Сообщение на заседание ТГ «Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате» 2018г.
материал

Зайцева Оксана Анатольевна

Сообщение на заседание ТГ

«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате»

2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_ekologii_tg_2018g.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на заседание ТГ

«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате»

2018г.

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной ценности. Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но этим оружием он может пользоваться по – разному. Человек созидает и разрушает природу, тем самым убивает все живое и себя. Воспитанники должны понять, что охрана природы - это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии. Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», - писал И. Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» и уникальностью - вот наша задача.

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Главная цель нашей деятельности: сохранение и укрепление здоровья детей. Для достижения этой цели в нашей школе созданы все условия. Школа – интернат оснащена современными кабинетами, здесь работают опытные педагоги. Имеются учебные фильмы, наглядные пособия, дающие возможность организовать просветительскую и познавательную экологическую деятельность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми,


способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. Особенно важно это для умственно отсталых школьников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход воспитателей при формировании у проблемных детей экологических представлений, позволяет снизить силу цинизма, без духовности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире,дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой.


Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны: первая – экологическое сознание,

- вторая - экологическое поведение.

Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности.

Определяя сущность воспитания экологического мировоззрения можно выделить, во-первых, особенности этого процесса:

I. Ступенчатый характер:

1. Формирование экологических представлений;

2. Развитие экологического сознания и чувств;

3. Формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

4. Выработка навыков и привычек поведения в природе;

5. Преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

II. Длительность;

III. Сложность;

IV. Активность;


во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1. Развитие экологического сознания;

2. Формирование соответствующих (природ сообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3. Выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4. Воспитание устойчивой воли;

5. Формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно влияет на окружающую природу.

На уроках биологии, географии, обществоведения, трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Но эти знания ограничены программными требованиями и не учитывают индивидуальные интересы детей, особенности местности, в которой проживают воспитанники.Теоретическая основа экологического воспитания


основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития.

Мой опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость разработки рабочей программы, содержащей раздел по экологическому воспитанию "Отдыхаем с пользой". Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.

Данную цель я решаю через ряд взаимосвязанных задач:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;

- учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;

- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;

- учить выявлять особенности минерального, живого и растительного мира Самарской области;

- привить любовь и бережное отношение к природе.

Экологию я преподношу воспитанникам как науку о доме, «месте обитания». Дом – это природа. Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить,


изучить и сформулировать (и использовать во благо) эти законы. Управлять природой можно только в полном соответствии с действующими в ней объективными законами. Экологияна уровне познания изучает экосистемы, из сочетания которых состоит природа Земли.

Экология – наука об отношениях растительного и животного мира с окружающей средой. Существуют законы природы:

1. Все взаимосвязано.

2. Все должно куда – нибудь деваться.

3. Все что – нибудь да стоит.

4. Природа знает лучше нас.

Все занятия проходят в игровой форме. Игра взывает эмоциональную и творческую активность даже у самых закомплексованных детей, поэтому на кружке «Природа и фантазия» мы работаем с детьми по программе «Отдыхаем с пользой». Основная цель – формирование и обобщение социального опыта учащихся, подготовка к правильному взаимодействию со средой обитания, безопасному для обеих сторон, осознание ребенком своего места в системе «человек – природа – общество», понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

В своей работе я использовала традиционные формы – это воспитательные занятия, экскурсии. Проводила их систематически. Весь материал старалась распределять по принципу: "От простого к сложному". При планировании деятельности обращала внимание намежпредметные связи: занятия старалась связать с программой по биологии, географии, истории. При организации занятий использую реальные предметы, с которыми дети активно знакомятся, выявляя характерные для них качества и свойства. Лабораторный метод является одним из эффективных методов, при котором учащиеся непосредственно действуют с объектами природы, учатся бережному отношению с ней. Труд создает особенно благоприятные


