Формирование орфографической зоркости
статья

В материале  рассматриваются различные виды работы над формированием грамотного письма у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

      Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает во взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере, уровень образованности, уважение окружающих.            Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Задача словесника - научить детей грамотно писать и правильно выражать свою мысль, формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, прочное усвоение тех знаний, являющихся основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.  Над проблемой    повышения  грамотности учащихся   я работаю в течение нескольких лет.  В результате наблюдений пришла к выводу, что  трудности в овладении орфографическими навыками зависят от незнания правил или грамматических понятий,  неумения применять их в практике письма, умения рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы.. Для многих учеников это  утомительно и трудно.  

Причины  безграмотности учащихся:

- понижение уровня познавательного интереса учащихся; не все ученики  пытаются запомнить  правила, осознать,

- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; ученики лучше выберут компьютерную игру, чем  чтение книги,

- неумение «видеть» орфограммы

       Обучение  орфографии строится на изучении орфографических правил. но знание правила  не приводит к безошибочному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком.

Орфографическая зоркость  учащихся это умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением, называется орфографической зоркостью”, т.е. умение различать звуки в сильной и слабой позиции, а, следовательно, и правильно писать изучаемые и изученные орфограммы.

     Умение видеть орфограммы - это важное условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Это умение у детей нужно воспитывать.  

    Поэтому главная задача учителя на уроках русского языка создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять на практике. Академик А.В.Текучёв  так трактует понятие грамотности. «По-настоящему грамотным, – пишет он в коллективной монографии “Основы методики русского языка в 4–8-х классах”, – можно считать человека, который не только знает орфографию, но и умеет логически правильно и в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли, осознанно и быстро читать».

     В деятельности учителя можно выделить несколько направлений:

  • поиск  интенсивных  приемов формирования орфографической зоркости учащихся;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся путем создания творческой атмосферы на уроке;
  • реализация задачи развития логического мышления учащихся, обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  •  усиление практической направленности обучения русскому языку;
  • поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в начальной школе.

 Навыки грамотного письма требуют непрерывной целенаправленной работы.

       На своих уроках требую от учащихся опознавать орфограммы.  В любой письменной работе ребята  выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно называют её и комментируют.

      Д формирования ля учащихся  применять грамматико-орфографические правила

использую различные орфографические упражнения, в ходе которых вырабатывается навык применять правила на практике.

К ним  относятся различные виды списывания с грамматическим заданием (без пропуска букв, с пропущенными буквами);  диктанты различных видов, комплексный анализ текста. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором. 

В целях закрепления того или иного орфографического правила упражнения выполняются параллельно: дома — упражнения типа осложненного списывания, в классе — диктанты различного характера.

Система орфографических упражнений должна быть  системной и последовательной, включать  дидактический материал. Материал должен учитывать связь домашнего и классного задания.. Упражнения типа списывания, обычно выполняемые дома, являются продолжением работы по формированию орфографических навыков, начатой в классе, другими словами, домашние упражнения — это составная часть системы орфографических упражнений, способствующих выработке того или иного орфографического навыка. В классной работе, то обычно намечается такая последовательность диктантов: вначале учащиеся пишут предупредительные диктанты, затем объяснительные, выборочные, творческие, свободные. Творческий и свободный диктанты способствуют тому, что учащиеся проходят “через этап “совмещения” двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы”. В этом их ценность. А в целом последовательность диктантов определяется, как уже говорилось, степенью самостоятельности учащихся.

Формы работы на уроке по формированию орфографической зоркости:

        1 Списывание текста  с пропущенными буквами;

Так  при выполнении упражнения  важно не просто списать, но и вставить  буквы, объяснить свои действия. Выделить корни с  чередующейся гласной.  ( В своей работе я  предлагаю упражнения для 5-6 класса).

   Писать изл.жение, изменить сл-гаемые, прик-сновение к мячу, к-сательная линия, р-сток розы, морские водор-сли, отр-сль науки, выр-щивать рассаду, зам-рать отстраха, зап-реть дверь, заг-реть на солнце, летняя з-ря, заж-гать маяки, уг-реть от дыма, летний заг-р.

        2 Письмо по памяти;  Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. В своей работе я стараюсь давать детям для запоминания небольшие прозаические тексты.

