Методические рекомендации по созданию сенсорной диеты для учащихся с особыми сенсорными потребностями
методическая разработка

Методическая разработка является обобщением опыта работы по психолого-педагогическому  сопровождению обучения и развития учащихся с особыми сенсорными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №46 «Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)»

Калининского административного района  Санкт- Петербурга

Методическая разработка

«Рекомендации по созданию сенсорной диеты»

                                                         

Составитель: педагог-психолог

Якушкина Н.В.

 

Санкт – Петербург

2019-2020

Пояснительная записка

    Сенсорная диета – это средство обеспечения особых сенсорных потребностей учащегося.  Сенсорная диета является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов, которые необходимы человеку, чтобы оставаться сосредоточенным и организованным в течение дня. Строиться она на основании сенсорного профиля ребенка, а также с учетом данных, полученных  при обработке анкет для родителей и педагогов. В том числе, возможна необходимость проведения специфического исследования причин необычного или нежелательного поведения, причины которого не очевидны (функциональная оценка поведения).

   Человек обладает сенсорными анализаторами, которые обеспечивают его информацией о внешней среде, о  собственном местоположении  в пространстве, о состоянии организма. Информация от анализаторов поступает в мозг, где она фильтруется, интегрируется и интерпретируется в соответствии с уже существующим опытом человека. Этот процесс носит название сенсорной интеграции. На основании этого процесса центральная нервная система сигнализирует о том, какие действия необходимо предпринять. Формирование и развитие этого процесса активно происходит еще до рождения ребенка и в раннем детском возрасте, когда человек активно растет, познает мир и возможности своего тела.

     У некоторых людей формирование процесса сенсорной интеграции происходит несколько иначе, чем у большинства. Так  при умственной отсталости этот процесс отстает от возрастных норм вследствие недостаточности механизмов анализа, синтеза и других мыслительных операций, и/или из-за нарушения баланса возбуждения/торможения нервной системы. Второе нарушение является причиной проблем с регуляцией и поведением и обучением у детей с синдромом дефицита внимания и  двигательной гиперактивности. Но бывают случаи, когда формирование путей восприятия сенсорной информации и объединения ее в образы, а также двигательные и поведенческие реакции на стимуляцию значительно затруднены, формируется неравномерно или даже искаженно. И это может приводить к определенным проявлениям в поведении и деятельности ребенка.

     В частности это может выражаться в неспособности регулировать свое поведение, неспособности планировать и контролировать свои действия и в трудностях  с освоением двигательных и когнитивных навыков (апраксия), в навязчивых или необычных движениях и действиях, в стремлении к определенным объектам и предметам.

     Ниже в таблице приведены примеры проявлений особых сенсорных потребностей с возможными вариантами их удовлетворения и рекомендациями по развитию процесса сенсорной интеграции.

     Звездочкой  (*) отмечены пункты, касающиеся стимуляции ротовой полости. Стремление к ней может быть повышенное или пониженное. Но зависеть эта потребность может как от чувствительности вкусового анализатора, так и от других сенсорных систем, например, тактильной, обонятельной, проприоцептивной и даже зрительной. Ребенок может предпочитать  употреблять в пищу круглое или определенного цвета. Поэтому прежде чем составлять сенсорную диету, необходимо убедиться в истинных причинах сенсорных предпочтений или избегания.

     Сенсорная диета составляется индивидуально для конкретного ребенка, т.к. каждый ребенок имеет уникальный набор сенсорных потребностей. Как правило, ребенок, у которого нервная система слишком быстро реагирует и легко перевозбуждается, испытывает потребность в успокаивающих воздействиях, в то время как ребенку, который всегда выглядит вялым и уставшим, больше необходимы возбуждающие воздействия. Учитываются не только присущий ребенку баланс нервной системы и сенсорные сферы, но и частота, с которой возникает необходимость стимуляции, а также области тела ребенка, которые нуждаются в воздействии. Частота предоставления сенсорных стимулов определяется при помощи наблюдения за поведением ребенка. Как часто ребенок сам обращается к тому или иному поведению, как быстро он возвращается к нему после других занятий. Определив временной промежуток, который ребенок может находиться без воздействия, необходимо уменьшить его на 5-10%. Предоставлять возможность получать данные ощущения по индивидуальному расписанию, на определенное время, завершая по таймеру (или песочным часам). При этом ребенок обучается ждать желаемое, получать ощущения приемлемым способом и заканчивать приятное для себя занятие по времени.

