Особенности воспитания и обучения школьников с девиантным поведением
статья

Филимонова Мария Сергеевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Выступление на педагогическом совете

«Особенности воспитания и обучения школьников с девиантным

поведением».

Свое выступление хочу начать словами К. Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Основная моя задача как педагога - дать каждому ребенку, с учетом его психологических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Существует два понятия делинквентное и девиантное поведение. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. (Деликквент - совершающий противоправный поступок).

Девиантное - это ассоциативное, отклоняющее поведение, т.е. такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. Для нас важно иметь представление о степени влияния девиантного поведения на другие личностные качества, характер и тип   складывающихся взаимосвязей между различными качествами личности и   образующимися при этом характерологическими комплексами.

Количество школьников, которых выделяем как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Непосредственной личностной особенностью, выступающей в качестве основного условия отклоняющего поведения, является сочетание в     структуре личности комплекса негативных особенностей, акцентуаций  характера. Несформированность отношения к будущему (неуверенность в завтрашнем дне, неблагополучие в семье, безработица, зависимость, бесправие, одиночество, общественные различия и т.д.), является как бы общим фоном возможных нарушений поведения. Для них характерна потеря позиции школьника. По этой причине подростки не видят связи своего будущего с учёбой; у них нет определённых жизненных целей, их потребности либо искажены и извращены, либо неразвиты. Опыт показывает, что у таких подростков, прежде всего, наблюдается отсутствие общественно - полезных интересов, увлечений, у многих из них нет любимого дела, любимого предмета, которые заполнили бы их досуг, оградили бы от дурного влияние улицы.

Однако для того, чтобы профилактическая деятельность была  эффективной, необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:

•    Биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждение нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)

•    Психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.

•    Социально - психологические факторы - они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

    Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку

•    Конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирует в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей

•    Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематического употребления алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости и насилия.

Анализ семьи и ее взаимодействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большей группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации в связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

•    Социально — экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработицу и, как следствие, социальную напряженность.

•    Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в тоже время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы исчерпали себя или недоступны.

Вот из этого далеко неполного перечня причин девиантного поведения вытекают методы работы с такими подростками. Вот некоторые из них:

•   Беседа. Для неё важен выбор места и времени беседы. Беседа после аффекта, после какой-то неприятности, когда он ещё не успокоился, в большинстве случаев не дает положительных результатов. Беседа в присутствии других лиц, где-нибудь «на ходу» также может быть обречена на неудачу. Необходимо быть готовым к беседе, т.е. хотя бы

ориентировочно знать индивидуальные особенности уч-ся. Его семейного положения, Важно умение не только говорить, но и слушать. Надо так вести разговор, чтобы он не носил характер  «выпытывания», выведывания.

Ликвидация педагогической запущенности путем повышение мотивации. Менять установку «Я не могу», на «Я могу». Для этого надо сделать уроки более интересными. Одним из мотивов плохого поведения является мотив «привлечения внимания». Надо учить подростков привлекать внимание приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение. Просветительская работа с семьями подростков через родительские собрания, индивидуальные беседы. Единство требований педагогического коллектива. Классные часы на морально - этические темы.

В прошлом году у меня лично, было очень много ошибок во взаимодействии с детьми, я работала по- старинке. Но время неумолимо движется вперед, и мы не имеем права работать так, как работали раньше. Дети сейчас другие. И родители тоже. Вспомните себя, ведь вы тоже мамы, папы. Разве вы дадите в обиду своего ребенка, разве вы не встанете на его сторону? В этом году я выписала для себя правила в общении с классом:

     

1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.

 

2. Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

 

3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

 

4. Лучше больше хвалить и меньше ругать; исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.

 

5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.

 

6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе интересно с ними.

 

7. Родитель ребенка – не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

 

8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.

 

9. Главное – не жди прямых актов благодарности, тогда не будет разочарований.

 

10. Дети в классе – твое отражение; старайся постоянно работать над собой.

 

11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. Если анализировать тот контингент, который сложился у нас в районе, то мы должны помнить, что подчас мы единственные люди в судьбе ребенка, которые носители культуры и образованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания

О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...

Трудные дети: социально-педагогическая характеристика, особенности воспитания и обучения в образовательных учреждениях"

       Трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и правил, препятствуя их полноценному воспитанию. Они наименее склонны следов...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В статье раскрывается понятие "Девиантное поведение", рассмотрены диагностические методикы, а также даны рекомендации учителю по работе с детьми с девиантным поведением....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: Данная работа посвящена развитию системы экологического образования, просвещение, воспитание, перестройка потребительского отношения к природе, воспитанников с девиантным поведением, то ест...

Воспитание и обучение детей с девиантным поведением

В данной статье я хотела бы раскрыть актуальную тему: «Воспитание и обучение детей с девиантным поведением». Как педагогу мне эта тема близка и я не могла оставить ее без внимания. Работая...

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания и обучения школьников»

Аннотация. В статье рассматривается значение интеграции в урочной и внеурочной деятельности как средства развития индивидуальных творческих способностей в образовательном процессе. Применени...

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...