Проектная деятельность на уроках обществознания как метод формирования доступной среды в социализации обучающихся с ОВЗ.
статья

Огальцова Римма Николаевна

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания                Огальцова Р.Н.

Проектная деятельность на уроках обществознания как метод формирования доступной среды в социализации обучающихся с ОВЗ.

В наше время содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Оно состоит из четырёх основных структурных элементов:

1.опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

2. опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;

3. опыта творческой деятельности – в форме умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

4. опыта осуществления эмоционально – ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

   Освоение этих типов опыта позволяют сформировать у учащихся способности решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.  Целью учителя является создание условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности и формирование у него мотивации непрерывного образования.

  Наиболее перспективным методом развития ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания является проектная деятельность.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

  Проектные технологии можно применять на учебных занятиях по любому предмету для углубленного изучения отдельных тем.

  Виды проектов бывают разные: индивидуальные, групповые, мини- проекты, социальные и так далее.

  У детей постарше, 7-8 классов, вызывают интерес проекты, связанные с межличностными отношениями, социальной сферой. Поэтому в этих классах мы выбираем такие темы, как «Давайте жить дружно», «Социальная защита и преодоление бедности» и другие.

  В восьмом  классе свои проекты учащиеся представляют на повторительно-обобщающем уроке по социальной сфере. По темам: «Распределение доходов», «Потребление», «Инфляция и семейная экономика.

В ходе подготовки к уроку обществознания в 8 классе по теме «Распределение доходов» мною были предложены следующие проекты:

  1. Правила пересчета потребительской корзины.
  2. Что входит в состав потребительской корзины в вашей семье?
  3. Какие льготы получает моя семья?
  4. Какую социальную поддержку государство оказывает детям-сиротам?

В начале урока детям было предложено просмотреть презентацию по теме «Распределение доходов» с устными пояснениями и составлен коллективный план урока.

План:

  1. Что такое совокупный доход?
  2. Причины неравенства доходов.
  3. Поляризация доходов.

Роль государства в перераспределении доходов.

Просмотр презентации. Предлагаю вашему вниманию отдельные слайды из презентации, использованной на уроке.

        Поскольку контингент обучающихся школы-интерната, как правило, из многодетных и малообеспеченных семей, активно пользующихся социальными выплатами и льготами, проекты были основаны на личных данных семейного бюджета учеников (приложения №1, №2, «3, «4).

Для закрепления изученного материала в конце урока учащимся предлагается проверочная работа.

  Практика показала, что наиболее перспективным методом  развития ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания является проектная деятельность. Это совместная учебно-познавательная, творческая  или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

  Проектная деятельность, применяемая на уроках обществознания, учит школьников самостоятельно мыслить, находить правильные решения, формирует умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов – это  замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Это один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

  Работая над проектом, учащиеся проверяют себя на организованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарность мышления. За счёт активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе.    

   В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Приложение №1

Даша К.

        У нас в семье трое детей. Мама сейчас не работает, она недавно родила ребенка. Она получает деньги на воспитание малыша, а так же бесплатное питание и бесплатные лекарства для ребенка.

Мы получили от государства участок для строительства собственного дома и крупную сумму денег (то есть материнский капитал).

 Старший брат учится в колледже. Он получает стипендию и бесплатное питание, так как у нас многодетная семья.

Папа сейчас временно не работает, он получает пособие по безработице.

Из-за того, что доход у нас небольшой, государство выплачивает нам дотацию на оплату жилья и коммунальных услуг. А еще нам оплачивают проезд в общественном транспорте.

Мы получаем помощь от государства через социальные выплаты и социальные программы.

                                                        

Приложение №2

Алёна Б.

Что входит в состав потребительской корзины?

        В нашей семье доходы невелики, поэтому потребительская корзина у нас скромная. Но многие товары и услуги нам доступны.

