Доклад на районном методическом объединении "Праздники детства"
материал

 Доклад на районном методическом объединении "Праздники детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_detstva_shukshin.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Праздники детства в рассказах В.М.Шукшина

       Воспитание патриотизма начинается с любви к родному краю, родной земле, к людям, живущим в нём. Мы живём там, где родился и вырос В.М.Шукшин, в том краю, который он считал Родиной. «Алтай – моя родина, где я родился и вырос.  Люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина…будь счастлива». И поэтому работа по глубокому изучению творчества писателя стала традиционной в школе. Экскурсии в дом-музей Василия Макаровича в с. Сростки, Шукшинские чтения, литературные вечера – это одни из многих форм внеклассной работы по приобщению к творчеству Шукшина, а следовательно, и к современной литературе. Мы гордимся тем, что у нас родился и вырос большой национальный художник, лауреат Ленинской и Государственной премий, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Каждый год тысячи и тысячи людей в день рождения писателя приезжают на Родину Шукшина, чтобы отдать дань таланту этого человека.

       Из всего творчества Шукшина лучше взять рассказы о детях, о сельских жителях, о тружениках современной деревни. Шукшин понимал, что рассказ должен был разбередить душу, войти прямо в сердце слушателей. Утешить их , успокоить, чему-то научиться, поделиться тем, что самого рассказчика волнует, из души рвётся…

   Главное – смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть за живое. Поэтому цель учителя – помочь разобраться в содержании рассказа. Главное рставалось для писателя – история души, человеческие дела. Каждый рассказ его открыт для додумывания, для внутренней работы читателя. Поэтому они очень кратки. Лаконичны. Чтение его рассказов на не занимает много времени, но какой родник душевных богатств, сердечного тепла открывает каждая шукшинская страница! Знакомство с творчеством Шукшина начинается с 5 класса. Ребята этого возраста умеют не только выразительно читать и пересказывать отрывки из художественных текстов, но уже могут дать характеристику героя на основе его поступков, взаимоотношениями с другими персонажами, портрета, речи. Самый поэтический рассказ автобиографического цикла  «Из детских лет Ивана Попова» -«Гоголь и Райка».

     «Из детских лет Ивана Попова» - рассказы о военном детстве. Но писатель говорит не только о собственном детстве, а о детстве очень многих детей трудного военного времени. Шукшин, вспоминая военное детство, осмысливает прошлое с позиций взрослого человека. Очень многое из биографии писателя легло в основу рассказов. Поповы – это фамилия матери писателя до замужества и многочисленных его родственников. Осенью 1944 года отчима Шукшина забрали на фронт. «Василий остался в доме единственным мужчиной. И было ему 12 лет. Сами понимаете, какое это тяжёлое время: и голодно, и холодно, и вести с Запада чёрные идут. Вася за какой-то месяц возмужал, взял на себя часть домашней работы. Обычно он носил воду и колол дрова. Если нужно было, мог и помыть пол. Как ни трудно было, но регулярно ходил в школу. Учился хорошо. Особенно с большим удовольствием писал сочинения. Эта склонность, наверное, от нашей мамы  - Марии Сергеевны: знала и умела рассказывать народные сказки, поверья, легенды и притчи. Но читать Василию было почти некогда – заботы о хлебе насущном отнимали слишком много времени», - вспоминает Наталья Макаровна Зиновьева, родная сестра Василия Макаровича. Рассказ «Гоголь и Райка» повествует нам о том, как в голодные и холодные военные годы пришло к 12-летнему Ваньке увлечение книгами. Название произведения соединяет два самых сильных впечатления детства: чтение повестей Гоголя и переживания о корове Райке, кормилице голодной семьи, праздник и боль души. Встреча с Гоголем – незабываемый праздник детства.

    Шукшин приоткрыл приоткрыл ещё одну прекрасную страницу детства. Мы увидели, как формируется характер будущего писателя, как страстная любовь к чтению, к книгам помогли еме стать настоящим художником слова. Главный герой Ваня мучается жалостью к кормилице – корове с печальными глазами, дрожащей от холода, покрытой инеем. Корова – член крестьянской семьи, опора, надежда. По весне Райка принесёт молоко и телёнка. Желанный, дорогой праздник, хотя его и долго ждать. А ожидание чуда – появление живого нежного существа с мягкими копытцами хорошо знакомо нам, сельским ребятишкам.

     Можно предложить учащимся придумать свои заглавия к рассказу «Гоголь и Райка». Выразительный отрывок , прочитанный учителем, вызывает устойчивый интерес к писателю. Учащиеся читают даже те повести, которые не были рекомендованы. Именно так и случилось в детстве писателя. «Учительница отметила на листочке, какие повести читать в сборнике, а эту не отметила. А я почему-то (запретный плод что ли) начал именно с «Вия». И вот, пожалуйста: сразу непостижимый , душу сосущий , захватывающий ужас. И сил нет оторваться и жутко». В свою очередь,  дети заинтересовались и творчеством Шукшина, который сумел поделиться с нами своим восприятием «Вия», точно таким же , как у школьников наших дней.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для районного методического объединения классных руководителей

Роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми...

Доклад на районное методическое объединение учителей физической культуры "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках физической культуры"

Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику у...

Доклад на районном методическом объединении

"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках географии"...

Доклад на районном методическом объединении учителей истории

Тема доклада:Интеграция содержания истории и краеведения-ресурс социализации учащихся....

Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"

Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"...

Доклад на районном методическом объединении учителей - логопедов.

Арт - терапия как средство познавательно - речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...