    Небо медленно заволоклось тучами, по лесу прошел ветер. В кустах послышался едва заметный шорох, зашевелилась от даров капель листва. Деревья весело и теропливо зашумели. Дождь усилился.

3. Словарный диктант.  На каждом уроке пишем с учащимися словарные диктанты. Иногда диктую их ученикам, они записывают, затем объясняют написанное . При этом объяснение ведется так: где пишу? Что пишу? Почему? , т.е называем морфему,  букву, правило или проверочное слово. Часто пишем словарные диктанты в парах постоянного состава или в парах сменного состава по методике коллективного способа обучения. В карточках- слова или из рубрики «ЗСП» учебника, или слова, правописание которых вызывает частые затруднения у учащихся, или  слова на определенное правило.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 1.

Увлекать, удивительный, человечество, взволноваться, неприятель, увядать, телевидение, легенда, препятствие, программа.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 9.

Желание, вообразить, профессия, перерождение, сотрудничество, иллюстрация, орошение, шоколад, непреодолимый, пропаганда.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 2.

 Недоразумение, разъединять, утверждать, сожаление, обозначать, гладиолус, интервью, караул, здравствуйте, багровый.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 10.

Вооружиться, знаменитый, поглотить, прилеплять, нездоровится, ромашка, антенна, бюллетень, Россия, грамматика.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 3.

 Магнитофон, миллион, бордовый, недоразумение, отражать, бежевый, жужжать, воображение, добросовестный, препятствие

5 класс. Словарный диктант

Вариант 11.

Поколение, выражение, сокращение, укротитель, напряжение, миллион, сессия, антракт, коричневый, приглашение.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 4.

 Побеждать, достижение, знакомиться, отражать, информация, обогащать, майонез, аплодисменты, восторгаться, торжественный.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 12

Отпраздновать, закреплять,  омоложение, иллюстрация, нездоровится, сражение, прогресс, чемпион, фонтан, фиолетовый.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 5.

 Облегчить, артиллерия, адъютант,  ненавидеть, разъединять, убеждать, бутерброд, эгоизм, перечисление, искусство.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 13.

Сверкать, коллективный, субъект, недоумевать, бинокль, продолжение, бассейн, администрация, искусный, правозащитник.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 6.

Происхождение, расстояние, фиолетовый, фразеологизм, серебристый, артиллерия, вестибюль, грамматика, олицетворять, лингвистика.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 14.

Отдаленный, инъекция, негодовать, объяснять, рассказ, информация, моментальный, элемент, ослепительный, напряженный.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 7.

Безмятежный, объективный, невзлюбить, выразительный, преподаватель, угодить, компьютер, ориентир, наслаждаться, поразительный.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 15.

Территория, павильон, неволить, человеческий, суффикс, инженер, коллекция, пианино, восхищаться, воображение.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 8.

Чувствовать, медальон, несдобровать, раздаваться, огорчение, расшифровать, паутина, виолончель, неприятный, оранжевый.

5 класс. Словарный диктант

Вариант 16.

Раздражать, фильтровать, штангист, доброжелатель, талант, магнитофон, обвинитель, жонглер, магистраль, штемпель.

Учащиеся работают в паре, диктуют по одному слову друг другу слова. Проговаривают по слогам. Если слово проговорено верно, то ученику дается разрешение слово записывать. И так  пока не запишут все слова из карточки. Затем меняются тетрадями и по контрольной карточке проверяют работу друг у друга. Если готовится карточка на отработку изучаемого правила, то уменьшается в карточке количество слов.

      4 Предупредительные диктанты;

Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, учитель предлагает во время диктанта непосредственно перед написанием слов письменно объяснить соответствующие орфограммы (или все те орфограммы, которые разбирались, или некоторые из них).

     5 Объяснительные  диктанты; Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой (или с нужными орфограммами), учителя предлагают письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов (без предварительного рассуждения). Это следующая ступень самостоятельности учащихся.

      Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга. Они способствуют тому, что учителя имеет возможность обучать детей умению связывать правило со словом, слово с правилом. Различие между этими диктантами — в степени самостоятельности учащихся.

                 ??????

   Как хорошо было кругом! Заря догорала. Озеро все поросло  тростником и мелкой растительностью. На берегу расположились ольховые кусты, их ветки касались воды.

На другом берегу озера располагался холм, на котором росли молодые осинки. Они так подросли за лето! Через макушки деревьев пробирались лучики солнца. Озеро ткрасиво выделялось среди осенней  береговой поросли.

