«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания и обучения школьников»
статья по изобразительному искусству (изо)

Руденко Ольга Николаевна

Аннотация. В статье рассматривается значение интеграции в урочной и внеурочной деятельности как средства развития индивидуальных творческих способностей в образовательном процессе. Применение методов интеграции в рамках внеурочной деятельности в эстетическом воспитании посредством практической деятельности позволяет учащимся структурировать знания, полученные в ходе теоретических занятий, а также обрести новые и реализовать их на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti_2.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на РМО

Тема:

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности

в процессе воспитания и обучения школьников»

Подготовила учитель

изобразительного искусства

МБОУ СОШ №2

Руденко О.Н.

Г. Миллерово 2020 г.

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности

в процессе воспитания и обучения школьников»

В связи с переходом на ФГОС изменились требования к общему уровню образованности, культуры, компетентностям учащихся.

Современная общеобразовательная школа решает две задачи:

1) обязательное освоение федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения;

2) творческое развитие личности ребёнка.

Наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий. Такого результата можно добиться средством интеграции в обучении.

Интегра́ция — процесс объединения частей в целое.

В современной школе одно целое – это основное общее образование. Части, которые необходимо объединить – урок, внеурочная деятельность и дополнительное образование.

Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Внеурочная деятельность проводится по всем школьным предметам, не исключая предметы эстетического направления. Внеурочная деятельность по изобразительному искусству – особая область, влияющая на развитие художественно-творческой активности школьников. Она обладает возможностями, значимыми для развития художественно-творческой активности, которые не могут проявиться в полной мере на традиционных уроках: большая свобода в содержании материала, в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому ученику, отсутствие жесткой системы оценок.

Актуальность выбора интегрированного исследовательского подхода к процессу освоения искусства в школе обоснована следующими фактами:

- минимальное количество часов, отводимых на освоение искусства в школе;

- потребность в культурном и эстетическом воспитании подрастающего поколения;

- требование времени в воспитании творчески активных личностей;

Изобразительная деятельность на уроках и занятиях кружков изобразительного искусства имеет художественно-эстетическую направленность, которая предполагает активное духовно-нравственное развитие учащихся.

Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, изобразительная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Урочная и внеурочная деятельности школьника тесно взаимосвязаны: знания, умения и навыки, полученные на уроках, закрепляются и находят практическое применение во внеурочной деятельности и наоборот: опыт, приобретенный во внеурочной деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение на уроках.

Цель внеурочной деятельности

создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в изобразительной деятельности.

Занятия внеурочной художественной деятельностью предполагают решение следующих задач:

– расширение общекультурного кругозора;

– формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;

– помощь в определении способностей к художественной деятельности и содействие в её реализации во внеурочное время;

– формирование нравственно-эстетической отзывчивости и развитие умения выражать свое отношение к окружающей действительности при помощи художественных средств;

– формирование художественных знаний, умений и навыков;

– создание пространства для межличностного общения.

Формы взаимодействия урочной и внеурочной деятельности:

-беседы об искусстве;

-изобразительная деятельность;

-выставочная деятельность.

В изобразительном искусстве основным видом урочной и внеурочной деятельности является художественное творчество. Придумать и изобразить, увидеть предмет

по-своему и изобразить, вложить в изображаемый предмет художественный образ и изобразить. Поднимаясь словно по ступенькам изображения, учащийся растёт в своём эстетическом понимание действительности, предметного мира, в котором мы живём.

Все виды деятельности находятся в полном взаимодействии друг с другом, дополняя и

развивая творческий потенциал учащихся.

В своей педагогической деятельности вижу интеллектуальный и художественный рост учащихся. Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, на которых я организую индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.

Выстраиваю систему занятий таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках и внеклассных занятиях присутствует выбор решений по данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка.

На уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности я применяю методы развивающие умение наблюдать натуру, анализировать форму предметов, запоминать изученный материал. Стараюсь учить детей понимать прекрасное, отличать истинное искусство от несовместимого с самим понятием «искусство». Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры, интернет оказывает зачастую негативное воздействие на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Расскажу о некоторых формах внеурочной изобразительной деятельности в нашей школе:

Разработаны программы кружков:

1 - 4 класс – кружок «Радуга красок».

На первой ступени обучения, в начальных классах, только входя в мир изобразительного искусства, дети знакомятся с удивительным разнообразием художественных техник и материалов, пробуют свои силы в первых художественных проектах, постигают азы творчества.

