Школа молодого учителя
методическая разработка

Ореховская Наталия Петровна

Пояснительная записка

 

   Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОСы  эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают. «Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

   Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых

важных  составляющих  деятельности методической  работы  учреждения

образования .Известно, что окончание учреждения высшего образования

и получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему  предстоит  определенный  путь  профессионального  становления ,первоначальной частью которого является период адаптации

–«вживания» в профессию.

Цель «Школы молодого учителя»:

  • Проектирование образовательного пространства развития профессиональных компетенций молодых специалистов.
  • Содействие повышению профессионального уровня, развитию творческого потенциала учителя, совершенствованию мастерства, вооружению методикой и технологией обучения, влюбить его в наше дело.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_molodogo_uchitelya.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №  48" г. Улан-Удэ  

Школа молодого учителя

.

"Молодой специалист становится                                                                                               хорошим учителем, прежде всего,  

благодаря обстановке творческого труда                                                                                                            педагогического коллектива и ученического»

В.О. Сухомлинский

 «Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов...»

А.С.Макаренко

Пояснительная записка

   Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОСы  эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают. «Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

   Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых

важных  составляющих  деятельности методической  работы  учреждения

образования .Известно, что окончание учреждения высшего образования

и получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему  предстоит  определенный  путь  профессионального  становления ,первоначальной частью которого является период адаптации

–«вживания» в профессию.

Цель «Школы молодого учителя»:

  • Проектирование образовательного пространства развития профессиональных компетенций молодых специалистов.
  • Содействие повышению профессионального уровня, развитию творческого потенциала учителя, совершенствованию мастерства, вооружению методикой и технологией обучения, влюбить его в наше дело.

Основные задачи «Школы молодого учителя»: 

  1. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
  2. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
  3. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
  4. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс

Планируемые результаты:

  1. Подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;
  2. Совершенствование системы методической работы;
  3. Повышение качества образования;
  4. Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Индикативные показатели:

  • умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;
  • овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;

умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу

  • умение проектировать воспитательную систему;
  • умение индивидуально работать с детьми;
  • овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
  • становление молодого учителя как учителя-профессионала;
  • повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;

Основные направления работы «Школы молодого учителя»:

  • помощь становлению психологической адаптации и реализации индивидуального творческого потенциала молодых учителей;
  • способствовать постоянному творческому росту, формированию педагогического мастерства;
  • помощь в планировании и организации работы по вопросам модернизации учебно-воспитательного процесса;
  • внедрение передовых методов обучения;
  • помощь в выборе молодыми педагогами оптимальных форм, методов и средств обучения.

Структура работи з молодыми специалистами

ІІ раздел

Формирование учителя как творческой личности, способной к созданию качественно нового, значимого для практической педагогической деятельности, - одна из важнейших задач современной науки и практики.

                                                                       

Организационная работа

1. Индивидуальная беседа с каждым молодым учителем.

2. Ознакомить с материально-технической базой школы.

3. Составить план работы школы молодого учителя.

4. Провести совещание по вопросам оформления школьной документации. Предоставить методические рекомендации молодым учителям по составлению календарно-тематических планов, ежедневного планирования, ведения классных журналов, организации рабочего дня.

5. Организовать проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий молодыми учителями.

6. Организовать совместное посещение уроков опытных коллег и тщательный их анализ.

7. Предоставить молодым учителям рекомендации по самообразованию.

8. Организовать ознакомление молодых учителей с научно-популярной литературой.

9. Организовать обсуждение новинок педагогической литературы, творческих достижений других учителей.

10. Организовать чтение эссе «Поиск своего урока».

11. Заслушать творческий отчет педагогов «Открытый разговор».

12. Организовать выставку учителей-стажеров «Мой первый год учительства»

13. Провести час мечтаний «Идеальный урок».

14. Проработать с молодыми учителями нормативные документы Министерства образования о проведении итоговой государственной аттестации.

ІІІ раздел

«Мастерство не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учиться, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта»  

                                                                      А. С. Макаренко

Тематика занятий

Первое  заседание

Сентябрь

Творчество, мастерство, совершенство – это, прежде всего, упорный труд.