     Средствами удовлетворения особых сенсорных потребностей могут  быть не только специально организованные помещения и зоны, такие как зал сенсорной интеграции (стимуляция проприоцептивной, вестибулярной и тактильной систем), темная и светлая сенсорные комнаты. Обеспечивать достаточную и необходимую сенсорную нагрузку и разнообразие стимулов можно в классах, кабинетах, рекреациях школы. Для этого используются двигательные паузы, комплексы упражнений, сенсорные корзины и портативные сенсорные дорожки. Наполнение сенсорных корзин происходит в соответствие с потребностями детей. В них могут быть мягкие и колючие мячи и игрушки, ароматические коробочки, зеркальце, предметы, которые можно расстегивать и застегивать, открывать и закрывать, перышки, магниты, погремушки, колокольчики и игрушки, издающие звуки, массажёры, очки, калейдоскопы и др. Кроме того, можно использовать спортивные снаряды, такие как напольный диск, эквилибр, эспандеры, эластичные ленты. Помимо стимуляции сенсорных систем необходимо помнить о потребности части учеников в охранительном сенсорном режиме, ограничении нагрузки, защите от перегрузки. Для этого используются наушники, беруши, ширмы, специально оборудованные в классах зоны отдыха.

     Работа по развитию сенсорной интеграции может вестись как индивидуально, так и фронтально. Так на перемене во время танцевальной паузы один ребенок будет участвовать в трех танцах, удовлетворяя высокую потребность в движении. А другой ребенок, с пониженным двигательным праксисом, неуверенностью в движениях и нежеланием участвовать в общих танцах, выполнит только определенные движения или поучаствует в одном танце, после чего получит выбранное поощрение. На уроке в ходе сенсорной паузы каждый ребенок выбирает из сенсорной корзины тот предмет, который ему приятен. Таким образом, ребенок получает нужную стимуляцию и поощрение. Включая сенсорные рутины во фронтальную работу, необходимо всегда помнить об индивидуальном характере развития процесса сенсорной интеграции, и индивидуализировать стимулы, задания и время стимуляции для конкретных детей.

      Понятие сенсорной интеграции используется в двух разных смыслах. С одной стороны, это естественный процесс развития сенсомоторной сферы человека. С другой - метод коррекционно-развивающей работы. Важно отметить связь метода сенсорной интеграции с другими развивающими технологиями, такими как зрительная поддержка и альтернативная коммуникация. Определяя сенсорные предпочтения и страхи ребенка, педагоги обозначают их вполне конкретными символами. Это могут быть изображения предметов, действий, мест. Используя эти карточки в повседневной жизни, взрослые способствуют формированию у ребенка умения выразить свои желания понятным способом, выбрать деятельность или отказаться от нее приемлемым способом. В целом такая организация коррекционно-развивающей работы помогает формированию эмоционально-волевой регуляции, коммуникации, способствует формированию элементарных социальных навыков.

        Результаты сенсорной диеты наступают незамедлительно и в совокупности. Воздействия, возбуждающие вашего ребенка или успокаивающие его, эффективны не только на тот момент, они в течение длительного времени фактически помогают перестраивать нервную систему вашего ребенка так, чтобы он мог лучше:

•  переносить незнакомые ощущения, быть терпимым в сложных для него ситуациях;
•  регулировать настороженность и увеличить объем внимания; 
•  ограничить сенсорный поиск и уходы в сенсорные поведения (самостимуляции); 
•  воспринимать любые перемены с меньшим стрессом.

