Тема: «Развитие творческих способностей школьников на уроках математики путем использования элементов интерактивных технологий в коллективно-групповом обучении»
учебно-методический материал (10, 11 класс)
Актуальность.
Одно из требований к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Теперь для учителя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать базу знаний ученикам необходимо внедрение интерактивных форм обучения, использования системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие творческих способностей школьников на уроках математики путем использования элементов интерактивных технологий в коллективно-групповом обучении»
Мое педагогическое кредо – быть учителем, который отдает все свои силы для развития творческой индивидуальности ученика. Именно эти слова определяют задание, которое я воплощаю много лет – использование интерактивных технологий в коллективно-групповом обучении, формирование личности и воспитание гражданина, способного жить в демократическом мире.
Актуальность. Одно из требований к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Теперь для учителя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать базу знаний ученикам необходимо внедрение интерактивных форм обучения, использования системно-деятельностного подхода.
«Знания не ради знаний, а знания – для обогащения жизненного опыта»
Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации
Цель:
- определение путей развития творческих способностей учащихся средствами интерактивных технологий и их рационального использования в процессе изучения математики
Научной основой моего опыта являются взгляды относительно самой концепции «творчество» таких ученых и педагогов как: Л.М. Коган, Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, А.С. Каргин, В.А. Умный, А.И. Мотков.
Суть инновационного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех участников. Это взаимообучение (коллективное, групповое), где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют анализ. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно содействует формированию навыков и умений, вырабатыванию ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, даёт возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Более 2400 лет назад Конфуций сказал:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Эти три простых утверждения обосновывают необходимость использования активных методов обучения. Немного изменив слова великого китайского педагога, можно сформулировать кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навык.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Намного важнее научить, нежели просто рассказать. Хотя последний метод проще, доступнее и, безусловно, быстрее. Учитель может быстро сообщить ученикам то, что они должны знать, и они забудут это ещё быстрее. Процесс обучения не автоматическое изложение учебного материала. Он требует напряженной умственной работы ребёнка и его собственного активного участия в этом процессе. Объяснение и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут настоящих, стойких знаний. Этого можно достичь только при помощи активного обучения.
Устный счет. Метод «Карусель» карточки
Этап Изучение нового материла
Метод «Обучая — учусь» Геометрия, 11 класс Тема. Многогранник и его элементы. Призма
После сообщения темы и цели урока каждый ученик получает карточку со своим заданием. В течение нескольких минут учащиеся ищут ответ в учебнике. Диалог может происходить только в паре, учитель руководит процессом. Через определенное время несколько учащихся воспроизводят полученную информацию. В ходе ответов на доске и в тетрадях делают записи.
Содержание карточек:
Базовый уровень
1. Составить устный рассказ о многогранники и их элементы.
2. Охарактеризовать призму, как многогранник.
Средний уровень
3. Привести примеры многогранников в быту, доказать необходимость знаний о многогранниках для разных профессий.
4. Чему равна площадь прямой призмы, если ее боковое ребро равно h и основание — правильный треугольник со стороной а?
5. Сколько граней, ребер и вершин имеет n-угольная призма? Может иметь призма 101 граней? 101 ребро? 101 вершину?
Высокий уровень
6. Три грани призмы — квадрат со стороной 2 см, а две другие — треугольники. Начертить эту призму и ее развертку.
7. Построить треугольную призму, одна из вершин верхнего основания которой проектируется в центр окружности, вписанной в нижнее основание призмы.
Результаты: На уроке были рассмотрены и изучены объемный блок информации. Учащиеся работали самостоятельно с учебником, передавали свои знания одноклассникам, выступая в роли учителя. Получили общую картину понятий и фактов, касающихся темы урока.
«Метод «Незаконченные предложения»
Геометрия, 8 класс. Тема. Квадрат Цель применения интерактивного метода: усвоение учащимися определение квадрата; формирование умений выражать собственные идеи, говорить кратко, но по существу и убедительно.
- 1. Дайте разные названия этой фигуры. (Эта фигура — четырехугольник. Это параллелограмм. Данная фигура является прямоугольником. А также ромбом).
- 2. Закончите предложения: а) Квадрат — это прямоугольник, у которого... б) Квадрат — это ромб, у которого... в) Квадрат — это параллелограмм, у которого...
- 3. Найдите по учебнику, подтверждение своих мыслей
Результаты: Учащиеся усвоили определение квадрата, отработали умение кратко и убедительно выражать свои мысли.
Закрепление. Метод «Мозговой штурм»
Алгебра, 10 класс
Тема. Тригонометрические уравнения
Цель применения интерактивного метода: формирование навыков решать уравнения, собрав за ограниченное время как можно больше идей.
Задачи: Решите уравнение: sin2005x-cos 2005x = l.
Результаты:
Во время коллективного обсуждения, поиска решения учащиеся проявили творчество, свободно выражали мысли, идеи, которые фиксировались на доске.
Правила проведения:
1. Высказывайте все, что приходит на ум.
2. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других.
3. Можете повторять идеи, предложенные кем-то другим.
4. Попробуйте расширить предложенную идее
Рефлексия.
Использование метода «Шесть мыслящих шляп де Боно»
Эдвард де Боно - известный в мире психолог, автор 45 книг, пионер «мышление о мышлении». предлагает использовать для умственных операций не шляпы - символы социальных ролей, а цветные шляпы 6 цветов, каждый из которых имеет отдельные психологические характеристики. Белая шляпа - это работа по сбору информации - со словарями, картами, таблицами, схемами, документами. Красная шляпа - это формирование своего отношения к событиям и их участникам. Желтый - это выявление положительных сторон явления, преимуществ и достижений. Чёрный - это указание на негативные стороны, безопасность, ошибки. Зеленая шляпа - это новые предложения, идеи, возможные альтернативы. Синяя шляпа - контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев.
Метод «Шести мыслящих шляп» требует более серьезного и сознательного отношения учащихся к обучению; умение пользоваться первоисточниками, делать анализ и подводить итоги, поэтому его можно использовать, начиная с 4 класса. Использование этого метода можно внедрять на уроках математики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/07/picture-604745-1425723648.jpg)
Создание условий самореализации учащихся на уроках математики путем использования элементов современных технологий
В данной работе рассматривается понятие «самореализация», обосновываются особенности самореализации школьников в учебном процессе, а также даются различные методы обучения, способств...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-558710-1420368973.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...
Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках химии посредством использования лабораторного метода обучения.
В современном обществе человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условим жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем. Задача образовательных организ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950093-1505912746.jpg)
статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии"
Статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках техноллогии"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-47130-1520856943.jpg)
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306243-1611065509.jpg)
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....