                                                                                                 Г.Скребицкий

Задания.

  1. Озаглавить.
  2. Что можно сказать об авторе текста?
  3. Какое настроение создает автор?  И.т.д.

     6  Подготовленные диктанты;

Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.

Вку…ный, чуде…ный, сторо…ка, стру…ка, ватру…ка, грус…ный, радос…ный, скорос…ной, ужас…ный, чес…ный, но…ка, подру…ка.

     7 Комментированные диктанты; Учитель читает  предложение, все слушают.  Предложение учителем читается повторно (по частям)        Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.

  Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень.

 На опушке лесов ещё растут грибы. На старых пнях жмутся друг к другу тонконогие опёнки. В моховых болотах рассыпалась румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Многие птицы готовятся к отлёту в тёплые края.

    8. Графические диктанты; Графические диктанты помогают   повысить  пунктуационную  грамотность учащихся.   При выполнении этого задания ученики  вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания. По схеме даю.т характеристику предложения. На каждом уроке  даю синтаксическую пятиминутку, особенно во время изучения темы «Синтаксис» и после изучения темы, чтобы закрепить умения определять вид предложения,  ставить нужные знаки препинания.

1.Серое небо светлело,холодело, синело.

2.В поле, в лесу, в саду – повсюду  лежит снег.

3. Прозрачная  синеет даль, и белоствольные березки стоят на косогоре тоненькие и прямые.

4.»Считай, Лобзик!- попросил Костя.

Или другой вид графического диктанта. На доске записаны предложения (без знаков препинания)

1.3 часа у проруби три вороны  пробыли.

2. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.

3.Этот край очень скромен.

4.Мы приближались к лугам.

5.Книга  это история народа.

6.Мы отправились в поход.

7.Напиши письмо брату.

8.Березки пожелтели.

Задание.

1.Укажите номер(а) предложения(ий), в котором (ых)  подлежащее выражено  существительным.

2.Укажите номер предложения, в котором  сказуемое выражено прилагательным.

3.Укажите номер предложения,в к котором  подлежащее выражено словосочетанием.

4.Укажите номер предложения односоставного.

5. Укажите номер предложения нераспространенного.

Укажите номер предложения, в котором нужно поставит  тире.Почему?

                                                                        

         9 Цифровые диктанты; Верны ли мои утверждения? Я утверждаю, что в словах, которые назову, есть непроизносимая  согласная, найдите эти слова( указываются только цифры).        

  1. Ненастная
  2. Опасный
  3. Горестный
  4. Ясный
  5. Доблестный
  6. Прекрасный
  7. Интересный
  8. Вестник
  9. Радостный

Ответ: 1,3, 5,8,9.

10.Творческие. При написании творческого диктанта учащиеся по заданию вставляют в диктуемый текст определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов и письменно или устно объясняют соответствующие орфограммы. При этом у учащихся вырабатывается навык применять орфографические правила в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения

                                                           У  лесного озера

     Широко раскинулось (лесное) озеро. Восходит над озером и лесом солнце. На (яркий) ковёр похожи берега (пустынного) озера. Над (редкими болотными) кочками стоят (гигантские) сосны.

   Тихо утром в (тёмном густом) лесу. Редко пролетает синичка. А на дерево садится дятел.

   На рассвете вылетает глухарь на берег озера клевать (береговую) гальку. Ищет (круглые) камешки и бьёт по ним своим (крепким) клювом. Галька нужна ему, чтобы перемалывать в зобах (грубую зимнюю) пищу. Всю долгую зиму глухарь питается (колючей сосновой) хвоей.

11 Свободные диктанты;   Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово. При свободном диктанте учащемуся приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связности изложения мыслей. Если учащийся письменно объясняет орфограммы (обычно на определенное правило), то он так же, как и при творческом диктанте, приучается применять орфографические правила в условиях, приближенных к тем, когда приходится излагать свои мысли.

12 Выборочные диктанты; позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания. Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена. Выборочный диктант требует от учащихся большого умственного напряжения, полной мобилизации внимания и знаний. Этот диктант является одним из самых активных приемов обучения орфографии. Экономичный во времени, он дает возможность приучить школьников быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже в ходе чтения учителя отбирать на слух нужное”. Это следующая ступень самостоятельности учащихся

На  уроках  проводится словарно-орфографическая и орфоэпическая работа. При словарно - орфографической работе, как правило, учащийся работает у доски. Остальные ученики по цепочке  диктуют словарные слова. После написания проверяется работа вслух, можно одновременно выполнить и взаимопроверку. При выполнении словарных диктантов включаю слова, над ошибками в которых класс работал.

