал придирчивым. Для многих, похоже, уже нет на нем места, а те, кто получает возможность работать, должны быть не только квалифицированными специалистами в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.  

Поэтому первостепенной задачей учителя в школе становится   создание условий для самообразования, самовыражения и самореализации каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков. А для этого необходимо на уроках  как можно чаще использовать такую технологию обучения, которая позволит создать все эти условия. Учителю важно  перейти от педагогики принуждения  к педагогике сотрудничества. 

Сотрудничество — это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Основные принципы обучения в сотрудничестве следующие:

1. «Взаимозависимость членов группы».  Коротко: «одно задание на всех, одна оценка всем!».

2. «Личная ответственность каждого». Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и (что важно!) успехи товарищей.

З. «Равная доля участия каждого участника». Как правило, это достигается либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего материала на фрагменты.

4. «Рефлексия». Обсуждение группой качества своей работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Преимуществом  данной технологии является:

- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

- в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;

- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений;

- обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а  следовательно, обеспечивает более прочное усвоение;

- овладение ЗУН каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития;

- сотрудничество сильных, средних и слабых учеников: такое сотрудничество разных по уровню успеваемости детей приводит к тому, что слабые доходят до уровня среднего, а средние до уровня сильного ученика;

- важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Внедрение учителем русского языка и литературы в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечит:

  • повышение качества образования;
  • формирование коммуникативных умений и навыков;
  • развитие устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;
  • успешную самореализацию;
  • сотрудничество учителя и ученика.

При обучении в сотрудничестве необходимо соблюдать три основных принципа:

  • награда (группа получает одну на всех в виде бальной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);
  • индивидуальная ответственность (успех и неуспех команды зависит от удач или неудач каждого);
  • равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами).

Продуктивность данной технологии  заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Технология опыта

С чего же начать?  

1 Шаг: начинать нужно с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, конечно же, видеть лица друг друга.

2 Шаг:  обучение культуре общения в группе.

Для этого необходимо познакомить детей с памяткой  работы в группе:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд

3 Шаг:  деление класса на группы (поначалу группы не стоит делать большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. Далее важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять:

  • роль ведущего (отвечающего за выполнение задания)
  • редактора (проверяющего правильность выполнения)
  • оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления) и т.д.

Содержание работы по внедрению технологии обучения в сотрудничестве предполагает несколько этапов:

1. Организационный -  происходит формирование групп с учетом уровня обученности, личных симпатий учеников друг к другу; происходит размещение учащихся по рабочим местам, что способствует общению в процессе совместной деятельности; повторяется памятка "Работа в малых группах".

2. Этап выполнения задания -  определяется учебно-познавательная цель; происходит определение вида деятельности группы; распределение заданий по группам; деление заданий на логические части; распределение ролей среди учащихся каждой группы", выполнение заданий по принципу "вертушки" либо по частям.

3. Этап обсуждения заданий группами -  включает в себя выступления групп.

4. Анализ и контроль - учащиеся выполняют самостоятельно предложенное задание. Учитель может провести проверочную работу, дать индивидуальные тесты.

5. Обсуждение достигнутых результатов -  учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в процессе работы, о путях их преодоления. Учитель подводит итог урока, формулирует выводы.

Примеры заданий для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

- «Цепочка» — чтение по цепочке, решение орфографической задачи по цепочке, работа по карточке по цепочке.

- Выполнить микроисследование (например, изготовить «шпаргалку-помощника» относительно различных правил).

- Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи (по цепочке).

- Изготовить опорные сигналы для решения задач определенного типа.

- Изготовить карточки — графические опоры.

- Изготовить бумажные слайды ли нарисовать комиксы для пересказа текста.

- Написать сценарий  рассказа, инсценировать его..

-  Подготовить ответы на вопросы по новому материалу.

-  Подготовить сообщение, доклад, реферат.

- Придумать формулировки, стихи  для лучшего запоминания правил.

- Придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам («Что было, если бы..»).

- Составить вопросы к тексту.

-  Составить загадки, кроссворды по темам.

На своих уроках я стараюсь использовать элементы технологии обучения в сотрудничестве:

 

Умение учиться существует лишь в  форме учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебное отношение с любым источником знаний, умений, навыков – с книгой, кинофильмом, музейным экспонатом, с каким – нибудь фактом культуры, с любым умелым и знающим человеком.

Начинать организацию такого сотрудничества можно, и даже необходимо, с первых уроков, предлагая детям ситуации, в которых они работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах по 2-4 человека. Обучение необходимо начать с показа, с образца совместного решения задачи. Учитель вызывает одного из учеников к доске и просит составить предложение по схеме и показывает вместе с ним как надо помогать друг другу, чтобы задание было выполнено правильно. 

