план работы с одаренными детьми
учебно-методический материал

Зайнуллина Елена Петровна

что называется одаренностью, план работы с детьми с высокой мотивацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_silnymi.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                      План работы с одаренными детьми

                          на 2019-2020 учебный год

   Пояснительная записка

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Характеристика одарённых детей

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель:

  • создать благоприятные условия для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства;
  • уделять особое внимание поддержке одарённых (мотивированных детей), усилить научно – методическое сопровождение по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по – своему

 Задачи:

- удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

 - помогать одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность).

Обоснование необходимости работы с одаренными детьми.

Реформы, произошедшие в системе образования, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. В нашем сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

Принципы работы с одаренными детьми.

1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2. Акцент на решающую роль теории.

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

 4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

 5. Поддержание интереса, любознательности.

 6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т. д.

 Методы работы 

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

 Основные направления работы 

1. Разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся.

2. Диагностика – неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

3. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

 4. Развитие творческих способностей учащихся.

 5. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

 а) организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;

б) знакомство учащихся с новинками литературы;

г) помощь ученикам в подборе литературы.

Ожидаемые результаты:

 - удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня;

 - формирование банка технологий и программ для работы с одаренными детьми;

 - количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).

План работы с одарёнными и талантливыми детьми

№ п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

1

Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

план

Август

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. Формирование списков обучающихся

собеседование.

Сентябрь

3

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе.

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам.

Практические занятия

 

Октябрь

4

Подготовка к участию в районной предметной олимпиаде

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад

Ноябрь

5

Участие школьников во Всероссийском конкурсе-игре «Русский медвежонок»,

Ежегодно, октябрь-ноябрь

6

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных  методов обучения, развитие  у учащихся творческого и исследовательского мышления

В течение года

7

Организация участия обучающихся в:

  • Дистанционных всероссийских олимпиадах,

-     Интеллектуальных конкурсах

-     Всероссийских дистанционных

      творческих конкурсах

 

В течение года

8

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

 

В течение года

9

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

  Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

 

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...