В. Сухомлинский

Тема.  Первые шаги к вершинам педагогического мастерства

1. Знакомство с молодыми специалистами. Время общения «Встреча со школой. Рассказ о себе». Закрепление наставников.

2. Анкетирование. Изучение запросов молодых специалистов в оказании методической помощи.

3. Обсуждение плана работы школы молодого учителя на учебный год.

4. Встреча молодых учителей с опытными учителями школы.  Выбор наставников.

5. Изучение нормативных документов о школе, правил для учителя.

6. Инструктаж по планированию работы учителя. Работа с учебными программами и пояснительными записками к ним

7. Практическая работа. Освоение навыков ведения школьной документации. Учет, оценка и контроль знаний учащихся.

8. Консультация. Рекомендации и советы по подготовке молодого учителя к уроку.

9. Обзор новинок методической литературы.

Работа между заседаниями

1. Познакомиться с методическими рекомендациями методического кабинета (самоанализ урока, требования к современному уроку и т. д.)

2. Изучить опыт работы учителей школы, который есть в наличии в методическом кабинете.

3. Проработать статьи профессиональных журналов, газет и интернет-изданий по теме: "Урок как основная организационная форма обучения. Современные требования к уроку".

Второе заседание

Ноябрь

Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, его эрудиции.    

 В. Сухомлинский

Тема.  Урок - главная форма организации учебного процесса

1. Консультация. Как преодолеть страх перед уроком.

2. Методические требования к построению и проведению современного урока. Структура и методика проведения интерактивного урока.

3. Практическая работа.  Моделирование современного урока. Технологические подходы к проектированию урока.

4. Игра-тренинг «Камертон» (каждый участник представляет пути формирования мотивации на уроке).

5. Дискуссия «Как сделать урок эффективным».

6. Консультация «Психологическая атмосфера урока. Язык тела учителя на уроке».

7. Рецепт приготовления хорошего урока.

Работа между заседаниями

      1. Проработка профессиональной периодики и методической литературы по теме "Контроль и оценка знаний учащихся".

2. Посещение уроков опытных учителей.

3. Разработать и провести открытый урок и сдать план-конспект.

3. Подготовиться к проведению самоанализа урока и анализа уроков своих коллег.

4. Подготовить эссе «Поиск своего урока».

Третье  заседание

Январь

Самое главное поощрение и самое сильное (но не всегда действенное) наказание в педагогической практике - оценка. Это наиболее острый инструмент, использование которого требует огромного умения и культуры.

В. Сухомлинский

Тема.     Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

1. Принципы организации диагностики и контроля за учебной деятельностью учащихся.

2. Методическая панорама «Эффективные формы и методы контроля учебных достижений учащихся». Обзор различных видов контроля знаний: предварительный, текущий, повторный, тематический, периодический, итоговый, комплексный.

3. Консультация. Психологическая составляющая оценивания и восприятия оценки учащимися и их родителями.

4. Использование разноуровневых заданий с целью формирования ключевых компетентностей во время контроля.

5. Деловая игра «Организация контроля знаний» (каждый участник представляет свои формы проведения контроля знаний учащихся).

6. Дискуссия «Какими правилами должен пользоваться учитель для обеспечения оптимальности процесса оценивания учебной работы школьников».

7. Обзор педагогической литературы по теме «Оценка и контроль в опыте учителей-новаторов».

8. Тренинг «Защита от стрессов» . Работа с психологом.

Работа между заседаниями

1. Анкетирование «Какие трудности возникают?»

2. Проработать литературу по вопросу организации внеклассной работы с учащимися.

3. Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий.

4. Рейд «Какие оценки в твоем дневнике, ученику?»

3. Проведение внеклассных мероприятий. Подготовить и сдать сценарии мероприятий.

 Четвертое заседание                  

 Март

Школа – это жизненное пространство ребенка;  здесь она не просто готовится к жизни,  а живет.

                             

Тема.     Внеклассная работа как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса

1. Круглый стол "Обсуждение и анализ внеклассных мероприятий, которые посетили."