На уроках русского языка в 5 - 7 классах я использую метод сотрудничества при проверке домашнего задания (как правило, в начале урока). Ребятам предлагается " по вертушке" проверить правильность выполнения домашнего упражнения, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему сделано исправление.

Часто на уроках даю задания – “ловушки”:  задаю  вопрос и, работая вместе с классом, предлагаю неверный ответ или присоединяюсь к неверному ответу ученика. Для учеников создается ситуация, в которой они  должны сопоставить свою и другую точку зрения, что воспитывает у учеников привычку ни с кем не соглашаться просто так,  не подумав.

Метод обучения в сотрудничестве я применяю и при выполнении орфографической или пунктуационной работы: ребята с удовольствием участвуют в так называемых орфографических или пунктуационных «эстафетах», тем самым приучаю ребят к сложной и кропотливой  аналитической работе.

(фрагмент урока)

В своей работе я использую (ввиду того что классы у нас малочисленные - самое большее 5-6 человек)  метод обучения в команде, отдельными формами которого являются:

  • обучение в малых группах (по два человека)

(фрагмент урока в 5 классе по теме «Имя существительное» – работа в паре)

  • командно-игровая деятельность (занят весь класс)

(фрагмент урока в 5 классе «Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»)

В 5 классе проводила урок – обобщение по синтаксису и пунктуации (урок проходил в форме путешествия). Насколько дети усвоили материал о второстепенных членах предложения, показала их совместная работа.

  • обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (занят весь класс)

(фрагмент урока в 7 классе «Беседа с текстом»)

Очень нравиться ребятам такой приём, как беседа с текстом или  диалог с автором. Думаю, что очень важно учителю сформировать у детей умение вести такой диалог, потому что этот навык им очень пригодится при подготовке к написанию сочинения-рассуждения  в 9 и в 11 классах.

Текст членится на предложения. Каждое предложение начинается с новой строки. Именно в таком виде он поступает детям, чтобы они имели возможность обсудить свои вопросы и гипотезы по каждому предложению.

  • индивидуализация обучения в группах (работа по )

(фрагмент урока в 11 классе по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»)

Готовясь к уроку литературы,  наряду с индивидуальной подготовкой дети часто работают в парах. От того как они подготовятся дома и совместно отработают материал на уроке, зависит не только  их общая  отметка, но и весь ход урока.

 Недавно в 11 классе я проводила урок по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор». В этом произведении писатель рассказывает историю девочки – подростка, которая, связавшись с плохой  компанией, оказалась в положении, и, избавившись от ребёнка, бросила школу. Родители отвезли её на перевоспитание к бабушке в деревню. Распутин в рассказе поднимает множество нравственных проблем: какой должна быть современная женщина? В чём заключается женское счастье? какой должна быть истинная любовь? А также проблему современных подростков, проблему взаимоотношения поколений, проблему нравственных устоев семьи и др.

В  классе обучается 6 человек. Готовились к уроку как в парах, так и индивидуально. Первая пара учениц (а работали дети в паре по симпатии) отвечала на вопросы о бабушке, вторая – на вопросы о Вике. Юноша формулировал проблемы, которые поднимает писатель в рассказе, а ещё одна ученица  определяла роль пейзажа в этом произведении.

(фрагмент урока)

Все задания в обучении сотрудничества, как мы видим, требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, рассуждения, доказательства, совместного выполнения заданий.

Применяя технологию сотрудничества в обучении, мы  можем  помочь и  расцвету личности ребёнка.  Нам нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Напротив, мы должны помочь детям  следовать их  собственным целям и желаниям, которые они  выражают в творчестве: когда читают, пишут, сочиняют стихи, рисуют или инсценируют произведения.

(видеофрагмент)

Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым знанием или умением. Нужно предоставить обучающимся возможность постигать материал и индивидуально, и сообща, чтобы каждый ученик учил себя через обучение в сотрудничестве с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Умение плавать- это умение правильно дышать!"

Проект был подготовлен мною с учениками 8 класса. Мы с ним приняли участие в школьной научно-практической конференции. С ним я также  участвовала к городском семинаре "Проектная деятельность на у...

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии:  "Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться" при под...

Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться

В статье "Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться" говорится о путях повышения учебной мотивации школьников....

Перевод предметных умений в общеучебные умения школьника на уроках ИЗО

 «ПЕДАГОГИКА – не наука, а искусство: самое обширное, сложное,     самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опир...

Формирование навыков заботы о себе и защиты своего «Я». Умение говорить «нет».

Необходимо сформировать навыки противостояния групповому давлению, навыков неприятия алкоголя, курения, наркотиков.  Осознание права и необходимости защищать себя....

Презентация к уроку на тему "Table manners" ("Умение вести себя за столом")

Основные правила этикета при приеме пищи за столом кратко и в картинках для детей....

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...