условия в развитии мышления и воспитания любви к природе. Мне хочется вспомнить проект на тему «Сад моей мечты», который под руководством педагогов создали и защитили воспитанники нашей школы. В результате проектной деятельности силами учащихся были посажены плодовые деревья, заложен сад. Воспитанники не только получили знания о почве, растениях, природных явлениях, но и увидели зависимость жизни деревьев и кустарниковот природно – климатических условий и деятельности человека. Расширение и уточнение чувственного познания является одной из первостепенных задач нашей школы. Практическая деятельность служит для человека одним из основных источников познания и развития. Стали традиционными в нашей школе выращивание комнатных растений. При уходе за комнатными растениями ребята часто оказываются равнодушными к зеленым друзьям, поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Нужно заинтересовать детей. Дать им задание, например, выявить родину каждого растения. Знакомясь с историей комнатных растений по книге Н. Верзилина «Путешествия с домашними растениями», они узнают о правилах ухода и поймут, что полезно для зеленых друзей, а что вредно. В ходе поисковой деятельности воспитанники встречаются с лекарственными свойствами растений, выявляют экологическую цепочку: растения – среда – человек, тем самым приобретают экологические знания и убеждения.Готовясь к занятию «В здоровом теле – здоровый дух», дети нашли много интересного материала о влиянии на состояние человека климатических и природных факторов, о влияниичеловека на природу и их последствиях. В последующем мы пришли к выводу: «Все, что окружает человека взаимосвязано и «что – нибудь да стоит».Целый год мы изучали «Кладовую природы», лекарственные растения нашей местности. С большим интересом дети узнавали новое о знакомых с детства растениях, животных. Так, в прошлом году мы провели занятия по темам: "Сад доброты" (комнатные растения), "Берегите воду", "Лекарственные растения Камышлинского района", "Витамины нашего


стола», «Хлеб всей жизни голова». Во все этих мероприятиях мы использовали народные загадки, пословицы, поговорки, в которых отражено мудрое, бережное отношение народа к богатствам природы, знания сложных явлений окружающего мира. Их по праву можно назвать эффективным средством экологического воспитания.В деле экологического образования и воспитания важна системность и преемственность. Необходимо с начальных классов не только давать ребенку теоритические знания, но и показывать ему, какую пользуон может принести сегодня и сейчас. Интересные примеры можно привести по темам: « Лес и человек»,«Лес наше богатство». Занятия на данные темы провела воспитатель Шайхуллисламова А. З. Она смогла убедить, что произойдет, если каждый отдыхающий ребенок оставит мусор, а взрослый человек – окурок от непотушенных сигарет. Наша задача – привить детям чувство ответственности перед природой.

Кроме традиционных форм я активно использую и нетрадиционные формы работы. С кружковцами мыработали над проектом «Цветы – наши нежные друзья», с воспитанниками приготовили инсценировку "Сказка о золотой рыбке на экологический лад", устный журнал "Кладовая природы», викторину "Знатоки природы", конкурс рисунков на темы"Экологическая сказка". Занятие:«В сказке – ложь, да в ней намек…». На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыбка – это же Мать Природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха – вымогательница – это современный человек. Нужно уметь ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта. В викторину "Знатоки природы" можно включить вопросы по сказке – были. Например, «Как – то крестьяне обратились к великому Чарльзу Дарвину: Что делать, стали падать урожаи гречихи?» «Заведите кошек», - ответил ученый. Крестьяне подумали, что он совсем выжил из ума. (Далее дети предлагают свои варианты ответа с обоснованием). Но Дарвин знал, чего не знали крестьяне. Гречиха опылялась дикими пчелами, гнездо которых стали разорять расплодившиеся мыши. Вот вам пример связи:


гречиха – дикие пчелы – мыши - кошки (лисицы). Эти мероприятия были не только красочными, несли в себе большой эмоциональный заряд, но и вовлекали в экологическую деятельность учащихся.

Работа по воспитанию экологического сознания у учащихся ведется воспитателем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Воспитатель организует прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры. Наблюдения за природой проводятся ежедневно, надневной и вечерней прогулках. Воспитатель привлекает внимание детей к изменениям, происходящим в природе.

