Патриотическое воспитание молодёжи посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности.
статья по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Александра Александровна Явдошенко

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района Санкт-Петербурга Явдошенко Александры Александровны

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить. Работа над темой нравственного и патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы мною продолжается. Много дел еще ждет впереди. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

ГБОУ школа 428 Приморского района Санкт-Петербурга

Явдошенко Александры Александровны

Патриотическое воспитание молодёжи посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное. Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы.

Моя собственная методическая тема как учителя звучит так: «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС». Нравственное развитие моих учеников я не смыслю без воспитания любви к Родине, а это чувство во многом инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Развитие патриотических чувств начинаю с кабинета русского языка и литературы, где на видном месте расположена государственная символика. Таким образом, при каждом занятии в кабинете развивается уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны.

Русская литература, начиная с фольклора, была литературой огромного нравственного потенциала. Она дает неисчерпаемые возможности для нравственного воспитания учащихся. Сказки, былины, пословицы и поговорки, произведения древнерусской литературы, "Бородино" и "Война и мир", естественно, произведения о Великой Отечественной войне дают бесценный материал для воспитания патриотизма. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе. На уроках говорим о богатстве устного народного творчества, о былинных героях как выражении национального представления о героях. Анализируя репродукцию картины  В.М. Васнецова «Богатыри», делаю акцент на том, что героев объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны находят отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага. Анализируя повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) ученики отмечают героизм и самоотверженность главного героя и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине. В уроки над повестью всегда включаю фрагменты одноименного фильма режиссера В. Бортко (2009 г), который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать храбрость и мужество героев в отстаивании чести и независимости Отчизны

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова школьники видят и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, мужество, патриотизм. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе. Разбирая те или иные поступки героев, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, что делает такой урок личностно ориентированным. Анализ  рассказа всегда заканчиваю просмотром одноименного фильма режиссера С. Бондарчука (1959 г), который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека.

В содержание программы по литературе для старших классов включено изучение военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Темы, которые раскрывает военная проза, очень многообразны. Это и боевые действия на передовой (например, Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», К.Воробьев «Убиты под Москвой»), и партизанское движение (например, В.Быков «Сотников»), и жизнь на оккупированной врагом территории (например, В. Быков «Обелиск», «Знак беды»), и пребывание в фашистских концлагерях (например, К.Воробьев «Крик», В.Семин «Нагрудный знак «Ост») и другие.

Только обзорное знакомство старшеклассников со многими произведениями о Великой Отечественной войне малоэффективно. В связи с этим в каждом классе текстуально изучаю по одному произведению о Великой Отечественной войне Б. Васильева, В. Быкова, К. Воробьева, Н. Некрасова, Ю. Бондарева. При анализе указанных произведений опираюсь на их эмоциональное восприятие, дополняя и расширяя его выводами, сделанными на основе более глубокого анализа текста. При этом использую музыкальное, художественное оформление уроков, проведение их в нестандартной обстановке. Благодаря проводимым занятиям ребята узнали обо всех наиболее известных событиях Великой Отечественной войны, многое узнали о поэтах, воевавших и писавших во время войны трогательные стихи, познакомились с историей создания военных песен. Все это произвело на ребят сильное впечатление и оставили, я надеюсь, глубокий след в их душах.

В зависимости от уровня подготовки учащихся в 9-11 кл провожу урок-литературную гостиную по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..."  Произведение интересно старшеклассникам тем, что героини по возрасту близки сами учащимся. Сам писатель, ушедший на фронт в 19 лет, подчеркивал, что его повесть адресована прежде всего молодежи: «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним 19-летним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девчонки показались им близкими, понятными - их современницами и в то же время девчонками 30-х годов». Писатель исследует нравственные истоки героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В основу повести положен маленький в масштабах войны эпизод, но рассказано о нем так, что за ним встает вся минувшая воина - в ее страшном несоответствии с самой сущностью человека.