5-7 класс – кружок «Палитра».

В 5-7 классах закладываются основы изобразительной грамоты, формируется особое отношение к художественному труду как, возможно, к будущей профессии, развиваются творческие способности детей.

8 класс – кружок «Занимательное черчение», на котором учащиеся знакомятся с основами графической грамотности.

Особенную активность проявляют дети начальной ступени образования. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Младший и средний школьный возраст – период, когда дети являются творцами и нуждаются в выражении своих творческих способностей.

Младшие школьники – это созидатели, творцы, конструкторы. Поэтому мы экспериментируем с различными художественными и нехудожественными материалами, делаем макеты, лепим, занимаемся моделированием. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

В каждом задании предусматривается творческий компонент, создаётся ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Выполняя работы, дети сочиняют истории про героев своих рисунков. Любимое занятие – коллективное рисование плакатов. В процессе творчества идет познавательная работа. Через творчество и эмоции дети познают мир.

Интегративная деятельность в учебном процессе состоит в том, что все темы уроков переходят во внеурочную деятельность, образуя единое целое.

По программе Б.М.Неменского в 5 классе обучение и художественное воспитание посвящено изучению декоративно-прикладного и его значения в жизни человека.

В основу тематического деления года положен принцип поэтапного освоения материала. В первом разделе рассматриваются традиционные образы в народном искусстве, далее дети включаются в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России, знакомятся с социальной ролью декоративного искусства. Каждый вид декоративно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово) рассматривается в его историческом развитии, при этом уроки в основном несут только ознакомительный характер, для практических упражнений остаётся ограниченное время и домашняя работа. Для основательного изучения и творческой работы разработана программа внеурочной работы. Урок даёт возможность познакомиться с технологией росписи исключительно всем обучающимся. А на занятиях внеурочной деятельности раскрываются личные интересы и склонности. Здесь выдерживается принцип единства восприятия и созидания, последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, согласно специфике того или иного промысла.

Творческий подход в работе позволяет интегрировать уроки изобразительного искусства с технологией, черчением. Межпредметная интеграция становится важным условием реализации познавательных потребностей школьников во внеурочной деятельности.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно - деятельностный подход в изобразительном и трудовом обучении, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Урок изобразительного искусства становиться основой для проектной деятельности, для организации выставки или конкурса рисунков.

В рамках урочной и внеурочной деятельности в 5-7 классах созданы творческие проекты: «Краски Победы», «Пейзажная живопись», «Анималистический жанр», «Портрет».

Учебные проекты являются одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования. Они позволяют формировать у обучающихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Ярким событием оказываются уроки-экскурсии, уроки-праздники, уроки-акции, музыкальные уроки. Большую роль, в развитии творческих способностей обучающихся играет участие в выставках изобразительного искусства и значительные победы детей в различных творческих конкурсах.

Регулярные выставки являются неотъемлемой частью облика школы. Приведу пример проведенных выставок работ учащихся: «Сказки Пушкина» «Спасибо за Победу!», « Мир народного искусства», «Зимняя сказка», «Казачьему роду - нет переводу».

Выставки создают определённую атмосферу в школе, несут воспитательный эффект, показывают уровень и тематику работы учеников и являются для них стимулом.

Взаимодействие обучающегося и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. На своих занятиях я уделяю особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Этому способствует посещение музеев или встреч с художниками города и области.

Особую художественную среду, помогающую воспитывать творческих людей, формируют пленэрные практики, без которых в школе не проходят ни одни каникулы.

На уроках изобразительного искусства и занятиях внеурочной деятельности учащиеся изучают не только живопись, графику и скульптуру, но также архитектуру и декоративное искусство, дизайн. Интеграция урочной и внеурочной работы, даёт обучающимся, реальную возможность не только познакомиться с искусством шире, но и познать себя в искусстве и реализовать себя в нём.

Чтобы достичь высоких результатов в образовании подрастающего поколения, необходимо учителю и самому развиваться, совершенствоваться, узнавать новое и пробовать новые техники в своей профессиональной деятельности


Список использованной литературы:

1. Изобразительное искусство. 5 -7 класс по программе Неменского Б.М. – Волгоград, Издат. «Учитель- АСТ», 2007

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. –

М., 2010.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности.

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников

В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях введения ФГОС ООО.

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия. А.Н. Толсто...

Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...

Патриотическое воспитание молодёжи посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района Санкт-Петербурга Явдошенко Александры АлександровныВоспитание патриотизма – это неустанная работа по создани...