Что входит в нашу корзину? Это, прежде всего, продукты питания – хлеб, крупы, мясо, рыба, молоко, фрукты. Овощи у нас собственные – есть небольшой огород, где мы выращиваем картофель, морковь, капусту, свеклу и т.д. Бабушка консервирует на зиму, делает запасы. А еще летом мы ходим в лес за ягодой и грибами. Это тоже неплохой вклад в потребительскую корзину, но это я буду считать доходом от предпринимательской деятельности.

        Непродовольственные товары – это одежда, обувь, лекарства, развлечения, досуг. Например, я люблю делать поделки из бисера, но материал – цветной бисер – стоит довольно дорого.

        Услуги – это плата за жилье, отопление, электроэнергию (коммунальные услуги), а также расходы на транспорт, культурные мероприятия (походы в театры, кино, цирк и т.д.).

        В нашей стране названные товары и услуги перечислены в приложении к Федеральному закону « О потребительской корзине».

Данные потребительской корзины пересчитываются несколько раз в год, а каждые пять лет пересматривается ее состав.

        С учетом реальной стоимости необходимых для жизни товаров и услуг устанавливается так называемая черта бедности.

        И если доходы семьи ниже прожиточного минимума, то государство помогает таким семьям путем перераспределения доходов (льготы, субсидии и т.д.).

Приложение №3

Коля Ф.

        Так получилось, что несколько лет назад я остался сиротой. Отец мой погиб, когда я был еще совсем маленьким, а потом умерла мама. Но меня не стали отдавать в детский дом. Бабушка оформила опекунство, и я переехал к ней. Сейчас я обучаюсь в школе-интернате.

        Какую социальную поддержку я получаю?

        Во-первых, за мной сохранено все имущество моих родителей. Как сирота я имею льготы по оплате ЖКХ.

        Во-вторых, я получаю от государства пенсию по потере кормильца.

        В-третьих, бабушка получает зарплату за то, что меня воспитывает.

        В-четвертых, я дважды в год езжу отдыхать бесплатно в оздоровительный лагерь и на море.

        В-пятых, в интернате я получаю бесплатное четырехразовое питание.

        В-шестых, бесплатные экскурсии и поездки в театр, цирк, новогодние представлении и подарки.

        В-седьмых, бесплатный абонемент в бассейн и на теннисный корт.

        В-восьмых, бесплатный проезд по городу в общественном транспорте.

        Государство много помогает таким детям, как я, через социальные выплаты. Таким образом, происходит перераспределение доходов.

Приложение №4

Яна М.

        В нашей семье шестеро детей. Мы – многодетная семья. Какими льготами мы пользуемся?

        Во-первых, бесплатный проезд в автобусе. Мы живем в Евсеево, а учимся в школе-интернате, значит, приходится добираться на двух автобусах. Стоимость проезда ежедневно – 192 рубля на одного человека. Нашей семье государство оплачивает проезд в размере 34 560 рублей ежемесячно.

        Во-вторых, у нас бесплатное четырехразовое питание, мы получаем ежедневно фрукты и соки. Я не знаю, сколько это стоит, но это тоже социальная помощь нашей семье.

        В-третьих, ежегодно мы ездим отдыхать по бесплатным путевкам в летний оздоровительный лагерь и на море. Путевка стоит дорого, но моя мама ничего за нее не платит.

        В-четвертых, так как у нас многодетная семья, мы получаем субсидию на оплату ЖКХ.

        В-пятых, нас часто приглашают на различные развлекательные мероприятия: в театры, в цирк, на мюзиклы. Мы посещаем музеи и планетарий. Это входит в бесплатные культурные услуги, которые мы получаем от государства и благотворительных фондов.

        В-шестых, мама получает детские пособия на всех шестерых детей.

        В-седьмых, очень много нашей семье помогает церковь. Мы посещаем службы, ездим на экскурсии по святым местам. Из церкви нам приносят одежду, игрушки и обувь, которые жертвуют состоятельные прихожане.

        Мы пользуемся всеми социальными льготами, которые положены нашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»

Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"

В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...

Проектная деятельность на уроках обществознания как метод формирования доступной среды в социализации обучающихся с ОВЗ.

Проектная деятельность на уроках обществознания как метод формирования доступной среды в социализации обучающихся с ОВЗ....