Наблюдения должны проводиться исходя из деления природы на живую и неживую, в соответствии со временем года.Воспитатель беседует с воспитанниками на выбранную им тему. Совершенно недостаточно просто заметить какие-либо изменения, необходимо задавать вопрос «почему?», с целью добиться от воспитанников понимания происходящих процессов в природе. В ход беседы следует включать моменты коррекционной работы, носящей характер повторения знакомого материала. Воспитанникам предлагается вспомнить стихотворения о времени года, когда ведется наблюдение, поговорки, пословицы, загадки, описать красивый пейзаж, вспомнить названия перелетных и зимующих птиц, узнать птицу по голосу, вспомнить, чем питаются увиденные птицы, какую пользу они приносят, почему улетают или остаются на зиму и т.д. Данный вид работы расширяет кругозор умственно отсталых школьников, развивает память, речь,


мышление, логику, закрепляет имеющиеся знания, способствует экологическому воспитанию. Такие беседы требуют тщательной подготовки воспитателя и подчиняются определенным требованиям:

1. Доступность.

В группах находятся дети разного возраста, поэтому вопросы должны быть понятны каждому ребенку, в противном случае умственно отсталые дети, не обладая нужной информацией, быстро теряют интерес к беседе, отказываются принимать в ней участие, иногда с трудом вовлекаются в подобный вид деятельности.

2. Содержание.

Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей формируются более глубокие и полные представления об окружающем мире. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой доступной и конкретной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности. Наблюдение должно вызывать интерес у детей к природе, желание узнать о ней как можно больше. Знания, полученные


детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).

3. Ограниченность по времени.

Одно из важных условий правильной организации беседы во время прогулки – ее непродолжительность. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.

4. Эмоциональный оттенок.

Во время проведения беседы воспитателю необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны уметь выражать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.

Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:

5. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

6. Не повреждай кору деревьев.

7. Не рви в лесу, в поле цветы.

8. Не сбивай грибы, даже ядовитые.

9. Не лови насекомых.

10. Не разоряй гнезда птиц.


Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:

1. Береги ветки деревьев и кустарников.

2. Охраняй кору деревьев от повреждений.

3. Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.

4. Береги гнезда птиц от разорения.

Такие беседы призваны сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер.Коррекция взаимодействия с природой: необходимо научить ребят правильному образу жизни, милосердии.Воспитаниездорового образа жизни, развитие интереса детей к своему здоровью напрямую связаны с экологическим образованием и культурой. На мероприятиях:«Охрана здоровья – дело рук каждого», «В здоровом теле – здоровый дух», « Дым, уносящий здоровье», «Мы дружим и поем, без наркотиков живем», - мы не только говорим о вреде курения, алкоголизма, наркотиков и необходимости бережного отношения к здоровью, но показываем их последствия. Говоря об алкоголизме и вреде курения, дети приходят к выводу, что вредные привычки не только вредят организму человека, но приносят большой, непоправимый вред природе и обществу. Например, причиной лесных пожаров является окурок от сигарет, непотушенные костры; аварии на дорогах, взрывы и пожары домов – пьянство. Алкоголь делает человека легкомысленным, эгоистичным, лживым, бесчувственным. А человек – часть природы. Большинство


преступлений связано с пьянством и наркоманией. Ради наживы люди варварски обращаются с окружающей природой.

Воздух – один из основных, жизненно важных элементов окружающей среды. Его чистота имеет для жизни на земле исключительное значение. Если человек может прожить несколько дней без воды и несколько недель без пищи, то без воздуха – считанные минуты.Из этого вытекает необходимость соблюдения режима дня и режима проветривания помещений.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.

Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия, как субботники по уборке территорий: интерната, родников, леса, памятника погибшим землякам; встречи с интересными людьми; тематические экскурсии; ролевые игры; разнообразные конкурсы; экскурсии в природу, работы на пришкольном участке, озеленение школы и прилегающей территории; различные тематические праздники.

