Отчет по самообразованию
материал

                     тема: «Коррекция отклоняющегося поведения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_za_2016-2017_g.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение  Ростовской области специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  сл.Колушкино, Тарасовского района.

Подготовила: Кострубина Т.Н.

2016-2017 учебный год

                     тема: «Коррекция отклоняющегося поведения»

Над своей темой я начала работать в  2016 году, планирую закончить в 2020 году.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:В настоящее время в нашей школе-интернате поведение подростков, отклоняющееся от нормы не редкость. В поведении таких детей довольно часто отмечаются грубость, нарушения дисциплины, пропуски учебных занятий, бродяжничество, курение. К личностным особенностям данной категории детей относятся заниженная самооценка личности, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях. 

ЦЕЛЬ:Разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков. Создание условий, которые не провоцируют отклоняющееся поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

ЗАДАЧИ:

1.Оказывать своевременную педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

2.Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.

3.Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность и негативному влиянию асоциальной среды.

 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1.Накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей здорового образа жизни.

2.Исправление недостатков в развитии личности ребёнка, помощь ему в адекватной интеграции в социум.

3.Повышение уровня воспитанности детей.

Виды и формы девиантного поведения.

1.Одна из распространённых вредных привычек у подростков – курение.

Курение отожествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, сексуальностью, благополучием. Одна из причин распространения курения среди подростков заключается в примере взрослых, которым они подражают. И совсем обескураживающий тот факт, что эта пагубная привычка охватывает всё больше девочек.

2. В последнее время всё шире распространяется среди подростков пьянство.Пиво сегодня рассматривается как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как самоутверждение, самостоятельность, аппозиция и носит характер противопоставления себя окружающим.

3. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде.

Она проявляется в следующих формах:

- физическая агрессия (использование физической силы);

- косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки, топанье ногами, битьё кулаком по столу и т. д.);

- склонность к раздражению – это готовность к раздражению при малейшем возбуждении, вспыльчивость, резкость, грубость;

- негативизм – оппозиционная мера поведения, от пассивного сопровождения до активной борьбы против установленных правил;

- обида – зависть и ненависть к окружающим, горечь;

- подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, что окружающие намеренно причиняют вред;

- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг) так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань);

- угрызение совести, чувство вины (когда ребёнок убеждён, что он является плохим человеком, совершает неправильные поступки). В такой ситуации

идёт борьба между угрызением совести и личной убеждённостью.

4. К негативному явлению относится присвоение детьми чужих вещей. Оно вызвано их недостаточной этической воспитанностью, большой избалованностью или отсутствием возможности в приобретении чего-то.

5. Побеги, бродяжничество.

Было сделано много попыток классифицировать уходы по типам и мотивам.Самый простой способ классификации – это разделение на две группы: ушедшие от кого-то или чего-то и ушедшие к кому-то или чему-то. Ушедшие от кого-то или чего-то не могли терпеть сложившуюся ситуацию, обстановку, в которой они живут. Ушедшие к кому-то или чему-то искали удовольствий, стремились туда, где ожидали полной свободы действий. Часто бродяжничество или бегство является реакцией на стрессовые ситуации в семье или школе.

6. Страх и навязчивости.

Как правило, навязчивости возникают на фоне различных для ребёнка переживаний, а так же у боязливых, тревожных, мнительных детей.

7. Двигательная расторможенность.

(неусидчивость, обилие нецеленаправленных движений, буйная резвость, неспособность длительно концентрировать внимание, эмоциональная неустойчивость)

Такие подростки, как правило, нарушают дисциплину.

8. Патологическое фантазирование и хобби.

Такие дети отличаются образными фантазиями. Фантазии бывают садистского, эротического характера. Юноши бывают склонными к философическому мудрствованию (философическая интоксикация).

Она проявляется в поиске философской истины, построений своих концепций, своих взглядов на жизнь.

9. Нарушение «пищевого поведения».

Чаще отказ от приёма пищи бывает с целью обратить на себя внимание, добиться желаемой цели или реакция на ссору, разлуку, похудеть, исправить фигуру. Встречаются патологические пищевые нарушения, связанные с чрезмерным употреблением пищи.

10. Азартные игры.