Повесть написана страстно, эмоционально и в то же время просто. Нельзя без волнения следить за судьбами героев, поэтому так эмоционально рассказывают старшеклассники о пережитом во время чтения. В их нравственно-патриотическом воспитании повесть, безусловно, играет огромную роль. Чтобы выяснить, как учащиеся восприняли произведение, им было предложено ответить на несколько вопросов:

Что вам особенно запомнилось в повести?

Какие эпизоды произвели наиболее сильное впечатление?

Кто из героев повести особенно понравился и почему?

Какие вопросы возникли у вас в процессе чтения?

Какие вопросы нужно, по-вашему, обсудить в классе?

По какой теме вы хотели бы выступить?

Ответы учащихся подкупают искренностью, эмоциональностью, личностным отношением к событиям и героям. Старшеклассники восхищаются мужеством и человечностью героев повести, для которых «сильнее всего было чувство долга». Школьники потрясены тем, что умирают совсем юные девушки. За что они погибли, ученики прекрасно понимают.

Изучение повести можно строить по-разному, но обязательное условие –  не разрушить то настроение, которое создается при чтении, сохранить тот особый эмоциональный настрой. Этому может способствовать и внешнее оформление классных комнат, и музыкальное оформление, и особая расстановка школьной мебели. Внешняя обстановка должна настраивать на задушевный разговор.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

На уроках русского языка продолжаю работу над воспитание патриотизма подрастающего поколения:

- Использую тексты произведений о ВОВ как материала для работы в рамках тем уроков, например: выписать односоставные предложения с указанием их видов, найти местоимения и определить их разряд, подчеркнуть 10 прилагательных и указать их признаки,  расставить пропущенные знаки препинания в тексте и т.д. Подобная работа непременно даст положительные результаты в патриотическом воспитании школьников, ведь ребята усваивают не одни только слова, их сложения и видоизменения, а бесконечное множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов.

- В течение учебного года уроки-обобщения по темам каждой части речи представляю в виде творческих заданий. Например, при обобщении знаний по теме «Наречие» предлагаю учащимся вспомнить события Сталинградской битвы, завершившейся победой советских войск 2 февраля 1943 года (по календарному плану урок выпадает на февраль месяц). Яркий, но краткий рассказ о великом сражении и изображения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» переносит ребят в те далекие годы. После рассматривания фрагмента панорамы «Сталинградская битва» предлагаю ребятам построить и записать словосочетания, используя наречия (например, слева мы видим, справа изображен, стойко сражаются, бьются насмерть, бесстрашно, самоотверженно, идут в атаку плечом к плечу, решительно, стремительно бросаются на врага, погибнет героически, с ненавистью смотрит на фашистов, с трудом поднимаются, немало врагов, сражаются не щадя своей жизни). Подобранный материал поможет при выполнении домашнего задания – сочинения по картине, а проведенная работа воспитывает чувство гордости за отвагу и героизм советских солдат.

- При написании изложения с элементами сочинения часто выбираю тексты о Родине. Во вступительной беседе задаю ребятам вопросы, которые помогут им при выполнении творческого задания: Что такое Родина? Почему, когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет обратно с непреодолимой силой? Почему самые теплые и сильные чувства возникают в душе, когда мы произносим это слово из обычных шести букв?

Кроме уроков русского языка и литературы огромное значение имеет и внеклассная работа. Ежегодно ко Дню Победы со своими учениками организовываем встречу с ветеранами, оформляем Уголок Славы, пополняя его новым материалом, связанным с событиями ВОВ, проводим литературно-музыкальные  композиции (например, «У войны не женское лицо», «Песня в солдатской шинели»). Традиционными стали городские конкурсы сочинений, стихотворений, посвященных Дню Победы, в которых мои воспитанники с большим удовольствием участвуют.

  Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить. Работа над темой нравственного и патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы мною продолжается. Много дел еще ждет впереди. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников

В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...

Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...

«Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Доклад на тему «Патриотическое воспитание младших школьников в урочной  и внеурочной деятельности»...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Патриотическое воспитание средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности.

Развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, т.к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения. Патриотиче...

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания и обучения школьников»

Аннотация. В статье рассматривается значение интеграции в урочной и внеурочной деятельности как средства развития индивидуальных творческих способностей в образовательном процессе. Применени...