 

 13 Контрольный диктант; Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием.

Медвежонок.

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара  она опустела, но на  желтой земле  уже росли блестящие листики брусники.

На краю поляны сохранялись заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди  какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я  на пеньке, стал тихонько  свистеть. Зверь остановился, а потом  стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня  обнюхивать.

 В это время  я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком.

14 Диктант « Проверяю себя»

 15 Контрольный тест;  Контрольный тест позволяет за короткое время проверить знания, умения и навыки учащихся по определённой теме.

 1.  В каком ряду во всех словах надо вставить букву  О ?

1. отл…жить, распол…гаться,зам…лчать

2. предпол…жение, выр…сла, отк…лоть

3.ул…жить, зак…нчить, выр…щеннный

2.В каком ряду во всех словах надо вставить букву  ё ?

1. щ…тка, реш…тка, ш…рох

2.щ…лканье, ш…рстка, ж…лудь

3.ш…в, ч…тный, крыж…вник

3.В каком ряду во всех словах надо вставить букву  с ?

1. бе…чувственный, и…жога, в…порхнуть

2. …дать, …дание, …десь

    3. бе…шумный, во…стание, в…тряхнуть

   4. В каком ряду во всех словах надо вставить букву и ?

1. инструкц…я, ц…клон, мотоц…кл

2. ц…плята, птенц…, станц…я

3. лекц…я, ц…почки, сестриц…н

5. В какой группе слов после шипящих надо писать  ь?

1. рощ…. много туч…, дрож…

2. молодёж…, помощ…, роскош…

3.решение задач…,сургуч…, реч…

6. В какой группе все существительные имеют окончание е?

1. на собрании…, на тренировк…, у Марь…

2. на берёз…, по улиц…, на порог…

К Мааш…, к Лиди…, к Софь…

Ответ: 2, 2,3, 1, 2

16 Пользование орфографическими словарями; На уроках русского языка ученики работают с орфографическими словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы.

16 Работа над ошибками;

 В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам ( карточки с заданием).

17 Проверочная работа  с  использованием перфокарт, сигнальных карточек. В ходе урока учащиеся работают с перфокартой и сигнальными карточками. Эта работа нравится детям. Она развивает внимание и быстроту реакции. Этот вид работы помогает лучше закрепить изученные орфограммы.

1 безболезненный – безжизненный- безмерный

2.безрадостный- вскрикнуть- исчертить

3.разжимать- бесшумный- распилить

4.разгадать- безжалостный- вздыхать

5.распорядок- бесконечный-развалиться

6.рассмотреть-расписание-возгордиться

7.разговор-развить-чрезмерный

18. Большой интерес у учащихся вызывает проведение восстановленного диктанта. Школьники, например, выписывают из прочитанного учителем текста словосочетания “сущ.+прил.”, объясняют правописание окончаний имен прилагательных, а затем по выписанным словосочетаниям восстанавливают текст. Можно, например, использовать этот текст

              Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном лесу? Идешь по лесу, хорошенько приглядываясь,— нужно уметь находить места, знать, где какой гриб растет. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнешься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Кое-где попадаются крепкие боровики. Вот широким хороводом рассеялись по поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом березовом лесу густо сидят грибы подберезовики.

(И. Соколов-Микитов).

После восстановления текста проводится обсуждение выполненной работы, сравнение с оригиналом, редактирование.

19. Для  отработки учащимися  умения   и навыков грамотного письма и грамотной речи, для эффективной проверки коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций полезен комплексный анализ текста.

                         Текст  по теме « Главные и второстепенные члены предложения»

   В  зимн-м   туман-  встает холодн-е, тускл-е солнце. Спит  заснеженный лес. Кажется, все живо- замерло от этой стуж—ни звука, только изр-дка п-трескивают от мороза д-ревья.

   Я вых-жу на лесную поляну. За поляной- густой старый  ельник. Все д-ревья обвешаны крупн-ми шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы в-твей.

Задания.

