Структура самостоятельной деятельности учащихся
учебно-методический материал

Данная презентация и текст выступления использовались на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура самостоятельной деятельности учащихся. Виды и формы самостоятельной работы.

                                                                                                      Единственный путь, ведущий

                                                                                          к знанию - это деятельность.

                                                                                                                                                                                                     Б.Шоу.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме.

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.

Каждая из перечисленных групп, включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся до объяснения нового материала или сразу после объяснения, то, на наш взгляд, необходима их немедленная проверка. Она создает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке. 

В настоящее время все более интенсивно происходит переход от традиционных форм обучения к нетрадиционным. Таким образом, школьная рутина превращается в увлекательный процесс. Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приемы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от содержания.

Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном – определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. Итак, в технологии развития критического мышления урок строится по схеме «вызов – осмысление содержания - рефлексия». Технология предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Предлагаю описание основных, наиболее часто используемых в школьной практике приемов данной технологии и проиллюстрирую их применение на представляемых уроках.

Таблица «З-Х-У». Таблица KWL типично делится на три колонки, Знаю (Know), Хочу (Want), Изучил (Learned). Таблица может принимать различные формы, поскольку в неё можно добавлять и убирать некоторую информацию.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Таблица — эта стратегия понимания, которая помогает активизировать знания до чтения и вовлечь учащегося в обучение. Таблица «З-Х-У» разработана Донной Огл. У учителя есть много причин для использования таблицы  в обучении. Во-первых, таблица, позволяет узнать какой нынешний уровень знаний  по данному предмету/теме, и их пожелания. Ученики, со временем, могут добавлять какие-либо новые вопросы по данной тематике. Таким образом, дети становятся соучастниками в изучении предмета, появляется больший интерес, и они принимают активное участие. Кроме того, использование таблицы KWL позволяет учащимся расширять свои знания по теме, изучая предмет вне класса. Зная об интересах детей, у учителя есть возможность построить урок таким образом, чтобы заинтересовывать их, получить обратную связь, дошел ли материал до учеников, поняли ли они его. 

Форма таблицы «Знаю -хочу узнать- узнал»:

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали или что нам осталось узнать

Категории информации, которыми мы   намерены пользоваться

1.

2.

3.

Источники информации

1.

2.

3.

4.

На стадии вызова учащиеся вспоминают и заносят в таблицу все, что им известно о данной теме, и кратко записывают в графу «Знаю». Работа организуется в группе. Учащиеся делятся друг с другом информацией, систематизируя ее и заполняя графу «Категории информации». Затем группы по цепочке предлагают категории, устно комментируя свой вариант, другие дополняют.

Только после заполнения данной графы таблицы сообщается тема урока, которая, скорее всего, явится новой категорией информации.

Учащимся предлагается сформулировать вопросы по предложенной теме и записать их в графу «Хочу узнать». Вопросы озвучиваются, идет заполнение таблицы.

На стадии осмысления содержания озвучивается текст, тем самым учащиеся заполняют графу «Источники информации».

На стадии рефлексии проводится мозговая атака в форме «свободного плавания», когда полученная информация в русле темы обсуждается свободно, без строгой регламентации порядка выступлений, но с опорой на записанные на доске вопросы. Желательно отметить те категории, по которым получена дополнительная информация.

Затем индивидуально заполняется графа «Узнал», где даются ответы на самостоятельно поставленные вопросы и предполагается, что еще нужно узнать.

Графическая организация материала наглядно показывает взаимоотношения между идеями еще до облегчения их в слова, и это прекрасный двигатель для процесса познавательного ученичества; его называют «хождение в подмастерьях у мастера познания». Это один из лучших способов соединить групповую работу и приемы визуальной организации материала.

Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.  


 Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности.

https://infourok.ru/obobschayuschiy-urok-biologii-v-klasse-v-forme-interaktivnoy-igri-1159237.html здесь презентация 5 класса

«Царство растения»

Биология, это наука, изучающая живые организмы. А ботаника изучает конкретно растения. Растения, особый вид живых организмов, которые могут синтезировать в своих клетках (в хлоропластах) органические вещества. Согласно теории эволюции, жизнь зародилась в воде. Водоросли, низшие растения, которые не имеют корней, стеблей и листьев. Все их тело называют слоевищем или талломом. Они бывают одноклеточными и многоклеточными. Хлорелла, хламиноманада, являются одноклеточными зелеными водорослями. Ламинария- представитель является бурой водорослью. Есть еще красные, например агар-агар. Грибы, отдельное царство живых организмов, которые имеют признаки животных и растений. И единственный отдел - лишайники из них могут и производить органические вещества, как растения, и питаться как животные, гетеротрофно. В их состав входят цианобактерии или водоросли, а также грибница, составная часть грибов. После водорослей появились мхи, плауны, хвощи и папоротники. Они имеют более сложное строение и относятся к высшим растениям. Процесс эволюции не остановился на этом, и позже появляются голосеменные растения, семя которых не защищено плодом (ель, саговник, пихта, кедр, лиственница). Покрытосеменные растения, вот кто имеет больше всех остальных приспособления для выживания. Например, семя их покрыто плодом (яблоня, береза, клен). Мир растений огромен и очень важен для нас, фотосинтез обеспечивает нас кислородом, пища и просто мир красоты и гармонии. Берегите растения!

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Растения способны к фотосинтезу

Зачем нужен кислород

Дыхание-это свойство всех живых организмов.

Почему люди сажают растения, если они в процессе дыхания поглощают кислород, как и мы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики

Данная презентация содержит обобщение опыта работы учителя математики Кузьминой И.В. В работе анализируется значение самостоятельной деятельности учащихся как основного фактора индивидуализации и дифф...

Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.

В данном материале даётся самоанализ педагогической деятельности по теме: "Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Познавательная самостоятельная деятельность учащихся в курсе " Человек, его здоровье и окружающая среда".

На современном этапе преподавания биологии в школе большое внимание уделяется развивающему обучению, где одним из критериев является познавательная самостоятельная работа учащихся....

Проблемное обучение - эффективное средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка

Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению пр...

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...