Рекомендации по обеспечению условий для удовлетворения особых сенсорных потребностей учащихся.

Область особых сенсорных потребностей

Проблемное поведение, связанное с неудовлетворением особых сенсорных потребностей

Рекомендации по удовлетворению особых сенсорных потребностей и составлению программы помощи

Вестибулярная и проприоцептивная сенсорные системы работают вместе, чтобы дать нам:

- осознание активного движения;

- схему тела;

- постуральные реакции, в частности, на основе разгибательных мышц;

- постуральный тонус;

- координацию глаз, головы и тела.

Проприоцептивная система дает нам:

- ощущение от положения тела, суставов, ощущение скорости;

- обеспечивает осведомленность о позиции и движении через рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах (бессознательная);

- осознанная осведомленность о совместном положении и движении; 

- обеспечивает информацией о диапазоне, направлении и силе движения;

- дает информацию для рефлексивного движения;

- тесно связана с ощущениями движения, возникающими из собственных активных движений человека (кинестезией).

Высокая потребность в проприоцептивной стимуляции:

- высокая потребность в движении, сдавливании, вибрации;

- стремление получать ощущения от перемещения, напряжения определенных групп мышц, от ударов/столкновений;

- принятие определенных положений и поз;

- низкая успешность в освоении двигательных навыков;

- стремление грызть, кусать.

 

- Вскакивание и частое покидание рабочего места.

- Неконтролируемые перемещения по классу и по школе (без видимой цели).

- Желание ребенка бегать/прыгать, наталкиваться на других людей и препятствия (в неигровой ситуации).

- Специфические часто,  повторяющиеся движения.

- Крики/плач/агрессия в случае отказа в получении определенных предметов, пресечении определенных значимых для ребенка действий.

- Любит грызть и кусать предметы, сильно сжимает зубы. Кусается*.

1. Использовать подушки, балансиры и гимнастические мячи для оборудования рабочего места учащегося. Их можно использовать постоянно (т.е. ребенок всегда сидит во время работы на мяче, балансире, подушке) или временно:

- систематически – при выполнении определенных видов работы;

- периодически – через определенные периоды времени;

- по желанию ребенка (ребенок должен иметь возможность попросить или отказаться от предложенного).

2. Обязательно использовать динамические паузы, которые обозначены в индивидуальном расписании ребенка на урок. Паузы должны быть организованы в соответствии с возможностями и потребностями конкретного ребенка и давать ему ощущение удовольствия, радости. Например:

- быстрая ходьба по коридору, лестницам, в т.ч. с выполнением определенных заданий (идти боком, спиной вперед, с закрытыми глазами, идти, перепрыгивая/перешагивая плитки на полу);

- прыжки: через препятствия, по клеточкам/плиткам пола, на гимнастическом мяче;

- ходьба по определенной траектории или обозначенному пути (можно использовать план движения, символы направлений);

- выполнение определенных движений/упражнений/заданий по образцу/зрительному алгоритму;

- выполнение движений с сопротивлением (перетягивание, армреслинг, магниты);

- сжимание испандеров/мячей/подушек;

- обнимание подушек/мячей;

- «обнимашки» со взрослым или ребенком (по их согласию и предварительной договоренности);

- обнимание себя («возьми себя в руки»);

- задания с перекидыванием/ловлей/переносом предметов разного размера и веса;

- наматывание веревок/ленточек/ниток на клубок/катушку/бабину;

- пролезание через туннель или длинный мешок без дна;

- заворачивание в большое полотенце, покрывало, мешок.

3. Использование кресла-подушки для организации отдыха. При этом ребенок может не только сидеть или лежать на кресле, но и заворачиваться в него или прятаться под ним.

4. Использование разного рода утяжелителей (для рук, ног, плеч). Их нужно применять временно, как и балансиры, предлагая систематически или периодически.  