  1. Определите тему и  озаглавьте его.
  2. Вставьте пропущенные буквы.
  3. Подчеркните  главные  члены предложения.
  4. Выпишите из текста  именные словосочетания.
  5. У прилагательных графически  обозначьте окончания, укажите род, число, падеж.
  6. Определите синтаксическую         роль выделенных слов, подчеркните их как члены предложения.
  7. Выпишите слова с орфограммами «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением»
  8. Объясните значение слова ельник.

Текст  по теме « Главные и второстепенные члены предложения»

   В теплый и паркий день гр-бы лезут из влажн-й, тепл-й з-мли. В такой день  ты все дочиста соберешь, а потом другой гр-бник с этого же места опять собирает. Гр-бы все лезут и лезут.

От жары все внутри (у)меня  загорел-сь. Я до смерти пить захотел.

   Пр-двинулся я осторожно в ельнике, приподнял ветку и увидел п-ляну. Две березы посередине ее растут, а подними притаилась  в зелен-м бруснич(?)нике огромная красная сырое-ка. Она была такая старая, что края ее зеав-рнулись вверх. От этого вся сырое-ка была точно как большая глубокая тарелка, наполненная в-дой.

    Пов-селело у меня на душе.

Задания.

1.Определите тему текста.

2. Озаглавьте текст.

3.Какие средства выразительности использует автор?

4. Вставьте пропущенные  буквы, обозначьте  морфему, в которой они находятся.

5. Во всех предложениях 1  абзаца подчеркните грамматическую основу.Укажите, чем выражено  подлежащее и в каком падеже стоит.

6.Из первого предложения выпишите именные  словосочетания.

7.Из выделенного предложения выпишите  глагольные словосочетания.

8. Объясните  значение выражения: до смерти пить захотел.

9.Подберите синонимы к словам: притаилась, влажный.

      При изучении правил  полезно составление алгоритма,  которым нужно научить учащихся пользоваться. Использование алгоритмов позволяет средне и слабоуспевающим школьникам воспроизвести ход рассуждения по применению правила, показать путь его сокращения и способствует выработке умения правильно определять орфограммы. Алгоритм дает возможность “собрать” в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое правило.    Например, алгоритм правила о правописании букв О-Е после шипящих выглядит следующим образом:

1. Определи часть слова.

2. Если корень, то пиши ё (кроме слов-исключений).

3. Если /\ или , определи часть речи.

4. Цели существительное, прилагательное, наречие, то под ударением о, без ударения е. (Исключение: еще).

5. Если глагол и слова, образованные oт глагола, то под ударением ё.

     Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, учащийся должен:

— обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);

— установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);

— решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).

          Задача первого этапа — опознать орфограмму, задача второго этапа — выбрать нужное правило, задача третьего этапа — применить правило к данному конкретному случаю. Таковы различия в задачах отдельных этапов применения орфографических правил.

   Чтобы школьники научились применять орфографические правила в практике своего письма, необходимо дидактический материал для упражнений подбирать в указанной выше системе, с учетом задач отдельных этапов применения орфографических правил. В таком случае внимание учащихся направляется на осознание всех этапов применения орфографического правила (на содержание и последовательность орфографического разбора в устной и письменной форме) в соответствии с формулировкой орфографического правила, что способствует формированию у школьников навыков сознательного, анализирующего письма. При этом закрепление навыков должно проводиться не только на том уроке, на котором учащиеся познакомились с данной орфограммой, но и на последующих уроках, для того чтобы учащиеся преждевременно не перестали пользоваться правилом. А это случается, если сокращается период письма, сопровождаемого орфографическим разбором по схеме, соотнесенной с формулировкой соответствующего правила.

Вывод. Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Необходимо построить практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.

Ученик должен удивляться тому что:

- он видит орфограммы,

- он может написать их правильно,

- всё это дает хорошие результаты,

- ему нравится работать,

- на уроках русского языка интересно!

       Ученик не должен переставать удивляться. Он будет приходить на урок с определенным настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему все по силам. Он видит, он может. С каждым уроком его грамотность улучшается. И дома нет проблем: дома тоже удивляются и с нетерпением ждут, какую оценку и какие новые знания получит ребенок.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов

Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...

Концепция по теме самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся»

Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки, действительно, при...

Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса.

Проблема орфографической грамотности  учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особенно важное значение в условиях школы  имеет выработка орфографических навык...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...