Склонность к игре – реакция на неуспех в основной учебной или общественной деятельности, способность компенсировать неудачу в других сферах жизни.

11. Сквернословие.

Ответственность за воспитание культуры речи несёт, прежде всего, школа и семья.

12. Крайняя фаза проявления девиации – суицид.

Этому способствуют многие факторы. Немаловажное значение при этом имеет такой фактор как состояние депрессии, стресс, галлюцинации и другие психические расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

Профилактика девиантного поведения детей.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается огромной силой. Отклонение в поведении – девиантное поведение является естественным условием развития человека, жизни всего общества.Прежде чем корректировать отклоняющееся поведение воспитанников, необходимо в первую очередь разобраться в сущности происходящих общественных процессов, знать норму их патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявления нарушений поведения, возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков. Как не различны формы девиантного поведения, они все взаимосвязаны между собой.«Легче предупредить болезнь, нежели её лечить» - неоднократно говорил М.Я. Мудров.

Коррекция  – это единая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. Профилактической и коррекционной работе с детьми предшествует диагностический этап. Важно уяснить характер отклонений в нравственном развитии и поведении конкретного воспитанника, а также выявить истоки девиаций.Диагностику следует строить так, чтобы получить разностороннюю информацию о развитии ребёнка: ценностная ориентация, сфера и формы самоутверждения (психологический аспект), отношение к учению, поведение в школе и вне её (педагогический аспект), социальные связи с ближайшим окружением. Получив диагностическую информацию, можно перейти к профилактической и коррекционной работе. Положительный опыт показал, что она должна иметь комплексный характер. Следует выделить общие условия, соблюдение которых необходимо по отношению ко всем детям, имеющим отклонения в поведении.

Отклонения в нравственном развитии и поведении не могут быть основанием для отрицательной оценки личности в целом, для проявления неуважения к ней.Все дети нуждаются в самопознании и самоутверждении, внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности, в общении. Однако эти потребности часто не удовлетворяются в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценности их ориентации, и сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому педагогам при поддержке других специалистов важно сосредоточить своё внимание на решении следующих задач:

- побуждение детей к самопознанию и самовоспитанию;

- обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность преобразующего плана;

- создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.

Под воздействием всех этих факторов у ребёнка происходит становление образа своего «Я». Поэтому необходимо, чтобы ребёнок увидел свои достоинства, сильные стороны характера, оценил свои способности. Мало помочь ребёнку, его нужно поддержать. При этом очень важно, чтобы он ощутил сопереживание значимых для него людей, ему просто необходима их позитивная оценка, стимулирующая поддержка, вера в его возможности. («Ты можешь», «Ты способен», «У тебя всё получится») Для ребёнка, который зачастую не видит ласки в семье, очень значимы улыбка, сердечное слово педагога, одобрение пусть небольших достижений, заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач.

Приёмы педагогического воздействия и коррекции.В комплексе приёмов педагогического воздействия выделяются приёмы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведение детей с отклонениями.

Вывод:Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеурочной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по коррекции девиантного поведения и формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

 задача:Создать такой психологический микроклимат, чтобы ребёнок с отклоняющимся поведением не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нём самом.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: « Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достижения, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил».

Литература:

1.Закон российской Федерации «Об образовании»

2.Бадмаев С.А. « Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников»

3.Основы коррекционной педагогики: учеб.пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева.

4.Змановская Е.В. «Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)».

5.Методика «Как поступать»  Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова , 2002г.

6. Овчаренко Р.В. Справочная книга социального педагога.

7.Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов.

8.Сухомлинский, В.А. « Сердце отдаю детям»

9.Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции, тренинги, упражнения, ролевые игры.

10.Из опыта работы педагога Липиной С. И. «Коррекция отклоняющегося поведения подростков»

11.Реферат «Организация работы в специальной коррекционной школе VIII вида по предупреждению правонарушений» и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию

Отчет по результатам деятельности по предмету был представлен на районном семинаре учителей краеведения вместе с презентацией. Презентация больше допустимого размера....

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию за 2011 год...

Отчет по самообразованию

Тема самообразования: Формирование личности ребенка средствами хореографии...

отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"

В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...