5. Массаж, глубокое тактильное воздействие. Можно использовать зрительную поддержку (схему тела, пиктограммы частей тела) для помощи учащемуся в выборе/выражении области стимуляции.

6. По возможности подбирать активности, схожие по механизму к предпочтительным для ребенка движениям, но более приемлемые. И предлагать ему эти активности по расписанию.

7. Предоставлять достаточное количество твердой пищи, которая нуждается в пережевывании. Давать орехи, сухарики, сырые овощи и фрукты, жевательную резинку. Следить за достаточностью измельчения пищи при проглатывании*.

Низкая потребность в проприоцептивной стимуляции:

- страх прикосновения;

- избегание телесного контакта, в т.ч. рук;

- неуверенность при нахождении среди людей (в рекреациях, коридорах и других людных местах);

- неуверенность, малая амплитуда в движениях;

- низкая физическая активность, избегание физического напряжения;

- низкая успешность в освоении двигательных навыков;

- избегание твердой пищи*.

- Отказ от определенных видов деятельности.

- Специфические часто,  повторяющиеся движения.

- Крики/плач в определенных местах, отказ идти куда-то.

- Отказывается от твердой пищи (не любит кусать, откусывать, грызть)*.

1. Необходимо предупреждать о контакте, спрашивать разрешения на прикосновение  (например, спрашивать «готов»).

2. Дозировать интенсивность и продолжительность физического контакта. Например, оказывая помощь, спрашивать «тебе помочь», «так помочь или так» (беря за кисть или локоть).

3. Дозировать и четко структурировать по времени, интенсивности и локализации физическую активность в целом. Например, можно выполнять упражнения для отдельных частей тела/групп мышц по определенному расписанию, предоставлять ребенку выбор того или иного упражнения или комплекса.

4. Обязательно использовать расписания активностей в школе, чтобы ребенок был готов к смене активности и места. Предупреждать его о скорой смене деятельности или места нахождения.

5. Чередовать трудные для ребенка задания и активности с отдыхом или более легкими, простыми, приятными действиями.

6. По возможности подбирать активности, схожие по механизму к предпочтительным для ребенка движениям, но более приемлемые. И предлагать ему эти активности по расписанию.

7. Постепенно приучать к употреблению твердой пищи, поощрять даже незначительные попытки этого. Давать небольшой кусочек твердой пищи в начале еды*.

Вестибулярная система дает нам:

- осознание движений и положения в пространстве;

- модуляция движений тела;

- поддерживает координацию зрительной и двигательной систем, стабилизирует поле зрения в ответ на изменение положения головы;

- дает ощущения для постуральной системы;

- дополняет эмоциональную систему;

- укрепляет ощущение физической безопасности.

Высокая потребность в вестибулярной стимуляции:

- стремление двигаться (ходить бегать), меняя скорость и направление движения;

- высокая потребность в физической активности, связанной с изменением положения тела и головы в пространстве (например, раскачивание);

- высокая потребность в ощущении вибрации (в т.ч. от ударов головой/по голове);

- принятие определенных положений и поз (вниз головой);

- низкая успешность в освоении некоторых двигательных навыков.

- Вскакивание и частое покидание рабочего места.

- Неконтролируемые перемещения по классу и по школе (без видимой цели).

- Раскачивание на стуле.

- Сползание со стула/дивана/скамейки.

- Желание ребенка бегать/прыгать/спрыгивать, наталкиваться на других людей и препятствия (в неигровой ситуации).

- Специфические часто,  повторяющиеся движения.

- Крики/плач/агрессия в случае отказа в получении определенных предметов, пресечении определенных значимых для ребенка действий.

1. Использовать подушки, балансиры и гимнастические мячи для оборудования рабочего места учащегося. Их можно использовать постоянно (т.е. ребенок всегда сидит во время работы на мяче, балансире, подушке) или временно:

- систематически – при выполнении определенных видов работы;

- периодически – через определенные периоды времени;

- по желанию ребенка (ребенок должен иметь возможность попросить или отказаться от предложенного).