2. Доклад «Внеурочная деятельность в школе. Методика организации внеклассной и внешкольной работы с учащимися»

3. Блиц интервью. Основные формы и методы внеклассной работы. Характеристика отдельных форм воспитательной работы.

4. Просмотр презентации «Формирование гражданской компетенции учащихся средствами внеклассной деятельности»

5. Практическая работа. «Поиски новых форм внеклассной воспитательной работы в школе»

6. Консультация психолога. Мастерство учителя управлять своим эмоциональным состоянием.

Работа между заседаниями

1. Знакомство с опытом коллег: посещение внеклассных мероприятий, факультативов, консультаций.

2. Сделать анализ посещенных мероприятий.

3. Взаимопосещения уроков.

4. Написать реферат «Организация внеклассной воспитательной работы в классе». (На примере одного из классов, в которых преподаете.)

5. Проработать «Положение о самообразовании учителя».

  Пятое заседание

  Май

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученику искорку знаний, учителю необходимо впитать целое море света.                                                                           В.Сухомлинский

Тема.  Подготовка учителя к самообразовательной деятельности как составляющая его профессионального роста

1. Доклад «Общекультурная и профессиональная самообразование»

2. Аукцион знаний. Общие направления и основные компоненты самообразовательной деятельности.

3. Практическая работа. Разработка личного плана самообразовательной работы.

4. Критерии оценки результатов самообразования.

5. Анкетирование для проверки самообразования молодого учителя. Анкета, которая побуждает учителей к самообразованию.

6. Алгоритм работы учителя над индивидуальной научно-методической темой.

7. Консультация. Самоанализ урока как средство повышения эффективности профессиональной деятельности учителя.

8. Творческий отчет начинающих педагогов «Открытый разговор».

9. Час мечтаний «Идеальный урок».

10. Выпуск стенной газеты учителями-стажерами «Мой первый год учительства»

Работа между заседаниями

1. Подготовить мини-сочинение на тему «Роль школы молодого учителя в моем профессиональном становлении».

2. Подготовить предложения «Что можно сделать для повышения уровня работы школы молодого учителя?»

3. Подготовить предложения по работе школы молодого учителя на следующий учебный год.

АНКЕТА для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

   -Да           -Нет            -Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

  • в календарно-тематическом планировании
  • в проведении уроков
  • в проведении внеклассных мероприятий
  • в общении с коллегами, администрацией
  • в общении с учащимися, их родителями
  • другое (допишите)
  • в общении с учащимися, их родителями
  • другое (допшите) ___________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

  • формулировать цели урока
  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
  • мотивировать деятельность учащихся
  • формулировать вопросы проблемного характера
  • создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
  • подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
  • активизировать учащихся в обучении
  • организовывать сотрудничество между учащимися
  • организовывать само и взаимоконтроль учащихся
  • организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
  • развивать творческие способности учащихся
  • другое допишите)_____________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию
  • практико-ориентированному семинару
  • курсам повышения квалификации
  • мастер-классам
  • творческим лабораториям
  • индивидуальной помощи со стороны наставника
  • предметным кафедрам
  • школе молодого специалиста
  • другое (допишите)____________________________________________

6.Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): 

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
  • приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
  • учет и оценка знаний учащихся
  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
  • урегулирование конфликтных ситуаций
  • формы работы с родителями
  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого учителя

"Кадры решают  все..."  В нашей школе возвращаются выпускники с дипломами учителя очень отрадно, но первые шаги они делают  вместе с нами со своими учителями......

Авторский проект "Школа молодого учителя "Наша надежда""

Статья написаная в соавторстве с зам. директора по УВР Анистратенко Л.И. о работе школы молодого учителя в нашем ОУ, в статье также приводится программа тренингового занятия с молодыми учителями....

План работы "Школы молодого учителя"

План работы "Школы молодого учителя"...

Методические рекомендации "Школа молодого учителя"

Методические рекомендации   по планированию и организации деятельности ШМО в условиях развития образовательного учреждения...

Школа молодого учителя. Разработки занятий

В материале представлены разработки занятий школы молодого учителя...

Школа молодого учителя

Система занятий...

Школа молодого учителя

Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с учащимися? Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил вуз, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на п...