Групповое вечернее занятие проводится ежедневно в соответствии с тематическим планированием и планом воспитательной работы детского дома. На групповом занятии проводится работа по воспитанию экологической культуры у умственно отсталых детей с применением методов и форм работы, описанных выше. Воспитатель проводит работу, опираясь на сохранные функции детей, одновременно корригируя имеющиеся недостатки


психической деятельности. Работая в данном направлении, воспитателю очень важно применять индивидуальный подход к воспитанникам.

Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение тематических праздников экологической направленности: праздник «Осень, осень в гости просим»,«День птиц»,«День Земли»; игра «Экологическая почта»;беседа «Экологическая тревога». Так, например, 09. 11. 2013 г. в школе на каникулах Гатауллина Р. Р. подготовила и провела увлекательный КВН по теме « Наша экология». На этом общешкольном мероприятии воспитанники,активно участвуя,показали знания об окружающей природе.

Экологическое воспитание учащихся не должно замыкаться только рамками нашей школы-интерната. Поэтому своих детей я всегда вовлекаю в участие в различных экологических конкурсах. Дети рисуют рисунки о животных из «Красной книги», изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращаю внимание детей, на то, что для наших поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. При изготовлении поделок из бросового материала обращаю внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу. Планируем в феврале принять участие областном экологическом конкурсе: «Зеркало природы», «Зеленая планета».

Большое внимание уделяю ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Мы не просто идѐм на прогулку, в библиотеку, мы наблюдаем за сезонными изменениями в природе. Когда я только начала работать, меня удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать их. Сейчас радуюсь, когда дети показывают мне первый лѐд в лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже грачи прилетели, что видели две радуги. Так мои воспитанники научились видеть красоту родной


природы и захотели поделиться своими впечатлениями с другими людьми. И вот уже два года мы постоянно ходим с фотоаппаратом. В фотоархиве хранится много прекрасных моментов, лучшие снимки мы используем при составлении презентаций, видеороликов, которых представляем на различных конкурсах.

С детьми совершили заочную экскурсию - «Путешествие по родному краю», провели занятие по теме «Наш край», составили презентацию проекта «Царство растений и животных». В ходе занятий с воспитанниками изучили правила поведения на природе и изготовили экологические знаки, дидактический материал, который использовался во время презентации, открытого урока. Дети хорошо запомнили названия охраняемых растений и животных Камышлинского района, познакомились с некоторыми лекарственными растениями. Вместе с прекрасными моментами мы сталкиваемся и с неправильным поведением человека.В результате проведенных исследований во время «Путешествия в царство растений и животных», дети установили, что разнообразный растительный и животный мир нашего края требует внимательного и бережного отношения.

Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, я задаю детям вопрос: "А что мы с вами можем сделать для природы?" Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаю именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным. Также мы готовимся к проведению акции"Кормушка" - к подкармливанию зимующих птиц. Весной традиционно организуем "Огород на подоконнике", сажаем и все вместе выращиваем там декоративные растения.


Результат работы складывается из комплексного труда педагогов специальных (коррекционных) учреждений, работников дополнительного образования, родителей и просто неравнодушных людей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера.Экологическое воспитание детей с ОВЗ в нашей школе охватывает различные виды деятельности воспитанников, и, если проводится систематически, дает положительные результаты.


Литература:

1. «Дефектология» № 2, 1994 г.

2. «Педагогика» № 2 1993 г.

3. «Воспитание школьников» № 5, 1993 г.

4. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник в детском саду и в школе»

издательство ЛИНКА - ПРЕСС Москва 2000

5. «Начальная школа» № 11/ 12 1998 г.

6. «Воспитание школьников» № 7, 2013 г.

7. «Воспитание школьников» № 8, 2013 г.

8. «Охрана природы» М. «Просвещение»1990 г.

9. В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии»

Прославль «Академия развития» 1998 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся

Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате" (муниципальный "круглый" стол)

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате"...

Выступление из опыта работы на тему "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат"

Выступление из опыта работы на тему  "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат". Представленный материал можно ис...