2. Обязательно использовать динамические паузы, которые обозначены в индивидуальном расписании ребенка на урок. Паузы должны быть организованы в соответствии с возможностями и потребностями конкретного ребенка и давать ему ощущение удовольствия, радости. Например:

- использование балансиров/эквилибров разного вида;

- ходьба по неровным поверхностям;

- прыжки на батуте;

- кувыркание через голову, перекатывание сначала в одну, потом в другую сторону в положении «лежа»;

- вращение на напольном диске/вращающемся кресле;

- быстрая ходьба по коридору, лестницам с резким изменением направления и скорости движения (бегом-шагом), разворотами, которые могут выполнять как по инструкции, так и по образцу, т.е. вместе с педагогом. Могут быть даны задания идти боком, спиной вперед, с закрытыми глазами, идти, перепрыгивая/перешагивая плитки на полу и т.д.;

- прыжки: через препятствия, по клеточкам/плиткам пола, на гимнастическом мяче;

- ходьба по определенной траектории или обозначенному пути (можно использовать план движения, символы направлений);

- выполнение определенных движений/упражнений/заданий, связанных с изменением положения тела и головы в пространстве по образцу/зрительному алгоритму.

3. По возможности подбирать активности, схожие по механизму к предпочтительным для ребенка движениям, но более приемлемые. И предлагать ему эти активности по расписанию.

Низкая потребность в вестибулярной стимуляции:

- избегание/страх резких движений, смены положения тела;

- страх отрыва ног от земли/пола;

- выраженная неуверенность при перемещении в пространстве, выполнении физических упражнений (особенно связанных с положением головы и туловища в пространстве);

- негативное отношение/избегание вибрирующего воздействия;

- избегание/страх под собой мягких/пружинящих/неустойчивых поверхностей;

- избегание или крайняя осторожность к раскачиванию, поворачиванию, вращению;

- неспособность или значительные трудности с выполнением некоторых заданий (наклоны, сбор предметов с пола, обувание и т.д.)

- Отказ от выполнения определенных видов физических упражнений/движений/активностей.

- Отказ от участия в определенных подвижных играх.

- Крики/плач в определенных пространствах/местах.

- Крики/плач, отказ при переходе между помещениями, подъеме/спуске по лестнице.

1. Необходимо предупреждать об изменении места, переходе из одного помещения в другое. Поощрять за попытки и успешный переход.

2. Дозировать интенсивность и продолжительность физической активности, которая вызывает у ребенка страх и неуверенность. Поощрять за попытки и успешное выполнение даже части такой активности.

3. Дозировать и четко структурировать по времени, интенсивности и локализации физическую активность в целом.

4. Обязательно использовать расписания активностей в школе, чтобы ребенок был готов к смене активности и места. Предупреждать его о скорой смене деятельности или места нахождения.

5. Чередовать трудные для ребенка задания и активности с отдыхом или более легкими, простыми, приятными действиями.

6. По возможности подбирать активности, схожие по механизму с предпочтительным для ребенка движениям, но более приемлемые. Предлагать ему эти активности по расписанию.

Тактильная система включает ощущения прикосновения, фактуры, ощущение боли, температуры и глубокого давления (через кожные рецепторы).

Высокая потребность в тактильной стимуляции:

- стремление получать ощущения от соприкосновения кожи с разными поверхностями/материалам;

- поиск определенных предметов/поверхностей/материалов;

- стимуляция слизистых ротой полости*.

- Ребенок может снимать/задирать одежду/обувь в общественных местах.

- Специфические часто,  повторяющиеся действия, направленные на получения определенных тактильных ощущений.

- Крики/плач/агрессия в случае отказа в получении определенных предметов, пресечении определенных значимых для ребенка действий.

- Постоянно тянет все в рот, облизывает, держит во рту предметы*.

1.Обязательно использовать сенсорные паузы, которые обозначены в индивидуальном или групповом расписании ребенка на урок. Паузы должны быть организованы в соответствии с возможностями и потребностями каждого конкретного ребенка и давать ему ощущение удовольствия, радости. Сенсорные корзины могут включать в себя:

- сенсорные дорожки, коврики, ткани с разной фактурой;

- тактильные коробки, мешочки;

- антистрессовые игрушки;

- мячи с разной степенью мягкости и разными поверхностями;

- массажеры;

- перышки;

- химические грелки и т.д.

2. Обращать внимание на одежду ребенка, его выбор. Часто детям с повышенной тактильной потребностью нравится тесная, прилегающая одежда.

3. Массаж, глубокое или неглубокое (в зависимости от пожеланий ребенка) тактильное воздействие. Можно использовать зрительную поддержку (схему тела, пиктограммы частей тела) для помощи учащемуся в выборе/выражении области стимуляции и силы воздействия (например, «сильно»/«нежно»).

4. Использовать крема, воду, песок, крупы для организации игры или подкрепления.

5. Предоставлять возможность ощущать разницу температуры, например, противопоставляя температуру оконного стекла или металлической пластины  и радиатора (в отопительный сезон), грелки. При этом также происходит обучение соответствующим словам или символам («горячо»/ «холодно»)

6. По возможности подбирать активности, схожие по механизму к предпочтительным для ребенка движениям, но более приемлемые. И предлагать ему эти активности по расписанию.

7. Предоставлять достаточное количество стимуляции ротой полости. Использовать грызунки, зонды, зубные щетки. Давать пить газированную воду (минералку), жевать резинку. Включать эту деятельность в сенсорную диету*.

Низкая потребность в тактильной стимуляции:

- избегание/страх любых или определенных тактильных ощущений;

- негативная реакция на к неожиданные прикосновения;

- крайняя осторожность к предметам/новым местам;

- повышенная брезгливость;

- избирательность в еде, связанная с консистенцией, температурой или текстурой пищи*.

- Категоричная избирательность в одежде, отказ переодеваться/одевать определенную одежду.

- Крайняя избирательность в еде*.

- Отказ от определенных видов деятельности.

- Крики/плач/агрессия при необходимости определенных тактильных контактов/действий.

1. Соблюдение тактильно охранительного режима.

2. Обращать внимание на одежду ребенка, его выбор.

3. Обращать внимание на предпочтительную консистенцию, температуру, текстуру продуктов. Постепенно развивать толерантность к неприятным ощущениям, дозируя их и поощряя попытки и согласие даже на незначительные изменения в меню*.

4. Предупреждение ребенка о необходимости определенных действий/контактов с предметами/материалами, в том числе обозначение данной активности в индивидуальном расписании. Необходимо спрашивать о готовности ребенка («ты готов?»). Использовать сильное, значимое для ребенка поощрение за осуществление малоприятных, нежелательных для ребенка действий/контактов с предметами/материалами.

5. Дозировать неприятные/нежелательные для ребенка контакты с предметами/материалами. Постепенно необходимо увеличивать продолжительность и интенсивность трудного для ребенка взаимодействия и поощрять его новые достижения.

Зрительная  система обеспечивает информацией визуальных характеристиках объектов и субъектов (цвете, форме, освещенности и т.д.), об их расположении в пространстве (в этом случае зрительная система работает вместе с вестибулярной).

Нарушения  зрительного восприятия, так же как и слухового, тесно связаны с нарушением фильтрации информации. Кроме того, огромное значение в развитии дифференцированности зрительного восприятия имеет способность к контролируемой, целенаправленной деятельности,  уровень  произвольности действий (мотивации, планирования, контроля) и  мыслительные возможности (анализ, синтез, сравнение и др. процессы мышления).

Высокая потребность в зрительной стимуляции:

- Избирательность, нестойкость, недифференцированность зрительного внимания;

- неспособность выделять из зрительного поля не только заданный признак, но и сам объект;

- быстрая потеря объекта, отвлечение на другие объекты, «зрительное скольжение»;

- избегание яркого света;

- избегание определенных мест (в т.ч. лестниц, помещений с контрастным  по цвету полом) и др.

Или

- чрезмерное стремление к определенным предметам, изображениям, видеоряду;

- «залипание» на картинках;

- быстрое пролистывание страниц;

- рассматривание через преграду (стекло, пальцы, ленточки/веревочки)

1. Зрительная организация рабочих зон и зон отдыха (обозначение границ, зонирование деятельности, подписи).

2. Ограничение обзора.

3. Ограничение (дозирование) зрительных стимулов (закрытые полки, минимизация зрительных стимулов).

4. Использование ширм (для отдыха или для работы).

5. Организация рабочих и игровых материалов (предоставление материалов в соответствии с возможностями восприятия, ограниченно, последовательно).

6. Использование наглядности при обучении.

7. Первая парта.

8. Индивидуальное рабочее место (для постоянной работы, для самостоятельного выполнения заданий  для индивидуальной деятельности).

9. Очки (в том числе солнцезащитные).

10. Кепка (козырек).

11. Использование лазерной указки.

12. Темное помещение (сенсорная разгрузка в ТСК).

Низкая потребность в зрительной стимуляции:

Слуховая система обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде.

Нарушения  слухового восприятия часто бывают связаны с повышенной чувствительностью  и несформированностью  дифференцированного восприятия звуков. Ребенок  не способен выделять из звукового поля значимые звуки и удерживать свое внимание на них (нарушение фильтрации сигналов).

Слуховое восприятие значительно сильнее связано с произвольностью психических процессов, главным образом мышления.

Высокая потребность в слуховой стимуляции:

- обычно быстрое восприятие слуховой информации;

- заинтересованность в слуховой стимуляции (любовь к прослушиванию песен, музыки, сказок) не вызывает у педагогов и родителей тревоги и проблем.

- Иногда бывает, что ребенок слушает, но не запоминает информацию, не может воспроизвести, ответить на вопросы.

- Ребенок может постоянно задавать определенные вопросы, стремиться получить одинаковые ответы. Такая проблема связана не со слуховым восприятием.

1. Обращать внимание на способность понимать услышанное, идентифицировать звуки, воспринимать и запоминать информацию на слух.

Низкая потребность в слуховой стимуляции: 

- гиперчувствительность к звукам вообще;

- гиперчувствительность к определенным звукам, частотам;

- избирательность слухового восприятия ребенка;

- сниженная способность фиксировать и анализировать звуковую информацию.

- Негативная реакция на звуки (любые или определенные);

- Нарушение слухового внимания (ребенок не удерживает внимание на речи или на определенном слуховом стимуле, не может вычленить главное на слух, легко отвлекается на посторонние звуки);

- ребенок не понимает или плохо, избирательно понимает обращенную речь, ориентируется на показ, ритуалы;

- сенсорная аллалия;

- навязчивое повторение определенных действий с целью получения определенных звуков (например, стучит или хлопает в ладоши);

- вокализации;

- навязчивые повторения фраз, песен, другие проявления эхолалии.

1. Использование берушей, наушников.

2. Контроль громкости речи.

3. Четкость, однообразие и немногословие при объяснении задачи или произнесении инструкций.

4. Использование аудиозаписей, презентаций с озвучиванием.

5. Использование зрительной поддержки (расписаний, алгоритмов, правил, дидактических подсказок).

Вкус обеспечивает информацией о видах вкуса (сладкий, горький, кислый, острый, соленый).

Вкусовые рецепторы на языке, тесно связаны с системой обоняния.

Низкая потребность во вкусовой стимуляции:

- Крайняя избирательность в еде.

- Быстрое пресыщение вкусом.

- Отказ от приема пищи.

- Крик, плач, истерики в столовой или при необходимости туда идти.

1.В такой ситуации необходимо понять, с чем конкретно связана избирательность – с тактильной чувствительностью ротовой полости, особенностями проприоцептивных анализаторов, вкусовой чувствительностью или с влиянием на данную область ощущений других анализаторов (например, предпочтение определенного цвета или формы в еде, избегание резких запахов)*.

2. Обеспечить питание подходящими продуктами.

3. Обеспечить выбор.

4. Научить делать выбор самостоятельно.

5. Постепенно формировать толерантность к новым вкусам, поощрять согласие попробовать.

6. Учить узнавать вкус.

7. Формировать знание эталонов (кислый, соленый, горький, сладкий, острый).

8. Обращать внимание на запах.

Высокая потребность во вкусовой стимуляции:

- Стремление все пробовать на вкус.

- Избирательность в еде.

- Стремление к насыщенным, выраженным вкусам.

- Низкая способность ощущать пресыщение вкусом еды.

- Предпочтение продуктов с выраженным вкусом (часто это относится к фастфуду и продуктам, содержащим усилители вкуса).

- Переедание.

- Капризы, истерики, связанные с требованием определенных продуктов.

1. Определить причину предпочтений. См. выше*.

2. Стремиться делать меню разнообразным по вкусовым ощущениям.

3. Исключить из питания фастфуд и продукты с усилителями вкуса, т.к. на их фоне большинство полезных продуктов кажутся безвкусными.

4. Кормить чаще, но маленькими порциями.

5. Тренировать умение различать вкус и его нюансы.

6. Учить готовить еду самостоятельно.

 

Обоняние обеспечивает информацией о видах запаха.

1. Обонятельные рецепторы на назальной мембране, тесно связаны с вкусовой системой человека.

2. Обонятельная система неразрывно связана с лимбической системой, контролирующей эмоции. Поэтому запахи очень сильно влияют на состояние человека.

3. Вдыхание запахов может помочь ребенку отвлечься, переключить внимание, сосредоточиться на чем-то.

4. Внимание! Необходимо помнить, что при эпилепсии и судорожной готовности игры и задания с запахами, а также использование парфюма необходимо исключить.

Высокая потребность в стимуляции обоняния:

- ребенок принюхивается,  обнюхивает предметы, часто нюхает руки, нюхает людей;

- ребенок вербально жалуется на запах, спрашивает, чем пахнет;

- любит/выбирает пособия с запахами (саше и др.).

1. Использование стимулов: пахнущие ручки или маркеры, душистые свечки, ароматические масла (с осторожностью), саше, пахнущие мыла, крема и масла для тела.

2.Использование пособий для определения запахов. Можно использовать достаточно насыщенные запахи.

Низкая потребность в стимуляции обоняния.

- Избегает резких запахов;

- может демонстрировать рвотный рефлекс на запах;

- ребенок избегает некоторых людей/мест без видимых причин (после исключения других причин).

1.Зонирование рабочего места и места отдыха, отсутствие в окружении ребенка носителей резких, выраженных или определенных (вызывающих реакцию) запахов для обеспечения охранительного режима.

2.Использование назальных затычек.

3. Пособия для определения запахов. Использовать саше с более тоники и ненавязчивыми запахами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в общество с применением математических познаний

Материал о работе педагога по формированию ответственного отношения к трудовой деятельности, оценке учениками качества проделанной ими работы с помощью математических методов, совместной деятельности ...

Развитие познаватльных процессов у учащихся с особыми образовательными потребностями

Доклад по теме самообразования и презентация по развитию познавательных процессов....

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями

Активное действенное взаимодействие учащихся, родителей и учителей – это залог успешной учебы и развития ребенка! На этой страничке Вы, дорогие родители, сможете найти интерсные для Вас методиче...

Выступление на региональном семинаре "Особенности социализации учащихся с особыми образовательными потребностями"

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, посте...

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями

Эта статья поможет родителям особых детей в их воспитании и развитии....